Доклад
Роль классного руководителя
в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого студента.
Классный руководитель:
Синицына С.Г.
Группа № 12
Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого студента.
Большую роль в социальном становлении студентов играют отношения, которые складываются со сверстниками. От этих отношений зависит возможность адаптации и раскрытие потенциала каждого студента. Любая группа имеет доминирующий фактор сплочения (общие интересы группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм и т.д.), в зависимости от каждого фактора группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает её от других групп. Но всем нам понятно, что группа не может сложиться как коллектив в первый момент своего существования. Это длительный процесс.
Коллектив - это большая воспитательная сила, так как он способен удовлетворять духовные потребности студентов в общении, самоутверждении, самовыражении. Коллектив даёт возможность каждому студенту приобрести необходимый опыт общественной жизни и развивать свои лучшие индивидуальные качества. Коллектив, как живой организм, рождается, развивается, живёт. Коллектив сплачивается в процессе совместной деятельности и общения. В нём возникают, прежде всего, деловые отношения - отношения ответственности-зависимости. Они являются основными в коллективе.
Классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в группе, имея в виду их стержень - деловые связи студентов. В группе должен быть актив (группа студентов), на который всегда можно опереться, и который может влиять на остальных студентов. Это не значит, что эти студенты находятся у классного руководителя на «особом положении», но в коллективе они должны пользоваться уважением.
Далее классный руководитель создаёт условия для становления классного коллектива. Строит свою работу на основе общих интересов обучающихся, равенства, терпимости друг к другу. Подбирает мероприятия, которые способствуют сплочению ребят, устанавливает социальные нормы. Это беседы, классные часы, имеющие нравственную тематику, направленные на установление социального статуса, соблюдение общепринятых норм поведения, этикета. Особенно сплачивают студенческий коллектив общие дела, коллективные экскурсии, походы в кино и т.д. В коллективе не должно быть места страхам, шантажу, подавлению более сильной личности слабую. Это классным руководителем должно моментально пресекаться.
Чтобы студенту было комфортно в классном коллективе, классный руководитель должен выполнять следующие задачи:
1. Создать условия для развития интеллектуальных, творческих, нравственных качеств у студентов.
2. Обеспечить поддержку студентам для развития их творческого потенциала.
3. Создать условия для формирования навыков здорового образа жизни.
4.Создать условия для социальной адаптации каждого студента к современному обществу.
5.Создать условия для укрепления внутрисемейных связей студентов и их родителей.
Доминирующий фактор сплочения:
- общие интересы;
- стремление приспособиться в специфических условиях;
- авторитет лидера;
- наличие социальных норм.
Строя свою работу, классный руководитель опирается на принцип сотрудничества:
- безусловное принятие личности, её слабых и сильных сторон;
- беспристрастность в оценке поступков студентов;
- терпение в достижении результатов воздействия и терпимость в отношении к членам коллектива;
- диалогичность в общении;
- отсутствие страха;
- использование чувства юмора;
- отсутствие сделать ошибку и признать её.
Классный руководитель играет главную роль и в формировании коллектива, и в организации его воздействия на личность студента. Для создания коллектива из группы ребят одного плана работы (с фиксацией в нём выполненных пунктов) недостаточно. Нужна программа воспитательной деятельности или программа воспитания. Работа по формированию коллектива должна проводиться последовательно, целенаправленно и не просто по схеме - плану (определённой фиксации проделанного), а комплексно в рамках целостной воспитательной деятельности. Именно она и должна стать фундаментом формирования коллектива и личности в работе классного руководителя. И если мы это научимся делать, тогда не только с практической точки зрения, многие наши проблемы будут решены.
Чтобы работа по формированию студенческого коллектива была успешно решена, классному руководителю необходимо учесть следующее:
1. открытость деятельности классного руководителя: «Планируем вместе, анализируем вместе, радуемся вместе»;
2. осуществление обратной связи: после каждого проведённого совместного дела классный руководитель организует беседу, анализ, что благоприятствует неформальным отношениям между членами коллектива;
3. сотворчество (сотрудничество в творчестве);
4. успешность (с использованием инструмента оценки);
5. свобода выбора;
6. целевая направленность на конкретный результат дела;
7. привлекательность деятельности.
