Совершенствование психолого – педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы.
Оценка 4.8

Совершенствование психолого – педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы.

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
дефектология
1 кл—4 кл
04.04.2018
Совершенствование психолого – педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы.
Почему дети испытывают трудности в усвоении учебного материала? Этот вопрос наверняка волнует и родителей, и учителей. Рассмотрим эту волнующую тему, почему дети могут испытывать трудности в обучении? На мой взгляд, если обратить внимание на психологическую сторону развития ребёнка, понять роль окружения в его воспитании развитии, каким образом приобретенный им эмоциональный опыт иногда может блокировать мыслительный процесс, можно избежать многих трудностей не только в обучении, но и в других жизненных сферах.Попробуем разобраться, от чего же зависит успешность обучения? Первое что приходит мне на ум – это семейное пространство, в котором растёт и развивается ребёнок. Его наполняют всякие повседневные мелочи, без которых невозможно представить ни физическое, ни психологическое существование человека. А именно: как ребёнок себя чувствует, здоров ли он, как питается, в общем, как хорошо за ним присматривают.
Совершенствование психолого – педагогической помощи детям, испытывающим трудности.docx
Совершенствование психолого – педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы.           Почему дети испытывают трудности в усвоении учебного материала? Этот вопрос наверняка волнует  и родителей, и учителей. Рассмотрим эту волнующую тему, почему дети могут испытывать трудности в обучении?   На мой взгляд, если обратить внимание на психологическую сторону развития ребёнка, понять  роль окружения в его воспитании развитии, каким образом приобретенный им эмоциональный опыт иногда может блокировать мыслительный процесс, можно избежать многих трудностей не только в обучении, но и в других жизненных сферах.            Попробуем разобраться, от чего же зависит успешность обучения? Первое что приходит мне на ум – это семейное пространство, в котором растёт и развивается ребёнок. Его наполняют   всякие   повседневные   мелочи,   без   которых   невозможно   представить   ни   физическое,   ни психологическое существование человека. А именно: как ребёнок себя чувствует, здоров ли он, как питается, в общем, как хорошо за ним присматривают. Следующее,   в каких условиях проживает ребёнок, есть ли у него своя комната или свой уголок в доме, достаточно ли у него книг, игрушек и т.п. Ну и самый важный  момент – как  складываются взаимоотношения с близкими взрослыми, достаточно ли они проводят времени вместе с ребенком, разговаривают, играют, насколько им комфортно. То есть, дает ли семейное пространство ощущение безопасности и поддержки.  Испытывая систематические трудности в учёбе, дети теряют сначала интерес к «трудным» предметам, а   затем   и   к   школе   в   целом.   Начальное   отставание   в   учёбе   ведёт   к   педагогической   запущенности, трудновоспитуемости, школьной и социальной дезадаптации в подростковом возрасте. Своевременная педагогическая,  психологическая и медицинская помощь таким школьникам является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.  Чем раньше начинается такая работа с ребёнком, тем эффективнее оказывается результат. Большое значение в этой работе с детьми имеют не только психолого­педагогические мероприятия, но и лечебно­профилактические. Большинство детей,  испытывающих трудности в освоении основной общеобразовательной программы, нуждаются в динамическом медицинском наблюдении и периодическом лечении у педиатра, невропатолога и психиатра. Особенно необходима такая помощь школьникам из неблагополучных семей. Комплексный врачебный надзор, лечебно­профилактическая работа и своевременно организованная психолого­педагогическая   помощь   помогут   ребёнку   в   преодолении   трудностей   обучения   и   социальной адаптации в сложных жизненных обстоятельствах. Программа обучения в начальной школе предполагает, что дошкольник владеет значительным числом житейских понятий, сформированностью определенных умений и навыков. У детей, которые испытывают трудности  в освоении основной общеобразовательной программы, запас знаний крайне беден. У них нет необходимых   для   усвоения   программы   знаний,   умений,   навыков.   Поэтому   дети   не   в   состоянии   без специальной помощи овладеть необходимыми навыками письма, счёта и чтения. Трудно детям соблюдать и принятые   в   обществе   нормы   поведения.   