Министерство образования и науки Республики Татарстан ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Набережночелнинский педагогический колледж»
ДОКЛАД
Тема: Профилактика и коррекция девиантного поведения в системе образования
выполнен:
студентками группы П-173
очного отделения по специальности 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Матросовой А В., Мрясовой Э.В.,
Кольцовой А.Р., Кругововой Н.А, Мансуровой Л.Р.
руководитель работы:
Русина Лариса Евгеньевна
Набережные Челны
2019
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………….......................3
1. Направления и формы профилактической работы……………………………………..4
2. Специфика работы с девиантным поведением…………………………………………9
3. Первичная, вторичная и третичная профилактика девиантного поведения…...……10
4. Общая и специальная и профилактика………………………………………………...13
5. Основные формы профилактической работы…………………………………………13
Заключение…………………………………………………………………………………….15
Список использованной литературы………………………………………………………...16
Введение
Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.
В
настоящее время в нашей стране серьезную озабоченность государственных органов
и общества в целом вызывает рост числа семей и детей, находящихся в социально
опасном положении, ухудшение физического и психического здоровья подрастающего
поколения, увеличение социального сиротства, безнадзорности и беспризорности,
преступности и наркомании среди детей и подростков.
Одной из причин такого положения является существенное снижение воспитательной
роли семьи и школы. Часть школьников необоснованно отчисляется из
образовательных учреждений. Низкий уровень дисциплины позволяет учащимся
формально в них числиться, занимаясь бродяжничеством и попрошайничеством;
неэффективен контроль за соблюдением обязательных сроков обучения.
Анализ данных социологических исследований и официальной статистики свидетельствует
о неблагоприятном положении детей и подростков в стране, о росте детской
преступности и девиаций поведения среди детей и подростков. Особую тревогу
вызывает проникновение этих негативных явлений в среду младших школьников, что
отрицательно сказывается на процессах их адаптации и социализации. В связи с
этим возрастает роль профилактической деятельности учителя начальных классов,
который, являясь референтным лицом для школьника и его родителей, может
оказывать существенную помощь семье и самому ребенку. Учитель осуществляет
личностно детерминированную деятельность, направленную на педагогизацию
социокультурной среды и регулирование социальных отношений, что определяет
высокие требования к системе деятельности современного учителя.
Профилактика девиантного поведения — это комплекс мероприятий, направленных на его предупреждение. Некоторые авторы (С. Я. Улицкий) все профилактические мероприятия условно делят на общие и специальные. К общим относят политические и социально-экономические мероприятия. Специальные мероприятия, базируясь на общих, тем не менее имеют некоторые особенности при различных формах девиантного поведения.
1. Проведение тематических профилактических классных часов, воспитательских бесед (по плану классных руководителей и по плану воспитательной работы воспитателей).
2. Классные часы и воспитательские беседы, по формированию правовой культуры, толерантного поведения, патриотического воспитания ( по плану классных руководителей и по плану воспитательной работы воспитателей).
3. Видеофильмы по профилактике детской преступности, правонарушений, бродяжничества (в течение года).
4. Организация встреч с инспектором ПДН, специалистами служб и ведомств системы профилактики (в течение года, по плану).
5. Занятия по профориентации обучающихся 9 классов «Твоя профессиональная карьера» ( в течение года, по плану соц. педагога и психолога школы).
6. Проведение Дней здоровья (конец четверти, по плану Воспитательной работы).
7. Развитие детского самоуправления в школе. Работа детской организации «Наследники Акпарса». Проведение Дня самоуправления по воспитательной работе (апрель).
8. Профилактика негативных привычек, наркомании, употребления алкоголя, табакокурения среди несовершеннолетних (по плану классных руководителей и по плану воспитательной работы воспитателей).
Работа с подростками:
1. Профилактика вредных привычек (ПАВ, табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков).
2. Профилактика правонарушений и преступлений.
3. Психокоррекция.
4. Профориентация.
5. Пропаганда здорового образа жизни.
В работе с детьми и подростками асоциального поведения необходимо применить различные методы:
1. Метод переубеждения (детям предоставляются убедительные аргументы, дети вовлекаются в критический анализ своих поступков).
2.Метод переключения (детей и подростков занять трудом, учебой, спортом, общественной деятельностью и т.д.)
