План урока по русскому языку на тему "Междометие как часть речи" (7 класс)
Оценка 5

План урока по русскому языку на тему "Междометие как часть речи" (7 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл
05.05.2020
План урока по русскому языку на тему "Междометие как часть речи" (7 класс)
ПЛАН УРОКА (2).docx

Учитель русского языка и литературы

АМХАДОВА ЗАРА АРБИЕВНА

7 класс.

Междометие как часть речи.

      Цели: дать понятие о междометии как особой части речи ; показать  грамматические признаки и роль междометий в речи; развивать навыки подготовки сообщений и выступлений.

Планируемые результаты: умение отличать междометие от других частей речи; определять роль междометий в речи.

 

Ход урока.

I.                  Организационный момент.

II.               Актуализация имеющихся знаний.

1). Мозговой штурм

- На какие две группы делятся все части речи?

- Какие части речи относятся к служебным?

- Дайте определение предлога.

- Дайте определение союза.

- Дайте определение частицы.

- Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

       2) Работа с текстом

            (Выразительно прочитать текст; ответить на вопросы: о чем  говориться в тексте? (о весне); какой литературный приём использует автор? (олицетворение); можно ли определить настроение автора, его чувства, эмоции?)

Ах, сердце слышит

Давно призыв ее родной,

И все, что движется и дышит,

Задышит новою весной!

      3). Лингвистическая разминка

Проведем небольшую разминку(при этом вспомните , ребята, наше недавнее внеурочное мероприятие, и постарайтесь вспомнить слова, значения которых я вам зачитаю)

1.     Красители, смешанные с растительным маслом (Масляные краски)

2.     Процесс получения копий рисунка (выделить окончание этого слова) – копировании-Е

3.     Один из главных видов изобразительного искусства – Живопись

4.     Проработка деталей формы предметов на изображении  - Детализация

5.     В технологии: материал, на который наносится грунт и красочный слой картины – Основа

6.     Станок, необходимый художнику для поддержки нужного наклона картины во время работы – Мольберт

7.     Комплекс наук о всех видах художественного творчества – искусствознаниЕ

8.     Совокупность специальных навыков и приемов, посредством которых исполняется художественное произведение – Техника

9.     Внутренний вид помещения – Интерьер

10.  Авторская копия  - повторениЕ

(Используя  возможности интерактивной доски «смарт» дети складываю слово – МЕЖДОМЕТИЕ

III.           Знакомство с новым материалом.

1)    Из истории

Междометие было известно еще в 1 веке до нашей эры в латинском языке. В переводе с латинского обозначает «брошенное между полнозначными словами»

-Вот этой части речи мы и посвятим наш урок!

                2) Целеполагание:

 Давайте сформулируем задачи урока.

-Чему мы должны научиться? (распознавать междометия в письменной и устной речи, образование междометий, строение междометий, употребление междометий в нашей речи, уметь находить их в тексте, уметь отличать их от других частей речи.)

                3) Продолжаю работать с текстом.

- Как вы думаете , что же нам помогло определить, что в этих строках есть эмоция? (слово «АХ»)

- Можете привести свои примеры? (Записываем на доске)

               4) Исследование и доказательство

-Попробуем изменить их…

Вывод №1: Междометие неизменяемая часть речи.

-Имеет ли это слово лексическое значение?

Вывод №2: Это не самостоятельная часть речи, так как не имеет ЛЗ.

-Служит ли это слово для связи слов в словосочетании  или связи   предложений как предлог и союз?

- Может быть, оно вносит какие-либо оттенки в предложение, как частицы?

Вывод №3: Это не служебная часть речи.

-Что же выражает это слово? ( Эмоции, различные чувства)

Главный вывод: Междометие – это  особая часть речи, которая выражает различные чувства и побуждения, но не называет  их.

