ДОКЛАД Вступления на педагогическом совете на тему: «Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках математики по ФГОС НОО».
Оценка 4.7

ДОКЛАД Вступления на педагогическом совете на тему: «Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках математики по ФГОС НОО».

Оценка 4.7
docx
09.09.2021
ДОКЛАД Вступления на педагогическом совете на тему: «Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках математики по ФГОС НОО».
доклад дин.docx



 

 

ДОКЛАД

Вступления на педагогическом совете

на тему:

«Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках математики по ФГОС НОО».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила учитель начальных классов:

МКОУ «АНОШ№2350 при в\ч»

Магомеднабиева Динара Абдулфатаховна

 

 

          Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования. Это - то звено, которое должно обеспечить целостное развитие личности ребенка, его социализацию, становление элементарной культуры деятельности и поведения, формирование интеллекта и общей культуры.
Отличительными чертами педагога, который стремится достичь мастерства, являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Поэтому профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Я считаю, что главное - это профессиональная готовность к реализации ФГОС начального общего образования.

Проблемы активизации познавательной деятельности школьников на сегодняшний день приобретают всё большую актуальность. И это закономерно, т.к. учение - ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе.

Проблемы активизации познавательной деятельности обучающихся побудили и меня искать более эффективные и рациональные пути добывания знаний учащимися.

В результате собственных исследований, наблюдений и исканий, можно утверждать, что внедрение инновационных педагогических технологий, системный подход к организации работы с информацией позволяет решить множество проблем, а творческий подход определяется научным выбором лучшего из возможного.

Активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным считаю создание ситуации успеха и повышение интереса к обучению, что, на мой взгляд, является мощным стимулом для обучающихся.

Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела, и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся.

Достигаю решения этих задач, в том числе и через использование компьютерных технологий, так как сегодня разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя.

Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения. Каждый урок с применением компьютера вызывает у детей эмоциональный подъем.

21 век – век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре – он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методами и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Математика объективно является одной из самых сложных школьных дисциплин и вызывает трудности у многих учащихся.  Задача учителя, прежде всего, воспитать активно мыслящую личность.

Как заинтересовать математикой? Дело непростое. Многое зависит от того, как поставить даже очевидный вопрос, и от того, как вовлечь всех учащихся в обсуждение сложившейся ситуации.  Активность учащихся, успех урока целиком зависит от методических приемов, которые выбирает учитель. Как сформировать интерес к предмету у ребенка? Через самостоятельность и активность, через поисковую деятельность на уроке и дома, создание проблемной ситуации, разнообразие методов обучения, через новизну материала, эмоциональную окраску урока.

В данном докладе я предлагаю несколько приёмов развития познавательной активности учащихся, которые используются мною на уроках. Не все, представленное вашему вниманию, является моим «изобретением», многое есть результат перенятого опыта у коллег, а также из источников полезной информации.

Свою главную задачу я вижу в том, чтобы помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. А вот вызвать и поддержать такое желание – это для меня задача трудная и интересная, тем более, что в каждом классе её приходится решать по-своему. Активизация познавательной деятельности учащихся, развитие способности мыслить свободно, без страха, творчески – очень важная педагогическая задача.

Активизация – должна обеспечить не только простое запоминание материала, но и дать учащимся некоторые навыки и умения самостоятельно добывать знания. Главным условием формирования познавательной активности школьников являются содержание и организация урока. Отбирая материал и продумывая приемы, которые будут использованы на уроке, учителю надо оценивать их с точки зрения возможности возбудить и поддерживать интерес к предмету.

Активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс. Условия,  активизирующие процесс познания, создаёт, прежде всего, учитель, а демонстрирует результат этих условий  – ученик.

Сам процесс познания обычно представляют как последовательную цепь восприятие – запоминание – сохранение – воспроизведение – интерпретация полученных знаний.

Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразные способы действий очень быстро вызывают скуку.

 Развитию познавательных интересов,  способствует такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, поэтому в своей практике использую активные методы обучения. Это система методов, которая направлена главным образом не на изложение  готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Основными подходами к активизации познавательной деятельности я считаю следующие:

1. Для появления интереса к  предмету необходимо понимание нужности, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и отдельных его разделов.

2. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся.

