Доклад " Особенности организации коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях логопункта"
Оценка 4.8

Доклад " Особенности организации коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях логопункта"

Оценка 4.8
Особые потребности +3
docx
дефектология
1 кл—4 кл
15.02.2018
Доклад " Особенности организации коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях логопункта"
В работе дана общая характеристика ООП НОО (основной общеобразовательной программы начального общего образования) дифференцируются варианты программы 5.1 и 5.1. Даны понятия коррекционной подготовки и количестве занятий, время их проведения индивидуально и с подгруппой. Дается психолого - педагогическая характеристика обучающихся с ТНР и содержание курсов коррекционно - развивающей области поэтапно. Рассказывается о логоритмике.Психолого -педагогическая характеристика обучающихся с ТНР и содержание курсов коррекционно - развивающей работы (поэтапно). Общая характеристика ООП НОО, варианты 5.1 и 5.2. Логоритмика.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ с детьми с ТНР в условиях логопункта.docx
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО- РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ТНР В УСЛОВИЯХ ЛОГОПУНКТА основной характеристика адаптированной Согласно: - Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи; Составлена «Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования на основе ФГОС для обучающихся с ТНР, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)»; Общая общеобразовательной программы начального общего образования Вариант 5.1. предполагает, что обучающийся с ТНР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников с нормальным речевым развитием, находясь в их среде и в те же сроки обучения. Срок освоения АООП НОО составляет 4 года. Вариант 5.1 предназначается для обучающихся с фонетико- фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка; для обучающихся с нарушениями чтения и письма. Вариант 5.2 предназначается обучающимся с ТНР, для преодоления речевых расстройств которых требуются особые педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное коррекционное воздействие. Это обучающиеся, находящиеся на II и III уровнях речевого развития (по Р.Е. Левиной), при алалии, афазии, дизартрии, ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма и обучающиеся, не имеющие общего 40 недоразвития речи при тяжёлой степени выраженности заикания. Коррекционная   подготовка   включает   два   раздела:  «Коррекционные   курсы»   и «Индивидуальные логопедические занятия».  «Коррекционные курсы»  представлены уроками «Логопедическая ритмика» в подготовительном, первом   и втором классах. «Индивидуальные   логопедические   занятия»   проводятся   после     уроков.   Их   цель: преодоление   речевых   трудностей,   препятствующих   усвоению   материала   на   уроках образовательной   области   «Язык   –   знания   о   языке   и   языковая   практика»   и «Общеобразовательного»   курса.  Эти   занятия   проводятся   в   начальной   школе   с одним учеником в течение 15 минут, с подгруппой (2 – 4 ученика) в течение 20 – 25 минут; Частота посещений индивидуальных занятий детьми 2 – 3 раза в неделю, суммарная нагрузка на ученика по учебному плану из раздела «Индивидуальные логопедические занятия» составляет 1 академический час. В учебном плане предусмотрено время для организации факультативов, основными задачами которых являются коррекция речи и сопутствующих нарушений, двигательных функций, в том числе, мелкой моторики, познавательной деятельности, памяти, внимания, логического мышления, межличностного общения и т.п. незаконченность процессов Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико- артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции), смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка). Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом. Фонетическое способность к дифференциации недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью. Обучающиеся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексико- грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незакончившегося процесса фонемообразования. У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением. Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку. Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением. В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова. Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии. Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи. Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения. Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме. В целях удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР программа коррекционной работы расширяется за счет включения индивидуально-ориентированного коррекционно- логопедического воздействия, сквозными направлениями которого выступают: работа по преодолению нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы; фонологического дефицита и совершенствованию лексико- грамматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции нарушений чтения и письма, по развитию коммуникативных навыков. Содержание курсов коррекционно-развивающей области курса коррекционного интонации, логического ударения). речевого дыхания, 1. Произношение Основными задачами коррекционного курса «Произношение» являются: - развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: -формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической систем; - обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики, характера дефекта (параллельно с развитием операций языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова); - коррекция нарушений звукослоговой структуры слова; - формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, Содержание программы «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ТНР: - произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка; - языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова; - сложной слоговой структуры слова; - (слухо-произносительной дифференциации фонем). Основными линиями обучения по курсу «Произношение» являются: - формирование произношения звуков с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической сложности и характера дефекта; - освоение слогов разных типов и слов разной слоговой структуры; - формирование навыков четкого, правильного произношения предложений, состоящих из трех- пятисложных слов, различных типов слогов: открытых, закрытых, со стечением согласных ( со II класса). Программой предусмотрена коррекция нарушений произношения как на уроках, так и на индивидуальных/подгрупповых логопедических занятиях. В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи программой предусмотрены следующие направления работы: фонематического восприятия плавного, - развитие ручной и артикуляторной моторики; - развитие дыхания и голосообразования; - формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков; - дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков; - формирование всех уровней языкового анализа и синтеза; - коррекция нарушений звукослоговой структуры слова; - формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения). Процесс коррекции нарушений звуковой стороны речи делится на следующие этапы: Первый этап — обследование речи обучающихся и формулирование логопедического заключения. Обследование проводится ежегодно в начале учебного года (2 недели). Результаты обследования оформляются в речевой карте. Второй этап — подготовительный. Цель подготовительного этапа – формирование психофизиологических механизмов овладения произношением. Основными задачами этого этапа являются: развитие тонкой ручной и артикуляторной моторики, дыхания, голосообразования, просодических компонентов речи, уточнение артикуляции правильно произносимых звуков. Третий этап — основной. Он включает формирование правильной