Доклад.
Деятельностный подход в подготовке и проведении
родительского собрания
Слайд 1, 2.
«Только вместе с родителями, общими усилиями,
учителя могут дать детям большое
человеческое счастье»
В.А.Сухомлинский
Многое зависит от взаимодействия семьи и школы.
Если учитель проводит родительские собрания только в классической лекционной
форме, вызывает родителей в школу не для индивидуальной беседы и совместного
поиска решения проблем, а для высказывания претензий в адрес родителей или
ученика, то контакт между школой и семьей не состоится.
Большинство родителей не имеют педагогического образования, и задача
школы - оказать помощь в вопросах семейного воспитания. Порой приходиться
слышать от родителей признание в безуспешности всех мер воздействия на
поведение ребенка. В зависимости от конкретной ситуации можно назвать различные
причины данной проблемы, но многие из них связаны с тем, что родители не
воспринимают ребенка как личность, не осознают единство личности ребенка с его
деятельностью.
Слайд 3. Главное предназначение родительского
собрания – согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в
создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически
здоровой личности ребенка.
Поэтому главным этапом в подготовке
собрания будет определение вида, формы и этапов родительского собрания,
способов и приемов совместной работы его участников для повышения
педагогической культуры родителей.
Родительские собрания проводятся с целью:
ознакомления родителей с содержанием и организацией учебно-воспитательного процесса в учебном заведении
психолого-педагогического просвещения, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста детей и условиях успешного взаимодействия с ними и т. д.;
вовлечения родителей в совместную с обучающимися внеурочную деятельность (конкурсы, экскурсии, походы и т. п.);
совместного решения организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и др.).
Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.
С чего начинается подготовка к родительскому собранию?
С определения его тематики. Необходимые темы нередко сообщаются администрацией, определяются самостоятельно педагогами (классным руководителем, или учителями – предметниками), предлагаются родителями.
Очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие вопросы и проблемы их интересуют.
Далее следует определить форму проведения собрания и его содержание – возможно, даже написать кратко конспект с изложением информации, которую надо довести до сведения родителей.
Нередко родительские собрания сводятся к монологу педагога, однако следует активно вовлекать родителей в обсуждение проблем учебно – воспитательного и организационного характера.
Слайд 4.
Среди традиционных форм родительских собраний можно выделить
следующие:
а) организационные;
б) собрания по плану классного всеобуча
родителей;
в) тематические;
г) собрания-диспуты;
д) собрания-практикумы;
е) итоговые.
К
нестандартным формам проведения родительских собраний относятся:
а) родительское собрание вместе с учащимися;
б) презентация семей, их традиций, умений,
отношений, взглядов на воспитание;
в) игра;
г) пресс-конференция;
д) собрание пап;
е) пресс-конференция учителей-предметников;
ж) родительское собрание для обсуждения важных проектов и программ,
предлагаемых администрацией школы;
з) собрание «Мастер-класс».
Но чаще в
собрании используются отдельные приемы работы с родителями, побуждающие к совместной
работе, или их серия. Приведём примеры.
Слайд 5.
Мне
нравится...
Выступающий родитель строит высказывание по указанному плану.
Мне нравится (не нравится) …
Потому, что…
Я могу доказать это на примере…
Я допускаю (не допускаю) другое мнение, потому что…
(Особо важно последнее – заключающее речь - высказывание)
Слайд 6.
Сосуд желаний.
В начале года родители пишут пожелания, ожидания от нового учебного года. В конце года на родительском собрании сосуд вскрывается и содержимое зачитывается и обсуждается.
Слайд 7.
Если бы ...
Создается некая цепочка участников (микрогруппа, группа). Учитель или первый участник произносит первое предложение «Если бы…». Следующий участник вторую часть предложения (констатирующую) использует для начала своего предложения «Если бы…». И т.д.
Слайд 8.
Кубик Блума.
На гранях кубика написаны вопросы или задания по теме, классный руководитель может наклеить точные вопросы, а может уточнять их устно, чтобы кубик был многоразовым.
Почему…
Объясни…
Назови…
Предложи…
Придумай…
Поделись…
Слайд 9.
Дайвинг.
