Девиантное (от англ. — отклонение) поведение — это общее название для различных нарушений правил поведения.
У детей с нарушением интеллекта девиантное поведение встречается чаще, чем у нормально развивающихся школьников.
Особенности психического развития умственно отсталых школьников затрудняют усвоение нравственных понятий, развитие и установление нравственно приемлемых отношений, что и ведет впоследствии к возникновению трудностей в поведении.
План
1. Понятие «девиантное» поведение.
2. Виды и причины поведенческих расстройств.
3. Карта наблюдений.
4. Как любить детей?
5. Памятки «Как вести себя с обучающимися девиантного поведения».
Практические рекомендации
Памятка №1 «Как вести себя с агрессивным обучающимся»
Памятка №2 «Как вести себя с нервным обучающимся»
Памятка №3 «Как вести себя с конфликтным обучающимся»
Памятка №4 «Как вести себя с гиперактивным обучающимся»
Памятка №5 «Как вести себя с невнимательным обучающимся»
Памятка №6 «Помните, что ребенка учит то, что его окружает»
6. Педагогическая реабилитация (выводы относительно причин отклоняющего поведения и возможные пути их устранения).
Технология индивидуального обучения Инге Унт.
7. Методы самовоспитания.Девиантное (от англ. — отклонение) поведение — это общее название для различных нарушений правил поведения.
У детей с нарушением интеллекта девиантное поведение встречается чаще, чем у нормально развивающихся школьников.
Особенности психического развития умственно отсталых школьников затрудняют усвоение нравственных понятий, развитие и установление нравственно приемлемых отношений, что и ведет впоследствии к возникновению трудностей в поведении.
План
1. Понятие «девиантное» поведение.
2. Виды и причины поведенческих расстройств.
3. Карта наблюдений.
4. Как любить детей?
5. Памятки «Как вести себя с обучающимися девиантного поведения».
Практические рекомендации
Памятка №1 «Как вести себя с агрессивным обучающимся»
Памятка №2 «Как вести себя с нервным обучающимся»
Памятка №3 «Как вести себя с конфликтным обучающимся»
Памятка №4 «Как вести себя с гиперактивным обучающимся»
Памятка №5 «Как вести себя с невнимательным обучающимся»
Памятка №6 «Помните, что ребенка учит то, что его окружает»
6. Педагогическая реабилитация (выводы относительно причин отклоняющего поведения и возможные пути их устранения).
Технология индивидуального обучения Инге Унт.
7. Методы самовоспитания.
8. Игры.
Работа с детьми с отклоняющимся поведением в коррекционной школе.docx
Работа с детьми с отклоняющимся поведением в коррекционной школе
План
1. Понятие «девиантное» поведение.
2. Виды и причины поведенческих расстройств.
3. Карта наблюдений.
4. Как любить детей?
5. Памятки «Как вести себя с обучающимися девиантного поведения».
Практические рекомендации
Памятка №1 «Как вести себя с агрессивным обучающимся»
Памятка №2 «Как вести себя с нервным обучающимся»
Памятка №3 «Как вести себя с конфликтным обучающимся»
Памятка №4 «Как вести себя с гиперактивным обучающимся»
Памятка №5 «Как вести себя с невнимательным обучающимся»
Памятка №6 «Помните, что ребенка учит то, что его окружает»
6. Педагогическая реабилитация (выводы относительно причин
отклоняющего поведения и возможные пути их устранения).
Технология индивидуального обучения Инге Унт.
7. Методы самовоспитания.
8. Игры.
1.Понятие «девиантное» поведение
Девиантное (от англ. — отклонение) поведение — это общее название
для различных нарушений правил поведения.
У детей с нарушением интеллекта девиантное поведение встречается
чаще, чем у нормально развивающихся школьников.
Особенности психического развития умственно отсталых школьников
затрудняют усвоение нравственных понятий, развитие и установление
нравственно приемлемых отношений, что и ведет впоследствии к
возникновению трудностей в поведении.
ПРИЧИНЫ (по мнению М.С. Певзнер (1959)
недоразвитие познавательной деятельности,
(при ней изменения поведения возникают только в той ситуации,
которая олигофрену непонятна полностью)
При другой форме олигофрении нарушения поведения тесно
связаны с имеющимся грубым недоразвитием всей личности.
