Доклад "Воспитательная функция школы в современных условиях образования в рамках внедрения новой воспитательной программы"
Оценка 4.8

Доклад "Воспитательная функция школы в современных условиях образования в рамках внедрения новой воспитательной программы"

Оценка 4.8
docx
05.06.2023
Доклад "Воспитательная функция школы в современных условиях образования в рамках внедрения новой воспитательной программы"
доклад270323 — основной — копия.docx

                 

 

 

 

 

 

 

 

«Воспитательная функция школы

в современных условиях образования в рамках внедрения новой воспитательной программы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                        

                                                                                         

 

 

 

 

 

 

                                              Март  2023

 

Обучение, как принято считать, уже само по себе имеет воспитывающий характер. Если это так, то почему за 9 лет пребывания в школе ученик все же далеко не всегда становится воспитанным? Что же такое воспитание, каковы его основные задачи и пути осуществления?

Вопрос о необходимости становления педагогической позиции учителя в отношении воспитания и повышения статуса школьного воспитания является бесспорным. Об этом свидетельствуют следующие факты: низкий уровень воспитанности современного школьника, выражающийся в отсутствии добродетелей и несформированной нравственности; созидательных способностей; самостоятельности, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. Поэтому в российском обществе наступил момент реформирования системы образования. В соответствии со стратегией модернизации российского образования определяется приоритетность воспитания в процессе нового качества образования, а именно развитие и поддержка индивидуальности каждого ребенка, возможность для его самоопределения и самореализации.

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, воспитание и обучение служат единой цели: целостному развитию личности школьника.

Основной целью воспитательной работы  является: создание условий для формирования творческой, самостоятельной, гуманной личности, способной ценить себя и уважать других.

Педагогические закономерности воспитания.

1.     Формирование в структуре личности ребенка социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Согласно данной закономерности, хороший педагог – это педагог, умеющий организовать деятельность детей, ведущую их к развитию способностей.

2.     Содержание деятельности детей в процессе их воспитания обусловлено изменениями у них потребностей на каждый данный момент развития. Согласно данной закономерности, хороший педагог – это педагог, умеющий видеть, что происходит с растущим ребенком и что для него кажется самым главным на данный момент в его жизни.

3.     Развитие личности ребенка через деятельность. Согласно данной закономерности, хороший педагог – это педагог, чувствующий границы меры собственного участия в деятельности детей, умеющий отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор, но также умеющий быстро и незаметно выполнить за ребенка ту часть работы, которая ребенку не по силам.

4.     Уважительное  отношение к ребенку, к его мнению, доброта, любовь и понимание. Согласно данной закономерности, хороший педагог – это педагог, способный внешне проявлять уважение, доброжелательность и любовь к ребенку, вне зависимости от свершения им позитивного либо негативного действия, направляя оценку не в адрес ребенка, а в адрес производимых им действий.

5.     Единство воспитания и обучения.

     Специфика воспитательного процесса в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями заключается:

- в осуществлении комплексных динамических коррекционно-развивающих мер;

- в преодолении затруднений социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями;

- формировании у них коммуникативных навыков; их трудовому, эстетическому, физическому воспитанию;

- в социальной реабилитации детей, подготовке их к жизни в обществе;

- в целенаправленном вовлечении семьи в этот процесс.

       Одним из главных условий воспитания детей с интеллектуальными нарушениями (инвалидностью) является создание такой образовательной среды, которая не только сохраняет, но и укрепляет их здоровье, подстраиваясь под особенности развития и возможности каждого обучающегося.

В нашей школе создаются оптимальные условия для воспитания и коррекции детей с интеллектуальными нарушениями, способствующие не только максимальному овладению знаниями, но и формированию жизненных компетенций. В основу организации воспитательного процесса положен принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода, включающего ребенка в учебную, здоровьесберегающую, социально-общественную, трудовую и досуговую среду. Компоненты воспитательной работы реализуются через проведение воспитательских и коррекционных занятий, классных часов, коллективных творческих дел, традиционных школьных мероприятий, реализацию коллективных творческих проектов, совместные мероприятия с родителями, занятия кружков и секций.         Реализация программы осуществляется в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве школы с семьями обучающихся, а также с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы: учреждениями культуры, спорта, дополнительного образования.

