В учебном процессе познавательная деятельность ученика представляет собой сложнейший процесс перехода от незнания к знаниям, от случайных наблюдений, почерпнутых в опыте жизни и из разрозненных сведений, приобретенных от взрослых либо через средства массовой информации, к системе познания. Невозможно переоценить значение познавательной деятельности для общего развития школьников и формирования его личности.
Данный материал помогает активировать познавательную деятельность на уроке музыки.Главная цель музыкального воспитания в школе – развитие личности ребенка, его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали. Пути такого развития только во включении ребенка в любую форму активной музыкальной деятельности.
Доклад по музыке:
Активизация познавательной деятельности
учащихся на уроке музыки
Познание, в его социальном значении, рассматривается в психологии и педагогике как
необходимый исторический процесс накопления духовных ценностей, отражающий законы
природы, общества, межчеловеческих отношений, жизни самого человека.
Именно в школе последовательно, год за годом все учащиеся овладевают знаниями, которые
накопила история человечества. В учебном процессе познавательная деятельность ученика
представляет собой сложнейший процесс перехода от незнания к знаниям, от случайных
наблюдений, почерпнутых в опыте жизни и из разрозненных сведений, приобретенных от взрослых
либо через средства массовой информации, к системе познания. Невозможно переоценить значение
познавательной деятельности для общего развития школьников и формирования его личности. Сам
по себе процесс познания требует значительной затраты умственных сил и напряжения и
осуществляется он в школе через руководство учителя. Но обучение, при котором ученик
действует только по указаниям учителя, не имеет ценных внутренних побуждений, на него зря
потрачены время, сила, и энергия учителя. Поэтому формирование деятельной позиции школьника
в познании главная задача всего учебного процесса.
«Музыка пробуждает воображение, фантазию ребенка, обостряет восприятие окружающего мира,
углубляет представление о предметах и явлениях, то есть активизирует творческие силы разума»,
писал В.А.Сухомлинский. Богатейшее поле деятельности для детей дает программа по музыке,
разработанная Э.Б.Абдуллиным, И.В.Кадобновой, Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой под научным
руководством Д.Б.Кабалевского. Можно играть с учителем в четыре руки (хотя никогда не учился
этому), вырастить из «интонационного зерна» свою собственную мелодию (стать на миг
композитором),
нарисовать в своем воображении самые разные
картины(попробовать себя в изобразительном искусстве) и даже потанцевать на физкультминутке.
слушая музыку,
Первоклассники… Красивые, маленькие, непосредственные, открытые… Первое музыкальное
задание – учимся слушать тишину. Оказывается, этому надо учиться! Чтобы учиться было
интересно, играем в игру «Кто дольше слышит звук». Играю на инструменте один звук, прошу
слушать и поднять руку тогда, когда дети перестанут слышать его .Сначала получается не у всех,
потом лучше, лучше… И вот уже в классе стоит тишина, которая необходима для восприятия
музыки. Интересно? Да! А теперь пробуем пропеть этот звук на «а», как бы продолжая звучание
инструмента. Красиво получается не сразу, дети это замечают сами. Значит, надо поучиться.
Дальше игра.
Представим, что в руках у каждого из нас – роза. Вдруг на наших глазах она распускается и
становится большой и пышной. Мы удивляемся вместе со взмахом моей руки и тихо говорим:
«Ах!». Вместе с началом ауфтакта мы «удивляемся», затем мгновенная задержка дыхания от
удивления и красоты и… поем звук «фа» на гласный «а». Первое задание, первое удивление,
первое активное познание.
Музыка и жизнь – генеральная тема программы. Изучая музыку, ребята с первого класса должны
почувствовать, что они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь.
В 5 классе начинаю учебный год с вопроса: «А где берет начало музыка?». Ответы самые разные.
Наиболее часто мнение, что музыка начинается с композитора.
А если отделить композитора от окружающего мира: запереть его в комнате, закрыть окна
шторами. Создаст он новые мелодии?
Нет. Он не увидит природы, не узнает о происходящих событиях, не сможет общаться с людьми. А каким словом или словосочетанием можно объединить такие понятия как природа,
происходящие вокруг нас события, человеческие чувства?
Это человеческая жизнь.
Так постепенно мы вместе с ребятами приходим к выводу, что музыка берет свое начало в жизни,
значит, музыка – это сама жизнь. И в 7 классе, начиная разговор о музыкальной драматургии, мы
возвращаемся уже в который раз к этому своему выводу. Если музыка – это жизнь, значит и жизнь
музыкальных образов проходит по законам человеческих отношений: иногда эти образы живут в
музыкальном произведении мирно, дополняя друг друга (увертюра к опере «Руслан и Людмила»), а
иногда находятся в противоречии, конфликте (« Эгмонт», « Ромео и Джульетта»
П.И.Чайковского).
Сопоставление музыки и жизненных ситуаций всегда увлекает ребят, делает более доступными для
них многие музыкальные понятия. Тема «Интонация», 2 класс. Всегда оживление в классе, особый
настрой вызывает чтение учителем любого известного детям стихотворения быстро, неразборчиво,
монотонно.
Понравилось? (улыбаются)
Нет!
Почему?
Очень быстро, непонятно, невыразительно!
А как бы вы прочитали?
Стараются, читают выразительно. Вывод: прежде, чем чтото сказать, надо подумать, какой должна
быть ваша интонация. А для учителя это естественный переход к теме «Интонация» в музыке. 5
класс. Тема «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки». Слушая Квартет №2
А.П.Бородина, мы обращаем внимание на интонационную близость мелодии и человеческой речи.
Она искренне «говорит» с нами проникновенно, задушевно. Виолончель, скрипки «подхватывают»
мысль, продолжают беседу, не перебивая своего собеседника.
Колыбельная песня. Начало начал в воспитании человека человеком. Может быть в том, что наши
современные дети лишены материнских колыбельных песен, и кроется одна из причин
всевозрастающей духовной глухоты нынешних поколений ребят? Любви надо учить и учиться…
А что на нашем уроке? На минутку зажмуримся, представим себе мамино лицо, мамины глаза и
послушаем, какая музыка звучит внутри нас. Она, конечно, будет тихая, нежная, ласковая, добрая
и красивая, как мама. И пусть это не развернутая мелодия, а всего лишь несколько раз
повторенная интонация, может быть, без слов, но она сконцентрирует в себе все лучшее, что есть в
ребячьей душе. И прозвучать она может не только в голосе, но и в движении рук, в убаюкивающем
покачивании корпуса, даже просто во внутренней сосредоточенности, отраженной на лицах ребят.
И каким бы голосочком, какую бы «несуразицу» ребенок ни исполнит потом дома маме, это станет
отражением того самого чуда рождения музыки из чувства любви и красоты, к которому он
прикоснулся. Это и есть начало – начало пути к созданию музыкального образа.
Главная цель музыкального воспитания в школе – развитие личности ребенка, его эмоциональной
сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной
позиции, познание законов человеческой морали. Пути такого развития только во включении
ребенка в любую форму активной музыкальной деятельности.
Используемая литература:
1.Вендрова Т.Е. Воспитание музыкой. М. «Просвещение».1991.
2.Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М. «Просвещение». 1984.