Тема. Система работы со слабоуспевающими обучающимися в специальной (коррекционной) школе.
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой.
Существуют дети, относящиеся к группам риска. Неуспеваемость таких детей в основном обусловлена повышенной возбудимостью или утомляемостью, трудностями в коммуникации, неумение сосредоточиться и удержать внимание. Всё это обуславливает ослабление познавательных способностей, снижает эффективность обучения.
Основные причины неуспеваемости: влияния улицы, сверстников, проблемы, имеющиеся в семье, дефекты здоровья школьников, низкое развитие интеллекта, пропуски занятий по болезни, прогулы, отсутствие устойчивой положительной мотивации.
Таким обучающимся, несомненно, нужна помощь, которая должна заключаться главным образом в формировании и развитии приемов познавательной деятельности.
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими обучающимися использую новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строю с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
В своей практике на уроках в работе с неуспевающими детьми применяю такие методические приемы:
- Самый удобный способ проверки знаний - карточки. Но карточки даются не только неуспевающим, но и другим детям, чтобы у класса создавалось мнение, что проверяется группа обучающихся.
- При опросе слабоуспевающим обучающимся даю примерный план ответа, разрешаю пользоваться планом, больше времени готовиться к ответу у доски.
- Ученикам задаю наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
- Хороший стимул в работе - коллективная работа, комментирование решения по образцу, повторения объяснения по схеме, плану доказательства.
-Помогают в работе карточки взаимоконтроля, который проводится по теоретической и практической части.
- Успешна «цепочка» при отработке практических навыков в изучении нового материала. Решение новых заданий обучающиеся комментируют по цепочке. Ошибки исправляет учитель.
- В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим обучающимся даю задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах, отмечаю положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаю типичные затруднения в работе и указываю способы их устранения, оказываю помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
В своей практике часто использую тестирование. Оно позволяет провести широкий и глубокий контроль знаний. Тест выявляет общую картинку и дает возможность для индивидуальной работы с успевающими и отстающими. Я пользуюсь тестами для контроля и обучающими тестами. Они дают возможность слабым обучающимся выбрать верный ответ.
Самый высокий уровень познавательной активности и самостоятельности обучающихся проявляется в ходе самостоятельных работ. Выполняя самостоятельные работы, ученик может пользоваться записями в тетрадях, обращаться за помощью к учителю. Если ученик консультировался несколько раз, то он должен решить задание другого варианта. Я помечаю, какие задания вызывают затруднения, чтобы включить такие задания на следующих уроках. На самостоятельных работах я обращаю внимание на быстроту включения в работу, учитывая тип темперамента каждого обучающегося.
Для повышения интереса к работе стараюсь включать занимательные элементы, применять средства эмоциональной разрядки, вовлекать в эту работу в первую очередь обучающихся с пониженной работоспособностью. Этой цели служат задания, основанные на ассоциативных связях, цель которых – научить детей не только приемам запоминания, но и отбору наиболее продуктивных приемов, исходя из характера заучиваемого материала и особенностей памяти каждого ученика.
В русском языке много правил, которые необходимо знать.
Предлагаю
использовать следующие приемы заучивания правил.
Рассказывание правила в разных вариантах и
ролях:
а) по «телефону» маме или товарищу;
б) игра «Поучи правилу попугая». Один учащийся выступает в роли учителя, а другой (это может быть слабоуспевающий) в роли «попугая», т.е. повторяет правило за учителем;
в) расскажите правило так, как будто вы сами сделали открытие. Например, «Ребята, эврика! Оказывается, в русском языке есть слова, в которых некоторые согласные не произносятся! Не верите?» и т.д.;
г) передайте
правило «по радио», как самую свежую новость:
«Внимание! Передаю последние известие! Ученикам
8 класса стало известно, что НЕ с глаголами пишется отдельно» и так д.т.
д) угадайте, какое слово «проглотил» диктор.
В роли диктора – учитель или ученик. «Диктор» рассказывает правило, пропуская в предложении одно слово. После каждого предложения «диктор» останавливается. Ребята отгадывают, какое слово «проглочено».
Для укрепления зрительной памяти надо уметь «разглядывать» словарные слова: как они написаны, как написаны в них трудные места.
Алгоритм проведения тренировки зрительной памяти
1. Постарайтесь запомнить («сфотографируйте») как можно больше слов, которые я вам сейчас покажу (в течение 1 минуты).
2. Запишите в тетрадь как можно больше запомнившихся слов (в течение 1–2 минут).
Упражнения для тренировки памяти.
1. Вставить пропущенную букву и написать правильно слово. В этот вариант попадают слова, которые уже показывались ранее.
2. На доске заранее записываем 10 слов, начинающихся на одну и ту же букву, открываем запись на минуту, потом доску закрываем и предлагаем ученикам написать их по памяти.
3. В предъявляемой карточке есть слова, в которых буква закрыта полоской. При помощи сигнальных карточек ученики показывают, какая буква должна быть в слове.
Упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.
Упражнение "Пересказ по кругу"
Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.
Обчающиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Здесь не обойтись без индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.
Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу? Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.
1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется обучающемуся).
2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
3. Индивидуальные дифференцированные задания.
4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки обучающихся (вариант определяет учитель).
5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
6. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
7. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
8. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.
Большим интересом пользуются у обучающихся мультимедийные презентации, которые я использую практически на каждом уроке.
В работе со слабыми обучающимися учитель должен опираться на следующие правила:
1.Верьте в способность любого ученика, старайтесь передать и ему эту веру.
2.Помните, что для ученика необходим период “вживания” в материал.
3.Не торопите его, научитесь ждать.
4.Каждый урок – продолжение предыдущего, каждый вносит нечто новое в изучаемую.
5.Вселяйте слабым веру в то, что они всё запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания. Одно решили с учителем, другое – сообща с учителем, третье – каждый индивидуально.
6. Надо постоянно добиваться развития памяти, логики, мышления, эмоций, интереса к учению.
7.Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изученного выбрать главное, изложить его, повторить, закрепить.
8.Обобщение – главная составляющая любой методики.
9.Научитесь управлять классом, сочетать фронтальную работу на уроке с индивидуальной.
10. Помните, что через некоторое время группа слабоуспевающих, в свою очередь, расколется на способных, средних и слабоуспевающих.
В своей работе главное, я считаю, (и пытаюсь это делать) – то, что необходимо создать на уроке ситуацию успеха:
· помочь сильному ученику реализовать свои возможности в более трудоемкой и сложной деятельности;
· слабому – выполнить посильный объем работы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.