Суть приема - постановка проблемы через показ видеосюжета или чтение проблемного текста.
Слайд 10.
Луч солнца.
Расположите на лучах солнца роли, которые вы играете в жизни,
или ответьте на вопрос: «Кто ты?» Подойдите, пожалуйста, к работе неординарно!
(Примеры: в молодости имела разряд по бегу и
лыжам, люблю кататься на велосипеде, начинающая дачница, кулинар)
Слайд 11.
Экран настроения.
Все участники собрания могут в начале или конце (обычно) мероприятия показать свое настроение, отношение, новизну, включенность, работу команды, уровень комфортность на «Экране».
Чтобы вовлечь родителей в активную работу на собрании, лучше применять несколько приёмов активного мышления в течение всего собрания.
Основное выступление на собрании не должно занимать много времени – вечером после работы большинство родителей вряд ли адекватно его воспримут. Необходимо иметь четкий план проведения собрания – после выступления выделить время на вопросы родителей, обсуждение иных тем. Желательно о проделках отдельных учеников сообщать их родителям в индивидуальном порядке (например, в разговоре после общего собрания).
Чтобы родители были с самого начала хорошим помощникам, их надо активно подключать к решению актуальных вопросов учебно – воспитательного процесса, вовлекать в совместную с детьми внеурочную деятельность. Родительский комитет, избранный на родительских собраниях, – важная опора классного руководителя. Многие вопросы педагогу помогут решить именно члены родительского комитета. На собрании после обсуждения организационных моментов (питания, организация внеурочных мероприятий, подготовки к экзаменам, выпускному вечеру и т.п.) надо сразу определить степень и формы участия родителей в решении данных проблем.
Информация о времени и месте проведения собрания. Требуется заблаговременно оповестить родителей о дате, времени и месте проведения собрания. Это позволит им скорректировать свои планы и найти время для его посещения. Оповестить родителей можно, например, с помощью какой-либо формы извещения. Ребенок через несколько дней должен будет принести извещение учителю с подписью родителей.
Педагогу не следует забывать, что родительское собрание, на котором происходит личная встреча классного руководителя с родителями его подопечных – важное средство формирования мнения пап и мам о школе, учителях, которым они доверяют свое чадо. К собранию следует тщательно готовиться, продумывая основательно его методику и содержание.
Слайд 12.
Примерная структура родительского собрания
1. Вступительное слово классного руководителя (представление гостей) (5 мин).
2. Анализ анкет родителей (классным руководителем, психологом, учителем), чтобы ярче представить обсуждаемую на собрании проблему (5-7 мин).
3. Выступление по теме собрания (специалиста или классного руководителя). Оно должно быть ярким, лаконичным, доступным (10-15 мин).
4. Обсуждение проблемы родителями (20 мин).
5. Анализ классным руководителем успеваемости класса. Начинать нужно только с положительных результатов. Никогда не надо называть по фамилиям отстающих, недисциплинированных детей, не «клеймить их позором». Анализ должен выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение дел.
6. В заключительной части встречи классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Предлагает взять памятку о прошедшей встрече. Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении или поведении, чтобы выяснить причины этих проблем и совместно найти решение.
В моем понимании, вектор любящего взгляда родителей и учителей должен быть направлен на создание условий для развития ребенка, его самореализации, его становления как личности. Ребенок наполнен жизненной энергией, ему присуща естественная потребность ее проявить. (Слайд 13) Семья и школа призваны создать ту почву, на которой в процессе деятельности формируется личность ребенка.
Слайд 14.
Пример проведения родительского собрания, краткое описание.
В помощь, для родительского собрания, с методическими материалами и рекомендациями.
Тема: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"
Форма проведения собрания - "круглый стол"
План собрания.
1. Вступительное слово учителя.
2. Анализ анкет родителей.
3. Анализ анкет школьников.
4. Свободная дискуссия по вопросам: "Что для человека означает дом? Что особенно люди ценят в своем доме? Мы, наши дети и наш дом. Общение и досуг вместе с детьми. Семейные традиции и праздники".
5. Обмен опытом проведения семейных праздников.
Слайд 15
Памятка для родителей
Слайд 16
Спасибо за внимание
Приложение
Памятка для родителей
Заповеди разумного воспитании
1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении.
