Доклад "Стратегия развития образовательной организации"

  • docx
  • 26.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала доклад Стратегия развития ОО.docx

МОУ Калининская школа

 

 

Доклад на педагогическом совете:

Стратегия развития образовательной организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Выполнила:
Юферова Ирина Петровна,

директор

                           

       

 

 

 

 

 

Р.п. им. М.И. Калинина, 2018

 

Содержание

 

Введение

1. Стратегия развития организации: теория и методика процесса

1.1 Сущность стратегического подхода к управлению и технология разработки эффективной стратегии

1.2 Методические аспекты стратегии развития и организационной структуры; особенности планирования образовательного учреждения

1.3 Программное управление развитием школы

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Российское образование находится на пути преобразований, которые коснулись и общего среднего образования – обычной школы – базиса всей образовательной системы. Перед коллективом каждой школы сегодня стоят вопросы: что делать, чтобы найти свое место в изменяющейся образовательной ситуации, и каким путем двигаться дальше?

Анализ механизмов управления общеобразовательными учреждениями показывает, что руководство многих школ, педагогические советы и коллективы в целом далеко не всегда задумываются о роли своего образовательного учреждения в окружающем социуме, о перспективах и связанных с ними задачах долгосрочного развития. Нет, они не стоят на месте, внедряют инновационные программы, оборудуют классы и лаборатории, готовятся к ЕГЭ и т.д. Однако за этим движением порой не видится идей развития школы как истинного и важного субъекта образовательного процесса, не ясно, в чем видят педагоги миссию своего учреждения в своем городе, районе, поселке, в жизни каждого обучающегося. [10]

Между тем обучение как трансляция суммы знаний утратило свою актуальность, и новые механизмы финансирования школ требуют, чтобы каждая из них доказала свою жизнеспособность, умение работать в современных экономических условиях, предвидеть социально-экономические изменения и оказывать образовательные услуги, которые позволят выпускникам успешно социализироваться и ориентироваться в будущих профессиях [2]. Подобные трансформации в деятельности, становление относительной самостоятельности образовательных учреждений требуют стратегического управления их развитием.

Образовательные учреждения в условиях конкуренции и быстро меняющейся ситуации должны концентрировать внимание не только на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, позволяющую им успевать за изменениями, происходящими в их окружении.

В прошлом многие школы могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности.

Сейчас же, хотя и не снимается задача рационального использования потенциала в текущей деятельности, исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию школы к изменяющимся условиям существования в образовательном пространстве и выполнение социального заказа на образование – отражения интересов тех сторон, чьи потребности удовлетворяются в процессе деятельности образовательного учреждения.

Ускорение изменений в образовательной среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, появление новых неожиданных возможностей для оказания образовательных услуг, современные достижения науки и техники, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического управления.

Не существует стратегии, единой для всех школ, так же, как и не существует единого универсального стратегического управления.

Каждое образовательное учреждение уникально в своем роде, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой школы уникален, так как он зависит от позиции школы на образовательном рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик оказываемых услуг, состояния экономики, культурной среды и еще многих факторов.

Целью работы является: изучить теоретические и методические основы разработки стратегии организации.

 Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:

        раскрыть сущность стратегического подхода к управлению;

        проанализировать технологию разработки эффективной стратегии;

        исследовать методические аспекты и особенности планирования образовательного учреждения через осуществление программного управления процессом развития образовательного учреждения.

Предметом исследования являются методы и механизмы разработки и реализации стратегии развития организации.

Научная значимость заключается в выявлении особенностей реализации стратегии в образовательном учреждении и разработке модели ее стратегического поведения с учетом этих особенностей в условиях модернизации российского образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Стратегия развития организации: теория и методика процесса

 

1.1 Сущность стратегического подхода к управлению и технология разработки эффективной стратегии

 

Стратегия – это комбинация из запланированных действий и быстрых решений по адаптации фирмы к новой ситуации, к новым возможностям получения конкурентных преимуществ и новым угрозам ослабления ее конкурентных позиций.

Стратегия, как понятие, используемое в бизнесе, применима к любой сфере деятельности независимо от ее масштабов и экономических характеристик. Надо только правильно выбирать среду обитания и адекватно оценивать стратегические решения.

