Доклад "Рефлексия учебной деятельности как способ формирования самооценки учебных достижений младших школьников"
Оценка 4.8

Доклад "Рефлексия учебной деятельности как способ формирования самооценки учебных достижений младших школьников"

Оценка 4.8
doc
29.10.2020
Доклад "Рефлексия учебной деятельности как способ формирования самооценки учебных достижений младших школьников"
Доклад Рефлексия учебной деятельности.doc

 

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2018/03/23/k_5ab4e753b601f/463073_4.jpeg

 

«РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ 
САМООЦЕНКИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ 
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

 

https://www.kidsreview.ru/sites/default/files/styles/oww/public/12/13/2016_-_1255/babochki._7.09-167.jpg

С.Ю.Захаренко, Л.В.Мелащенко

Учителя начальных классов

МОУ СОШ № 16

г. Балашов

«Рефлексия учебной деятельности как способ формирования самооценки учебных достижений младших школьников»

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,

 тот и получает преимущества в движении вперёд»

 Евгений Доманский

Младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, своих поступков. Это самый благоприятный период для формирования основ  самооценки любой деятельности ребенка, в том числе и учебной. 

В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Как заниженная, так и завышенная самооценка мешает ребёнку успешно учиться, своевременно распознавать и преодолевать трудности учебной деятельности.

Навыки самооценивания приобретают особое значение в условиях безотметочного обучения младших школьников. На начальном этапе обучения очень важно научить детей анализировать содержание своей деятельности, оценивать ее и планировать с точки зрения достижения положительного результата.

Ребенок учится оценивать результаты своей деятельности тогда, когда сам активно участвует в производстве оценки, поэтому сотрудничество между учителем и учеником должно быть направлено на развитие у учащихся способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.

Одним из способов формирования самооценки учебных достижений младших школьников может стать индивидуальная рефлексия результатов учебной деятельности. Учитывая необходимость не только формирования, но и совершенствования навыков самооценки, представляется важным соблюдать некую последовательность в использовании приемов рефлексии, переходя от простого к сложному:

·       рефлексия настроения и эмоционального состояния;

·       рефлексия содержания деятельности;

·       рефлексия содержания учебного материала;

·       рефлексия результатов учебной деятельности.

1.     Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Её целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности. Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы.

В качестве такой рефлексии можно применять следующие методы:

 карточки с изображением лица (показываем учащимся карточки с изображением двух лиц – веселого и грустного) «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось; «радостный сказочный герой» - всё хорошо, «грустный сказочный герой» - плоховато;

Цветовое изображение настроения (у учащихся две КАРТОЧКИ: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока); или «БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ» (бумажные цветы: красные и голубые раздаются в начале урока); «ДЕРЕВО ЧУВСТВ» Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешают на дерево листочки одного цвета, если нет – другого.

 

             

 

2.     Рефлексия деятельности

Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика на разных этапах урока; эффективность решения поставленной учебной задачи. Можно применять: «Лесенка успеха» (нижняя ступенька - у меня ничего не получилось; средняя ступенька - у меня были проблемы; верхняя ступенька - мне всё удалось)

Метод «Благодарю». В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

«Дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный  – 2-3 ошибки.

"Вагончики" -  Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.

 

 

    

 

 

3.     Рефлексия содержания учебного материала

Её целесообразно проводить в конце урока. Цель такой рефлексии: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала. В качестве такой рефлексии можно применять следующее:

 «Карта рефлексии урока». Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент.


(Сегодня на уроке я научился..., было интересно…, было трудно…, больше всего понравились задания…

Своей работой я доволен…, не совсем доволен…, я недоволен, потому что…

Я выполнил эти задания на уроке, потому что: они мне нравятся больше остальных…, я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями

они легче остальных заданий.)

Понимая, что ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, можно собрать всё на одном листе, вложить в файл и вывесить на доске.

«Метод «плюс – минус - интересно». Можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

- В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы,  которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

- В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной .

 - В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/21656849.jpg

 

    

Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности - не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Успех, как известно, рождает успех. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.

Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Доклад "Рефлексия учебной деятельности как способ формирования самооценки учебных достижений младших школьников"

Доклад "Рефлексия учебной деятельности как способ формирования самооценки учебных достижений младших школьников"

С.Ю.Захаренко, Л.В.Мелащенко

С.Ю.Захаренко, Л.В.Мелащенко

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Рефлексия деятельности Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска…

Рефлексия деятельности Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска…

Рефлексия содержания учебного материала

Рефлексия содержания учебного материала

Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности - не самоцель , а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных качеств современной личности:…

Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности - не самоцель , а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных качеств современной личности:…

Доклад "Рефлексия учебной деятельности как способ формирования самооценки учебных достижений младших школьников"

Доклад "Рефлексия учебной деятельности как способ формирования самооценки учебных достижений младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2020