В соответствии с требованиями новой парадигмы образования главной задачей школы является подготовка самостоятельной, образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию.В соответствии с требованиями новой парадигмы образования главной задачей школы является подготовка самостоятельной, образованной, творческой личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию.
доклад тема самообразования 2015-2016.docx
Тема
самообразования
« Развитие
самостоятельности
у учащихся»
Подготовила учитель начальных классов
Абдулкадирова З.Ш.
2018-2019г
Развитие самостоятельности у учащихся — требование времени
образованной,
В соответствии с требованиями новой парадигмы образования главной задачей школы
является подготовка самостоятельной,
творческой личности,
способной к непрерывному развитию и самообразованию.
В настоящее время наибольшее значение в развитии общества приобретает
человеческий фактор. В первую очередь требуются творческие и самостоятельные,
ответственные и предприимчивые работники, способные к непрерывному развитию и
самообразованию. В связи с этим главной целью индивидуального человеческого
прогресса становится развитие самостоятельности и полное раскрытие возможностей
и способностей личности.
В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового
обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной
жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать
собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него
ответственность.
В соответствии с требованиями новой
образования главной задачей
школы является подготовка самостоятельной, образованной, творческой
личности, способной к непрерывному развитию и самообразованию. В
связи с этим особое значение для самореализации личности учащихся имеет
технологическое образование.
Современное технологическое образование расширяет границы технологической
подготовки учащихся, развивая технологическое мышление, которое обеспечивает
формирование таких способностей, как умение:
Проблема подготовки подрастающего поколения к жизни и труду, разработка
научных основ её осуществления в условиях общеобразовательных школ
представлена в трудах ряда известных учёных-педагогов. Работы Л.П. Аристовой,
Б.П.
Е.Я.
посвященные проблеме анализа
сформированности у детей самостоятельности как важнейшего показателя
плодотворности учения.
На мой взгляд, самостоятельность является основой формирования творчества в
деятельности субъекта, а творческая деятельность — это активное взаимодействие
субъекта с окружающим миром, в результате которого он целенаправленно изменяет
этот мир и себя и создает нечто новое, имеющее общественное значение. Поэтому
прогнозировать свое развитие в рамках заданной цели;
принимать решения на уровне включения в трудовую деятельность;
ориентироваться на постоянное обновление знаний и умений;
реализовывать себя в процессе трудовой деятельности;
находить нестандартные решения в сложных ситуациях;
определять собственные интересы;
проектировать алгоритм различных видов деятельности.
Есипова,
и других,
парадигмы
Голанта, ошибка
многих
будущее напрямую зависит от усилий школы: насколько хорошо она обеспечит
развитие активности и самостоятельности учащихся в обучении.
учителей, начиная с начальной и заканчивая высшей
Основная
школой, в стремлении ограничиться тем, чтобы дать знания и обеспечить усвоение
материала.
Неблагополучие обучения, в основном, состоит в неумении самостоятельно работать,
в неумении выработать умения учебного труда. Существует недостаточность
методического материала и рекомендаций к вопросу о системе развития
самостоятельности у учащихся. А ведь суть педагогической технологии — поиски
новых научных подходов к анализу и организации учебного процесса, совокупность
методов и средств, обеспечивающих реализацию целей урока в системе обучения.
Это то, что соединяет теорию и практику, процессуальную и содержательную
стороны обучения. В настоящее время ощущается увлечение формами обучения без
их глубокого теоретического анализа, без учета содержательных основ обучения.
Целостное педагогическое осмысление данной проблемы приводит к необходимости
нахождения действенных путей для развития самостоятельности учащихся.
Успешность этого процесса определяется многими факторами, среди которых
наиболее важным является осознание учеником своих способностей, интересов,
знание способов самостоятельной деятельности. Вместе с тем задачи образования на
современном этапе требуют конкретного изучения проблемы самостоятельности
учащихся на материале отдельных предметов. Однако преобладающей в большинстве
школ остается традиционная организация самостоятельности учащихся.
Эти
недостатки массовой практики
выше,
неразработанностью технологии развития самостоятельности школьников на уроках.
Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и
сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности
необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. В связи с
этим, одной из главных задач современного образования является:
формирование у учащихся умения оперировать приобретенными знаниями,
объясняются,
указано
было
как
самообразования;
применять их в новых ситуациях;
делать самостоятельные выводы и обобщения;
находить решения в нестандартных условиях.
Также основополагающим требованием общества к современной школе является
формирование личности, которая умела бы самостоятельно:
творчески решать научные, производственные, общественные задачи;
критически мыслить;
вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения;
систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем
совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Эффективное использование самостоятельной работы позволяет решать большой ряд
вышеперечисленных задач.
При этом самостоятельная работа учащихся является важной составляющей учебно-воспитательного процесса. Ее целесообразно рассматривать как форму
организации учебной деятельности учащихся, осуществляемую под прямым или
косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно
или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития
знаний, умений, навыков и личных качеств.
Требования к организации самостоятельной работы школьников
Любая организованная учителем самостоятельная работа школьника должна отвечать
следующим дидактическим требованиям:
иметь целенаправленный характер;
быть действительно самостоятельной работой и побуждать ученика при ее
выполнении работать напряженно;
самостоятельной работы;
при этом на первых порах у учащихся нужно сформировать простейшие навыки
для самостоятельной работы в большинстве случаев нужно предлагать такие
задания, выполнение которых не допускает действия по готовым рецептам и
шаблону;
задания должны вызывать интерес у учащихся;
самостоятельную работу необходимо планомерно и систематически включать в
учебный процесс;
при организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное
сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся
по приобретению знаний, умений и навыков;
при выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая
роль должна принадлежать учителю.