Стратегия – это модель, интегрирующая основные цели организации, ее политику и действия в некое единое целое. Стратегия – не просто представление о том, как вести себя по отношению к конкуренту или противнику. Она затрагивает более фундаментальные аспекты природы организации как инструмента коллективного восприятия и действия. Потенциально стратегия имеет дело со всем чем угодно: с товарами и процессами, клиентами и поставщиками, собственными интересами компании и ее социальными обязательствами, элементами управления и т.д. Правильно сформулированная стратегия позволяет упорядочить и распределить ограниченные ресурсы организации наиболее эффективным образом с учетом изменения внешней и внутренней среды.

Таким образом, стратегия организации – это средство достижения желаемых результатов (целей). Она в определенной степени воплощает в себе модель управления организацией, а следовательно, формирует наш образ мышления.

К основным факторам, формирующим стратегии, можно отнести

 следующие:

-         социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы;

-         привлекательность отрасли и условия конкуренции;

-         специфические рыночные возможности и угрозы;

-         сильные и слабые стороны организации, ее конкурентные возможности;

-         личные амбиции, философия бизнеса и этические воззрения менеджеров;

-         ценности и культура компании.

О необходимости разработки стратегии развития предприятий свидетельствует и многообразие подходов к определению самого понятия «развитие». В таблице 1 представлены наиболее распространенные определения понятия «развитие предприятия».

 

Таблица 1. Классификация понятия «развитие предприятия».

Вид развития

Содержание понятия «развитие предприятия»

Эволюционное

Поддержание достигнутого уровня экономического развития

Стабильное

Фокусирование внимания на существующих направлениях бизнеса

Активное

Быстрое реагирование с целью максимизации прибыли в короткий промежуток времени

Революционное

Одновременное и однонаправленное изменение ключевых сегментов деятельности

Адаптивное

Сохранение уровня прибыли и доли рынка посредством постепенного приспособления к изменениям окружающей среды

Интенсивное

Изменение производственного потенциала за счет применения более эффективных средств труда и производства

Агрессивное

Захват новых рынков посредством слияний и поглощений

Устойчивое

Значения показателей ликвидности и независимости выше среднеотраслевых

Экстенсивное

Изменение только количественных значений технико-экономических показателей

Выживание

Кризисное состояние (но может быть рассмотрено как основа оживления и будущего подъема)

Инновационное

Разработка и внедрение новшеств. Формирование спроса на принципиально новые товары и услуги. Развитие инновационного потенциала

 


Анализ приведенных определений показывает, что развитие, как правило, означает перемену состояния, переход из одного состояния в другое, лучшее, более целесообразное для дальнейшей деятельности.

В нашем понимании развитие предприятия – это объективный и непрекращающийся во времени процесс адаптации системы к требованиям окружающей среды. В процессе развития предприятие решает постоянно возникающие и воспроизводящиеся диалектические противоречия между генеральной целью развития предприятия и внешним окружением.

Стратегия развития образовательного учреждения - система мер управления образованием, которая опирается на долгосрочные приоритеты и направлена на развитие как отдельных направлений образовательного процесса, так и образовательного учреждения в целом.

В основе преобразования школы лежат положения, зафиксированные в документах государственного, регионального, муниципального и собственно школьного уровней.

Модель развития образовательного учреждения охватывает все стороны деятельности школы в качестве бюджетного учреждения, ведущего образовательную деятельность (рисунок 1).

 


Рисунок 1. Модель развития образовательного учреждения

 

В понятие "технология разработки стратегии развития учреждения"

 входят следующие элементы:

– Зачем делать (идея, цель)?

– Что делать (количество и качество объекта)?

– Как делать (по какой технологии)?

– Для кого делать (потребители)?

– С какими затратами (ресурсы)?

– Где делать (место)?

– Когда делать (время)?

– Кому делать (исполнители)?

– Что это дает (экономический, социальный и другие виды эффекта)?

Если удалось ответить на все эти вопросы количественно и увязать элементы в пространстве, во времени, по ресурсам и исполнителям, значит, разработана технология принятия решения – основа стратегии развития любого учреждения. Технология разработки стратегии образовательного учреждения включает в себя постановку стратегических целей – основных направлений деятельности, ведущих к реализации миссии образовательного учреждения. Цель расширяет и поясняет формулировку миссии, определяет, каких качественных результатов (изменений) необходимо добиться (рисунок 2).

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2. Структура стратегической цели образовательного учреждения

 

По своей структуре стратегические цели объединяют планируемые результаты, которые образовательное учреждение желает достичь по отношению к внешней среде, собственным процессам функционирования (рисунок 3).