артикуляции и автоматизацию звуков в речи, слухо- произносительную дифференциацию акустически и артикуляторно близких звуков, параллельно с развитием слогового и фонематического анализа и синтеза, анализа структуры предложения. Формирование правильной артикуляции звуков осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях, автоматизация и дифференциация - как на уроках, так и на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях. Формирование правильной артикуляции звуков осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях, автоматизация и дифференциация - как на уроках, так и на подгрупповых и индивидуальных логопедических занятиях. В результате обучения обучающиеся овладевают не только определенным объемом знаний и навыков в области звуковой стороны речи, но и в значительной мере расширяется и уточняется их лексикон, происходит совершенствование употребления правильных грамматических форм слова и словообразовательных моделей. Задачи коррекции нарушений лексико- грамматического строя речи на уроках произношения ставятся в соответствии с программой обучения грамоте, развития речи, русскому языку. К концу II класса у обучающихся с ТНР должны быть в основном устранены нарушения звуковой стороны речи (дефекты звукопроизношения, нарушения звукослоговой структуры не только простых, но и сложных слов, нарушения просодической стороны речи). Сокращаются репродуктивные упражнения и повышается роль когнитивных процессов в формировании устной речи. При тяжелых расстройствах звуковой стороны речи (ринолалии, дизартрии) работа продолжается в III и IV классах. В процессе логопедических занятий осуществляется закрепление практических речевых умений и навыков обучающихся. В связи с этим темы и содержание логопедических занятий носят опережающий характер и подготавливают обучающихся к усвоению программ «Обучение грамоте», которые предполагают осознание и анализ речевых процессов. Учитывая трудности автоматизации речевых умений и навыков у обучающихся с ТНР, опережение может быть значительным. 2. Логопедическая ритмика Логопедическая ритмика представляет активную технологию, реализующуюся в структуре коррекционно-логопедического воздействия по устранению нарушений речи. Логопедическая ритмика играет существенную роль как в коррекции нарушений речи, так и в развитии естественных движений обучающихся с ТНР. Содержательной основой логопедической ритмики является взаимосвязь речи, движения и музыки. Цель коррекционного курса «Логопедическая ритмика» - преодоление нарушений речи путем развития, воспитания и коррекции нарушений координированной работы двигательного/речедвигательного и слухового анализаторов в процессе интеграции движений, В логоритмическом воздействии выделяются два основных направления работы: музыки и речи. «Русский язык», продолжительности; словесно-фразовое ударение; пространственных представлений; - развитие, воспитание и коррекция неречевых процессов у обучающихся с ТНР (слухового и зрительного внимания, памяти; оптико- артикуляторного праксиса, координации движений, чувства темпа и ритма в движении в соответствии с темпом и ритмом музыки); - развитие речи и коррекция речевых нарушений (формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания и на его основе – речевого дыхания с воспитанием его объема, плавности, ритмичности, коррекция нарушений голосообразования; темпа, ритма, интонационного оформления речи, паузации, обучение умению правильно использовать логическое и развитие фонематического восприятия; коррекция речевых нарушений в зависимости от механизма, структуры речевого дефекта и методических подходов к их преодолению). Все логоритмические упражнения обеспечивают нормализацию речевого дыхания, формирование умений произвольно изменять акустические характеристики голоса параллельно с формированием правильного произношения звуков; координированную работу дыхательной, голосовой и артикуляторной мускулатуры; выражение эмоций разнообразными просодическими средствами. В процессе реализации коррекционного курса «Логопедическая ритмика» решаются следующие задачи: - развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики; - развитие дыхания и голоса; - развитие восприятия, различения и воспроизведения ритмов, реализующихся в различном темпе; - воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки, умения сочетать систему движений (речевых, общих) с музыкой различного темпа и ритма; - воспитание умения вносить коррективы в характер выполняемых движений в соответствии с заданной установкой (с характером темпа и ритма музыкального произведения); - коррекция речевых нарушений средствами логопедической ритмики. Логопедические занятия занятия с младшими школьниками проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося. Групповые логопедические занятия проводятся: - с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, не менее трех раз в неделю; - с обучающимися, имеющими нарушения чтения и письма, обусловленные фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи, не менее двух-трех раз в неделю. Индивидуальные занятия проводятся не менее трех раз в неделю с обучающимися, имеющими общее недоразвитие речи второго уровня, дефекты речи, обусловленные нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия). По мере формирования произносительных навыков у этих обучающихся, занятия с ними проводятся в группе. Продолжительность группового занятия составляет 40 минут, продолжительность индивидуального занятия - 20 минут. Минимальная наполняемость группы - 3 обучающихся. Предельная наполняемость групп учащихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи: - группы обучающихся с общим недоразвитием речи (ОНР) до 4 детей; - с недостатками чтения и письма, обусловленными общим недоразвитием речи, до 4 детей; - с недостатками чтения и письма, обусловленными фонетико- фонематическим (фонематическим) недоразвитием речи, до 6 детей.

Доклад " Особенности организации коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях логопункта"

Доклад " Особенности организации коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях логопункта"

Доклад " Особенности организации коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях логопункта"

Доклад " Особенности организации коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях логопункта"

Доклад " Особенности организации коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях логопункта"

Доклад " Особенности организации коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях логопункта"

Доклад " Особенности организации коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях логопункта"

Доклад " Особенности организации коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях логопункта"

Доклад " Особенности организации коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях логопункта"

Доклад " Особенности организации коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях логопункта"

Доклад " Особенности организации коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях логопункта"

Доклад " Особенности организации коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях логопункта"

Доклад " Особенности организации коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях логопункта"

Доклад " Особенности организации коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях логопункта"

Доклад " Особенности организации коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях логопункта"

Доклад " Особенности организации коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях логопункта"

Доклад " Особенности организации коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях логопункта"

Доклад " Особенности организации коррекционно - развивающей работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в условиях логопункта"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018