              5) Слово учителя

Итак, эмоции человек передает различными способами: в устной речи и на письме – междометиями, музыкант свои эмоции передает через музыку, а художник передает свои  эмоции посредством красок…

Сейчас мы на 2 минуты вернемся в прошлое, и попробуем вспомнить свои эмоции и чувства, когда вы прикоснулись к тому, что называется , творчеству…творили сами рядом с известным человеком. Вспомним то внеурочное мероприятие.

               6) Видео

 (2-3минутные съемки работы детей в известным художником республики). Фоном звучит музыка  Антонио Вивальди «Времена года».

             7) Слово учителя

У вас на столах текст. Этот текст составлен мною на основе ваших сочинений, которые вы писали по итогам нашего внеурочного занятия. Я собрала все ваши мысли в один текст.

         Вы заметили, что он разделен на три части: первая часть – для 1 группы, 2- для второй,  3- для третьей.

Ваша задача выразительно прочитать текст и выписать междометия.(Время для работы 3 минуты, для ответа – 1,5 мин)

                8) Работа групп.

Итак , время истекло. Сначала мы прочитаем выразительно весь текст. А уже вторым этапом – назовем междометия.(читают, затем записывают все междометия на доске6

ЗДРАВСТВУЙТЕ, ЧШ, УХ, ОГО, АХ, БОЖЕ МОЙ, О, АЙ, ОЙ, ОХ, СПАСИБО, ДО СВИДАНИЯ. УВЫ.

- Что же выражают эти слова? (Эмоции, чувства, побуждения)

- Скажите, а все ли эти слова выражают одинаковые чувства и побуждения?

 Эмоции:  БОЖЕ МОЙ, О, АЙ. ОХ. УХ, ОГО, УВЫ)

Повелительные : ЧШ, ЭЙ, АЛЛО, АУ, АЙДА, МАРШ, КАРАУЛ)

А  как можно назвать ЗДРАВСТВУЙТЕ, СПАСИБО, ДО СВИДАНИЯ? Этикетные : (этикет- установленный порядок образа действий, поведения и форм обхождения)

Вывод№1: по значению междометия делятся на три группы: эмоциональные, этикетные и повелительные.

- А теперь обратите внимание на строение междометий. Что вы можете сказать об этом? (Простые и составные)

Вывод№2 : междометия бывают простыми и составными.

-Может быть, есть какие-то мысли по поводу их образования?

Вывод: междометия бывают производными и непроизводными.

              9)  Составление кластера (работа у интерактивной доски)

             10) Употребление междометий

Беседа:

Вы хотели изобразить горы, и одним мазком белой гуаши вдруг появились горы… И все в один голос ахнули. Сказали:, «Ах! Как красиво!»

Как вы думаете Адаму Ансаровичу было приятно.(Думаю, да)

Представим на минуту, что этих странных, удивительных слов в нашей речи не было бы…

Они украшают нашу речь, как мазок кисти добавляет завершенность картине.

- В каком стиле чаще всего используется междометие? (В разговорном)

          IV. Закрепление изученного материала

              1)  Учебник : параграф 74, стр. 183.( чтение определения)

              2) Работа у интерактивной доски (учебное занятие №1)

                   вставить пропущенные слова в текст определния междометия.

             3)Устно проговариваю предложение. 

 (Определить . какой частью речи являются слова, производные или непроизводные, к какой группе они принадлежат.

Караул! Помогите! В парке мы видели почетный караул.

             4). Интерактив (учебное занятие №2)

 распределить производные и непроизводные междометия.

              5) Составление синквейна

Междометие

Удивительное, странное

Не изменяется, не служит, не имеет

Как выразить эмоции человеку?

Класс

 

             V. Домашнее задание

Параграф 74, составить связный рассказ на тему «Ах, эта весна!»

              VI. Рефлексия.

1.     Слово учителя.

Всю жизнь можно поделить на временные промежутки – год, день, час, 40 минут…это тоже часть нашей жизни..

    В вашем возрасте 6 уроков –это ¼ часть жизни (показываю на диаграмме - слайд)

Тот урок вы оценили своими работами, которые подарили нашей школе, и они теперь украшают лестничные пролеты школы.