 


Рисунок 3. Общая схема разработки стратегической цели ОУ

 

При формулировании цели учитывают возможности и сильные стороны школы, необходимость преодоления угроз и проблем. Цель учреждения должна консолидировать цели основных участников образовательного процесса. Процесс согласования целей строится на основе выстраивания их иерархии, совместимости с учетом оценки достижимости.

При оценке разработанной стратегии учитывается комплекс индикаторов внешней и внутренней среды. При анализе оценивается выполнение образовательным учреждением государственного задания, удовлетворение потребителей образовательными услугами, конкурентоспособность образовательного учреждения, репутация, сложившаяся у учреждения в социуме. Представим характеристики социальной и организационной среды учреждения, свидетельствующие об успехе стратегии (рис. 4).

 

Рисунок 4. Схема оценки эффективности стратегии ОУ

 

При разработке стратегии необходимо учитывать многоуровневый характер функционирования школы. Корпоративный уровень связан с образовательным учреждением в целом, с учетом интересов муниципальной системы образования. Ассортиментный уровень определяет сферы деятельности по реализации образовательных услуг для всех категорий потребителей. Функциональный уровень обеспечивает решение задач, поставленных на предыдущих уровнях. Также необходимо проанализировать условия, сложившиеся вокруг образовательной системы: возможности и тенденции развития бюджетного и коммерческого спроса на услуги системы образования, образовательного учреждения; возможности интеграции с другими системами образования, образовательными учреждениями; возможности образовательной вертикальной интеграции с внешними разработчиками, заказчиками, посредниками и потребителями услуг; состояние и перспективы системы управления и кадрового потенциала образовательного учреждения.

Результатом реализации стратегии является построение организации с высоким стратегическим потенциалом, способной быстро приспосабливаться к изменениям внешней среды, обладающей конкурентоспособностью в долгосрочной перспективе и добивающейся стабильно высоких результатов.

 

1.2 Методические аспекты стратегии развития и организационной структуры; особенности планирования образовательного учреждения

 

Разработанная стратегия мало что практически значит, если она создана только на уровне предприятия и не разработана на уровнях всех руководителей, на уровне рядовых «акторов», которые и претворяют ее в жизнь. Для образовательного учреждения вполне применима практическая пошаговая методика, предложенная А.М.Жемчуговым и М.К.Жемчуговым (журнал "Проблемы экономики и менеджмента" №6 2013 г.), позволяющая разработать дерево стратегии организации, ее организационную структуру, согласовать цели предприятия и ее руководителей и рядовых членов.

Существует известный замкнутый круг: стратегия должна разрабатываться на всех структурных уровнях предприятия, а сами эти структурные уровни неизвестны, пока не разработана стратегия. Кроме того структура определяет требования к руководителям и сотрудникам, которые в то же время ведут и разработку самой стратегии. Получается замкнутый круг – триада: человек – стратегия – структура [4], который требуется разрешить: определить и стратегию на всех уровнях иерархии предприятия, и организационную структуру (создать дерево стратегии).

Грамотное управление состоит в том, чтобы максимальный объем целенаправленных воздействий перевести в ранг организационного порядка [5]. Начальная система целеполагания, разработки программ и проектов достижения поставленной цели, согласование их с целями руководителей, практическая реализация приведенной методики повышает эффективность предприятия, при этом внедрение по данной методике проходит практически без сопротивления и конфликтов.

Методика строится по принципу задания целей сверху вниз (с возможными итерациями снизу вверх) и разработкой программ и проектов достижения целей теми руководителями, которые и будут обеспечивать достижение поставленных целей. При этом каждый руководитель должен понимать, что нижестоящий руководитель при разработке своих программ

 действует исходя из не только поставленных перед ним целей, но и своих компетенций, своих личных целей и своей культуры.

Для успешной деятельности каждый руководитель должен иметь:

                   четкие цели, как производственные, так и социальные;

                   ресурсы для их достижения;

                   собственный личный мотив достижения этих целей.

Пошаговая методика разработки стратегии и структуры предприятия приведена на рисунке 5.