Формы работы с подростками: групповая работа, тренинг поведения; личностный тренинг; дискуссии, беседы, встречи; просмотр и обсуждение фильмов; индивидуальные консультации; тесты; конкурсы; праздники .
Организация досуга детей и подростков:
1. Создание ситуации успеха для детей и подростков асоциального поведения.
2. Сформировать личную и социальную компетентность детей и подростков, то есть развить у них позитивное отношение к самим себе и к окружающему обществу.
3. Укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.
4.Изучение интересов и потребностей детей с отклоняющимся поведением и вовлечение их в кружки по интересам.
5. Расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей. Дети принимают участие в Международных Всероссийских , Республиканских, Районных, Муниципальных , школьных конкурсах и выставках.
6. Участие детей в школьных традиционных мероприятиях: праздниках, спортивных мероприятиях, конкурсах, выставках.
7. Создание уюта в спальных комнатах, облагораживание школьной территории, обеспечение необходимыми предметами гигиены, посещение спектаклей, цирка, музеев.
8. Совместная работа с внешкольными организациями.
Работа с родителями предусмотрена в следующих формах:
Просветительская работа (выпуск информационных листов, беседы, дискуссии,создание стенда «Уголок для родителей»).
Психокоррекционная работа – семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях: уходы ребенка из дома, агрессивное поведение, неуправляемость, общение с незнакомыми и сомнительными личностями и т.д.).
Психопрофилактическая работа – приглашение специалистов (врачанарколога, психолога, инспектора КДН и т.д.) на встречи с родителями.
Работа с педагогическими кадрами :
1. Индивидуальное консультирование педагогов
2. Учебно-просветительная работа (совместно с психологом, инспектором ПДН)
3. Работа психолого-педагогического консилиума
4. Особенности межличностного взаимодействия учащихся со сверстниками и взрослыми
5. Заседание МО классных руководителей, воспитателей «Ранняя профилактика семейного неблагополучия»
Профилактика наркомании, негативных привычек:
1. Информирование участников образовательного процесса (учеников, родителей, педагогов) по вопросам профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения через беседы, лекции, оформление информационных стендов
2. Участие в городских спортивных состязаниях
3. Встречи со специалистами во время проведения месячников, дней профилактики
4. Видеолектории по проблеме профилактики наркомании, негативных привычек, просмотр видеоматериалов
5. Школьные выставки рисунков, плакатов ,направленные против вредных привычек за здоровый образ жизни
6. Работа по пропаганде физической культуры и спорта (согласно плану)
7. Работа по вовлечению обучающихся в спортивные кружки
8. Классные часы нравственности (профилактика правонарушений) Проведение классных часов, бесед: «Безвредного табака не бывает», «Наркотики – свободный выбор?»
9. Проведение в школе: День здоровья , День защиты детей, Всемирный День борьбы со СПИДом. Акция «Мы за здоровый образ жизни» Всемирный день отказа от курения
1. Участие в научно-практических конференциях, семинарах, тренингах
2. Работа с периодическими изданиями, монографиями, банком диагностических и коррекционных программ, изучение нормативноправовой базы
3. Повышение профессиональной компетентности, освоение новых методов для осуществления профессиональной деятельности
Специфика работы с девиантным поведением
Основными направлениями деятельности специалистов в учреждении социальной работы с лицами, склонными к отклоняющемуся поведению, являются психодиагностика, психокоррекция, экспертиза, консультирование, просвещение, профилактика, координация, посредничество.
Целью работы является создание условий для достижения позитивных поведенческих изменений личности, способствующих формированию социально-ценностных ориентации на основе личностной композиции социально-ценностных отношений.
Задачами работы с личностью, склонной к отклоняющемуся поведению, выступают: устранение дефицита в поведенческих репертуарах; усиление адаптивного поведения; ослабление или устранение неадекватного поведения; устранение реакций тревоги; развитие умения расслабляться; развитие способности самоутверждаться; развитие эффективных социальных навыков; развитие способности к саморегулированию; формирование личностной композиции социально-ценностных отношений.
Мероприятия по коррекции и профилактике должны следовать основополагающим принципам:
1. Принцип добровольности подразумевает, что достижение реальной эффективности при коррекции отклоняющегося поведения или при проведении первичной и вторичной профилактики возможно и допустимо лишь в случае добровольного согласия девианта на их проведение, мотивирования его на такую деятельность.
