«Воспитательная функция школы
в современных условиях образования в рамках внедрения новой воспитательной программы»
Март 2023
Обучение, как принято считать, уже само по себе имеет воспитывающий характер. Если это так, то почему за 9 лет пребывания в школе ученик все же далеко не всегда становится воспитанным? Что же такое воспитание, каковы его основные задачи и пути осуществления?
Вопрос о необходимости становления педагогической позиции учителя в отношении воспитания и повышения статуса школьного воспитания является бесспорным. Об этом свидетельствуют следующие факты: низкий уровень воспитанности современного школьника, выражающийся в отсутствии добродетелей и несформированной нравственности; созидательных способностей; самостоятельности, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. Поэтому в российском обществе наступил момент реформирования системы образования. В соответствии со стратегией модернизации российского образования определяется приоритетность воспитания в процессе нового качества образования, а именно развитие и поддержка индивидуальности каждого ребенка, возможность для его самоопределения и самореализации.
Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, воспитание и обучение служат единой цели: целостному развитию личности школьника.
Основной целью воспитательной работы является: создание условий для формирования творческой, самостоятельной, гуманной личности, способной ценить себя и уважать других.
Педагогические закономерности воспитания.
1. Формирование в структуре личности ребенка социально-психологических новообразований совершается только путем активности самого ребенка. Согласно данной закономерности, хороший педагог – это педагог, умеющий организовать деятельность детей, ведущую их к развитию способностей.
2. Содержание деятельности детей в процессе их воспитания обусловлено изменениями у них потребностей на каждый данный момент развития. Согласно данной закономерности, хороший педагог – это педагог, умеющий видеть, что происходит с растущим ребенком и что для него кажется самым главным на данный момент в его жизни.
3. Развитие личности ребенка через деятельность. Согласно данной закономерности, хороший педагог – это педагог, чувствующий границы меры собственного участия в деятельности детей, умеющий отойти в тень и признать полное право детей на творчество и свободный выбор, но также умеющий быстро и незаметно выполнить за ребенка ту часть работы, которая ребенку не по силам.
4. Уважительное отношение к ребенку, к его мнению, доброта, любовь и понимание. Согласно данной закономерности, хороший педагог – это педагог, способный внешне проявлять уважение, доброжелательность и любовь к ребенку, вне зависимости от свершения им позитивного либо негативного действия, направляя оценку не в адрес ребенка, а в адрес производимых им действий.
5. Единство воспитания и обучения.
Специфика воспитательного процесса в школе для обучающихся с интеллектуальными нарушениями заключается:
- в осуществлении комплексных динамических коррекционно-развивающих мер;
- в преодолении затруднений социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями;
- формировании у них коммуникативных навыков; их трудовому, эстетическому, физическому воспитанию;
- в социальной реабилитации детей, подготовке их к жизни в обществе;
- в целенаправленном вовлечении семьи в этот процесс.
Одним из главных условий воспитания детей с интеллектуальными нарушениями (инвалидностью) является создание такой образовательной среды, которая не только сохраняет, но и укрепляет их здоровье, подстраиваясь под особенности развития и возможности каждого обучающегося.
В нашей школе создаются оптимальные условия для воспитания и коррекции детей с интеллектуальными нарушениями, способствующие не только максимальному овладению знаниями, но и формированию жизненных компетенций. В основу организации воспитательного процесса положен принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода, включающего ребенка в учебную, здоровьесберегающую, социально-общественную, трудовую и досуговую среду. Компоненты воспитательной работы реализуются через проведение воспитательских и коррекционных занятий, классных часов, коллективных творческих дел, традиционных школьных мероприятий, реализацию коллективных творческих проектов, совместные мероприятия с родителями, занятия кружков и секций. Реализация программы осуществляется в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве школы с семьями обучающихся, а также с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы: учреждениями культуры, спорта, дополнительного образования.
Программа воспитательной работы реализуется по нескольким направлениям:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (гражданско-патриотическое);
2.Воспитание нравственных чувств и поведения, приобщение к системе культурных ценностей (социально-нравственное);
3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к обучению, труду, жизни, расширение представлений о различных профессиях (трудовое, профориентационное);
4. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, окружающему миру, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое);
5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
6. Формирование ценностного отношения к своему здоровью и окружающим людям, безопасному и здоровому образу жизни (спортивно-оздоровительное);
7. Развитие познавательных процессов с использованием коррекционно-развивающих технологий (познавательная деятельность).