 


Рисунок 5. Упрощенная схема процесса разработки стратегии и структуры предприятия (стратегия разработки стратегии)

 

Это циклическая методика разработки стратегии и структуры. В первом цикле на шаге 2 задается цель руководителю предприятия, он разрабатывает стратегию предприятия и структуру подразделений верхнего уровня иерархии, определяет их цели. Далее происходит переход на шаг 2, на котором руководитель предприятия ставит цели руководителям этих подразделений. Во втором цикле каждый из них разрабатывает стратегию своих подразделений и структуру подчиненных подразделений, определяет их цели. Далее снова происходит переход на шаг 2, на котором уже руководители подразделений ставят цели руководителям подчиненных подразделений. Так происходит до разработки стратегий подразделений самого нижнего уровня иерархии. Здесь, на шаге 8 мы получаем стратегию рядовых сотрудников предприятия по достижению поставленных им целей.

В итоге разработки по приведенной методике мы получаем дерево стратегии предприятия – цели и стратегии руководителя предприятия, всех руководителей структурных подразделений всех уровней иерархии, всех сотрудников предприятия (рисунок 6).

 

Рисунок 6. Предприятие и его дерево стратегии [3]

 

Практическая методика: ШАГ 1 – ШАГ 9

ШАГ 1. Формулирование цели предприятия

Для коммерческой организации – формулирование цели бизнеса, для некоммерческой – формулирование социальных целей. Данный шаг проводится учредителем, который определяет ресурсы, которые он может выделить на развитие предприятия (в частном, но широко распространенном случае, случае без выделения дополнительных ресурсов) и формулирует экономические и социальные цели предприятия. Все цели должны устанавливаться как на ближнюю, так и на дальнюю перспективу. Экономические цели – прибыль, рыночная стоимость предприятия, и т.д. Социальные цели коммерческой организации – миссия, рыночная ниша, место предприятия в рыночной нише, бренд, престиж, и т.д.

ШАГ 2. Формулирование цели руководителю предприятия

Формулирование руководителю предприятия (на нижних уровнях –руководителям подразделений, сотрудникам) социальных и экономических целей на ближнюю и дальнюю перспективу. На данном шаге ранее обозначенные цели уточняются и формализуются. Задается миссия, определяются необходимые ресурсы, задается система мотивации руководителя.

ШАГ 3. Построение видения

Руководитель анализирует цели, поставленные учредителем (на последующих этапах – поставленные вышестоящим руководителем) и выделяемые ресурсы, формирует свое «видение»: видение продукции, которая позволит обеспечение поставленных целей, видение внутренней среды, позволяющей создавать и выпускать эту продукцию и видение внешней среды, обеспечивающей потребление этой продукции, при необходимости – участие в производстве. В конечном итоге - видение, достижение которого позволит достичь цели, поставленные вышестоящим руководителем. При этом, конечно, руководитель учитывает и свои личные цели. Исходя из сформированного видения возможно уточнение целей и ресурсов, при необходимости руководитель выходит к учредительу (вышестоящему руководителю) с обоснованным предложением их коррекции в верхнюю или нижнюю сторону.

ШАГ 4. Постановка стратегические целей по достижению видения, программ и проектов практической реализации видения. Руководитель на основании сформированного видения ставит стратегические цели по его достижению (по продукту, внутренней и внешней среде, в ближней и дальней перспективе), определяет бизнес-процессы, формирует необходимые программы и проекты (своего уровня иерархии) по достижению поставленных стратегических целей, определяет результаты программ и проектов (и их этапов), распределяет ресурсы по программам и проектам, создает систему мотивации по результатам программ и проектов, при необходимости выходит к учредителю с обоснованным предложением коррекции целей (ресурсов) в верхнюю или нижнюю сторону.

ШАГ 5. Согласование с подчиненными стратегических целей, программ и проектов предприятия. Руководитель и его подчиненные руководители (на нижнем уровне – сотрудники) рассматривают и принимают в первом приближении общие стратегические цели, бизнес-процессы, программы и проекты.

ШАГ 6. Определение структуры подчиненных подразделений и требований к их руководителям. Руководитель определяет структуру подчиненных подразделений (сотрудников, если это нижний уровень иерархии), требования к ним. Определяет миссию, экономические и социальные цели структурных подразделений. Сравнивает полученную структуру с существующей, при необходимости проводит коррекцию структуры.

ШАГ 7. Определение целей и требуемых ресурсов подчиненным подразделениям. Распределяет цели по подчиненным подразделениям (на нижнем уровне – сотрудникам), выделяет необходимые ресурсы (при необходимости уточняет структуру), задает миссию, выделяет необходимые ресурсы, задает систему мотивации руководителей, определяет необходимую координацию между подразделениями, проверяет систему полученных целей подразделений заданным цели, ресурсам, на полноту и непротиворечивость.