2. Он базируется на принципе осознанности, сутью которого является как признание человеком своего поведения не соответствующим нормативному, так и стремление измениться.
3. Под принципом соответствия (адекватности) понимается выбор специалистом методик профилактики в соответствии с механизмами возникновения поведенческой девиации. В подборе методик можно руководствоваться известными типами дивиантного поведения, которые отражают различные механизмы формирование отклоняющегося поведения. Девиантное поведение подразумевает, как правило, педагогическое и социальное коррекционное воздействие.
4. Принцип целесообразности рассматривает необходимость и обоснованность исправления поведенческой девиации сквозь призму возможных более грубых изменений поведения после терапии и в связи с реальным вредом отклоняющегося поведения. Известно, что большинство клинических форм отклоняющегося поведения отражают структуру девиантной личности, и купирование одной девиации часто не приводит к гармонизации личности. Вслед за исчезновением у индивида одной разновидности девиантного поведения происходит «заполнение пустоты» другой девиацией.
Первичная, вторичная и третичная профилактика девиантного поведения
Профилактика девиантного поведения предполагает реализацию следующих принципов:
* комплексность;
* адресность;
* массовость;
* позитивность информации;
* минимизация негативных последствий;
* личная заинтересованность и ответственность участников;
* максимальная активность личности;
* устремленность в будущее.
Согласно терминологии ВОЗ, выделяют первичную, вторичную и третичную профилактику:
Первичная профилактика – это комплекс превентивных мероприятий, проводимых чаще среди детей и подростков с целью предотвращения отклоняющегося поведения. Первичная профилактика направлена на:
* устранение неблагоприятных факторов, вызывающих девиацию;
* повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов.
Вторичная профилактика предполагает:
* раннее выявление нервно-психических нарушений;
* реабилитацию;
* работу с «группами риска».
Третичная профилактика направлена на лиц, у которых уже сформировалось девиантное поведение. Она предполагает:
* лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушениями поведения;
* предупреждение рецидивов.
Психолого-педагогические мероприятия могут входить в структуру всех трех уровней, но больший эффект они дают при первичной и вторичной профилактике.
Общая и специальная и профилактика
Все профилактические мероприятия условно делят на общие и специальные.
1.Общая профилактика – совокупность мер, направленных на создание благоприятных социально-экономических, социокультурных и социальнопедагогических условий, направленных на содействие семье. Она предполагает осуществление предупредительных мероприятий, направленных на предотвращение возникновения тех или иных проблем в обозримом будущем ребенка, либо на предупреждение той или иной проблемы непосредственно перед ее возникновением (массовая подготовка детей к поступлению в первый класс на базе детского сада как профилактика отклонений в поведении, связанных с проблемами в обучении и кризисом семи лет).
2.
Специальная профилактика включает коррекционно-реабилитационные меры,
направленные на детей группы риска, девиантных подростков, несовершеннолетних
правонарушителей. Она предполагает использование разнообразных мероприятий
психолого-педагогической поддержки и социально-правовой помощи несовершеннолетним,
защиту их от невнимания родителей, жестокости, насилия и негативного влияния
асоциальной среды. Эта система мер, направленных на решение
определенной задачи: профилактика девиантного поведения, профилактика подросткового
суицида и др.
Основные формы профилактической работы
Существуют разные формы психопрофилактической социальной работы:
Первая форма – организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающей среды, на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например через создание негативного общественного мнения по отношению к девиантному поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа, школа, класс или конкретная личность. В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации.
Вторая форма работы – информирование. Это наиболее обычное для нас направление профилактической работы. В форме лекций, распространении специальной литературы, бесед или видео-телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например, о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер, при этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация.
Третья форма психопрофилактической работы - активное социальное обучение социально-важным навыкам. Реализуется в форме групповых тренингов. Распространены следующие типы тренингов:
Данная модель является одной из наиболее перспективных в работе с подростками.
Четвертая форма - организация деятельности альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлением о заместительном эффекте девиантного поведения, она реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения.
Пятая форма - организация здорового образа жизни. Данная форма исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным.
Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активное занятие подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
Седьмая форма - минимализация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий.
