Доклад на тему:
« Новые методы и приёмы
составление сказок.
SWOT – анализ использования ИКТ в образовательном процессе».
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной
категории Барулина Е.В.
Составление сказок
Современными программами воспитания и обучения детей дошкольного возраста предусмотрена работа с текстами сказочного содержания. В основном это анализ текстов сказок, его пересказ, и составление новых сказок на основе изменения известных. Дети испытывают огромный интерес к сочинению сказок. Для того, чтобы научить ребенка составлять сказку, не нарушая его индивидуальных способностей, необходимо познакомить его с моделями, на основе которых составляется текст. Модель сказки - это высокий уровень абстракции. Это та основа, на которую наращивается самостоятельно сделанное содержание.
Необходимо разобраться, чем же отличается сказка от любого другого литературного текста.
Общая характеристика текстов сказочного типа
Отличительной особенностью носителей являются некая фантастичность. Это могут быть волшебные предметы или герои с необычными свойствами
В сказке часто встречаются такие слова, как "Где-то в тридесятом царстве", "В одной деревеньке" (неизвестно какой), "Далеко отсюда", "За тридевять земель", и время "В стародавние времена", "В далеком прошлом" или "Однажды", которые позволяют не привязываться к конкретному времени и месту.
Третьей особенностью сказочного текста являются такие выразительные средства как повторы в действиях, наличие заклинаний. Н/Р. Обучать детей сочинению сказок возможно с помощью моделей. В качестве подготовительной работы по усвоению детьми моделей составления сказок является их обучение схематизации.
Для того, чтобы дети имели возможность самостоятельно сочинять сказку, воспитателям необходимо научить их записывать схемами придуманный текст. Запись текста знакомых сказок лучше производить на полоске бумаги простым карандашом или ручкой слева направо. При такой записи схемы, изображенные ребенком, не должны иметь много деталей; действие к действию добавляется через стрелку.
Работа по обучению дошкольников составлению текстов сказочного содержания в условиях детского сада должна быть организована по двум направлениям:
1. Это игры и творческие задания, Дети учатся делать фантастические преобразования реальных объектов с помощью типовых приемов фантазирования (ТПФ).
2. Создание педагогических условий для усвоения детьми некоторых моделей составления сказок:
· модель составления сказки с помощью метода "Каталога",
· модель составления сказки с помощью метода "Морфологического анализа",
· модель составления сказки с помощью метода "Системного оператора",
· модель составления сказки с помощью типовых приемов фантазирования (ТПФ).
· Работа с детьми по сочинению сказок должна носить сначала коллективный характер, потом подгрупповой, затем дети составляют текст вдвоем или втроем. Далее ребенок сам сочиняет сказку по определенной модели.
Игры и творческие задания по подготовке детей к составлению текстов сказочного содержания
Название игры и цель |
Содержание и методические рекомендации |
|
|
Назови героя» Цель: учить детей объединять героев по заданному признаку |
Воспитатель называет какой-либо образ, а
дети должны найти конкретных героев из других сказок |
|
|
Действия героя» Цель: Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных сказок. |
Воспитатель предлагает героя из
сказки. |
|
|
Волшебник» Цель: Учить детей наделять фантастическими свойствами реальные предметы |
Воспитатель предлагает поиграть в
волшебников с помощью колец Луллия. На 1 кольце - изображение обычных
предметов, на 2-ом - волшебники (ТПФ). |
|
|
«Где-то, кто-то…» Учить детей представлять объект в каком-либо месте и составлять про него небольшой сюжет сказочного содержания. |
Работа идет либо на морфотаблице, либо с
кольцами Луллия. Воспитатель на одной части выкладывает карточки с
изображением героев, на второй - с изображением места, где это может
происходить. |
|
|
«Парад волшебников времени» Цель: Учить детей преобразовывать объект с помощью изменения свойств времени |
Воспитатель показывает волшебные часы,
на цифрах которого сидят разные волшебники времени. На стрелке часов
помещается картинка с изображением какого-либо объекта. Ребенок раскручивает
стрелку, и указанный Волшебник преобразует объект. |
|
|
«Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз» Цель: учить детей представлять ощущения, которые можно получить с помощью различных анализаторов. |
Воспитатель поочередно показывает
картинки с изображением органов чувств и предлагает с их помощью посетить
какую-либо сказку. |
|
|
Сказочные слова» Цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний по заданному признаку. |
Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все заклинания, которые они знаю в сказках (Сим-сим, открой дверь», Сивка-бурка, вещая каурка… и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается сказка (Однажды в некотором царстве, в стародавние времена…и т.д. |
|
|
В какой сказке?» Цель: учить детей находить сказочные тексты, которые бы учили какому-либо жизненному правилу |
Воспитатель называет пословицу,
поговорку или какое-либо жизненное правило, дети должны вспомнить сказки,
которые этому учат. |
Составление сказок с помощью метода "Каталога"
Цель: научить ребенка связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный),имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.