Основные направления работы классного руководителя по организации и развитию классного коллектива:
- организация коллективной деятельности.
Одним из помощников в организации жизни группы является самоуправление. В своей работе со студентами именно развитию самоуправления в группе я отвожу важную роль. Самоуправление – результат огромной совместной работы классного руководителя и студентов.
- организация самоуправления.
Немаловажную роль в организации самоуправления в группе играют родители во главе с родительским комитетом, которые в большей мере заинтересованы, чтобы их дети стали как можно самостоятельнее, целеустремлённее, ответственнее, сплоченнее.
- организация работы с родителями.
На всех стадиях развития классного коллектива возникают, крепнут и сплачивают коллектив большие и малые традиции.
Традиции настраивают студентов на коллективные, творческие дела. Классный коллектив - это большая семья. Скучен и неуютен дом, где нет праздников, где нет потребности после большой трудной работы собраться всем вместе. Добрые традиции, развиваются, закрепляются и передаются из года в год. На таких мероприятиях развиваются дружеские отношения между студентами, в первую очередь, культивируется внимательное отношение друг к другу.
- организация традиций коллектива.
Кроме того, сплочению коллектива способствуют разнообразные внеклассные мероприятия, где активное участие принимают студенты : экскурсии, походы, праздники. Важную роль в формировании классного коллектива и установлении взаимоотношений в группе играют классные часы.
- воздействие на межличностные отношения в классном коллективе.
- внеурочная деятельность
Классный руководитель должен быть дирижером, руководить, управлять процессом становления коллектива, его формированием. Он не волен заставить дружить ребят, но помочь каждому раскрыться, показать свои лучшие стороны, которые могут привлечь к нему сверстников, - это ему под силу. Формирование и сплочение коллектива – это как восхождение к вершине. Одному туда никак не добраться. Только сообща можно штурмовать пик, именуемый «коллектив».
- «Песчаная россыпь» - бывает в коллективе, что каждый как песчинка: и вроде все вместе, и а то же время каждый отдельно. Нет того, чтобы что-то «сцепляло», соединяло людей.
- «Мягкая глина». В группе, находящейся на этой ступени, заметны первые усилия по сплочению коллектива, хотя они и робкие. Ребята по своей инициативе редко приходят на помощь друг другу.
- «Мерцающий маяк» - формирующийся коллектив озабочен, чтобы каждый шел верным путем. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, бывать вместе.
- «Алый парус» - дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью.
- «Горящий факел» - это живое пламя, горючим материалом которого являются тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за весь коллектив.
Критерии коллектива:
- групповая направленность;
- способность группы к самоуправлению;
- подготовленность группы к совместной деятельности.
Показатели развития коллектива:
- интеллектуальная коммуникативность;
(межличностное восприятие, взаимопонимание, общий язык, понимание с «полуслова»);
- эмоциональная коммуникативность (общение и поддержка в радости и горе);
- волевая коммуникативность (способность противостоять трудностям в экстремальных ситуациях)
Показатели развития коллектива:
- мобильность;
- товарищеские взаимоотношения;
- мажорное мироощущение;
- ответственность за коллективное дело;
- самостоятельное выдвижение общественно-значимых целей
Основная цель классного руководителя - максимально использовать возможности коллектива для решения тех задач, ради которых этот коллектив создаётся.
Влияние классного руководителя на формирование личности каждого студента.
Главнейшая роль в формировании личности принадлежит преподавателю, и, в первую очередь, классному руководителю. Преимущества классного руководителя перед большинством родителей: специальные знания, знания педагогики, психологии, которые должны постоянно обновляться. Классный руководитель должен быть яркой личностью, тогда только он сможет воспитать личность. Немаловажно, чтобы классный руководитель работал с группой на протяжении нескольких лет. Определить особые способности, склонности студента. Не столько обучить, сколько развить человеческие черты характера: мягкотелость превратить в доброту, жестокость — в твердость характера, жадность для себя — в бережливость для коллектива, клоунаду на уроке — в выступление на сцене и т.д.
Чтобы лепить, надо знать свойства материала - изучить душу студента.
Пути изучения:
а) личное знакомство с семьей, с домашней обстановкой;
б) изучение в общих делах: субботники, экскурсии, походы в музей, уборка, дежурство по училищу;
в) присутствие на уроках других преподавателей;
г) психологические эксперименты (редко и осторожно).