Заключение
В настоящее время большинство исследователей указывают на взаимообусловленность девиантных поступков и деструктивных социально-политических процессов, происходящих в обществе. При этом часто указывается на то, что рост тех или иных нарушений является результатом издержек и ошибок в осуществлении социально-экономических реформ, а в числе причин особое место отводится снижению жизненного уровня граждан, нарушению сложившегося баланса сил между институтами воспитания, кризису традиционной системы ценностей.
В этой связи на первое место в решении вопросов профилактики выдвигаются экономические меры реформирования общественных отношений, необходимость повышения материального уровня и социальной защищенности российских граждан.
Наблюдение за школьниками, доставляемых в закрытые воспитательно-профилактические заведения и находящихся в условиях, не связанных с изоляцией, показывает, что материальный достаток, высокое социальное положение родителей не является гарантией соблюдения детьми социальных норм.
Лучшая профилактика девиантного поведения – это целенаправленное организуемое с четким определением средств, форм и методов воспитания воздействие. Причем предупредительные возможности воспитания намного эффективнее других средств сдерживания, так как меры правовой профилактики, как правило, несколько запаздывают и начинают действовать тогда, когда поступок уже совершен. Для того чтобы “срабатывали” правовые меры предупреждения, они должны быть включены в сознание подростка, стать частью его убеждений, опыта, что можно достичь путем целенаправленного воспитательного воздействия.
Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны и полезны людям и всему обществу. Хочется обратить внимание, что в воспитании подрастающего поколения главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.
Доброта и отзывчивость не появляются сами по себе, они воспитываются, и основную роль в этом играет родительская любовь - любовь не на словах, а на деле. Если родители не формируют в детях (в первую очередь с помощью собственного примера) доброжелательного, сердечного, мягкого отношения к людям, то ребенок растет жестоким, черствым, агрессивным.
Окружающая социальная микросфера, психологический климат в семье, условия воспитания, взаимоотношения с родителями и педагогами - все это отражается на ребенке. И если мы исключим плохое влияние, если мы будем осторожно относиться к своим и чужим детям, то можем быть уверенными в том, что вырастим хорошую смену активных и трудолюбивых людей.
Использованная литература
1. Алферов, А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. - Ростов н / Д «Феникс», 2000. – 384 с.
2. Брауэр, С.П. «Трудные дети» – дети, которым трудно С.П. Брауэр// Детский дом. 2011. № 39. - 21 с.
3. Вернер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство А.Л. Вернер. - М.: Владос-Пресс 2010. - 159 с. (Серия «Психология для всех»).
4. Гамезо, М.В., Петрова, Е.А, Орлова, Л.М. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов.-М.: Педагогическое общество России,2004.-512 с.
5. Гончарова, Н.М. Особенности воспитательной работы с «проблемными» учащимися: планирование, мониторинг развития учащихся, разработки занятий с педагогами и родителями [Текст] / Н.М. Гончарова. - Волгоград: Учитель, 2007. - 157 с.
6. Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2 - е изд. испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 288 с.
7. Загвязинский,В.И., Закирова, А.Ф., Строкова, Т.А и др.; под ред.В.И. Загвязинского, А.Ф Закировой. Педагогический словарь: уч. пособие для студ. высш. учеб. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2008.-352с.
8. Кащенко, В.П. Педагогическая коррекция: Испр. недостатков характера у детей и подростков: кн. для учителя. – 2 - е изд. – М.: Просвещение, 1994. – 223 с.
9. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред.пед. учеб. заведений. — М..: Издательский центр «Академия», 2000. 176 с.
10. Немов, Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования. Учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 4 .– е изд.М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 608 с.
11. Никитин, В.А. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.А. Никитин. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 2002. - 272 с.
12. Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 480 с.
13. Павлова, М.А. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми [Текст] /авт.-сост. М.А. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 232 с.
14. Пурин, В. Д. Профилактика и коррекция педагогической запущенности: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.Д. Пурин. - М.: Академия, 2008. - 192 с.
15. Селиверстов, В.И. Понятийно — терминологический словарь логопеда / В.И. Селиверстов. - М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
16. Степанов, В. Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.Г. Степанов. - М.: Академия, 2001. - 336 с.
17. Сухомлинский В.А. О воспитании. Издательство политической литературы. Москва. 1973.
18. Шишковец, Т.А. Осложненное поведение подростков/ Т.А. Шишковец. – М.:5 за знания, 2006. – 192 с.
19.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.