Доклад «Технология проектной деятельности как форма учебной деятельности в рамках внедрения ФГОС»
Оценка 4.9

Доклад «Технология проектной деятельности как форма учебной деятельности в рамках внедрения ФГОС»

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
другое
Взрослым
18.04.2020
Доклад  «Технология проектной деятельности как форма учебной деятельности в рамках внедрения ФГОС»
​В данном докладе рассказывается, что такое проектная деятельность, как она зародилась, когда стала использоваться широко. Дается современная классификация учебных проектов.Рассказывается о преимуществах проектной деятельности в школе, об особенностях организации, конкретно, в начальной школе. Говорится о том, какие УУД формируются в процессе проектной деятельности.
Технология проектной деятельности.docx

Доклад

 «Технология проектной деятельности как форма учебной деятельности в рамках внедрения ФГОС»

 

Автор: учитель начальных классов

 МОУ СОШ №16, 

Попкова Анна Владимировна

     Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, учителя и родителей, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.

     Понятие «проектная деятельность» стали применять совсем недавно. В содержание данного понятия вкладываются основы метода проектов. История возникновения метода проектов восходит ко второй половине XIX века. Как известно, появился он в США и основывался на теоретических концепциях так называемой прагматической педагогики, провозгласившей принцип «обучение посредством делания». Его называли методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником У.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

      Но зародыши проектной деятельности появились задолго до 19века.

      Например Сократ создал искусство под названием “майевтика”, в котором предлагалось с помощью наводящих вопросов через диалог извлекать скрытые в каждом человеке знания. В ходе диалога Сократ вместо того, чтобы утверждать ту или иную истину, задает требующие последовательности вопросы, отвечая на которые его собеседник формулирует ранее неизвестные ему утверждения (рождает истину). Сократ не делится истиной, а лишь помогает собеседнику самостоятельно создать её.

      Еще с давних времен Томмазо Кампанелла мечтал о школе, которая не сводилась бы к наполнению ребенка знаниями и дрессировке его правильного поведения, а давала бы нечто большее для его души и разума. У ребенка должна быть возможность проявлять свои способности и задатки в процессе деятельности. Т. Кампанелла указывал, что оно должно сочетаться с физическим и нравственно-эстетическим воспитанием, с участием детей в труде, с обучением различным профессиям. Следует подчеркнуть, что все первоначальное обучение детей в государстве основано на наглядности, которую Кампанелла ценил очень высоко. Дети приобретают элементарные знания о всех вещах и явлениях, во время прогулок, рассматривая изрисованные на стенах города картины, на которых изображены геометрические фигуры, животные, растения, орудия труда.

      В Римской высшей школе искусств понятие проект появилось в связи с попыткой итальянских архитекторов профессионализировать свою деятельность. Учащиеся ориентировались на получение знаний в ходе самостоятельного осуществления проекта, на действительность, в ходе реальных условий, а продукт, который предусматривал применений различных знаний для получения конечного результата.

       В Парижской королевской архитектурной академии проектом пользовались студенты для участия в конкурсах, на основе которых они получали возможность поступать в академию и получать титулы архитекторов. Лучшие проекты засчитывались студентам как вступительные экзамены.

      Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Технология проектной деятельности

– личностно ориентированная технология, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта. То есть, технология проектной деятельности, в первую очередь, ориентирована на личность, зависит от ее характера и накопленного раннее опыта и предполагает самостоятельную работу над теоретическим и творческим проектом.     

       Сегодня, применяя технологии проектного обучения, педагог становится куратором и наставником для обучающихся, который направляет мысль и деятельность обучающихся для самостоятельного поиска решения задачи, стимулирует интерес обучающихся к определенным проблемам. Важным аспектом применения метода проектов является получение обучающимися  реального и ощутимого результата. Иными словами, обучение идет от теории к практике через соединение теоретических знаний с эмпирическими, при соблюдении соответствующего баланса на каждом этапе обучения. 

