Система оценки формирования УУД в гимназии.
«В педагогическом мастерстве учителей
сердцевину образует их способность
точно оценивать прогресс ученика»
М. Барбер
Наш мастер-класс разрешите начать с армянской притчи.
Сидел как-то соловей на ореховом дереве и распевал свои соловьиные песни. Да так распелся, что и не заметил, как рядом с ним уселась ворона.
— Эй, соловей, и не стыдно тебе передо мной петь свои глупые песни! — крикнула ворона.
Соловей не поверил своим ушам. Неужели это было сказано о нём, соловье? Страшно рассердился он и сказал:
— Люди не нарадуются, слушая мои песни. Меня в золотой клетке держат, самым лучшим зерном кормят. Как ты только, старая падаль, можешь обо мне судить! Ведь у тебя и голоса никогда не было. Да чтоб тебе радости не видеть, если я стал посмешищем для такой, как ты!
— Успокойся! — отвечает ворона. — Слетаем в город и спросим у мудрецов, кто из нас лучше поёт. Пусть нас рассудят. Но только с условием: кто из нас проиграет, тому победитель выколет глаз.
Соловей был согласен на всё.
Полетели они в город. Видят, лежит в луже свинья. Подлетели они к свинье и говорят:
— Рассуди нас, свинья. Скажи, кто из нас лучше поёт.
— Конечно, ворона, — отвечает свинья. — У неё такой бас!
Выколола ворона соловью глаз и улетела, довольная победой. Улетел в свой лес и соловей.
Сел он на то же ореховое дерево и запел грустную песню. Услышала ворона соловья, подлетела к нему и говорит:
— Эх, глупый соловей. Ты ж проиграл, вот я и выколола тебе глаз. Чего ж теперь грустить?
— Мне грустно не оттого, что я остался без глаза, — отвечает соловей. — Нет, я лишь оплакиваю тот час и ту минуту, когда послушался тебя и доверил решение нашего спора свинье. А ведь свинья всегда остаётся свиньёй!
Я специально выдержала знаменитую занковскую паузу.(Я много лет работаю по системе Л.В.Занкова.) Какие же мысли у вас появились, кто хочет поделиться ими.
Сегодня мы с вами будем говорить об оценивании.
Какие вопросы вы можете задать к этому понятию «оценивание».
- Кто? . Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге (внешняя оценка + самооценка). Ученик имеет право аргументировано оспорить выставленную отметку
- Как? Оценка ученика определяется по универсальной шкале трех уровней успешности.
- Когда? За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающую овладение отдельным умением, определяется и, по возможности, ставится своя отдельная отметка.
. За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку
. Итоговые оценки и отметка (за четверть, полугодье, триместр) рекомендуется определять не за отрезок учебного года (число уроков четверти), а за учебный модуль (блок тем), который изучали в этот отрезок учебного времени. Итоговая оценка выражается в характеристике продемонстрированного учеником на данном отрезке времени уровня возможностей. Итоговая отметка – это показатель уровня обученности. Он высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, выставленных с согласия ученика, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учетом их возможной пересдачи
- Что? Оценивается любое, особенно успешное ,действие, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи- умения по использованию знаний
-Где? Отметки (или часть их) выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи
Вспомним, что система оценивания в рамках ФГОС выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как
- самостоятельный и самоценный элемент содержания,
- средство повышения эффективности преподавания и учения,
- фактор, обеспечивающий единство вариативной системы образования; регулятор программы обучения.
Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:
оценивание-постоянный процесс, в зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая оценка (отметка) может быть выставлена как обобщенный, усредненный результат всего периода обучения;
оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно;
оцениваются только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат;
система оценивания выстраивается таким образом, что учащиеся приобретают навыки и привычку к самооценке и взаимооценке;
в оценочной деятельности реализуется заложенный в стандарте принцип распределения ответственности между различными участниками образовательного процесса. При выполнении проверочных работ должен соблюдаться принцип добровольности выполнения задания повышенной сложности.
В начальной школе рекомендуется использовать три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения, и итоговое оценивание.
А теперь рассмотрим систему формирования УУД, основной целью которой является общее развитие каждого ребенка на базе усвоения знаний, умений и навыков, дидактические принципы способствуют достижению именно этой цели, а главным становится оценка индивидуальных достижений каждого школьника по показателям развития и качеству знаний.
Обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности позволяет реализовать в школьной практике известное положение Л.С. Выготского о том, что обучение должно забегать вперед развития и осуществляться не на уровне актуального развития ребенка, а в зоне его ближайшего развития. Соблюдение меры трудности зависит от того, где у каждого конкретного ребенка находится зона ближайшего развития, куда и должно «забегать» обучение применительно к разным детям. Следовательно, реализация ведущего дидактического принципа системы полностью зависит от степени нашего знания о ребенке. В материалах по оцениванию, разработанных в рамках стандартов, выделяют базовый уровень (отражающий уровень актуального развития ребенка) и повышенный (соответствующий его зоне ближайшего развития).
В настоящее время всеми признано, что необходим учет качественного результата процесса обучения. Не только «знаниевый уровень», но и уровень развития УУД.
За годы исследования проблемы соотношения обучения и развития школьников и реализации в практике школы системы развивающего обучения сложилась уникальная методика изучения результативности образовательного процесса. Она охватывает всех его участников (школьника, учителя, родителей), все этапы обучения (особое внимание уделяется адаптационным периодам в первом и пятом классах), раскрывает разные стороны жизнедеятельности школьника (учебную и внеучебную), раскрывает как ход общего развития учащихся, так и усвоение знаний, умений, навыков.