А как же мы жили в это время, сегодня, эти  сорок минут ?

Слайд

Ох! Люблю такие уроки!!!

Ух! Как все интересно!

Ах! Как хорошо и замечательно!

Эхи Ах! Но все же Ох!

Ах! Ух!, Эх!, Ого! Было интересно!

Ух! Как интересен мир!

Я желаю вам идти со временем, быть современными, вместе с тем ценить каждое мгновение!

 

Стихотворение о времени С.Я. Маршака (на парте у каждого)

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

 

Бывают у него застои,

А иногда оно течет

Ненагруженное, пустое,

Часов и дней напрасный счет.

 

Пусть равномерны промежутки,

Что разделяют наши сутки,

Но, положив их на весы, находим долгие минутки

И очень краткие часы.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ТЕКСТ

(1 группа) «Здравствуйте!»- сказал он и вошел в кабинет. На нем была каракулевая папаха. Высокий, стройный, мужественный. Смуглое лицо выдавало его увлечение писать на природе. Весеннее солнце уже сделало свое дело.

Войдя в кабинет, он молча, со знанием дела, стал распаковывать свои сумки. Спокойно и уверенно он вынимал холсты, краски и всевозможные приспособления для работы.

Ух, как много у него было красок разных цветов! Было странно видеть этого статного человека в папахе с кучей красок.

Художник. Заслуженный работник культуры РФ Адам Ильясов был нашим гостем. Ого! Какой известный человек!

(2 группа) Чш, началось! Мы поняли это, когда услышали фоном звучащую музыку Вивальди «Времена года». И под эти удивительные звуки скрипки мастер стал творить. Ах, как интересно было за ним наблюдать!

«Танцующие краски» - так называется техника, которую он нам демонстрировал. Холст, на который небольшими  точечками он наносил разные краски, в его руках стал оживать. О, это было какое-то волшебное действо! Мы все внимательно следили за его работой.   Не используя кисти, он умелыми движениями поворачивал белый холст то влево, то вправо, который уже не был белым…на нем чудом вырисовывался удивительный пейзаж. Краски  в своем неповторимом танце давали жизнь полотну. Небо, море, волны…

(3 группа) Боже мой, как это было красиво! Картина начинала жить… Иногда один незначительный, на первый взгляд, штрих краски придавал новое звучание полотну. Мы испытывали необыкновенные чувства и эмоции, и это было еще более ощутимо, когда мы сами решили попробовать заставить краски танцевать.

«Ой! Ах! Ох!» - звучало то там, то тут… Мы творили, и это было очень волнительно. Свои эмоции мы не могла скрыть. Пик наших чувств и эмоций приходился на конец работы, когда мы , безумно гордые собою, любовались нашими работами уже придумывали им названия.

«Спасибо!» - на перебой благодарили мы Адама. Он улыбался нам в ответ.

Наш гость пожелал нам удачи. Скромно сказав «До свидания», он,увы, ушел.

 


 

Учитель русского языка и литературы

Учитель русского языка и литературы

Процесс получения копий рисунка (выделить окончание этого слова) – копировании-Е 2

Процесс получения копий рисунка (выделить окончание этого слова) – копировании-Е 2

Служит ли это слово для связи слов в словосочетании или связи предложений как предлог и союз? -

Служит ли это слово для связи слов в словосочетании или связи предложений как предлог и союз? -

Повелительные : ЧШ, ЭЙ, АЛЛО,

Повелительные : ЧШ, ЭЙ, АЛЛО,

Междометие Удивительное, странное

Междометие Удивительное, странное

Что разделяют наши сутки, Но, положив их на весы, находим долгие минутки

Что разделяют наши сутки, Но, положив их на весы, находим долгие минутки

Наш гость пожелал нам удачи. Скромно сказав «До свидания», он,увы, ушел

Наш гость пожелал нам удачи. Скромно сказав «До свидания», он,увы, ушел
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.05.2020