      Стимулирование интереса учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи), или критического мышления. Чтобы обучающиеся воспринимали знания как действительно необходимые, им важно четко осознавать поставленную цель и трудиться для решения значимой проблемы. Результатом проектной деятельности можно считать не только то, что можно  увидеть, осмыслить, применить на практике, но и опыт деятельности обучающихся, развитие их компетенций и ценностей. 

      Новым стандартом предполагается обязательная подготовка и защита итогового проекта за курс основной школы предметного или метапредметного характера. Данное требование ФГОС ООО предполагает определённую последовательность деятельности всех участников образовательного процесса.

    

Современная классификация учебных проектов

сделана на основе доминирующей (преобладающей) деятельности учащихся:

Практико-ориентированный проект — нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика.

Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект — по структуре напоминает научное исследование, успешно использован учителями нашей школы.

Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект — направлен на сбор информации, о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории. 

Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект— предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов, успешно используется во внеклассных общешкольных мероприятиях.

Преимущества проектной деятельности в школе:

1. В корне меняются отношения «учитель – ученик»:

- ученик определяет цель деятельности – учитель помогает ему в этом;

- ученик открывает новые знания – учитель рекомендует источники знаний;

- ученик экспериментирует – учитель раскрывает возможные формы и методы эксперимента, помогает организовывать познавательно-трудовую деятельность;

- ученик выбирает – учитель содействует прогнозированию результатов выбора;

- ученик активен – учитель создает условия для проявления активности;

- ученик субъект обучения – учитель партнер;

- ученик несет ответственность за результаты своей деятельности – учитель помогает оценить полученные результаты и выявить способы совершенствования деятельности.

2. Педагог имеет возможность использовать разные дидактические подходы.

3. По мере выполнения работы интерес к предмету у учащихся возрастает.

4. Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

5. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других.

6. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веры в свои силы.

7. Часто результат деятельности представляется в форме презентации, что позволяет учащимся повышать уровень ИКТ-компетенции.
  

    Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.

В  начальной школе  проектная деятельность осуществляется на уроках, на свободной самостоятельной работе, во внеурочное время. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями. Практикуются совместные проекты всего класса по какой-либо проблеме, проекты, выполненные совместно с родителями, индивидуальные проекты.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

1)      Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей.

2)      Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно- внеурочных занятий.

3)      Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Например, ветеранов войны, учителей и родственников при выполнении таких проектов, как «Сувенир в подарок», «Концерт в подарок», «Путешествие в семьи народов нашей страны».

 

Формирование УУД

В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:

 

Регулятивные метапредметные результаты:

-определение целей деятельности,

-составление плана действий по достижению результата творческого характера,

-работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,

-понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.

 

Познавательные универсальные учебные действия:

-предполагать, какая информация нужна,

-отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,

-сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

 

Коммуникативные метапредметные умения:

-организация взаимодействия в группе (распределение ролей,  умение договариваться друг с другом и т.д.),

-предвидение (прогнозирование) последствий коллективных решений,

-оформление своих мыслей в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ,

умение при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.

 

    Результат проектной деятельности - формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.

Проектная деятельность является уникальным инструментом развития личности обучающихся, действенным фактором образовательного процесса, способствующим развитию педагога и ребенка, формирующим высокий уровень общественной культуры и образования.


 

Доклад «Технология проектной деятельности как форма учебной деятельности в рамках внедрения

Доклад «Технология проектной деятельности как форма учебной деятельности в рамках внедрения

В Парижской королевской архитектурной академии проектом пользовались студенты для участия в конкурсах, на основе которых они получали возможность поступать в академию и получать титулы архитекторов

В Парижской королевской архитектурной академии проектом пользовались студенты для участия в конкурсах, на основе которых они получали возможность поступать в академию и получать титулы архитекторов

Информационный проект — направлен на сбор информации, о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории

Информационный проект — направлен на сбор информации, о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории

Регулятивные метапредметные результаты: -определение целей деятельности, -составление плана действий по достижению результата творческого характера, -работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,…

Регулятивные метапредметные результаты: -определение целей деятельности, -составление плана действий по достижению результата творческого характера, -работа по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2020