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются следующие:
- ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;
- коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
- созданные в школе условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
- отсутствие в проведении общешкольных дел соревновательности между классами, поощрение конструктивного межклассного и межвозрастного взаимодействия обучающихся, а также их социальная активность;
- ориентирование педагогических работников школы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
- явление ключевой фигурой воспитания в школе классного руководителя, реализующего по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую функции.
Цель программы воспитания: создание условий для формирования духовно-нравственных качеств личности ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, делающих её способной противостоять негативным факторам современного общества и выстраивать свою жизнь на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Задачи воспитания:
-формирование санитарно-гигиенических навыков и умений по самообслуживающему труду;
-формирование первоначальных представлений о правилах нравственного поведения: способность к установлению дружеских взаимоотношений в коллективе, умение сопереживать другим людям;
-привитие общепринятых правил и норм поведения в школе и общественных местах, культурно - массовых мероприятиях;
-формирование положительной мотивации к учебной деятельности;
-привитие воспитанникам уважительного отношения к национальным ценностям;
-развитие активной социальной позиции, как первичных признаков гражданской ответственности: понимание понятия «страна», «Родина», «малая Родина», «Любовь к Родине»;
-формирование представлений о семейных ценностях;
-формирование необходимых навыков ведения здорового образа жизни, их использование в практике;
-формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Можно выделить следующие условия развития личности:
-Процесс воспитания непрерывен, но при этом в нем выделяются специально организованные педагогом ситуации, проживая которые воспитанник приобретает опыт отношения к различным сферам бытия и отношения с ними;
-Учитель и ученик находятся в субъектной позиции по отношению друг к другу;
-Учитель, организуя воспитательный процесс должен думать не только о коррекции поведения и приведением его в соответствие с общепринятыми культурными нормами, а прежде всего о поддержке нравственного отношения ребенка к различным сферам, событиям, и явлениям жизни, к другому человеку и собственному образу Я;
-Способствовать раскрытию внутреннего мира ребенка (не боязнь проявить себя и самоутвердиться, беседа с учащимися на равных, взаимопомощь);
-Целенаправленно ставить ученика в ситуацию, в которой у него возникнет необходимость и даже потребность совершать духовное усилие по самоопределению (наличие эмоционального отклика, неравнодушие к содержанию деятельности, в которую включены обучающиеся, зарождение у них желания участвовать в добрых делах);
-Использовать положительные изменения в личности ребенка как результат его саморазвития.
Реализация программы проходит в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.
Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся является социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Организация духовно-нравственного развития обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
-воспитание нравственных чувств, этического сознания и духовно-нравственного поведения.
-воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
-воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения
к правам, свободам и обязанностям человека-
-представления о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится Организация;
-интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
-уважительное отношение к русскому языку как государственному;
-начальные представления о народах России, о единстве народов нашей страны.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания-
-стремление недопущения совершения плохих поступков, умение признаться в проступке и проанализировать его;
-представления о правилах этики, культуре речи
-представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы;
-отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач.
Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни-
-элементарные представления об основных профессиях;
-уважение к труду и творчеству старших и младших товарищей, сверстников;
-проявление дисциплинированности, последовательности и настойчивости в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
-бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
-организация рабочего места в соответствии с предстоящим видом деятельности;
-отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учёбе, небережливому отношению к результатам труда людей.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)-
-формирование элементарных представлений о душевной и физической красоте человека;
-формирование умения видеть красоту природы, труда и творчества;
-развитие стремления создавать прекрасное (делать «красиво»);
-закрепление интереса к чтению, произведениям искусства, детским спектаклям, концертам, выставкам, музыке;
-стремление к опрятному внешнему виду;
-отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.
Для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение, учащиеся испытывают большое доверие к учителю. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления ребёнка о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития детей.
Родители (законные представители), так же как и педагог, подают ребёнку первый пример нравственности. Пример окружающих имеет огромное значение в нравственном развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Наполнение всего уклада жизни обучающихся обеспечивается также множеством примеров духовно-нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и мировой истории, истории и культуре традиционных религий, истории и духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. Я использую примеры реального нравственного поведения, которые могут активно противодействовать тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, которые в большом количестве и привлекательной форме обрушивают на детское сознание компьютерные игры, телевидение и другие источники информации.