Испытываемые   учебные   трудности   усугубляются   ослабленным состоянием нервной системы, наблюдается нервное истощение,  быстрая утомляемость, отказ от выполнения уже начатой деятельности, часто возникают головные боли. Дети реагируют на все изменения атмосферы. Организация   психолого­педагогической   помощи   обучающимся,   испытывающим   трудности,   имеет особую значимость. Предупреждение (профилактику) трудностей в обучении детей целесообразно начинать как можно раньше. Принцип единства диагностики и коррекции предполагает организацию помощи детям в двух основных аспектах: диагностическом и коррекционно­развивающем. При оказании помощи обучающимся, необходима совместная деятельность специалистов: педагогов, психологов, логопедов, медицинских работников, которые оказывают не только непосредственную помощь детям, но и консультативную – родителям (законным представителям). Одной  из  проблем   является   плохо   развитая   мелкая  моторика  кистей  рук.  Хочу привести  слова великого   советского   педагога   Василия   Александровича     Сухомлинского:   «Источники   способностей   и дарований детей – на кончиках пальцев. От пальчиков, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли». Степень развития мелкой моторики ­ один из показателей интеллектуальной готовности к школе. Обычно,   ребенок   с   хорошо   развитой   мелкой   моторикой,   умеет   логически   рассуждать,   у   него   хорошо сформированы память, логическое мышление, связная речь, что особенно важно для младшего школьника. А ученик, у которого плохо развита мелкая  моторика, быстро утомляется. Ему с трудом даются задания, связанные  с письмом, ­  в процессе их  выполнения  его внимание быстро  рассеивается,   у него  возникает чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учёбе. Выходом из ситуации, когда ученик испытывает трудности, является развитие мелкой моторики. Развивать мелкую моторику можно с помощью разнообразных видов деятельности, которые приятны и увлекательны для ребёнка. Сюда относятся:       пальчиковая гимнастика; лепка из пластилина; аппликация; работа с бумагой в технике оригами; рисование красками различными способами; выполнение   действие   с   мелкими   предметами   (мозаика,   завязывание   шнурков,   вырезание ножницами);  штриховка;   бисероплетение;  графические диктанты. Эпизодическая   деятельность   в   нескольких   из   таких   направлений   не   принесет   положительного эффекта. Для достижения желаемого  результата важна регулярная работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук. Занятия   по  пластилинографии  помогают  получить   информацию   о  разнообразии  окружающего мира, уточняют представление о цвете, форме и размере предметов, развивают воображение. В   технике   пластилинография   можно   создавать:   цветы,   растения,   плоды,   насекомых,   рыб, животных, жанры живописи и народно – прикладного искусства. Для   работы   следует   использовать   не   тонкие   листы,   а   плотный   картон,   чтобы   не   происходило деформации   основы   при   выполнении   приёмов   придавливания,   примазывания,   сглаживания   поверхностей создаваемых из пластилина объектов. Таким образом, такая деятельность интересна, разнообразна и в большинстве случаев не требует от детей высокого уровня развития навыков. Поэтому дети с удовольствием выполняют задания. В результате планомерной и систематической работы с детьми, имеющими нарушения по развитию мелкой   моторики,   увеличивая   объём   и   темп   движений   пальцев   рук,   исчезнет   двигательная   неловкость, изолированность движения пальцев рук и уровень развития мелкой моторики у обучающихся станет выше. Еще одним видом помощи детям является использование приёмов мнемотехники. Развитие   письменной   и   устной   речи   ­   важнейшее   средство   получения   знаний   обучающимися. Отмечаемые   у   детей   речевые   недостатки,   как   правило,   сочетаются   с   отставанием   в   развитии   ряда психических  функций, а особенно  памяти, в связи с этим необходимо  дифференцированно  подходить к выбору методов и приемов формирования устной и письменной речи младших школьников.   «Мнемоника (греч. Mnemonіka – искусство запоминания) (мнемотехника), совокупность приемов и способов,   облегчающих   запоминание   и   увеличивающих   объем   памяти   путем   образования   искусственных ассоциаций». Возросшее количество информации и необходимость запоминать много и надолго возродило интерес   этой     к При работе над созданием мнемоприема необходимо придерживаться определенных требований:  практической психологии. области     1 Небольшой объём, предельная лаконичность, отсутствие ненужных, второстепенных деталей. 