"Природа графического навыка. Психофизиологические основы работы в области совершенствования навыка письма"
Оценка 4.8

"Природа графического навыка. Психофизиологические основы работы в области совершенствования навыка письма"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
дефектология
1 кл—4 кл
16.01.2019
"Природа графического навыка. Психофизиологические основы работы в области совершенствования навыка письма"
Несоответствие методики обучения письму возрастным возможностям первоклассников приводит к возникновению значительных трудностей у учащихся. Поэтому прежде чем начинать процесс обучения письму, педагогу следует узнать физиологические и психологические особенности детей, пришедших в школу, т.е. определить степень готовности к школьному обучению. У первоклассников слабо развиты мелкие мышцы руки, не закончено окостенение костей запястья и фаланги пальцев, низкая выносливость к статистическим нагрузкам, несовершенная нервная регуляция движений. Все это определяет чрезвычайную сложность овладения навыком письма для ребенка семи лет. В противовес физиологическому развитию, психологическое развитие претерпевает большие изменения, которые оказывают благоприятное влияние на развитие графического навыка. В этом возрасте ярко выраженный познавательный характер приобретает память, становится произвольным внимание, абстрактный и обобщенный характер приобретает мышление. Графический навык представляет собой сложное речевое действие, которое реализуется через взаимосвязанную деятельность четырех компонентов: слухового, артикуляционного, зрительного, двигательного.
Фараонова А.В. Природа графического навыка.docx
Природа графического навыка. Психофизиологические основы работы в области совершенствования навыка письма Методика обучения письму существенно менялась в различные периоды развития. В 1968 году в практике обучения была проведена перестройка, целью которой было обеспечить быстрое овладение учащимися графическим навыком письма,   ликвидировать   трудности,   связанные   с   каллиграфией,   уменьшить количество часов, необходимых на формирование навыка. В то время практика школы   не   оправдала   эти   ожидания,   более   того    ‒ убедительно   показала,   что введение новой системы обучения не только физиологически не обосновано, но и методически весьма слабо подкреплено. Несоответствие методики обучения возрастным   возможностям   первоклассников   привело   к   возникновению значительных трудностей у учащихся. Поэтому прежде чем начинать процесс обучения   письму,   следует   узнать   физиологические   и   психологические особенности детей, пришедших в школу, т.е. определить степень готовности к школьному обучению.  У   детей   младшего   школьного   возраста   происходят   качественные   и структурные   изменения   головного   мозга.   Он   значительно   увеличивается. Особенно сильно развиваются большие полушария, в первую очередь лобные доли,   связанные   с   деятельностью   второй   сигнальной   системы.   Происходят изменения   в   протекании   основных   нервных   процессов   −   возбуждения   и торможения: увеличивается  возможность  тормозных реакций. Это составляет физиологическую   предпосылку   для   формирования   ряда   волевых   качеств младшего   школьника:   повышается   способность   подчиняться   требованиям, проявлять самостоятельность, сдерживать импульсивные действия, сознательно удерживаться от нежелательных поступков. Однако   следует   учитывать   и   слабые   стороны   в   физиологии   детей младшего школьного возраста, в частности, быстрое истощение запаса энергии в нервных тканях, поэтому для ребенка опасно всякое перенапряжение. Костно­ мышечный аппарат детей до 10 лет отличается большой гибкостью, поэтому в младшем школьном возрасте встречаются случаи искривления позвоночника как следствие   неправильной   посадки.   Это   неблагоприятно   влияет   на   рост   и формирование   грудной   клетки,   уменьшает   жизненную   емкость   легких,   что затрудняет развитие организма в целом и влияет на процесс обучения детей письму.   Злоупотребление   упражнениями   в   письме   или   других   видах деятельности, в которых участвует рука, влечет за собой искривление ее костей. Мелкие мышцы руки развиваются медленно, поэтому для младшего школьника представляют трудность действия, требующие точности . В   младшем   школьном   возрасте   закладываются   предпосылки   и   условия формирования наиболее сложного вида речи − письма. Л.С. Выготский писал, что «история письма у ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руку карандаш и показывает, как надо писать буквы» . Формирование   этой   способности   своими   истоками   восходит   к   началу дошкольного   детства   и   связано   с   появлением   графической   символики.   Если ребенку 3­4 лет предложить записать фразу, то ребенок начертит на бумаге что­ то совершенно бессмысленное, оставляя на ней ничего не значащие каракули, но когда перед ребенком ставится задача «прочитать записанное», он, указывая на вполне   определенные   черточки   или   каракули,   читает   свои   изображения,   как будто для него они действительно обозначают что­то конкретное. Для ребенка данного   возраста   нарисованные   черточки   превратились   в   мнемотехнические знаки   −   примитивные   указатели   для   смысловой   памяти.   Л.С.Выготский замечает,   что   в   этой   мнемотехнической   стадии   можно   увидеть   первую предвестницу   будущего   письма.   Детский   рисунок   является   своеобразной символьно­графической предпосылкой письменной речи ребенка. Ребенок   довольно   рано   обнаруживает   тенденцию   записывать   короткие слова   штрихами   соответственной   длины,   а   длинные   −   большим   количеством каракулей.   Дальнейшее   развитие   письма   идет   по   пути   превращения недифференцированной   записи   в   настоящий   знак.   Штрихи   и   каракули постепенно заменяются осмысленными фигурами и картинками, а они в свою очередь уступают место письменным знакам . Исходя из этого, А.В. Запорожец отмечает, что в образовании какого­либо навыка, в том числе и навыка письма между ориентировочными и двигательными исполнительными реакциями имеют место сложные и изменяющиеся отношения. Так,  на   ранней   стадии   развития   дети   выполняют   действия   методом  «проб   и ошибок». В дошкольном возрасте решающее значение приобретает двигательно­ тактильная   ориентировка,   а   в   младшем   школьном   возрасте   −   способы зрительного исследования . По мнению Л.С Выготского, в этом возрасте важной является совместная деятельность,   как   необходимый   этап   и   внутренний   механизм   деятельности индивидуальной. Совместная деятельность порождает инициативу школьника и благоприятно влияет на становление графического навыка. Следует отметить, что в психологии и методике обучения особое место отводится периоду, в ходе которого происходит специализация левой и правой руки. Одностороннее доминирование руки устанавливается в возрасте от 6 до 10­11 лет. Когда ребенок готовится к школе или поступает в первый класс, может оказаться, что доминирующая рука еще не определена.  