(Она так же полагает, что у умственно отсталых детей изза
замедленного развития психики при формировании поведения
усиливается роль влечений) Девиантное поведение можно рассмотреть также как результат
неправильного, недостаточного воспитания.
Во всех случаях отклоняющегося поведения отмечается нарастание
эмоциональной напряженности.
Напряженность ведет к потере чувства реальности, снижению
самоконтроля, неспособности правильно оценивать свое поведение. Под
влиянием разбушевавшихся эмоций воспитанник перестает контролировать
свои поступки, способен на безрассудные действия. Ему ничего не стоит
нагрубить, ударить, чтото сломать. А чем еще может ответить
незащищенный, слабый человек на ухудшение условий, как не изменением
своего поведения?
Таким образом, девиантное поведение — это изменение реакции
умственно отсталого ребенка на неприемлемую для него ситуацию.
В какие же сложные ситуации попадает ребенок с нарушением
интеллекта, что особенно травмирует его?
Это прежде всего обиды, часто повторяющиеся, оскорбляющие
самолюбие, насмешки над ним самим, непринятие в игру или компанию,
конфликтная ситуация в семье (родители заняты выяснением отношений и не
обращают внимания, что ребенок на это очень болезненно реагирует), все
случаи депривации и многие другие причины.
Социальная адаптация (абилитация) умственно отсталых детей и
подростков практически всегда определяется не только глубиной
психического недоразвития, но и их особенностями поведения.
Причём изменения поведения зачастую являются первыми признаками
врождённого слабоумия.
2. Виды и причины поведенческих расстройств.
2.1. Побеги из дома (интерната) и бродяжничество.
Побеги из дома и интерната чаще, чем у нормально развивающихся
детей.
Они не планируются и не готовятся, нередко совершаются под
давлением сверстников и старших.
Основные причины побегов из дома (слайд)
2.2. Агрессия.
Агрессия к родителям, воспитателям, сверстникам умственно
отсталых детей, как правило, необычно жестока, нападения или драки
совершаются без достаточного понимания опасных последствий
наносимых повреждений. Наряду с физической агрессией отмечается и вербальная агрессия.
Часто их агрессивное поведение – прямое повторение того, что дети сами
испытывают от других людей.
Упрочению этого поведения способствует негативный пример
родителей, старших ребят в интернате или школе.
Проявление агрессивного поведения у подростков с нормальным
интеллектом и у подростков с умственной отсталостью внешне сходны и
однообразны.
В цепочке взаимодействующих внешних факторов, приводящих к
большое значение имеет
нарушенным поведенческим реакциям,
эмоциональноволевой.
Регулятором поступков и деятельности являются сиюминутные
желания, стремление к немедленному удовлетворению эгоистических
потребностей.
Большое значение в проявлении агрессивного поведения имеют и такие
внутренние факторы, как степень интеллектуальной недостаточности,
психастенический синдром, уровень критичности, воспитанность подростка,
темперамент, форма олигофрении. Эти внутренние факторы создают тот
неблагоприятный фон, который делает умственно отсталого школьника
особенно подверженным воздействию неблагоприятных факторов внешней
среды.
Основным проявлением агрессии у детей является желание ударить
другого ребенка, обозвать его или забрать у него игрушку. Дети с
агрессивным поведением часто провоцируют других детей на драки, а
взрослых выводят из состояния душевного равновесия. Очень часто
агрессивные дети «ершистые» и найти к ним подход трудно.
Агрессивные дети очень редко признают свои ошибки, отказываются
соблюдать правила, они могут быть мстительными.
2.3. Аутоагрессия
Аутоагрессия возникает в ответ на обиды, наказания и другие
конфликты со взрослыми или старшими детьми. Дети бьют себя по
голове, царапают лицо и тело, наносят на кожу порезы, рвут волосы. В
дальнейшем эти действия повторяются при любых встретившихся
трудностях.
Аутоагрессия чаще наблюдается у девочек, чем у мальчиков.
2.4 Повышенная аффекивная возбудимость.
Симптомами повышенной нервной возбудимости являются – нарушения
движений глазных яблок, несимметричность мышц лица, плохая ориентация
во времени и пространстве, неловкость и несобранность.
Развивается, если человек подвержен частым стрессам, недосыпу,
раздражению и нервозности. Происходит складывание замкнутого круга: недосыпание –
раздражение – нервные стрессы – бессонница.
Встречается у 11,8% всех детей с умственной отсталостью, обычно
сочетается с проявлениями общей психомоторной расторможенности.