Алгоритм построения тренинга
1. Небольшой группе детей предлагается сочинить сказку (историю) с помощью какой-либо книги.
2. Ведущий задает вопрос детям, ответ на который ребенок "находит", указав слово на открытой странице выбранного текста.
3. Ответы, "найденные" в книге, постепенно собираются в единую сюжетную линию.
4. Когда сказка составлена, дети придумывают ей название и пересказывают.
5. Воспитатель просит детей вспомнить, на какие вопросы они отвечали с помощью книги (выведение алгоритма вопросов).
6. Продуктивная деятельность детей по придуманному сюжету: рисование, лепка, аппликация, конструирование или схематизация (запись действий сказки с помощью схем).
7. Попросить детей вечером рассказать дома придуманную сказку.
8. Через некоторое время воспитатель предлагает детям научить кого-нибудь из детей вспомнить вопросы, по которым составляется сказочный текст.
Методические рекомендации
Данный метод можно использовать уже в работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в "Чудесном мешочке" (игрушки или картинки).
Начиная с пяти лет объекты можно выбирать в книгах. Книги должны быть незнакомы детям.
Примерная цепочка вопросов для детей 3-х лет:
-
Жил-был... Кто?
- С кем он дружил?
- Пришел злой... Кто?
- Кто помог друзьям спастись?
Постепенно цепочка вопросов увеличивается, и шестилетним детям задаются примерно следующие вопросы:
-
Жил-был... Кто? Какой он был? (Какое добро умел делать?)
- Пошел гулять (путешествовать, смотреть...)... Куда?
- Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял?
- Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою?
Что стало со злым героем?
- Где наши друзья стали жить?
- Что стали делать?
.Окончание сказки дети могут придумывать с помощью мозгового штурма
Страсть детей к компьютеру – одна из главных проблем современного мира. Информационные технологии, имеющие, несомненно, большое значение для развития общества, делают дошкольников киберзависимыми (киберзависимость – патологическое пристрастие человека к компьютеру ради развлечения, за которым он проводит всё свободное время). Между тем любой предмет в руках ребёнка может стать опасным, если его не научить правильно с ним обращаться. компьютер становится спасением для многих родителей: купив его, они облегчённо вздыхают, т.к. теперь ребёнок будет занят бесконечным просмотром мультфильмов или увлечённо играть в любимые компьютерные игры.
Несмотря на все доводы и предупреждения врачей о вреде, причиняемом компьютером здоровью, резко возросший в 21 в. Уровень компьютеризации жизнедеятельности человека продолжает повышаться.,
SWOT-анализ использования ИКТ в образовательном процессе
Преимущества ИКТ |
Свойства, ослабляющие использование ИКТ |
Образовательные программы способствуют приобретению детьми знаний, Обеспечивают детям широкое знакомство с жизненными ситуациями и возможностями; приобретение социального опыта, ознакомление с окружающим миром.(с помощью сказок) Полезны детям, имеющим проблемы с обучением. |
Физические расстройства; малоподвижный образ жизни; психические расстройства (хронический стресс), задержка умственного (речевого) развития; выработка Интернет- и игровой зависимости. Отдаляет ребёнка от реальной действительности погружа в вертуальный мир. |
Внешние факторы, дающие дополнительные возможности по достижению цели |
Факторы, которые могут осложнить достижение цели |
Доступ к зарубежным образовательным ресурсам (знакомство с зарубежными сказками) |
Просмотр программ, не соответствующих возрастным особенностям детей; Возможность доступа на запрещенные ресурсы. |
В результате дошкольники всё больше времени проводят один на один с
компьютером, целиком погружаясь в виртуальный мир. При этом детский интерес к
компьютеру ограничивается лишь всевозможными играми в види «бродилок» и
«стрелялок».
Общение дошкольника с компьютером путём творческого подхода к этому процессу можно превратить в созидательную деятельность.
В своей деятельности выделили следующие направления использования ИКТ, которые доступны для работы с дошкольниками:
-использование готовых мультимедийных продуктов;
-создание собственных мультимедийных продуктов;
-использование Интернет-ресурсов;
-использование компьютерных игр.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.