2   Максимальная   эмоциональность,   образность,   ассоциативность,   единство   которых,     должно   вызывать интерес, позитивный настрой, положительные эмоции, развивая воображение.  3.  Хороший психологический климат.  Классификация приёмов мнемотехники 1) Буквенно­звуковая мнемоника  2) Рифмовки. Общность ударений. 3) Отнесенность к одному словообразовательному типу. 4) Сказки – ассоциации. 5) Схематично – рисуночная мнемоника. Одним   из   приёмов   мнемотехники,   особенно   на   начальных   этапах   обучения,   которые   активно используются на занятиях является работа с мнемотаблицами. Это схема, в которую заложено определенное графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, явлений природы, т.е. на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), таким образом, весь текст   зарисовывается   схематично.   Глядя   на   эти   схемы­рисунки,   детям   легче   воспроизводить   текстовую информацию.  В работе можно использовать как готовые мнемотаблицы стихов, рассказов, так и собственные или придуманные детьми.  Мнемотаблицы   и   модели   служат   дидактическим   материалом   для:  •обогащения •при •при •при   обучении пересказах словарного     составлению художественной             отгадывании   и   загадывании   запаса,  рассказов,  литературы,  загадок,  • при заучивании стихов.  Каждый учебный предмет имеет свою систему знаков и символов. С их помощью ученик кодирует изучаемую информацию.  Анализ   рассказов   детей   пересказанных   после   прочтения   текста   без   зрительной   опоры   и   с применением предметно­графической схемы показал, что пересказы с применением приемов мнемотехники и наглядного моделирования, облегчает воспроизведение рассказа. У многих детей они более содержательны, развернуты, наблюдается меньше аграмматизмов при конструировании высказываний.  Итак,   в  основе   работы   с   детьми,  испытывающим   трудности   в   освоении   основной общеобразовательной программы лежат: ­   учёт   возрастных   и   индивидуально­личностных   особенностей   ребёнка   и   специфики   социально­ педагогической ситуации развития ребёнка; ­ развитие мелкой моторики кистей рук; ­ развитие устной и письменной речи. С тем, как протекает мыслительный процесс, связано эмоциональное самочувствие человека, который мыслит, напряженное вначале и удовлетворенное или раздраженное в конце. Вообще мышление связано со всей   психической   жизнью   человека.   Поскольку   оно   исходит   из   наших   потребностей   и   интересов, эмоциональные   переживания,   которые   выражаются   в   отношении   к   окружающему   миру,   включаются   в каждый интеллектуальный процесс и окрашивает его. Если чувства очень интенсивны, то нередко мысль, подчиняясь им, нарушается, теряя свое познавательное значение. Было бы неправильно приписывать чувству лишь   отрицательную   роль.   Если   эмоциональность   подчиняется   мыслительной   деятельности,   то интеллектуальный труд будет более результативным, а чувство,  включенное в мысль, придаст ему остроту. Подытоживая вышесказанное и возвращаясь к названию статьи, хотелось бы обозначить одну из наиболее важных   причин   трудностей   в   школьной   успеваемости   детей.   Закончить   статью   хотелось   бы   цитатами детского педиатра, психоаналитика, гуманиста   Франсуазы Дольто:       «Школьные неуспехи ­   это признак глубокого душевного разлада самого ребёнка, связанного с тем, каковы его отношения с родителями». «Эффективное чувство уверенности, которое ребёнок получает в семье, ­ вероятно, одна из лучших гарантий школьных успехов.

Совершенствование психолого – педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы.

Совершенствование психолого – педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы.

Совершенствование психолого – педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы.

Совершенствование психолого – педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы.

Совершенствование психолого – педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы.

Совершенствование психолого – педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы.

Совершенствование психолого – педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы.

Совершенствование психолого – педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2018