д) индивидуальные беседы.
Методы формирования личности:
- Поручения, их проверка и помощь в выполнении.
- Организация встреч с людьми, могущими стать примером для подражания.
- И опять — беседы, разговоры (не нотации) — не в классе при всех. Велико значение индивидуальных бесед.
- Вести дневники наблюдений.
Необходимо остерегаться ошибок:
- Одно слово может навсегда убить доверие к классному руководителю.
- Тактичность в общении с родителями и в беседах о родителях.
- Не все можно обсуждать в коллективе (Сухомлинский). Лучше выяснить что-то в индивидуальной беседе.
- Не чувствуя меры, можно воспитать качество, противоположное желаемому. (Тщеславие, индивидуализм, высокомерие, ябедничество, лживость).
Основные направления деятельности классного руководителя по воздействию на индивидуальность студента:
· установление личных контактов;
· изучение студентов;
· реализация индивидуального подхода;
· средства индивидуального воздействия;
· выстраивание программы личностного роста студента;
Успех индивидуального подхода обеспечивается реализацией следующих правил:
строить отношения со студентами необходимо на основе высоких этических норм;
· требование инструментовать так, чтобы студент воспринимал его не как диктат, а как свой добровольный выбор;
· в процессе организации деятельности особое внимание обращать на создание ситуации успеха, осуществлять педагогическую поддержку;
· избегать скоропалительных, поспешных оценок поступкам и поведению студента;
· помнить: взаимопонимание, сотрудничество со студентом возможно лишь в атмосфере доверия, уважения к его интересам, мнениям.
Заключение
В настоящее время выделяют несколько ведущих функций классного руководителя:
1.«контролер», обеспечивающий включение студентов в учебно-воспитательный процесс (контроль за посещением, поведением, дежурством, питанием; выяснение отношений с родителями, индивидуальная работа со студентами, игнорирующими учебно-воспитательный процесс);
2.«проводник по стране знаний», создающий условия для развития познавательного интереса и желания учиться (информирование студентов и родителей об особенностях училища и требованиях к обучающимся; проведение воспитательных мероприятий познавательного характера; оказание помощи студентам в самообразовании);
3.«нравственный наставник», содействующий соблюдению студентами норм и правил, разрешению возникающих конфликтов как между студентами, (обучение этике и этикету; проведение бесед на нравственные, социальные, правовые темы; оценка поступков студентов; индивидуальная работа со студентами, нарушающими нормы поведения в образовательном учреждении);
4.«носитель культуры», помогающий освоить культурные ценности, на основе которых организован учебно-воспитательный процесс (проведение экскурсий, коллективных походов в музеи, театры, на выставки; организация вечеров и бесед о культуре, культмассовых мероприятий в образовательном учреждении);
5.«старший товарищ», помогающий включиться в различные виды деятельности, берущий на себя часть заботы об студентах (формирование коллектива группы, организация коллективной творческой деятельности);
6.«социальный педагог», способствующий решению различных социальных проблем студентов (создание нормальных условий обучения в образовательном учреждении и дома, защита прав студентов, формирование навыков социальной жизни);
7.«фасилитатор», оказывающий помощь студентам в самопознании, самоопределении, самореализации (проведение бесед, тренингов, игр; индивидуальная работа со студентами).
Не столь важно точно выделить главную функцию классного руководителя. Важно, чтобы студенты группы чувствовали доброжелательный настрой к ним со стороны классного руководителя, заинтересованность его в совместной деятельности, тогда складываются доверительные отношения, которые ведут к конструктивной совместной деятельности
Список использованной литературы
1. Каманин, О.Н., Создание детского общественного объединения / О. Н. Камакин // Справочник классного руководителя. - 2009. - №12. - с.33-40.
2. Нечаев, М.П., Имидж классного руководителя / М.П. Нечаев // Справочник классного руководителя. - 2008. - №9. - с.33-35.
3. Макаренко, А.С, Педагогические сочинения, т.1./ А.С. Макаренко - М.: Педагогика, 1983.-386с.
4. Сухомлинский В.А., Как воспитать настоящего человека / В.А. Сухомлинский -М.: Педагогика, 1990. - 286с.
5. News. 1 September, ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.