Часто возникающие по незначительному поводу или без видимой
причины вспышки аффекта проявляются разрушительными действиями,
грубостью, необдуманными поступками.
2.5.Грубость.
Грубость, как правило возникающая на фоне аффективной
неустойчивости, раздражительности, выражается в дерзких оскорбительных
и иногда нецензурных ответах старшим на их справедливые замечания
или просьбы. Нередко это стереотипные примитивные штампы, часто
повторяемых ругательств, которые выкрикиваются каждый раз в
состоянии раздражения, разочарования. Чаще проявляют грубость
старшие дети и подростки.
2.6. Недисциплинированность.
Недисциплинированность
непослушанием,
упрямством, либо постоянным отказом от выполнения любых
поручений, просьб и нежеланием обслуживать себя.
2.7. Отказ от обучения.
проявляется
либо
Первоначально детьми не выполняются домашние, школьные
задания, затем появляется тенденция избегать под благовидными
предлогами посещения уроков, а в дальнейшем и полное игнорирование
школьных занятий. В старшем возрасте такое поведение распространено
больше. Среди детей, отказывающихся от посещения школы, преобладают
мальчики.
2.8. Параустическое поведение.
Параустическое поведение своеобразное стойкое дивиантное
поведение. Характерная особенность этого состояния
снижение
активности, отсутствие побуждений даже к элементарным видам
деятельности, выраженная интравертированность, формальное общение с
окружающими лицами, общая или избирательная потеря контактов
(преимущественно
(негативизм),
сопровождающийся
Ограничение представлений,
недостаточность чувственной насыщенности. Отсутствие эмоциональных
реакций при общении с окружающими сочетается с эпизодически
возникающим состоянием двигательного возбуждения, развязным и
дурашливым поведением. Развивается это состояние у умственно
отсталых
коммуникативную
недостаточность. Этот синдром снижает возможности приобретения
знаний, увеличивает интеллектуальную и речевую недостаточность
детей, имеющих
эмоциональную
пассивный
гримасами.
и
речевых)
протест эмоциональным
2.9. Дисфорическое расстройство поведения.
Дисфорическое расстройство поведения характеризуется почти
нарастающей
постоянным
раздражительностью, тревожным беспокойством, капризной плаксивостью
или хмурым недовольством. Замечания, несогласия, требования взрослых
или конфликты с детьми могут привести к разрядке накапливающегося
напряжения в форме бурных аффективных вспышек с разрушительными
действиями или агрессией.
напряжением
с
2.10. Неустойчивое расстройство поведения.
Отсутствие устойчивых мотивов поведения,
повышенной внушаемостью,
выраженной зависимостью настроения от внешних влияний.
инициативы,
самостоятельности
и
Отсутствие
повышенная
внушаемость приводят, как правило, к антиобщественным формам
поведения: бродяжничеству, алкоголизации, воровству, раннему началу
половой жизни, возникающим главным образом по механизму имитации.
2.10. Патологически измененные влечения.
2.12. Воровство.
2.13 Активное, не соответствующее возрасту сексуальное поведение.
Активное, не соответствующее возрасту, сексуальное поведение
наблюдается у умственно отсталых девочек в полтора раза чаще, чем у
мальчиков.
Сексуальная активность у девочек начинается раньше, чем у
мальчиков.
При преждевременном половом развитии в одних случаях
возникают аффективные расстройства, в других – нарушения поведения
(претензиозность,
расстройство
сексуального влечения.
появиться
медлительность, несобранность, неуклюжесть, неуверенность, вялость,
импульсивность и трудности приспособления к новой ситуации.
агрессивность),
вспыльчивость,
задержанном
развитии
При
половом
может
В связи с нередко возникающими трудностями в усвоении учебного
материала и требованиями педагогов могут возникнуть отказы от учебы,
протесты, агрессия.
Наличие последствий ранней сексуальной активности подростка
приводит к психологическому «надрыву» всех сторон его личности,
развитию различных видов функциональных расстройств в центральной
нервной системе. ВЫВОД: Девиантное поведение опасно не нарушениями
дисциплины. Даже самые значительные нарушения порядка можно пережить.
Дело в последствиях. Отклоняющееся поведение очень существенно
влияет на формирование характера, который определяет всю будущую жизнь
человека. Если такое поведение вовремя не остановить и не подправить, то
общество получит неуравновешенного, морально незрелого, подверженного
различным влияниям, без жизненных принципов и нравственного стержня,
слабого, неврастенического человека.