ШАГ 8. Согласование с подчиненными руководителями их стратегических целей, программ и проектов. Согласует цели и ресурсы подчиненных подразделений с руководителями (на нижнем уровне с сотрудниками), уточняет декомпозицию целей, программ, проектов, ресурсов, при необходимости выходит к вышестоящему руководителю с предложениями по коррекции. На уровне предприятиями в целом этот шаг не требуется (на данном уровне есть только один руководитель – руководитель предприятия). Для всех уровней иерархии кроме нижнего - переход на ШАГ 2. На нижнем уровне – переход на ШАГ 9.

ШАГ 9. Утверждение стратегии и структуры, целей, программ и проектов, бюджетов, систем мотивации, на всех уровнях иерархии.

Руководитель предприятия утверждает стратегию и структуру, цели, программы и проекты, бюджеты предприятия в целом и подразделений всех уровней иерархии, систему мотивации. Учредитель уточняет свои экономические и социальные цели. Если на ШАГЕ 1 это были только намерения (без проверки на достижимость), то на данном шаге это проработанные осознанные цели, принятые всем коллективом. Результатом применения предлагаемой методики является дерево стратегии образовательного учреждения.

Стратегия развития образовательного учреждения может быть представлена в виде стратегического плана. Стратегический план – короткий документ, нацеленный на главное для повышения конкурентоспособности образовательного учреждения. Стратегический план содержит идеи, которые дают ориентиры для администрации и персонала, потенциальных инвесторов, властей и населения при принятии оперативных решений с учетом видения перспективы. Стратегический план не отменяет и не подменяет другие виды планов, он определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для образовательного учреждения областях. Стратегический план разрабатывается и реализуется публично.

Основное содержание стратегического плана составляют формулировки

- главной цели развития образовательного учреждения на данном этапе;

- основных стратегических направлений достижения главной цели;

- целей в рамках стратегических направлений;

- конкретных мер по реализации выбранных стратегий с фиксацией индикаторов выполнения намеченных мер, оценок затрат, участников реализации мер.

Стратегический план определяет общую направленность (стратегию) развития образовательного учреждения на перспективу до 10 лет. Он сконцентрирован на ключевых, наиболее перспективных направлениях, выявленных на основе анализа потенциала, сильных и слабых сторон образовательного учреждения, возможных сценариев развития внешнего мира. Доработка и уточнение стратегического плана проводится каждые 3-5 лет.

 

1.3 Программное управление развитием школы

 

В Федеральном законе Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» впервые государство предъявляет требование разработки программы развития школы как обязательного стратегического документа образовательной организации.

В разделе 7 пункта 3 статьи 28. «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации» говорится, что «к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом».

Под образованием в новом Законе об образовании понимается единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов. Развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Отличительной особенностью нового Стандарта образования является его направленность на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.

Программа развития образовательного учреждения представляет собой документ, планирующий изменение инфраструктуры образовательного учреждения для оптимальной реализации образовательной деятельности [6].

Следует различать программу и план развития образовательного учреждения. Программа рассматривается как инструмент органа управления, необходимый для привлечения ресурсов для решения значимой проблемы. План представляет собой описание реализации программы в конкретных условиях и промежутке времени. План координирует деятельность различных субъектов, распределяя полученные ресурсы по мероприятиям, срокам и ответственным. В этом случае программа включает в себя мотивирующий анализ значимой проблемы, законодательное обеспечение концепции желаемого результата и содержит план действий всех субъектов, скоординированных для решения проблемы.

Наконец, с управленческой точки зрения программа является основой принятия оперативных управленческих решений в повседневной деятельности образовательного учреждения. Процесс разработки программы является, по сути, процессом принятия стратегического управленческого решения. Поэтому процесс принятия управленческого решения и структура самого управленческого решения можно рассматривать как методологию разработки программы развития образовательного учреждения. В ходе процесса разработки программы руководитель выявляет собственную позицию к происходящим изменениям в социальном контексте, анализирует потенциал развития своего образовательного учреждения в новых условиях и берет на себя ответственность за новые цели развития и способы их достижения. Действия на каждом этапе процесса принятия управленческого решения представлены в таблице (таблица 2):

 

