Доклад на тему: «Роль коррекционно-развивающей среды в социализации детей с ОВЗ на уроках «Окружающий социальный мир»
Цель: рассмотреть роль коррекционно-развивающей среды в социализации детей с ОВЗ на уроках «Окружающий социальный мир»
«Дефект присущ не ребенку, а социальным условиям, которые не позволяют ему преодолеть препятствия на пути к реализации возможностей и использовать те ресурсы, которые у него имеются».
Л.С. Выготский
Под коррекционно-развивающей средой понимается специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребенка с ОВЗ, но и направленное на развитие личности ребенка.
Требования к коррекционно- развивающей среде:
· Трансформируемость-возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации.
· Доступность
· Безопасность- соответствие всех элементов среды требованиям по обеспечению надежности и качества
К основным базовым компонентам коррекционно-развивающей среды относятся:
- природное окружение и его объекты;
- культурно-дизайнерское оборудование и атрибутика;
- игры и игрушки;
- коррекционно-развивающие дидактические игры и тренинги;
- игры - театрализации;
- дидактические пособия.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Содержание предмета «Окружающий социальный мир» представлено следующими разделами: «Школа», «Квартира, дом, двор», «Предметы и материалы, изготовленные человеком» «Транспорт», «Традиции, обычаи», «Страна». Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей.
Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса воспитанников и т. д.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно – ролевые игры, беседы.
На уроках мы используем:
- различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации);
- схемы и алгоритмы действий;
- модели последовательности рассказывания, описания
- модели сказок
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования. Ребенок наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
По теме «Пожарная безопасность» ребята получают представления о соблюдении правил безопасности и поведения во время черезвычайной ситуации
Театральная деятельность «В гостях у сказки» на уроках позволяет формировать опыт соц. навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка всегда имеет социально-нравственную направленность (доброта, смелость, умение выйти из сложных ситуаций..) Театрализация - это комплексный подход, который активизирует лексику и коммуникативные навыки ребенка, исключает механическое воспроизведение материала и подразумевает креативное усвоение речи на основе художественной литературы.
На уроках ребятам очень интересны виртуальные «волшебные» экскурсии, викторины и конкурсы.
Необходимо всю работу по социализации обучающихся, проводить, опираясь на жизненный опыт, подбирать для изучения на уроках материал, который будет интересен и необходим для формирования и накопления опыта социального поведения.
Подводя итог, можно сказать, что коррекционно-развивающая среда — это комплексный, системный, вариативный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с интеллектуальными отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми. В наших руках возможность формировать личность — любознательную, интересующуюся, активно познающую мир, умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности, готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.