Программа воспитательной работы реализуется по нескольким направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (гражданско-патриотическое);

2.Воспитание нравственных чувств и поведения, приобщение к системе культурных ценностей (социально-нравственное);

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к обучению, труду, жизни, расширение представлений о различных профессиях (трудовое, профориентационное);

4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, окружающему миру, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое);

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

6. Формирование ценностного отношения к своему здоровью и окружающим людям, безопасному и здоровому образу жизни (спортивно-оздоровительное);

7. Развитие познавательных процессов с использованием коррекционно-развивающих технологий (познавательная деятельность).

Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:

- ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;

- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;

- созданные в школе условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);

- отсутствие в проведении общешкольных дел соревновательности между классами, поощрение конструктивного межклассного и межвозрастного взаимодействия обучающихся, а также их социальная активность;

- ориентирование педагогических работников школы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;

- явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя, реализующего по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую функции.

Цель программы воспитания: создание условий для формирования духовно-нравственных качеств личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, делающих её способной противостоять негативным факторам современного общества и выстраивать свою жизнь на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Задачи воспитания:

-формирование санитарно-гигиенических навыков и умений по самообслуживающему  труду;

-формирование первоначальных представлений о правилах нравственного поведения: способность к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, умение сопереживать другим людям;

-привитие общепринятых правил и норм поведения в школе и общественных местах, культурно - массовых мероприятиях;

-формирование положительной мотивации к учебной деятельности;

-привитие воспитанникам уважительного отношения к национальным ценностям;

-развитие активной социальной позиции, как первичных признаков гражданской ответственности: понимание понятия «страна», «Родина», «малая Родина», «Любовь к Родине»;

-формирование представлений о семейных ценностях;

-формирование необходимых навыков ведения здорового образа жизни, их использование в практике;

-формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе.

Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Можно выделить следующие условия развития личности:

-Процесс воспитания непрерывен, но при этом в нем выделяются специально организованные педагогом ситуации, проживая которые воспитанник приобретает опыт  отношения к различным сферам бытия и отношения с ними;

-Учитель  и ученик находятся в субъектной позиции по отношению друг к другу;

-Учитель, организуя воспитательный  процесс должен думать не только о коррекции поведения и приведением его в соответствие с общепринятыми культурными нормами, а прежде всего о поддержке нравственного отношения ребенка к различным сферам, событиям, и явлениям жизни, к другому человеку и собственному образу Я;

-Способствовать раскрытию внутреннего мира ребенка (не боязнь проявить себя и самоутвердиться, беседа с учащимися на равных, взаимопомощь);

-Целенаправленно ставить ученика в ситуацию, в которой у него возникнет необходимость и даже потребность совершать духовное усилие по самоопределению (наличие эмоционального отклика, неравнодушие к содержанию деятельности, в которую включены обучающиеся, зарождение у них желания участвовать в добрых делах);

-Использовать положительные изменения в личности ребенка как результат его саморазвития.

Реализация программы проходит в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является со­циально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Организация духовно-нравственного развития обучающихся осуществляется по следующим направлениям:

-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

-воспитание нравственных чувств, этического сознания и духовно-нравственного поведения.

-воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

-воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения

к правам, свободам и обязанностям человека-

-представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится Организация;

-интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;

-уважительное отношение к русскому языку как государственному;

-начальные представления о народах России, о единстве народов нашей страны.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания-

-стремление недопущения совершения плохих поступков, умение признаться в проступке и проанализировать его;

-представления о правилах этики, культуре речи

-представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;

-отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.

Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни-

-элементарные представления об основных профессиях;

-уважение к труду и творчеству старших и младших товарищей, сверстников;

-проявление дисциплинированности, последовательности и настойчивости в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;

-бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;

-организация рабочего места в соответствии с предстоящим видом деятельности;

-отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)-

-формирование элементарных представлений о душевной и физической красоте человека;

-формирование умения видеть красоту природы, труда и творчества;

-развитие стремления создавать прекрасное (делать «красиво»);

-закрепление интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;

-стремление к опрятному внешнему виду;

-отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.

Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) сло­ва учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение, учащиеся ис­пы­тывают большое доверие к учителю. Именно педагог не только словами, но и всем сво­им поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о спра­ве­д­ли­вости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отно­ше­ний между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного раз­вития детей.

Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребён­ку первый при­мер нравственности. Пример окружающих имеет огромное зна­чение в нравственном ра­звитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ниями).

Наполнение всего уклада жизни обучающихся обеспечивается также мно­же­с­т­вом при­меров духовно-нравственного поведения, которые широко пред­с­та­в­лены в оте­че­с­т­ве­н­ной и мировой истории, истории и культуре традиционных ре­ли­гий, истории и духовно-нра­вственной культуре народов Российской Фе­де­ра­ции, литературе и различных видах ис­ку­сства, сказках, легендах и ми­фах. Я использую примеры реального нра­в­с­т­ве­н­но­го поведения, ко­то­рые могут активно противодействовать тем образцам циничного, амо­раль­но­го, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и при­в­ле­кательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и дру­гие источники информации.

Каждый школьник занят обучением и воспитанием в течение 9 лет, в среднем 60-70% всего своего активного времени суток. Это период взросления и социализации. Поэтому в школьной жизни центральное место занимает урок. Урок является  одним из главных средств формирования характера, привычек, поведения каждого ученика. На уроках русского языка и чтения лежит огромная ответственность: не только научить грамотно писать и говорить, выполнять письменные работы различных жанров, в том числе и собственно творческого характера, но и (что, безусловно, является определяющим в современной жизни) воспитать человека, способного видеть прекрасное, воспринимать красоту в жизни и искусстве: человека, умеющего строить отношения с другими людьми. Любое художественное произведение, упражнение по русскому языку несут в себе немаловажную воспитательную функцию. Иногда она лежит на поверхности, порой ученики вместе с учителем доискиваются до истины путем поэтапного анализа. Но самое главное в этой ситуации – суметь избежать нравоучений и нотаций. Если учитель говорит: «Вы должны делать так, поступать только так...», – это, безусловно, является малодейственным аргументом для детей: кто-то покивает головой, поддерживая учителя, а кто-то будет откровенно зевать. Как избежать такой реакции? При работе с художественным текстом необходима связь с накопленным опытом: во-первых, это наблюдение над ситуацией, поведением героев; во-вторых, развитие способностей к целостному пониманию, выработке понятий и представлений; и наконец, развитие способности использовать свои представления для принятия решения, обозначенной проблемы, что, в свою очередь, ведет к приобретению нового опыта.

Программа формирования экологической культуры и здорового образа жизни в урочной деятельности реализуется на межпредметной основе путем интеграции в со­де­р­жание ба­зовых учебных предметов разделов и тем, способствующих фо­р­ми­рованию у обу­ча­ю­щи­хся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основ эко­ло­ги­че­с­кой культуры, установки на здоровый и без­опасный образ жизни. Ведущая роль принадлежит таким учебным предметам как «Фи­зи­ческая культура», «Мир природы и человека», «Природоведение», «Биология», «Основы со­ци­аль­ной жизни», «География», а также «Ручной труд» и «Профильный труд».

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного об­ра­за жизни  осуществляется во внеурочной деятельности во всех направлениях (со­циальном, духовно-нравственном, спортивно-оздоровительном, об­ще­куль­ту­рном). Приоритетными могут рассматриваться спортивно-оздоровительное и духовно-нравственное направления (особенно в части экологической состав­ляющей).

Спортивно-оздоровительная деятельность является важнейшим направле­нием внеуро­чной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на­ру­ше­ниями), основная цель которой создание условий, способствующих гармоничному фи­зи­чес­кому, нравственному и социальному развитию личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами физической культуры, фо­р­ми­ро­ванию культуры здорового и безопасного образа жизни. Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствует усиле­нию оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования обучаю­щи­мися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) освоенных знаний, спо­собов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режи­ме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

При реализации программы следует учитывать, что во внеурочной деятельности на пер­вое место выдвигается опыт применения формируемых усилиями всех учебных пред­ме­тов базовых учебных действий, ценностных ориентаций и оценочных умений, со­ци­аль­ных норм поведения, направленных на сохранение здоровья и обеспечение экологической без­опасности человека и природы. В связи с этим необходимо продумать организацию си­с­темы мероприятий, позволяющих обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) использовать на практике полученные знания и усвоенные модели, нормы поведения в  типичных си­ту­а­ци­ях.