У такого ребенка сразу же возникает множество проблем в обучении письму. Чаще всего встречаются два случая: 1. когда нельзя определить доминирующую руку; 2. когда преобладает правая рука или когда ребенок пишет правой рукой, но режет ножницами левой.  В подобных случаях, если ребенок по большей части признаков является левшой, ему лучше писать левой рукой. Если он «легкий» левша, или двурукий, или «легкий» правша, ему лучше учиться писать правой рукой . Учитывая эти особенности, учитель ставит перед собой задачу − научить ребенка   писать   в   соответствии   с   установленными   графическими   нормами. Графические навыки письма относятся к сенсорным навыкам человека. Но в отличие   от   большинства   сенсорных   навыков   графические   навыки   письма связаны с учебной деятельностью человека и обслуживают процесс письменной речи. В этом специфика и сложность их формирования. Они формируются не изолированно,   а   совместно   с   чтением,   орфографией,   развитием   письменной речи.  В то же время графические навыки относятся к двигательным навыкам, и при их формировании отмечаются те же особенности и трудности, что и при формировании сложных, тонко координированных действий. При выполнении двигательного   акта   письма   требуется   точная   и   совершенная   координация движений, длительная фиксация суставов в определенном положении. Кроме того,   письмо   связано   с   возрастанием   воздействия   на   все   мышцы   туловища значительной статической нагрузки, обусловленной неподвижной позой.  Мы уже отмечали, что у первоклассников слабо развиты мелкие мышцы руки,   не   закончено   окостенение   костей   запястья   и   фаланги   пальцев,   низкая выносливость к статистическим нагрузкам, несовершенная нервная регуляция движений.   Все   это   определяет   чрезвычайную   сложность   овладения   навыком письма для ребенка семи лет и, следовательно, требует строгого нормирования объема   письменной   работы,   соответствия   методических   требований   при обучении письму возрастным возможностям ребенка. В противовес физиологическому развитию, психологическое развитие, а именно   познавательная   сфера,   претерпевает   большие   изменения,   которые оказывают  благоприятное   влияние   на  развитие   графического   навыка.  В  этом возрасте   ярко   выраженный   познавательный   характер   приобретает   память,   от примитивных   приемов   запоминания   учащиеся   переходят   к   группировке, осмыслению связей разных частей материала. Изменяется и восприятие. Если раньше оно носило непроизвольный характер, то в младшем школьном возрасте оно становится произвольным. Наиболее существенные изменения происходят в области мышления, которое приобретает абстрактный и обобщенный характер, что оказывает благоприятное воздействие на процесс запоминания написания элементов букв . Исследованиями   психологов   и   физиологов   доказано,   что   в   начале обучения письму дети сосредоточивают свое внимание на множестве деталей, характеризующих   пространственную   ориентацию   движений   и   графическую правильность   их   выполнения:   соотношении   букв,   расстановке   их   по   линии письма,   пропорциональности,   протяженности,   наклоне.   Сосредоточенное внимание   детей   к   графике   письма,   выписывание   каждого   элемента   в отдельности, длительные  паузы, часто   превышающие  само  время  выполнения графического   элемента   или   буквы,   чрезвычайная   медленность   письма, неустойчивость   графических   форм,   структуры   движений   и   мышечных напряжений − таковы характерные черты письма первоклассников на начальных этапах формирования навыка. Важным требованием к письму в начальной школе является увеличение скорости письма. При этом не должна изменяться графическая картина. Письмо должно быть быстрым и красивым. Однако научить школьника писать быстро − задача   еще   более   сложная,   чем   научить   писать   красиво.   Пределы   скорости выполнения   движений   тесно   связаны   не   только   с   этапами   формирования графического навыка письма, но и с возрастными особенностями двигательной функции, нервной регуляции движений. Нарастание темпа письма происходит постепенно на протяжении всех лет обучения, достигается увеличением не только скорости написания отдельных элементов,   но   и   слитности   на   письме,  сокращением   пауз   между   отдельными движениями, постепенным уменьшением размеров букв, применением наиболее рациональных соединений между буквами, увеличением связанности при письме. Но при всем при этом следует учитывать тот факт, что увеличение количества букв,   пишущихся   безотрывно,   приводит   к   быстрому   утомлению,   нарушению графической правильности, неустойчивости почерка. На   первых   этапах   развития   навыка   письма   каждое   движение   (элемент буквы, буква) является предметом специального осознанного действия, и только постепенно, по мере формирования навыка отдельные элементы объединяются. Особенность письма младших школьников — выполнение графического элемента, буквы, слога и слова при задержке дыхания. С этой точки зрения безотрывное   письмо   слов,   а   значит   длительная   задержка   дыхания,   будет дополнительным фактором, отрицательно сказывающимся на функциональном состоянии организма в целом. Связанное письмо должно быть естественным результатом формирования навыка,   а   не   искусственно   навязанным   требованием,   не   соответствующим функциональным возможностям ребенка, затормаживающим развитие навыка, а порой и приводящим к серьезным отклонениям в состоянии здоровья. Относительно   неподвижная   поза,   в   которой   сидит   ученик   при   письме, создает неравномерную нагрузку на мышцы правой и левой половины туловища. Эта   поза,   утомительная   для   мышц   руки,   способствует   формированию неправильной   осанки.   Кроме   того,   письмо   связано   с   большим   напряжением зрения.   Поэтому   важно   соблюдение   всех   гигиенических   требований,   прежде всего требования к непрерывной продолжительности этого вида деятельности. В   заключение   следует   отметить,   что   овладение   написанием   букв   есть процесс   овладения   знаковой   деятельностью.   С   первоначальными   элементами письменной речи ребенок знакомится еще до школы. Написание ребенком буквы выступает   для   него   в   полифункциональном   значении:   как   обозначение предметов и обозначение звуков. Постепенно ребенок начинает понимать, что письменная речь – это своеобразная трансформация устной речи, что за буквами как за знаками стоит их звуковое содержание. Так внимание ребенка переходит от самих знаков на означаемое – смысл. Таким образом, графический навык представляет собой сложное речевое действие,   которое   реализуется   через   взаимосвязанную   деятельность   четырех компонентов: слухового, артикуляционного, зрительного, двигательного.