Вот почему коррекция поведения не благое пожелание, а жизненная
необходимость, к которой нужно подходить со всей серьезностью и
ответственностью.
Появление всех нездоровых наклонностей следует замечать и
предупреждать в детском возрасте. Если время упущено, сензитивный период
прошел, то результат исправления будет незначительный. Опасно,
безнравственно и бесчеловечно закрывать глаза на то, что в будущем может
испортить жизнь человеку. Ребенок не виноват в том, каким его вырастили.
Нужны спокойствие, выдержка, твердость, терпение, настойчивость,
обязательно спокойный тон, доброжелательность, аргументированность, если
мы взяли ответственность за будущее человека. Уходить от трудностей,
бросать ребенка на произвол судьбы безнравственно и преступно.
Без помощи взрослых ребенок не поймет, что калечит свою будущую
жизнь, уродует судьбу.
Общество предъявляет к ребенку как будущему своему члену вполне определенные
нормы и требования. Их нужно научиться соблюдать. А к этому пока есть только два пути:
или устроить так, чтобы ребенок сам захотел выполнить ту или иную норму поведения, или
заставить его.
Первый путь предпочтительнее, но и труднее. Второй легче, но опаснее:
действие по принуждению исчезает вместе с действием самого принуждения. Будет
ли ребенок соблюдать нормы без этого — неизвестно.
Третий путь тоже открыт. Он быстрый и эффективный. Но требует большого
педагогического мастерства, любви к детям, интереса к их жизни. Можем назвать его
просто — реалистическим воспитанием, а можем и профессионально — сочетанием
самостоятельности, инициативы ребенка с требовательностью и помощью ему.
Он рассчитан на то, чтобы сделать выполнение социальных норм более привлекательным
для ребенка, чем стремление действовать по непосредственному побуждению. В этих
случаях нежелательная потребность будет не просто подавляться, а побеждаться изнутри
другим, более сильным положительным мотивом.
В качестве такого мотива может выступать стремление школьника к
одобрению взрослого, желание сделать приятное другому человеку.
Главным направлением педагогической деятельности по
профилактике девиантного поведения на всех возрастных уровнях следует
считать укрепление и закаливание нервной системы ребенка,
спокойный, без раздражительности тон в обращении с ним, тактичное внушение,
стимулирование развития творческих сил и инициативы.
Коррекция состоит в разумных ограничениях,
правильной организации жизни, деятельности, создании здоровой
атмосферы,
спокойной требовательности,
устранении избыточного внимания, включении в коллектив,
приучении ребенка ограничивать свои желания, считаться с мнением и
интересами других людей.
3.
«Как любить детей?»
В процессе взаимодействия по закону эмоционального заражения
вызывается ответная неприязнь у партнера по общению, нужно
контролировать свои негативные эмоции.
Говоря о коррекции агрессивного поведения, можно
Методы самокоррекции.
выделить способы взаимодействия с ребенком.
К ним относятся «золотые правила» педагогики:
- не фиксировать внимание на нежелательном поведении
ребенка и не впадать самим в агрессивное состояние. Запрет
и повышение голоса – самые неэффективные способы
преодоления агрессивности.
Метод №1. «Говорим как можно тише».
Это полезно и для нашего здоровья, и для психики слушателей.
Постоянно следим за громкостью своей речи и, по возможности, снижаем её.
Представим, что за дверью нашего класса стоит человек и подслушивает наш
урок, а мы не хотим, чтобы ему было чтонибудь слышно из сказанного нами.
Метод №2. «Говорим по очереди».
Особое внимание обращаем на длительность собственного монолога и
строго следим за тем, чтобы не превратить урок в «Театр одного актера».
Метод №3. «Жесты, мимика, лицо».
Строго отслеживаем все свои жесты, а также собственную мимику и
выражения лица. Смотримся мысленно в зеркало. Смотрим на себя со
стороны, убираем лишнее.
Метод №4. «Гасим эмоции».
Следим за своими эмоциями и темпом речи, замедляя последний.
Убираем излишнюю эмоциональность, стараемся говорить спокойно и
убедительно.
В понятие любить каждый вкладывает свой особенный смысл своё
понимание, которое исходит из мировоззрения человека, его жизненного
опыта, а в нашем случае и из своего педагогического опыта.
