Доклад "Социальное развитие младших школьников с нарушениями слуха на основе арт-терапии"

  • docx
  • 16.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Моисеева.docx

Моисеева Раиса Ивановна

учитель начальных классов

ОГБОУ «Школа-интернат

 для обучающихся

с нарушениями слуха»

г. Томск, Томская область

 

Социальное развитие младших школьников с нарушениями слуха на основе арт-терапии

 

Аннотация: цель данной статьи раскрыть мощность ресурсов арт-терапии в социализации детей с нарушениями слуха. Вторично всегда страдает речь, что приводит к неблагоприятному взаимодействию в микро и макро социуме. Противодействием выступает программа «Театральный кузовок», насыщенная досуговой деятельностью, базирующейся на арт-терапевтических формах, которые содействуют коррекции и компенсации недостатков развития.

 

Ключевые слова: нарушения слуха, вторичные нарушения, коррекция, компенсация, арт-терапевтические методики, социальная адаптация.

 

Исцеляющая природа искусства известна ещё с древнейших времён. Жан-Жак Руссо одним из первых рекомендовал наблюдать за игрой ребёнка с целью его более полного понимания. Ведь играя, ребёнок отображает и передаёт свои переживания, также, играя, выстраивает образец «решения» личных проблем. Современная коррекционная педагогика крайне редко использует целительные свойства искусства, а ведь они так необходимы детям с особенностями в развитии.

Исходя из этого, возникают противоречия: искусство несёт огромный целительный потенциал, но уровень его применения в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) неоправданно незначителен. И.П. Павлов в своё время утверждал и доказывал, что коррекция и компенсация отклонений в развитии осуществляется средствами искусства благодаря пластичности центральной нервной системы. Искусство зиждется на гуманистическом компоненте, который в свою очередь ориентирован на учёт возрастных особенностей, ведущую деятельность, на то, что ребёнок при соприкосновении с искусством развивается как личность, верит в себя, свои силы, возможности – всё это активизирует его творческий потенциал.

Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии (нарушения слуха, речи, задержка психического развития, интеллектуальная недостаточность) вне зависимости от возраста, весьма сложен. Как помочь ему вести диалог, слышать и слушать, почувствовать всё многообразие окружающей среды? Как помочь ребёнку познать своё «Я», раскрыть его и войти в социум, полноценно существовать и взаимодействовать в нём? Какие методы и приёмы, помимо коррекционно-направленных: развития слухового восприятия (РСВ) и формирования произношения (ФП) могут помочь младшему школьнику в социальном развитии? «Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство «выпрямляет» душу человека» В.А. Сухомлинский.

Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности организма в качестве профилактических, лечебных, коррекционных средств, является актуальной проблемой.

Средством, способным найти ответы на поставленные вопросы, являются арт-терапевтические методики, включённые в программу «Театральный кузовок». Преимущество «Театрального кузовка» заключается в оптимальном развитии каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях не только учебных, но и в специально организованной внеучебной деятельности. «Театральный кузовок» может посещать любой желающий вне зависимости от своих навыков и способностей.

Каждая арт-терапевтическая методика, включённая в программу «Театральный кузовок» помогает приобрести уверенность в себе, развить способность к адаптации, научиться самовыражению, а также увидеть «всю цветовую прелесть окружающего мира, обогатить их духовно, развить художественный вкус», почувствовать силу слова 2.

Поскольку арт-терапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то её систематизации основываются, прежде всего, на специфике видов искусства: музыкотерапии; изотерапии; театре, образе – имаготерапии; литературе, книге – библиотерапии, движении. Программа «Театральный кузовок» включает такие формы арт-терапии, как: изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, куклотерапия, театротерапия.

Изотерапия. Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам. Занятия изобразительным искусством арт-терапевтичны в своей основе, они развивают речь, зрение, осязание, формирует образное и пространственное мышление, интеллектуальную и эмоциональную сферу.

Музыкотерапия стимулирует развитие ребёнка, снимает психическое напряжение, успокаивает, магически воздействует на мозг, помогает переживать возрастные кризисы, связанные с развитием ребёнка.

Сказкотерапия – самый доступный и эффективный метод для интеграции личности. Данная терапия формирует творческое отношение к жизни, развивает скрытые способности, совершенствует взаимодействие с окружающим миром, корректирует вторичные нарушения – речь.

Куклотерапия корректирует поведение и эмоциональное состояние. Данный метод помогает устранять болезненные переживания у детей, тем самым укрепляя психическое здоровье, социально адаптирует, разрешает конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.

Театротерапия – это всегда игра. Сила и глубина воздействия театротерапии связана со способностью выражать события и переживания ярко, ясно, точно, эмоционально; положительно воздействует на речевую деятельность.

Вся система коррекционной работы, использования арт-терапии компенсирует нарушения в развитии и направлена на реабилитацию и социальную адаптацию ребёнка с проблемами (нарушениями слуха). Коррекция и компенсация – это тесно связанные процессы, которые дополняют, обогащают и не рассматриваются один без другого.

Процессы коррекции и компенсации предполагают соблюдение определённых принципов:

Принцип оптимистического подхода в коррекционной работе.

Принцип учёта возрастных особенностей развития.

Принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия.

Принцип личностно ориентированного и деятельностного подхода.

Принцип активного привлечения семьи, школы.

Таким образом, арттерапевтические методики способствуют гармонизации личности каждого особенного ребёнка через развитие способностей самовыражения и самопознания, обеспечивают коррекцию психоэмоционального состояния ребёнка, психофизиологических процессов посредством соприкосновения с искусством.

Список литературы

Джеральд О., Гоулд П. Рисунок в психотерапии: Методическое пособие. – М.: Прогресс, 2001. – 184 с.

Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006. – 160 с.

Кузин В.С. Изобразительное искусство 1-9 классы. – М.: Агар, 1996. – 160 с.

Михальченко К.А. Арттерапия в системе психокоррекционной помощи детям с проблемами в развитии [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, март 2011 г.).

Сокольникова Н.М. Методика преподавания изобразительного искусства. 6 издание. – М.: Академия, 2013. – 256 с.


 

Скачано с www.znanio.ru