ДОКЛАД
«Роль классного руководителя в организации
познавательной деятельности учащихся»
В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность и умение учителя профессионально руководить ею.
Со стороны учителя учебный процесс может быть управляем пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считают такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний.
Активно управляемый учебный процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи.
Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей школьников, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося.
В процессе учения учащийся также может проявлять пассивную или активную познавательную деятельность (познавательную пассивность или активность).
«Познавательная активность – это инициативное, действенное отношение учащегося к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении». (П. М. Лебедев).
Сопоставление познавательной пассивности и активности учащихся на всех стадиях обучения убеждает, что вторая включает:
· мотивы и цели деятельности;
· интерес к предмету;
· внимание к изучаемому объекту;
· волевые усилия;
· положительные эмоции;
· творческую самостоятельность;
· владение необходимыми способами и приемами познавательной деятельности;
· оптимальный ритм и режим работы, обеспечивающий полное овладение нужными знаниями, умениями и навыками.
Для активизации познавательной деятельности учащихся педагоги используют:
- проблемные и игровые ситуации;
- поощрения;
- стимулирование;
- эмоциональное воздействие;
- усиление требовательности и контроля;
- внедрение оптимального ритма и режима работы для каждого учащегося;
- приемы снятия усталости;
- рассказы о способах и приемах запоминания и усвоения материала из истории развития науки;
- об особенностях творчества ученых-математиков;
- о возможных путях применения на практике данной отрасли знаний и т. п.
Познавательной активности школьник не будет проявлять, если он не получает удовлетворения от результатов, не знает или не видит путей применения знаний на практике. И тут приходит на помощь классный руководитель, который должен вовремя исследовать причины учебных проблем ученика и использовать полученные результаты в работе с ним, его родителями с классом. В этом могут помочь следующие методики (методы изучения учебной мотивации):
1) изучение отношения учащихся к учебным предметам;
2) ранжирование учебных предметов;
3) доминирующие мотивы.
Рассмотрим выбор предметов на примере 10 «А» класса.
72 % учащихся на 1-е место поставили – историю, право, обществознание, литературу, русский язык, иностранный язык.
25 % учащихся – математику, физику, химию.
3 % учащихся выбрали физическую культуру, ОБЖ, технологию.
А почему выбрали именно в таком порядке? Это можно выяснить, используя остальные различные методики. Выбор в таком порядке приоритетных предметов обусловлен, в первую очередь, особенностями развития способностей учащихся по типам «математик», «гуманитарий», «естественное направление». Следовательно, уровень обученности выше по соответствующим предметам, т. е. на успеваемость ребенка по тому или иному предмету влияет интерес к этой области знаний.
Мотивы самообразования связываются с перспективами выбора профессии, и на основе этого складываются мотивы профессионального и жизненного самоопределения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.