|
С.Ю.Захаренко, Л.В.Мелащенко
Учителя начальных классов
МОУ СОШ № 16
г. Балашов
«Рефлексия учебной деятельности как способ формирования самооценки учебных достижений младших школьников»
«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,
тот и получает преимущества в движении вперёд»
Евгений Доманский
Младший школьный возраст – это период осознания ребёнком самого себя, своих поступков. Это самый благоприятный период для формирования основ самооценки любой деятельности ребенка, в том числе и учебной.
В настоящее время всё более очевидно влияние самооценки младшего школьника на его поведение, межличностные контакты. Как заниженная, так и завышенная самооценка мешает ребёнку успешно учиться, своевременно распознавать и преодолевать трудности учебной деятельности.
Навыки самооценивания приобретают особое значение в условиях безотметочного обучения младших школьников. На начальном этапе обучения очень важно научить детей анализировать содержание своей деятельности, оценивать ее и планировать с точки зрения достижения положительного результата.
Ребенок учится оценивать результаты своей деятельности тогда, когда сам активно участвует в производстве оценки, поэтому сотрудничество между учителем и учеником должно быть направлено на развитие у учащихся способностей и умений самооценивания как важнейшей составляющей самообучения.
Одним из способов формирования самооценки учебных достижений младших школьников может стать индивидуальная рефлексия результатов учебной деятельности. Учитывая необходимость не только формирования, но и совершенствования навыков самооценки, представляется важным соблюдать некую последовательность в использовании приемов рефлексии, переходя от простого к сложному:
· рефлексия настроения и эмоционального состояния;
· рефлексия содержания деятельности;
· рефлексия содержания учебного материала;
· рефлексия результатов учебной деятельности.
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Её целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта или в конце деятельности. Данный вид рефлексии помогает учителю оценить общее настроение класса. Чем больше позитива, тем лучше понята тема. И наоборот, если условных "тучек" будет больше, значит, урок показался скучным, трудным, возникли сложности с восприятием темы.
В качестве такой рефлексии можно применять следующие методы:
карточки с изображением лица (показываем учащимся карточки с изображением двух лиц – веселого и грустного) «солнышко» - мне всё удалось, «солнышко и тучка» - мне не всё удалось, «тучка» - у меня ничего не получилось; «радостный сказочный герой» - всё хорошо, «грустный сказочный герой» - плоховато;
Цветовое изображение настроения (у учащихся две КАРТОЧКИ: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока); или «БУКЕТ НАСТРОЕНИЯ» (бумажные цветы: красные и голубые раздаются в начале урока); «ДЕРЕВО ЧУВСТВ» Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешают на дерево листочки одного цвета, если нет – другого.
2. Рефлексия деятельности
Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных; а применение в конце урока покажет активность каждого ученика на разных этапах урока; эффективность решения поставленной учебной задачи. Можно применять: «Лесенка успеха» (нижняя ступенька - у меня ничего не получилось; средняя ступенька - у меня были проблемы; верхняя ступенька - мне всё удалось)
Метод «Благодарю». В конце урока учитель предлагает каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.
«Дерево успеха» - зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный – 2-3 ошибки.
"Вагончики" - Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
3. Рефлексия содержания учебного материала
Её целесообразно проводить в конце урока. Цель такой рефлексии: выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала. В качестве такой рефлексии можно применять следующее:
«Карта рефлексии урока». Даётся начало фразы, а ученик заканчивает её. У ребёнка есть возможность выбора той фразы, которая ему необходима в данный момент.
(Сегодня на уроке я научился..., было интересно…, было трудно…, больше всего понравились задания…
Своей работой я доволен…, не совсем доволен…, я недоволен, потому что…
Я выполнил эти задания на уроке, потому что: они мне нравятся больше остальных…, я чувствую, что справлюсь с ними хуже, чем с другими заданиями
они легче остальных заданий.)
Понимая, что ребёнок не в силах запомнить выше представленные фразы, можно собрать всё на одном листе, вложить в файл и вывесить на доске.
«Метод «плюс – минус - интересно». Можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
- В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
- В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной .
- В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Всё, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности - не самоцель, а подготовка к сознательной внутренней рефлексии, развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Успех, как известно, рождает успех. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его.
Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.