Формы организации внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительные ме­ро­при­ятия, досугово-развлекательные мероприятия, ролевые игры, занятия, развивающие ситуации, общественно полезная практика, спортивные игры, соревнования, дни здоровья, занятия в кружках, прогулки, тематические беседы, праздники, недели здорового образа жизни, мини-проекты, экологические акции, походы по родному краю и т.д.

Психологическое благополучие и здоровье детей, подростков и всех участников образовательного процесса — та очевидная задача, которая не может оспариваться ни сторонниками, ни противниками любых инноваций.
Воспитание – это постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система взаимодействия воспитателя и ребенка. Она меняется в зависимости и от личности педагога, и от личности воспитанника. Любой ребенок, имеющий  задержку психического развития, нервно-психические расстройства, комплексные нарушения, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства – он должен стать оптимально-развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления. Реализация данной стратегии становится возможной лишь при условии создания специального реабилитационного пространства, включающего в себя наличие комплексного подхода, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания. 
Миссия  школы для детей с ОВЗ – это обеспечение максимально возможного, всестороннего и гармоничного развития, физического, социального и психологического благополучия каждого ребенка с особым учетом его личностных особенностей и резервных возможностей при коррекционно-развивающей работе. В школе дети проводят большую часть времени, и воспитательная работа строится таким образом, чтобы школа была для детей родным домом, второй семьёй, в которой дают не только образование, но и создают условия для воспитания, развития и реализации личности. Учитель является организатором ситуаций, в которых раскрываются положительные черты воспитанников, создает ситуацию успеха в результате самостоятельного поиска, т.е. коррекционно-развивающую среду.

 


 

Воспитательная функция школы в современных условиях образования в рамках внедрения новой воспитательной программы»

Воспитательная функция школы в современных условиях образования в рамках внедрения новой воспитательной программы»

Обучение, как принято считать, уже само по себе имеет воспитывающий характер

Обучение, как принято считать, уже само по себе имеет воспитывающий характер

Уважительное отношение к ребенку, к его мнению, доброта, любовь и понимание

Уважительное отношение к ребенку, к его мнению, доброта, любовь и понимание

Программа воспитательной работы реализуется по нескольким направлениям: 1

Программа воспитательной работы реализуется по нескольким направлениям: 1

Цель программы воспитания: создание условий для формирования духовно-нравственных качеств личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, делающих её способной противостоять негативным факторам современного общества и выстраивать…

Цель программы воспитания: создание условий для формирования духовно-нравственных качеств личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, делающих её способной противостоять негативным факторам современного общества и выстраивать…

Учитель и ученик находятся в субъектной позиции по отношению друг к другу; -Учитель, организуя воспитательный процесс должен думать не только о коррекции поведения и приведением…

Учитель и ученик находятся в субъектной позиции по отношению друг к другу; -Учитель, организуя воспитательный процесс должен думать не только о коррекции поведения и приведением…

России, о единстве народов нашей страны

России, о единстве народов нашей страны

Именно педагог не только словами, но и всем сво­им поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о спра­ве­д­ли­вости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми

Именно педагог не только словами, но и всем сво­им поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о спра­ве­д­ли­вости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми

Программа формирования экологической культуры и здорового образа жизни в урочной деятельности реализуется на межпредметной основе путем интеграции в со­де­р­жание ба­зовых учебных предметов разделов и тем,…

Программа формирования экологической культуры и здорового образа жизни в урочной деятельности реализуется на межпредметной основе путем интеграции в со­де­р­жание ба­зовых учебных предметов разделов и тем,…

В связи с этим необходимо продумать организацию си­с­темы мероприятий, позволяющих обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) использовать на практике полученные знания и усвоенные модели, нормы…

В связи с этим необходимо продумать организацию си­с­темы мероприятий, позволяющих обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) использовать на практике полученные знания и усвоенные модели, нормы…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.06.2023