Таблица 2. Процесс принятия управленческого решения

Фаза

Содержание фазы

1. Сбор информации о возможных проблемах

1.1. Наблюдение за внутренней средой организации

1.2. Наблюдение за внешней средой

2. Выявление и определение причин возникновения проблемы

2.1. Описание проблемной ситуации

2.2. Выявление организационного звена, где возникла проблема

2.3. Формулировка проблемы

2.4. Оценка ее важности

2.5. Выявление причин возникновения проблемы

3. Формулирование целей решения проблемы

3.1. Определение целей организации

3.2. Формулировка целей решения проблемы

4. Обоснование стратегии решения проблемы

4.1. Детальное описание объекта

4.2. Определение области изменения переменных факторов

4.3. Определение требований к решению

4.4. Определение критериев эффективности решения

4.5. Определение ограничений

5. Разработка вариантов решения

5.1. Расчленение задачи на подзадачи

5.2. Поиски идей решения по каждой подзадаче

5.3. Построение моделей и проведение расчетов

5.4. Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме

5.5. Обобщение результатов по каждой подзадаче

5.6. Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче

5.7. Разработка вариантов решения всей задачи

6. Выбор лучшего варианта

6.1. Анализ эффективности вариантов решения

6.2. Оценка влияния неуправляемых параметров

7. Корректировка и согласование решения

7.1. Проработка решения с исполнителями

7.2. Согласование решения с функционально взаимодействующими службами

7.3. Утверждение решения

8. Реализация решения

8.1. Подготовка рабочего плана реализации

8.2. Его реализация

8.3. Внесение изменений в решение в ходе реализации

8.4. Оценка эффективности принятого и реализованного решения

 

Рассмотрим процесс программного проектирования развития образовательного учреждения (таблица 3) и структуру технического задания на разработку программы (таблица 4).

 


Таблица 3. Программное проектирование развития школы

Этапы

Содержание деятельности

 

1.«Концепция»

Анализ ситуации

Самоопределение

 

Внешней: страна, регион, территория, город, микрорайон, ресурсы, образовательные потребности, предложение образовательных услуг, социальная, политическая обстановка и т. п.

Внутренней:

школа — ученики, учителя, администрация, педагогическая общественность. родители, желания и возможности, УВП, управление, финансовая и хозяйственная деятельность

В пространстве

философии

образования

В типологии образовательных учреждений

 

Заявление основных педагогических принципов

Выбор типа образовательного учреждения или конструирование нового

 

Фиксация противоречий и формулирование проблем

Формулирование целей проекта

 

Выдвижение основных идей проекта в общем виде

 

Итог 1

Педагогический совет по утверждению гипотезы

 

Этапы

Содержание деятельности

 

«Принципиальная схема»

Основные идеи проекта, с учетом выявленных проблем конкретизируются в следующих направлениях

 

Психолого-педагогическая среда

Содержание образования

Организация пня ОП

Кадровое обеспечение

Управление ОУ

Финансовая деятельность

Мат.- тех. деятельность

 

основные

черты,

принципы

области знания,

способы

обучения

формы,

сроки,

ступени

обучения

требования к кадрам

структура

Перечень ресурсов

 

Итог 2

Текст концепции — экспертиза

 

3. «Монтажная схема»

организация формы, циклограмма, развивающие воспитательные, психолого- педагогические технологии

учебные планы, учебно-методический комплекс, обучающие технологии, стандарты, предметные программы

контингент, перевод, учебные потоки, классы, группы, виды занятий, циклограммы

перечень необходимых работников, профсссиограммы

функционал, штатное расписание, общая циклограмма

материальные балансы, бюджет

 

Разработка проекта Устава и локальных актов

 

Итог 3 (общий)

Педагогический совет по утверждению модели проекта

Вид документа

Содержание

Временные особенности

Смысловая нагрузка

Образное представление

Концепция

- общие подходы к деятельности; - анализ ситуации;

-видение желаемого;

- миссия учреждения;

- основная цель и направленность учреждения;

- краткая характеристика программ и проектов

Стационарность (стратегическое выполнение)

Описание основного смысла деятельности в целом

«Визитка»

 


Таблица 4. Структура технического задания на разработку программы

Подструктуры технического задания на разработку проекта

Вопросы

1. Обоснование необходимости разработки программы

Кому и почему нужна программа? На преодоление какой проблемы она направлена? Каковы нормативные основания разработки программы?

2. Цели и задачи программы (предварительная формулировка)

К какому непосредственному изменению ситуации для решения поставленной проблемы стремится программа?