Для меня это значит принимать их такими, какими их создала
природа, понять, помочь и направить. А может ли учитель не любить того, с кем работает? НЕТ. Поэтому для себя я решила сразу уяснить,
люблю или терплю. Если люблю – значить, я заинтересована в
становлении личности моих учеников.
«Научится любить детей, писал В.А. Сухомлинский, нельзя ни в
каком учебном заведении, ни по каким книгам, эта способность
развивается в процессе участия человека в общественной жизни, его
взаимоотношении с другими людьми. Но по своей природе
педагогический труд повседневное общение с детьми углубляет
любовь к человеку, веру в него»
Признаки, по которым можно «опознать» наличие плохого отношения учителя
к обучающемуся:
Он дает «плохому» ученику меньше времени на ответ, т. е. не дает ему
подумать.
Если дан неверный ответ, он не повторяет вопроса, не предлагает
подсказки, а тут же спрашивает другого или сам дает правильный ответ.
Он «либеральничает», оценивает положительно неверный ответ.
В то же время он чаще ругает «плохого» ученика за неверный ответ.
Соответственно реже хвалит за правильный.
Стремится не реагировать на ответ «плохого», вызывает другого, не
замечая поднятой руки.
Реже улыбается, реже смотрит в глаза «плохому», чем « хорошему»
Можно ли этому научиться?
Патриарх Кирилл говорит нам следующее:
любовь можно приобрети волевым усилием: «Любовь
— это Божий дар, но ведь на этот дар мы отвечаем, и
отвечаем, в первую очередь, некими волевыми
установками.
Так вот, любовь — это, в том числе, такая ориентация человеческой
воли, которая направляет поступки человека к совершению добра.
Приведу простой пример. Вы плохо думаете о человеке, он вам не
нравится — внешне или внутренне; существует масса факторов,
которые одного человека часто отталкивают от другого. Можно
поддаться этому чувству и жить с ним, а можно постараться это
чувство преодолеть.
И ведь есть способ преодолеть — это начать думать хорошо о
человеке.
А есть еще одно совершенно поразительное средство — сделать
этому человеку добро. Практические рекомендации
«Как вести себя с обучающимися с девиантным поведением»
Памятка № 1
Как вести себя с агрессивным обучающимся?
близких и окружающих.
1. Не используйте агрессивные методы воспитания.
2. Попытайтесь ликвидировать агрессивные формы поведения среди его
3. Не запрещайте и не кричите.
4. Используйте удивление в ответ на агрессию.
5. Пытайтесь погасить конфликт в его начале.
6. Не переходите на личность и оскорбление.
7. Чаще используйте тактильный контакт.
8. Наберитесь терпения, не уступайте, сами больше говорите.
9. Дайте ему понять, что он любим.
Памятка № 2
Как вести себя с нервным обучающимся
1. Найдите причины нервозности и попытайтесь их сгладить.
2. Не ущемляйте его достоинства.
3. Не управляйте им словно роботом.
4. В учебной деятельности не ставьте в ситуацию, требующую быстрого
5. Поощряйте чаще, в том числе за старательность, даже если результат
6. В случае неудачи оцените с максимальной деликатностью, объясняя,
ответа. По возможности давайте ответы в письменной форме.
далек от желаемого.
что неудачи в жизни явления довольно частые и это не повод для
отчаяния.
7. Воспитывайте наедине, не злоупотребляйте бесконечными «нельзя» и
8. Создайте психологический комфорт и все время помните, что вы –
9. Будьте всегда доброжелательны и тактичны.
пример для подражания.
«можно».
Памятка № 3
Как вести себя с конфликтным обучающимся
1. Не обсуждайте проблемное поведение при нём. Объясняйте
конструктивные способы разрешения споров.
2. Не ссорьтесь с другими в присутствии класса.
3. Внимание необходимо каждому в равной доле.
Памятка № 4
Как вести себя с гиперактивным обучающимся вследствие мозговой дисфункции.
1. Выясните причину гипердинамичности. Нередко она возникает
2. Уменьшите его расторможенность и отвлекаемость.
3. Запаситесь терпением, ограничьте шумные компании.
4. Спрячьте раздражение и злость.
5. Сдерживайте бурные эмоции и не выплескивайте их.
6. Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях. Не наказывайте
7. Чаще лишайте свободы действий, создавайте ситуации, где необходима
словесно и телесно.