3. Ни слишком лёгкий, ни слишком трудный материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.

4. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.

5. Яркость, эмоциональность учебного материала, взволнованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.

6. Познавательный интерес – это один из важнейших для нас мотивов учения школьников. Его действие очень сильно.

 В своей работе по активизации познавательной деятельности я использую следующие технологии:

- оргмомент (математическая зарядка),  помогает быстро настроить детей на работу, сосредоточить их внимание.

- игровые технологии – это одна из форм активного обучения. Игра, создает дух соревнования, дух творчества  помогает на уроке вызвать интерес, желание работать.

- карточка-консультант, помогает учащимся освоить ранее непонятный материал и  воспринять новые темы.

- взаимообучение и взаимоконтроль (уроки общения), каждый ученик изучает новый материал с соседом по парте. Ученики читают учебник (тему), сами отвечают на вопросы, решают задачи, примеры, проверяя друг друга

- проблемное обучение, деятельность, которая носит исследовательский характер.

- разнообразные приемы устной работы (устный счет).

- использование различных форм ИКТ.

Большое значение имеет начало урока. Как быстро настроить детей на работу, но сделать это без понуканий и строгости? Я часто провожу орг. момент в виде математической зарядки. Готовлю несколько карточек с простейшими примерами. Примеры даю с ответами. На одних ответы верные, на других - нет. Каждое упражнение зарядки состоит из двух движений. Я поочередно показываю классу карточки, а ученики в ответ делают определенное движение. Например, если ответ верный – руки вверх, неверный – руки вперед. Сначала дети не могут собраться, не попадают в ритм. Но постепенно сосредотачиваются, а темп зарядки убыстряется.

Игра – разновидность общественной практики. В ней моделируется жизненные ситуации, закрепляются свойства, качества,  умения, необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных и творческих функций

В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся, познают, работают самостоятельно, пополняют запас представлений. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагают все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированы.

Для привлечения внимание слабоуспевающих учащихся к поставленному заданию я применяю карточки-консультанты. Опыт показывает, что применение таких карточек в течение 3-4х недель помогает им освоить ранее непонятный материал и  воспринять новые темы.

Карточка-консультант состоит из чередования трёх блоков:

1. Опорная формула, написанная цветными чернилами.

2. Решённые примеры.

3. Р.С. – Реши сам.

В своей работе для активизации познавательной деятельности учащихся я также использую и такую форму организации  урока, как взаимообучение и взаимоконтроль (уроки общения). На таком уроке каждый ученик изучает новый материал с соседом по парте. Ребята читают учебник (тему), сами отвечают на вопросы, решают задачи, примеры, проверяя друг друга.

Сообщить готовое быстрее, чем открывать его вместе с учениками. Но от «прослушанного», как известно, через две недели в памяти остается только 20%. Важно сделать учащихся участниками научного поиска: рассуждая вслух, высказывая предположения, обсуждая их, доказывая истину, учащиеся включаются в деятельность, которая носит исследовательский характер. В реализации проблемного обучения существенную роль играет создание на уроке учебной проблемной ситуации.

Большое внимание на уроках уделяю устному счету, различным приемам устной работы. В ходе устного счета развивается память, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений. Для отработки навыков устного счета использую математику в стихах.

Применение в своей практике нетрадиционных уроков, такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят, и повышая их собственные усилия в овладение знаниями на всех этапах обучения, можно добиться развития познавательного интереса к математике.

В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся, как сильных по успеваемости, так и слабых.


 

ДОКЛАД Вступления на педагогическом совете на тему: «Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках математики по

ДОКЛАД Вступления на педагогическом совете на тему: «Активизация познавательной деятельности и исследовательской культуры на уроках математики по

Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования

Начальная школа играет исключительно важную роль в общей системе образования

Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения

Компьютер естественно вписывается в жизнь школы и является еще одним эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения

Активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс

Активизация познавательной деятельности – это двусторонний процесс

Игра, создает дух соревнования, дух творчества помогает на уроке вызвать интерес, желание работать

Игра, создает дух соревнования, дух творчества помогает на уроке вызвать интерес, желание работать

Опорная формула, написанная цветными чернилами

Опорная формула, написанная цветными чернилами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.09.2021