2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.
4. Не подсказывайте готовое решение, а подсказывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.
5. Не пропускайте момента, когда достигнут первый успех.
6. Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее.
7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.
8. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.
9. Воспитание - это последовательность целей.
10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.
Как преподавателю организовать беседу с родителями
1. Ответственность за успех или провал встречи лежит на учителе.
2. Организовать встречу надо так, чтобы в ней не было перерывов.
3. Взаимопонимание быстрее наладится, если учитель не будет сидеть за столом. Ибо, сидя за столом, он ставит себя в позицию начальства, а не партнера.
4. Важно спокойное дружеское вступительное слово учителя.
5. Нужно попросить родителя высказаться и внимательно его выслушать.
6. Нужно выяснить, что родитель думает по поводу своего ребенка и как он его воспринимает. Учитель не сможет понять поведение ребенка прежде, чем он поймет отношение к нему родителя.
7. Если родитель предлагает свой план действий, нужно его принять и сделать все возможное для его реализации. Это лучше, чем навязывать родителю мнение учителя.
8. Не стоит спорить с родителями. Спор может вызвать обиду и отчужденность.
9. Пусть любое решение станет результатом взаимного размышления и со стороны родителей явится руководством к действию.
10. Постарайтесь «прочувствовать больные струнки» родителей и не задевайте их.
11. Воспринимайте все, что говорят родители, не выражая своего изумления или неодобрения.
Подготовка собрания
1. Определить тему, главную проблему и основные задачи собрания.
2. Уточнить регламент, продумать ход собрания.
3. Разослать родителям уважительные приглашения с указанием вопросов, выносимых на собрание.
4. Продумать, где родители будут оставлять верхнюю одежду, кто и как встретит их в учебном заведении.
5. Продумать выставочный или информационный материал.
6. Определить, кого из преподавателей - предметников или других специалистов можно пригласить.
7. Продумать свой внешний вид - это немаловажная деталь: ведь каждый раз собрание - событие и немножечко праздник.
Правила поведения классных руководителей на родительском собрании
1. Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.
2. Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.
3. Дать понять, что у школы и семьи - одни проблемы, одни задачи, одни дети.
4. Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций. Поискать эти пути вместе.
5. Постараться понять родителей, поставить себя на их место.
6. Уметь разговаривать с родителями спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители и хороших учеников, и неуспевающих или девиантных детей уходили с собрания с верой в своего ребенка.
Некоторые секреты успешности родительского собрания
1. Расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.
2. Подготовить визитки с именами родителей, особенно если они еще не знают друг друга.
3. Использовать форму разговора за чашкой чая.
4. Определить одну самую сложную проблему разговора и на ее обсуждении строить собрание.
5. Жестко определить регламент собрания. Беречь время родителей.
6. Умело определить день и час родительского собрания (когда нет важных событий или ситуации, интересных телепередач и т. п.).
7. Придумать свои простые правила родительского собрания, довести их до сведения родителей, например: снимать верхнюю одежду обязательно; не отмалчиваться; отвергая предложение, вносить встречное; молчать, когда кто-то говорит; называть друг друга по имени отчеству, а не «Катина мама...».
8. Использовать групповые формы работы родителей, игровые элементы.
9. Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.
10. Желательно закончить собрание принятием конкретного решения.
Преподавателю на заметку
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
2. Тема собрания разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинговые упражнения, дискуссии и т. д.
Родителям на заметку
Благоприятная психологическая атмосфера связана с таким общением, которое не в тягость кому-то из членов семьи. А для того, чтобы барометр вашей семьи всегда показывал хорошую погоду, постарайтесь овладеть следующими умениями:
1. «Держать улыбку» (потому что именно лицо - ваша визитная карточка).
2. Обращать внимание на других (от вашего знания домашних зависит счастье семьи).
3. Слушать, что говорят другие (ибо с глухими разговаривать трудно).
4. Говорить «нет», не обижая (и в семье тоже нужна дипломатия).
5. Не вступать в конфликты (учтите, что лучший способ выйти из конфликта - это не вступать в него).
6. Ободрять других (оптимистам жить легче).