вынужденная неподвижность.
Как вести себя с невнимательным обучающимся
Памятка № 5
концентрации внимания.
1. Хвалите в каждом случае, особенно за виды деятельности, требующие
2. Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
3. Говорите сдержанно, спокойно, мягко.
4. Используйте зрительную стимуляцию для подкрепления устных
5. Давайте только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы
инструкций.
он мог его завершить.
Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе
общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:
• оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто злится;
• ухудшают качество мышления;
• снижают объективность оценки окружающих;
• по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у
партнера по общению.
Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами
переделывать учеников. Перевоспитание и воспитание школьника — процесс
длительный, требующий от учителя терпения, ума, такта и осторожности.
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В НАЧАЛЕ
УРОКА.
Данные упражнения освобождают ребенка от накопившейся
энергии, помогают активизировать внимание, а главное
«разминают» уставшие части нашего тела.
Раз, два выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть.
Посидим, отдохнем
И работать вновь начнем.
1.
Психогимнастика, релаксация Игра «Радуга»
Дети проговаривают вместе с учителем:
«Радугадугадуга,
Унеси меня в луга,
На травушку шелковую,
На речку бирюзовую,
На желтенький песок.»
Под это стихотворение дети закрывают глаза, мысленно представляют
летний пейзаж и покачивают туловищем из стороны в сторону, держа руки
над головой. Затем открывают глаза и снова закрывают, садятся за столы и
расслабляются. Учитель показывает цвет; играющие стремятся с закрытыми
глазами «увидеть» его. Через 3–5 секунд он просит одного из игроков
охарактеризовать то, что он видел.
2. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
И ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ НА ДИНАМИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕНАХ
Специальная терпеливая и систематическая работу в четырех
направлениях:
работать с гневом обучать ребенка общепринятым и неопасным для
окружающих способам выражения своего гнева;
обучать самоконтролю вырабатывать у ребенка навыки владения
собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева или тревожность;
работать с чувствами учить осознавать собственные эмоции и эмоции
других людей, формировать способность к сопереживанию, сочувствию,
доверию окружающим;
прививать конструктивные навыки общения обучать адекватным
поведенческим реакциям в проблемной ситуации, способам выхода из
конфликта.
Работа с гневом
В нашем обществе принято считать, что воспитанный человек не должен
проявлять свой гнев. Однако если мы каждый раз сдерживаем эту эмоцию и не
даем ей выхода ни в какой форме, то мы превращаемся в «копилку гнева», а
это уже сродни бомбе замедленного действия. Когда ваша копилка будет
полна, то «излишки» гнева выльются либо на случайно подвернувшегося под
руку человека, либо истерикой и слезами, либо начнут «откладываться» в
самом человеке, приводя к различным проблемам со здоровьем.
Пример:
«Подушка для пинаний»
Этот игровой способ справиться с гневом особенно необходим тем детям,
которые, разозлясь, склонны реагировать прежде всего физически (сразу
дерутся, толкаются, отнимают, а не кричат и не обзываются, не пытаются
отомстить позже за свое бездействие сейчас). Заведите такому ребенку дома (а можно сделать второй вариант и для детского сада или школы) подушку
для пинаний. Пусть это будет небольшая подушка темного цвета, которую
ребенок сможет пинать, бросать и колотить, когда почувствует себя сильно
рассерженным. После того как ему удастся выпустить пар таким безобидным
способом, можно перейти к другим средствам решения проблемной ситуации.
Примечание. Аналогами подушки могут стать надувной резиновый молоток,
которым можно бить по стенам и по полу, или боксерская груша, которая
поможет избавиться от накопившегося гнева не только детям, но и взрослым.
«Мешочек криков»
Как известно, детям очень непросто справляться со своими отрицательными
чувствами, ведь те так и стремятся прорваться наружу в форме криков и
визгов. Конечно, это не вызывает одобрения у взрослых. Однако если эмоции
очень сильны, то неправильно сразу требовать от детей спокойного анализа и
поиска конструктивных решений. Сначала нужно дать им возможность
немного успокоиться, выплеснуть негатив приемлемым способом.
Так, если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в
состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться
«мешочком криков». Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот
мешочек, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему
необходимо. Но когда он опустит волшебный мешочек, то будет
разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее.