Каждый школьник занят обучением и воспитанием в течение 9 лет, в среднем 60-70% всего своего активного времени суток. Это период взросления и социализации. Поэтому в школьной жизни центральное место занимает урок. Урок является одним из главных средств формирования характера, привычек, поведения каждого ученика. На уроках русского языка и чтения лежит огромная ответственность: не только научить грамотно писать и говорить, выполнять письменные работы различных жанров, в том числе и собственно творческого характера, но и (что, безусловно, является определяющим в современной жизни) воспитать человека, способного видеть прекрасное, воспринимать красоту в жизни и искусстве: человека, умеющего строить отношения с другими людьми. Любое художественное произведение, упражнение по русскому языку несут в себе немаловажную воспитательную функцию. Иногда она лежит на поверхности, порой ученики вместе с учителем доискиваются до истины путем поэтапного анализа. Но самое главное в этой ситуации – суметь избежать нравоучений и нотаций. Если учитель говорит: «Вы должны делать так, поступать только так...», – это, безусловно, является малодейственным аргументом для детей: кто-то покивает головой, поддерживая учителя, а кто-то будет откровенно зевать. Как избежать такой реакции? При работе с художественным текстом необходима связь с накопленным опытом: во-первых, это наблюдение над ситуацией, поведением героев; во-вторых, развитие способностей к целостному пониманию, выработке понятий и представлений; и наконец, развитие способности использовать свои представления для принятия решения, обозначенной проблемы, что, в свою очередь, ведет к приобретению нового опыта.
Программа формирования экологической культуры и здорового образа жизни в урочной деятельности реализуется на межпредметной основе путем интеграции в содержание базовых учебных предметов разделов и тем, способствующих формированию у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) основ экологической культуры, установки на здоровый и безопасный образ жизни. Ведущая роль принадлежит таким учебным предметам как «Физическая культура», «Мир природы и человека», «Природоведение», «Биология», «Основы социальной жизни», «География», а также «Ручной труд» и «Профильный труд».
Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни осуществляется во внеурочной деятельности во всех направлениях (социальном, духовно-нравственном, спортивно-оздоровительном, общекультурном). Приоритетными могут рассматриваться спортивно-оздоровительное и духовно-нравственное направления (особенно в части экологической составляющей).
Спортивно-оздоровительная деятельность является важнейшим направлением внеурочной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), основная цель которой создание условий, способствующих гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) средствами физической культуры, формированию культуры здорового и безопасного образа жизни. Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
При реализации программы следует учитывать, что во внеурочной деятельности на первое место выдвигается опыт применения формируемых усилиями всех учебных предметов базовых учебных действий, ценностных ориентаций и оценочных умений, социальных норм поведения, направленных на сохранение здоровья и обеспечение экологической безопасности человека и природы. В связи с этим необходимо продумать организацию системы мероприятий, позволяющих обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) использовать на практике полученные знания и усвоенные модели, нормы поведения в типичных ситуациях.
Формы организации внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительные мероприятия, досугово-развлекательные мероприятия, ролевые игры, занятия, развивающие ситуации, общественно полезная практика, спортивные игры, соревнования, дни здоровья, занятия в кружках, прогулки, тематические беседы, праздники, недели здорового образа жизни, мини-проекты, экологические акции, походы по родному краю и т.д.
Психологическое
благополучие и здоровье детей, подростков и всех участников образовательного
процесса — та очевидная задача, которая не может оспариваться ни сторонниками,
ни противниками любых инноваций.
Воспитание – это постоянно меняющаяся, динамически развивающаяся система
взаимодействия воспитателя и ребенка. Она меняется в зависимости и от личности
педагога, и от личности воспитанника. Любой ребенок, имеющий задержку
психического развития, нервно-психические расстройства, комплексные нарушения,
не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих,
своей семьи, государства – он должен стать оптимально-развитой личностью,
способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе
возрастного становления. Реализация данной стратегии становится возможной лишь
при условии создания специального реабилитационного пространства, включающего в
себя наличие комплексного подхода, квалифицированных кадров, владеющих специальными
методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания.
Миссия школы для детей с ОВЗ – это обеспечение максимально возможного,
всестороннего и гармоничного развития, физического, социального и
психологического благополучия каждого ребенка с особым учетом его личностных
особенностей и резервных возможностей при коррекционно-развивающей работе. В
школе дети проводят большую часть времени, и воспитательная работа строится
таким образом, чтобы школа была для детей родным домом, второй семьёй, в
которой дают не только образование, но и создают условия для воспитания,
развития и реализации личности. Учитель является организатором ситуаций, в
которых раскрываются положительные черты воспитанников, создает ситуацию успеха
в результате самостоятельного поиска, т.е. коррекционно-развивающую среду.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.