Изучение результативности в формировании осуществляется на двух уровнях:
1) уровень непосредственных наблюдений за участниками педагогического процесса без применения каких-либо специальных методик;
2) уровень более глубокого, детального изучения результативности с применением специальных методик, приемов, заданий.
Для изучения результативности образовательного процесса путем непосредственных наблюдений за его участниками учителя нашей гимназии взяли методику психолога М.Ступницкой «Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников». Она помогает отслеживать общее развитие каждого ученика.
Рассмотрим, например, метапредметные планируемые результаты, которые делятся на 3 группы: регулятивные, коммуникативные, познавательные.
В методике Ступницкой возьмем 3 группу: интеллектуальные умения и навыки. В оценивании интеллектуальных умений и навыков рассматриваются следующие позиции:
восприятие устной и письменной информации;
интеллектуальная обработка информации;
результативность интеллектуальной деятельности;
самооценка результата работы;
соответствие статуса учащегося требованиям программы обучения.
Оценивание ученика представлено в 3-х бальной системе.
Интерпретация баллов:
I – 3 или 2 балла – ученик достиг уровней базовой и повышенной подготовки;
II – 1 балл - ученик достиг уровня базовой подготовки;
III – 0 баллов - ученик не достиг уровня базовой подготовки.
Эти баллы условно, помогают отнести учащегося к определенной группе. Их в методике М. Ступницкой три: слабая, средняя, сильная. Как видим, данная диагностика помогает определить уровень развития ученика, выявить причины снижения и его результативности, увидеть рост ученика.
Например, рассмотрим данные наблюдения.(См таблицу).
Изучение результативности образовательного процесса с помощью специальных способов и приемов.
Исходя из трактовки понятия «развитие», которая положено в основу этой системы: развитие есть проявление новообразований в психике ребенка, не заданных напрямую обучением.
Общее развитие развертывается как процесс целостный: каждое психическое новообразование возникает как плод взаимодействия всех сторон психики: ума, воли, чувств ребенка. Но при изучении эта целостность неминуемо расчленяется - иначе как проникнуть в нее? Общее развитие может быть охарактеризовано, прежде всего, данными о развитии таких видах психической деятельности, как наблюдение, мышление, практические действия.
Для изучения и оценивания общего развития учащихся, т.е. метапредметных УУД за основу мы взяли УМК «Учимся учиться и действовать» Бегловой Т.В., Битяновой М.Р., Меркуловой Т.В., ТеплицкойА.Г.
Процесс формирования УУД отслеживается ежегодно с 1 по 4 класс, оценивание уровня сформированности УУД осуществляется с помощью специально сконструированных заданий, представленных в рабочей тетради.
Вот какие УУД помогает отслеживать и оценивать данный мониторинг:
1.Умение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей.
2.Умение самостоятельно осуществлять контроль учебной деятельности
3.Умение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценки
4.Умение осуществлять логическое действие «анализ» с выделением существенных и несущественных признаков
5.Умение осуществлять логическое действие «синтез»
6.Умение осуществлять логическое действие «сравнение» по заданным/самостоятельно выбранным критериям
7.Умение осуществлять логическое действие «классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям
8.Умение осуществлять логическое действие «обобщение»
9 Умение строить простые умозаключения по аналогии
10.Умение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений
11.Умение сознательно строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникации
12.Умение формулировать точку зрения
13.Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений.
Практическая работа с аудиторией.
Таким образом, педагогическое наблюдение и экспертная оценка учителем, педагогом-воспитателем уровня сформированности УУД. проводится в динамике на протяжении 1-4 класса, результаты сравниваются для определения дальнейшей образовательной траектории развития обучающегося. Фиксируется в портфолио в виде оценочных листов и листов наблюдений учителя или школьного психолога. Целесообразность этой процедуры обусловлена возможностью оценивания достижения таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно (или невозможно и нецелесообразно) проверить в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, уровень сформированности такого умения как «взаимодействие с партнером»: ориентация на партнера, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координировать различные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.
Основная
функция оценивания УУД заключается в том, чтобы
определить, с одной стороны, степень освоения учащимися заданного способа
действия, с другой стороны, продвижение учащихся относительно уже освоенного
уровня способа действия. Эти функции оценки связаны, прежде всего, с
прогностической и рефлексивной формами оценки.
Таким
образом, действие оценки по ходу решения учебной задачи должно
позволять учащимся определить: освоен или не освоен (и в какой степени) ими
общий способ решения учебной задачи; соответствует или нет результат учебных
действий их конечной цели; есть ли у учащихся возможности (знания, способы
действия, желание) для предстоящего решения задачи; каков «прирост» в знаниях,
способах действия, способностях получился у учащихся в ходе решения
предложенной им учебной задачи.
Основные функции оценивания УУД:
1.нормативная
функция включает в себя, с одной стороны, фиксирование
достижений конкретного учащегося в рамках государственного стандарта, с
другой стороны — административное отслеживание успеваемости отдельных
учеников, классов, уровня их подготовки и качества работы учителя;
2.информативно — диагностическая функция - связь между всеми участниками образовательного процесса, содержательная и эмоциональная рефлексия учащихся, и рефлексия учителей;
3.функция, связанная с мотивацией деятельности учащихся.
В заключении хочется сделать вывод, что в основе развивающейся системы обучения всегда лежала идея слить обучение, воспитание и развитие в единый процесс. Учить детей без двоек, без принуждения, развивать у них устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Плохой учитель - описывает.
Хороший – объясняет.
Отличный – показывает.
А великий – вдохновляет.
Пусть каждый из вас оценит, какой он учитель. Пусть каждый из вас стремится быть вдохновителем для своих учеников, т.е. великим.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.