Примечание. Так называемый «мешочек криков» вы можете изготовить из
любого тканевого мешочка, желательно пришить к нему завязочки, чтобы
иметь возможность «закрыть» все «кричалки» на время нормального
разговора. Получившийся мешочек должен храниться в определенном месте и
не использоваться с другими целями. Если под рукой не оказалось мешочка,
то можно его переделать в «баночку криков» или даже «кастрюлю криков»,
желательно с крышкой.
«Листок гнева»
Вы наверняка уже встречались с печатными вариантами такого листа, на
котором изображено какоенибудь чудовище в приступе гнева или вообщето
доброе существо, типа утки, которая пытается в гневе молотком разбить
компьютер. Зрительный образ гнева сопровождается такой инструкцией по
применению: «В случае припадка ярости скомкать и швырнуть в угол!»
Однако это способ поведения скорее взрослых, детям же просто один раз
швырнуть скомканную бумагу в угол обычно недостаточно. Поэтому им стоит
предложить разные способы выражения своих негативных эмоций: можно
комкать, рвать, кусать, топтать, пинать листок гнева до тех пор, пока ребенок
не почувствует, что это чувство уменьшилось и теперь он легко с ним
справится. После этого попросите мальчика или девочку окончательно
справиться со своим гневом, собрав все кусочки «гневного листа» и выбросив
их в мусорку. Как правило, в процессе работы дети перестают злиться и эта игра начинает их веселить, так что заканчивают ее обычно в хорошем
настроении.
Примечание. «Листок гнева» можно изготовить самим. Если это будет делать
сам ребенок, то получится даже двойная проработка его эмоционального
состояния. Итак, предложите ребенку представить, как выглядит его гнев:
какой он формы, размера, на что или на кого похож. Теперь пусть ребенок
изобразит получившийся образ на бумаге (с маленькими детьми нужно сразу
переходить к рисованию, так как им еще сложно изобразить образ словами,
что может вызвать дополнительное раздражение). Дальше для расправы с
гневом (как описывалось выше) все способы хороши!
«Рубка дров»
Рубка дров полезное упражнение для выработки уверенности в себе.
Рубить дрова на самом деле не обязательно, достаточно моделировать
процесс:
встали крепкими ногами, ноги расставлены,
примерились, увидели удар заранее,
свободный взмах (не к ближнему плечу, а свободно далеко за голову),
с оттяжкой удар с фиксацией и голосовым выдохом «Ха!»
Коррекция агрессивного поведения у детей работа с гневом
Эту игру особенно хорошо проводить после того, как ребенок долго
занимался сидячей работой. Она поможет избавиться от физического и
эмоционального напряжения, истратить накопившиеся негативные чувства и
получить заряд бодрости.
Поинтересуйтесь у ребенка, знает ли он, как нужно рубить дрова. Как
нужно держать топор? В какой позе удобнее стоять? Куда обычно кладут
бревно? Чтобы у вас обоих возникла завершенная картина этой физической
работы, попросите ребенка изобразить, как происходит сам процесс.
Позаботьтесь о том, чтобы вокруг было достаточно свободного места. Пусть
ваш маленький дровосек рубит дрова, не жалея сил. Порекомендуйте ему
выше заносить воображаемый топор над головой и резко опускать на
воображаемое бревно. Полезно издавать при этом вместе с выдохом какието
звуки, например говорить "Ха!".
Примечание.
которые нуждаются в большей
правдоподобности этого занятия, можно сделать бумажную замену топора,
например плотно свернутый рулон из бумаги или газеты.
Тем ребятам,
Работа с чувствами
«Словарик добрых слов»
Мотивация через дифференциацию и индивидуализацию обучения
Хвалим детей, хлопаем, произносим слово «молодец».
Отмечаем личные успехи, рост относительно себя.
Трудотерапия
Создаем положительную репутацию
Работа с детьми с отклоняющимся поведением
Работа с детьми с отклоняющимся поведением
Работа с детьми с отклоняющимся поведением
Работа с детьми с отклоняющимся поведением
Работа с детьми с отклоняющимся поведением
Работа с детьми с отклоняющимся поведением
Работа с детьми с отклоняющимся поведением
Работа с детьми с отклоняющимся поведением
Работа с детьми с отклоняющимся поведением
Работа с детьми с отклоняющимся поведением
Работа с детьми с отклоняющимся поведением
Работа с детьми с отклоняющимся поведением
Работа с детьми с отклоняющимся поведением
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.