Доклад «Роль коррекционно-развивающей среды в социализации детей с ОВЗ на уроках «Окружающий социальный мир»

  • docx
  • 14.12.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала окр мир.docx

Доклад на тему: «Роль коррекционно-развивающей среды в социализации детей с ОВЗ на уроках «Окружающий социальный мир»

Цель: рассмотреть роль коррекционно-развивающей среды в социализации детей с ОВЗ на уроках «Окружающий социальный мир»

                       «Дефект присущ не ребенку, а социальным условиям,                           которые не позволяют ему преодолеть препятствия на пути к реализации возможностей и использовать те ресурсы, которые у него имеются».

                                                                                                        Л.С. Выготский                                  

Под коррекционно-развивающей средой понимается специально организованное пространство, обеспечивающее не только коррекцию и компенсацию нарушенных функций, адаптацию и социализацию ребенка с ОВЗ, но и направленное на развитие личности ребенка.

Требования к коррекционно- развивающей среде:

·        Трансформируемость-возможность изменений в зависимости от образовательной ситуации.

·        Доступность

·        Безопасность- соответствие всех  элементов среды требованиям по обеспечению надежности  и качества

К основным базовым компонентам коррекционно-развивающей среды относятся:

- природное окружение и его объекты;

- культурно-дизайнерское оборудование и атрибутика;

- игры и игрушки;

- коррекционно-развивающие дидактические игры и тренинги;

- игры - театрализации;

- дидактические пособия.

Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются: знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).

Содержание предмета «Окружающий социальный мир» представлено следующими разделами: «Школа», «Квартира, дом, двор», «Предметы и материалы, изготовленные человеком» «Транспорт», «Традиции, обычаи», «Страна». Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе. Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей.

Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем мире. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса воспитанников и т. д.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно – ролевые игры, беседы.

На уроках мы используем:

- различные варианты материалов по одной теме (живые объекты, объемные предметы, плоскостные предметы, иллюстрации);

- схемы и алгоритмы действий;

- модели последовательности рассказывания, описания

- модели сказок

Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования. Ребенок наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.

По теме «Пожарная безопасность» ребята получают  представления о соблюдении правил безопасности и поведения во время  черезвычайной ситуации

Театральная деятельность «В гостях у сказки» на уроках позволяет формировать опыт соц. навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка всегда имеет социально-нравственную направленность (доброта, смелость, умение выйти из сложных ситуаций..) Театрализация - это комплексный подход, который активизирует лексику и коммуникативные навыки ребенка, исключает механическое воспроизведение материала и подразумевает креативное усвоение речи на основе художественной литературы.

На уроках ребятам очень интересны виртуальные   «волшебные» экскурсии, викторины и конкурсы.

Необходимо всю работу по социализации обучающихся, проводить, опираясь   на жизненный опыт, подбирать для изучения на уроках материал, который будет интересен и необходим для формирования и накопления опыта социального поведения.

Подводя итог, можно сказать, что коррекционно-развивающая среда — это комплексный, системный, вариативный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с интеллектуальными отклонениями в развитии на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми. В наших руках возможность формировать личность — любознательную, интересующуюся, активно познающую мир, умеющую учиться, способную к организации собственной деятельности, готовую самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также