Каков ожидаемый долгосрочный социально-педагогический эффект от воплощения программы? Что нужно сделать для достижения непосредственного ожидаемого результата?

3.Разработчики программы

Кто будет заниматься разработкой программы?

4. Сроки реализации программы

На какие сроки реализации программы рассчитана?

5. Целевые группы

К каким группам населения (социальным, профессиональным, возрастным, иным) адресована программы?

Кто выиграет от достижения планируемых результатов, в чем и почему?

6. Организация работ по разработке программы

На какие этапы планируется разбить разработку программы? Кто будет исполнять работы на каждом этапе?

7. График выполнения работ

Каковы временные рамки проектных работ с указанием даты начала и окончания каждого этапа разработки программы?

8. Отчетность

Какие документы должны быть получены в ходе разработки программы по этапам и в итоге?

9. Экспертиза отчетных материалов

Каков состав группы экспертов?

Как планируется оценивать эффективность работы разработчиков программы? По каким критериям должна осуществляться экспертиза представленных документов?

10. Ресурсное обеспечение разработки программы

Какие ресурсы необходимы для разработки программы? Как планируется их обеспечение?

 

Программа развития учреждения должна иметь определенную структуру.

Программа развития рассматривается Школой как потенциально мощный и действенный инструмент, обеспечивающий гарантированный, результативный, экономичный и своевременный переход школьного сообщества в новое качественное состояние, и одновременно - инструмент, обеспечивающий управление им.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

  Данная  работа позволяет сделать следующие выводы:

1.                 На основе рассмотренных определений понятий «стратегия» и «развитие» в работе дано обобщенное понятие, которое наиболее полно соответствует деятельности образовательного учреждения, именно: «стратегия развития образования - система мер управления образованием, которая опирается на долгосрочные приоритеты и направлена на развитие как отдельных направлений образовательного процесса, так и образовательного учреждения в целом».

2.                 Изучена модель развития образовательного учреждения, технология разработки стратегии, структура и схема разработки стратегической цели, а также рассмотрена схема оценки эффективности стратегии образовательного учреждения.

3.                 Изучены методические аспекты стратегии развития и организационной структуры, детально рассмотрена пошаговая методика разработки стратегии и структуры, которая в итоге приводит к формированию дерева стратегии учреждения – цели и стратегии руководителя, всех его заместителей и руководителей структурных подразделений всех уровней иерархии, всех педагогических работников.

4.                 В результате изучения особенностей планирования образовательного учреждения определена оптимальная его форма – стратегический план, который определяет общую направленность (стратегию) развития образовательного учреждения на перспективу.

В работе наглядно представлены процесс программного проектирования развития образовательного учреждения, структура технического задания на разработку программы и примерная структура самой программы.

 

 

 

Список использованной литературы::

1.     Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.     Балыхин Г. А. Управление развитием образования: организационно-экономический аспект. М.: Экономика, 2003.

3.     Дойль Питер. Менеджмент: стратегия и тактика / пер. с англ. А.Вихровский, В.Кузин – СПб.: Питер, 2005. – 201 с.

4.     Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Россия: «соответствие людей структуре» или «соответствие стратегии людям»? Проблемы экономики и менеджмента. №4, 2012 г. с.13-20.

5.     Пригожин А.И. Современная социология организаций. Учебник.- М.: Интерпракс, 1995.- 296 c.

6.     Прикот О.Г., Виноградов В.Н. Стратегическое развитие образовательных систем и организаций на основе проектного менеджмента. Учебно-методическое пособие. — СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, 2011. — 148 с.

7.     Светенко Т.В. «Инновационный менеджмент в управлении школой». Учебное пособие. [Текст] / Т.В. Светенко, Г.В. Галковская. – М.: АПКиППРО, 2008. – 160 с.

8.     Ямбург Е.А. Основополагающие документы школы. Стратегия и тактика развития современной школы [Текст] / Е.А. Ямбург. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2010. – 208 с.

9.     Дюков В.М. Методологические, теоретические и методические основания для разработки стратегии развития школ. [Интернет-ресурс] // http://pedsovet.org/component/.

10. Короткевич М. И. Проблема выбора стратегии развития образовательного учреждения в современных условиях. [Интернет-ресурс] // http://journals.kantiana.ru/upload/iblock/cc1/fxrhvhnmtpcwycjcquaq.pdf.


 

Скачано с www.znanio.ru