7. Делать комплименты (учтите, что даже глухой услышит комплимент).
Примерное положение о классном родительском собрании
1. Общие положения
Классное родительское собрание - высший орган самоуправления родителей в классе - созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в учебную четверть.
2. Классное родительское собрание
2.1. Определяет основные направления деятельности родителей в классе, формы взаимодействия с учителями, классным руководителем, органами самоуправления обучающихся класса, с советом класса.
2.2. Избирает классный родительский комитет, делегатов на школьную родительскую конференцию.
2.3. Рассматривает вопросы, связанные с реализацией решений органов самоуправления.
2.4. Решает вопросы участия родителей в управлении жизнью класса, обсуждает проекты школьных документов и высказывает по ним свои соображения.
2.5. Слушает отчеты и информацию о работе классного родительского комитета, его комиссий и дает им оценку.
2.6. Обсуждает предложения родителей по совершенствованию образовательного процесса в классе.
2.7. Рассматривает вопросы организации педагогического самообразования родителей.
2.8. Утверждает порядок оказания материальной и финансовой помощи нуждающимся семьям, принимает решение о создании финансового фонда для оплаты дополнительных образовательных услуг педагогов и привлекаемых специалистов,
2.9. Принимает меры по стимулированию общественной работы родителей в образовательном учреждении.
3. Правила проведения собраний
3.1. Классный руководитель обязан всесторонне продумать и подготовить к собранию всю необходимую информацию и документы.
3.2. Каждое собрание требует своего «сценария» и предельно доступных установок, рекомендаций и советов.
3.3. Главным методом проведения собрания является диалог.
3.4. Родители приглашаются на собрание и оповещаются о повестке дня не позднее, чем за три дня до даты проведения собрания.
3.5. Администрация школы должна быть проинформирована о дате и повестке дня не позднее, чем за четыре дня до проведения собрания.
3.6. Учителя-предметники должны присутствовать на родительском собрании по приглашению классного руководителя.
3.7. Классный руководитель должен сформулировать цель приглашения на собрание учителей-предметников.
3.8. Классный руководитель решает организационные вопросы накануне собрания (место хранения верхней одежды, организация встречи, подготовка кабинета),
3.9. Классный руководитель информирует заместителя директора по УВР, ВР об итогах родительского собрания, о вопросах и проблемах, поднятых родителями на собрании, на следующий день после проведения собрания.
4. Принципы проведения родительского собрания
4.1. Родительское собрание - не просто форма связи семьи и школы, это место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми.
4.2. Родители на собрании должны чувствовать уважение к себе, быть уверенными в том, что бестактных разговоров не будет.
4.3. У семьи и школы одни проблемы и заботы - это проблемы детей и забота о детях. Задача встреч родителей и учителей - искать совместные пути их решения.
Примеры :
Темы родительских собраний и их краткое описание
В помощь, несколько тем для родительских собраний, с методическими материалами и рекомендациями.
Тема: "Ребенок учится тому, что видит у себя в дому"
Форма проведения собрания - "круглый стол"
План собрания.
1. Вступительное слово учителя.
2. Анализ анкет родителей.
3. Анализ анкет школьников.
4. Свободная дискуссия по вопросам: "Что для человека означает дом? Что особенно люди ценят в своем доме? Мы, наши дети и наш дом. Общение и досуг вместе с детьми. Семейные традиции и праздники".
5. Обмен опытом проведения семейных праздников.
Тема: "Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника?"
План собрания.
1. Экскурсия по выставке детских (семейных) поделок и знакомство с фрагментами сочинений школьников.
2. Беседа учителя о значении труда в семье.
3. Анализ анкет родителей и школьников.
4. Свободная дискуссия на тему "Трудовые традиции и трудовое воспитание в семье".
5. Принятие рекомендаций.
6. Подведение итогов собрания.
Тема: "Поощрение и наказание"
План собрания.
1. Педагогические ситуации из жизни класса.
2. Сообщение учителя о значении методов поощрения и наказания в воспитании детей.
3. Обсуждение и анализ педагогических ситуаций.
4. Беседа по вопроснику.
5. Разговор о поощрениях.
6. Подведение итогов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.