"Природа графического навыка. Психофизиологические основы работы в области совершенствования навыка письма"

"Природа графического навыка. Психофизиологические основы работы в области совершенствования навыка письма"

"Природа графического навыка. Психофизиологические основы работы в области совершенствования навыка письма"

"Природа графического навыка. Психофизиологические основы работы в области совершенствования навыка письма"

"Природа графического навыка. Психофизиологические основы работы в области совершенствования навыка письма"

"Природа графического навыка. Психофизиологические основы работы в области совершенствования навыка письма"

"Природа графического навыка. Психофизиологические основы работы в области совершенствования навыка письма"

"Природа графического навыка. Психофизиологические основы работы в области совершенствования навыка письма"

"Природа графического навыка. Психофизиологические основы работы в области совершенствования навыка письма"

"Природа графического навыка. Психофизиологические основы работы в области совершенствования навыка письма"

"Природа графического навыка. Психофизиологические основы работы в области совершенствования навыка письма"

"Природа графического навыка. Психофизиологические основы работы в области совершенствования навыка письма"

"Природа графического навыка. Психофизиологические основы работы в области совершенствования навыка письма"

"Природа графического навыка. Психофизиологические основы работы в области совершенствования навыка письма"

"Природа графического навыка. Психофизиологические основы работы в области совершенствования навыка письма"

"Природа графического навыка. Психофизиологические основы работы в области совершенствования навыка письма"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2019