Доклад подготовила
учитель начальных классов
Танчук С.А.
Чаплыгин
2021 г
Задача школы сегодня - вооружить детей знаниями. Но одного этого для развития мало, тем более - для развития личности. Приоритетом начальной школы в настоящее время является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. С введением ФГОС общего образования внеурочная деятельность стала неотъемлемой частью образовательного процесса. Эта деятельность имеет свои собственные задачи, но одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Термин «внеурочная деятельность», который употребляется для обозначения определенного спектра жизнедеятельности образовательного учреждения, не является абсолютно новым в педагогической теории и практике. Для образовательного учреждения внеурочная деятельность всегда была неотъемлемой частью выполняемых им функций.
Вместе с тем научный смысл и содержание этого понятия в разные эпохи менялись в зависимости от приоритетов, мировоззренческих установок организаторов системы образования, которые в свою очередь формировались под влиянием идеологических и культурных потребностей общества. Изначально в теории и практике отечественного образования доминировали термины «внеурочная, внеклассная, внеучебная работа», которые трактовались в энциклопедических и справочных изданиях как составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере.
Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности объясняется не только включением ее в учебный план, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Цель внеурочной деятельности – создание условий для реализации детьми и подростками своих потребностей, интересов, способностей в тех областях познавательной, социальной, культурной жизнедеятельности, которые не могут быть реализованы только в процессе учебных занятий и в рамках основных образовательных дисциплин.
Весьма существенным различием является то, что внеурочная деятельность ориентирована на школьников (обучающихся), а дополнительное образование — на детей, что наиболее отчетливо демонстрирует принципиальную несхожесть данных сфер. В первом случае остается взаимодействие между учителем и учениками, а во втором — между педагогом (мастером, тренером) и ребенком;
Принципиальным является и такое отличие: если дополнительное образование предоставляет возможность свободного выбора форм и видов деятельности самому ребенку (или ребенку совместно с родителями), то внеурочная деятельность в целом организуется педагогами, школьникам же предлагается принять участие в тех мероприятиях, которые включены в сформированный ими план (на уровне класса или школы); в этом случае степень свободы у ребенка значительно меньше: ему трудно отказаться о тех дел, в которых участвуют его одноклассники.
Мы живём в век иннноваций и компьютерных технологий.
Сегодня для нашего общества характерно снижение статуса чтения, что обусловлено глобализацией средств массовой информации. Результаты анкетирования, проведенного среди родителей учащихся, свидетельствуют о том, что сегодня только в 8% семей регулярно читают детям.
Таким образом, можно говорить об утрачивании традиций семейного чтения. А значит, использование нравственного потенциала художественных текстов в воспитательных целях, становится одной из важнейших задач в работе с детьми младшего школьного возраста. Нравственный потенциал произведения, конечно же, сам по себе не переходит во внутренний мир ребенка. От мастерства педагога зависит глубина проникновения ребенка в смысл художественного произведения, его степень переживания и осмысления нравственных проблем, способность извлечь нравственные категории. Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно. Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. Многие приходя в школу все еще не могут самостоятельно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа. Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения для них становятся скучными и неинтересными? Думаю, что этот вопрос рано или поздно задает себе каждый учитель. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальной школе является целенаправленное управление обучением чтению. Чтобы чтение было эффективным, важно научить ребенка пользоваться книгой. Задача учителя – организовать полноценное, глубокое восприятие детьми всей информации, заложенной в текст, помочь им представить себе картины, нарисованные автором, эмоционально отозваться на чувства автора и героев, понять авторскую мысль и по мере возможности увидеть, как все это передает нам, читателям, художник слова. Другими словами – сформировать читательские умения и навыки, главные из которых:
– умение представить себе картину, нарисованную автором произведения;
– сопереживать героям и автору;
– понять главную мысль произведения, его идею; осознать свою позицию и передать ее.
И где же, как не на занятиях внеурочной деятельности нужно этим заниматься.
Работая в школе более 20 лет, я пришла для себя к выводу, что именно творческое прочтение произведения, прожитое через актерское мастерство, как ничто другое подталкивает юного актёра к прочитыванию книг .Перевод литературного текста на особый сценический язык делается для того, чтобы из зрительного зала человек пришёл в зал читальный. Обычно театрализация книги не является полным повторением оригинала. Обязательно остаётся какая-то недосказанность, которая подталкивает к прочтению книги». По началу эта идея была только моим увлечением .Она началась очень давно .Первые дети , которые принимали участие в моём творческом эксперименте уже 7 лет как закончили школу. Впоследствии всё это переросло в более серьёзное дело. Я закончила режиссёрские курсы, курсы художественного слова ,познакомилась с великим мастером «Художественного слова», руководителем отделения общероссийской общественной организации «Союз театральных деятелей» по Липецкой области Виктором Николаевичем Зябкиным . Именно на занятиях у этого великого мастера, я поняла как мало я знала и как скучно работала с художественным словом. Я убедилась, художественное слово создает подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, обостряет мысли и чувства, воздействует, убеждает, воспитывает. Главной задачей педагогов является привитие детям любви к художественному слову, уважения к книге, развитие стремления общаться с ней, т.е. всего того, что составляет фундамент воспитания будущего «талантливого читателя». Художественное слово помогает понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения, сформировать нравственные представления и нравственный опыт, способствующий сообщению детям знаний о моральных качествах человека.
Дети же в начале занятий пока не знают ни своих возможностей, ни своих пристрастий. Помочь ребенку в узнавании, открытии себя и в дальнейшем формировании себя – педагога по искусству звучащего слова. Искусство художественного чтения имеет определенные преимущества, поскольку каждый ребенок получает возможность развиваться в соответствии со своими психофизическими особенностями. Ребенок погружается в глубину литературного произведения, его внимание, как будущего исполнителя, сосредотачивается на существе произведения.
На занятиях по художественному слову мы учимся ставить логические паузы, логические ударения, понимаем сюжет и композицию текста, логику поведения персонажа .Изучаем элементы интонации, разновидности партитурных знаков (строчные, надстрочные, подстрочные), ставим исполнительскую задачу, работаем над артикуляцией и дикцией. Рассматриваем виды внеречевых средств воздействия (поза, жесты, мимика).
Известный российский ученый Д. С Лихачев в «Письмах о добром и прекрасном» сказал: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание- понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей. Одним словом делает нас мудрыми».
Занятия «художественным словом» воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.
Что же такое ''художественное слово''. Художественное слово - это умение красиво говорить, - да-да, именно красиво! - четко и ясно выражать смысл, будь то текст или Ваша собственная мысль, умение заинтересовать людей(человека) своим рассказом.
Это весьма и весьма непростая наука, ей не учатся за неделю или за месяц, но и даже за год. Но это того стоит, мои коллеги поймут о чем я. После занятий «художественным словом» появляется четкая красивая речь, то самое умение заинтересовать собеседников или слушателей. Но ведь это еще не все! Появляется умение также четко и красиво выражать свои мысли на бумаге (в тексте). Все плюсы «художественного слова» можно перечислять бесконечно долго, минусов НЕТ. Так что «художественное слово» настоятельно рекомендуется ''к употреблению''.
И в заключение скажу, что занятия «художественным словом» не просто полезны, но и в какой-то мере просто необходимы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.