МКОУ «Ильменская СОШ»
МО классных руководителей
«Воспитание гражданской ответственности, достоинства, уважения к истории, культуре России»
Подготовила
кл.рук. 5 класса
Шашорина Е.В.
2016 год
Федеральный государственный образовательный стандарт
ориентирован на становление личностных характеристик выпускника основной школы, любящего свой край и свое Отечество, знающего русский и родной язык, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.
Слово «патриотизм» происходит от латинского слова «patris», что означает «родина», «отечество». Подлинными патриотами нашей страны на протяжении всей ее истории были и остаются создатели материальных ценностей, создатели и носители лучших черт национальной культуры. Они составляют большинство народа России. А Родина - это, прежде всего, народ. Чувство национальной гордости - неотъемлемая часть патриотизма. Это гордость за свой народ, за его вклад в развитие культуры, в прогресс человечества.
Формирование у учащихся уважения к истории, культуре, национальным традициям народов России осуществляется на протяжении всех лет обучения в школе. Задача школы состоит в том, чтобы организовать опыт патриотического поведения учащихся и формировать у них соответствующие убеждения и чувства. Все основные виды деятельности школьника: учение, труд, общественная работа, спорт, туризм, игра - могут решить эту задачу В каждом из этих видов деятельности школьник может совершить патриотические поступки и дела и у него могут формироваться устойчивые мотивы патриотического поведения. Каждый ребенок в нашей стране получает образование для того, чтобы быть готовым к самостоятельной творческой деятельности. В процессе учебно-воспитательной работы учащиеся получают знания о прошлом и настоящем нашей страны, народов других стран, познают процесс развития России. Патриотические убеждения по мере перехода учащихся из класса в класс углубляются и становятся все более стойкими. Большое значение в воспитании патриотических убеждений имеют чувства. Патриотизм выражается в чувстве любви к своей Родине, родной природе, родному языку, национальной культуре. У учащихся воспитывается уважение к народам и национальным традициям разных стран, мировой науке и культуре.
Патриотические чувства возникают тогда, когда ученик в своих делах и поступках начинает исходить из общественных требований, которые стали для него принципами личной жизни. В этом случае нравственная норма «отдай все силы на благо Родины» принимается не как что-то внешнее, навязанное силой, а как личное требование к самому себе и окружающим. Это требование побуждает ученика к определенному действию. Любое дело, проводимое в школе с целью воспитания патриотизма, нужно организовывать так, чтобы оно формировало эмоции и включало учащихся в практическую деятельность.
Воспитание патриотизма достигается всей многообразной учебно-воспитательной работой, осуществляемой школой, семьей, общественными организациями. Чувство любви к Родине начинает формироваться у школьника в раннем детстве, под влиянием семьи, всей окружающей обстановки. Родители воздействуют на своих детей не только словом. Они воспитывают патриотические чувства личным примером служения Родине, своим трудом, общественной активностью, заинтересованностью в благе народа. Но многие родители не ограничиваются этим и используют в целях воспитания у своих детей патриотизма такие средства, как беседы, посещение музеев, выставок, прогулки по городу, экскурсии.
В словаре слово «воспитание» определяется как «деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентации, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду»
Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможное, чтобы сохранить культурную самобытность каждого народа, входящего в состав России.
Нравственное воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм (Р. С. Буре)
Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к ценностям конкретного общества (С. А. Козлова)
О важности приобщения ученика к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач школьного образовательного учреждения. Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре.
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов».
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, родному городу и родной стране.
Социокультурная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами школьного образования проблему поиска средств и модернизации форм работы по воспитанию гражданственности в новых условиях.
Наиболее сложной является воспитание любви к родному городу и родной стране. Любовь к родному городу, району, гордость за свою страну имеют огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства, положительные качества личности.
Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой страны, что они – граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего начать знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть страны, а дети – жители России, ее граждане, Гражданин – житель страны, который признает ее законы, потому, что он любит свою страну.
Надо помнить, что школьник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим районом, городом, своей страной.
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже удачной непосредственно – образовательной деятельности, совместной деятельности. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Знакомство детей с родным селом, страной – процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь систематической работой, и эта работа должна проходить не только в специально-организованной образовательной деятельности, но и в режимные моменты, в семье. В непосредственно-образовательной деятельности должны разбираться наиболее сложные темы, требующие объяснения, толкования.
Начиная работу по воспитанию любви к родному городу, педагог должен сам хорошо его знать. Он должен продумать, что целесообразно показать и о чем рассказать детям, особенно выделить то, что характерно именно для нашего села или города.
Условно работу по нравственно-патриотическому воспитанию детей можно представить как работу в трех направлениях:
- с педагогами;
- с детьми;
- с родителями.
Только одновременная работа по всем трем направлениям даст положительный результат
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.