Об авторе: учитель технологии МОУ Лицея №6 Ворошиловского района г.
Волгоград.
Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в
начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот
период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие
ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Формирование умений самостоятельно приобретать и пополнять знания - одна из
главных задач обучения. Самостоятельная работа школьников при этом
интенсифицирует процесс учения [4, 8].
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она
определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на
данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются
психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения
в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Постепенно мотивация к учебной
деятельности, столь сильная в первом классе, начинает снижаться. Это связано с
падением интереса к учебе и с тем, что у ребенка уже есть завоеванная общественная
позиция ему нечего достигать. Для того чтобы этого не происходило учебной
деятельности необходимо придать новую лично значимую мотивацию. Ведущая роль
учебной деятельности в процессе развития ребенка не исключает того, что младший
школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых
совершенствуются и закрепляются его новые достижения.
Младший школьник оптимистичен, любознателен, эмоционален, любит играть и
фантазировать. Это натура увлекающаяся, личность вполне самостоятельная,
имеющая свои взгляды и суждения и не всегда принимающая чужое мнение без
доказательств. Вместе с тем авторитет взрослого, его мнение еще во многом
определяет характер поведения младшего школьника. Все это непосредственно
влияет на взаимодействие ребенка с окружающим миром. Однако ребенку трудно
длительное время сохранять устойчивое произвольное внимание, заучивать
значительный по объёму материал
Учитывая данную особенность, учитель вполне может использовать в обучении
младшего школьника самостоятельную работу, которая поможет ребенку запомнить
необходимый ему объём материала.
Отличительная черта любого младшего школьника - интерес к окружающему миру,
потребность к приобретению новых знаний не только о предметах, которые его
непосредственно окружают, но и о достаточно абстрактных. Поэтому учителю важно
приучить ребенка к самостоятельному овладению новыми знаниями. Помощью в этом
ему будут служить разнообразные формы самостоятельной работы, которые помогут
ребенку поэтапно изучать окружающий мир.
Особенно важно подчеркнуть такую психологическую особенность младшего
школьника, как целостное восприятие мира.
Познание окружающего мира связано с такими психологическими особенностями
ребенка младшего школьного возраста, как доброжелательность, открытость,
позитивная рефлексия. У младшего школьника при определенных условиях могут
быть сформированы способности к эмпатии.
В этом возрасте происходит появление и другого важного новообразования -
произвольного поведения. Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как
ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат
нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя
моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. Часто
это связано с эгоистическими мотивами, и желаниями быть одобренным взрослым
или укрепить свою личностную позицию в группе сверстников. То есть их поведение
так или иначе, связано с основным мотивом, доминирующем в этом возрасте -
мотивом достижения успеха.
С формированием у младших школьников произвольного поведения тесно связаны
такие новообразования, как планирование результатов действия и рефлексия. У ребенка младшего школьного возраста уже появляются элементы рефлексии: он
может объективно оценить себя, учится считаться с мнением других и принимать его
во внимание в совместной деятельности. Вместе с тем это не является его
типологической особенностью, то есть не присуще всем без исключения, хотя
наличие этих феноменов у некоторых детей говорит о возможности их формирования
у всех. Это нужно учитывать в учебно-воспитательном процессе
Как правило, младшие школьники выполняют требования учителя беспрекословно,
не вступают с ним в споры, что, например, довольно типично для подростка. Они
доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя, подражают ему в манере
рассуждать, в интонациях. Если задание дано на уроке, значит, это нужно, и дети
тщательно выполняют его, не задумываясь над назначением свой работы.
В этом возрасте дети с готовностью и интересом овладевают новыми знаниями,
умениями и навыками. Все новое (книжка с картинками, которую принес учитель,
интересный пример, шутка учителя, наглядный материал) вызывает немедленную
реакцию. Повышенная реактивность, готовность к действию проявляется на уроках и
в том, как ребята быстро поднимают руку, нетерпеливо выслушивают ответ
товарища, стремятся сами отвечать. Для того чтобы выявить возможности каждого
ребенка учителю необходимо систематически проводить самостоятельные работы. В
результате чего он сможет следить за успеваемостью детей.
Очень сильна направленность младшего школьника на внешний мир. Факты, события,
детали оставляют у него сильное впечатление. При малейшей возможности учащиеся
подбегают ближе к тому, что их заинтересовало, стараются взять незнакомый
предмет в руки, фиксируют внимание на его деталях. Дети с удовольствием
рассказывают об увиденном, упоминая много подробностей, мало понятных
постороннему, но очень, видимо, значительных для них самих.
В то же время в младшем школьном возрасте стремление проникнуть в сущность
явлений, вскрыть их причину заметно не проявляется. Младшего школьника
затрудняет выделение существенного, главного. Например, пересказывая тексты или
отвечая на вопросы по ним, учащиеся нередко почти дословно повторяют отдельные
фразы, абзацы. Это происходит и тогда, когда от них требуют рассказать своими
словами или кратко передать содержание прочитанного.
Развитие личности младшего школьника зависит от школьной успеваемости, оценки
ребенка взрослыми. В младшем школьном возрасте происходит рост стремления
детей к достижениям. Поэтому основным мотивом деятельности ребенка в этом
возрасте является мотив достижения успеха. Иногда встречается другой вид этого
мотива - мотив избегания неудачи.
Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной
деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения:
к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться
и верить в свои силы.
Полноценное проживание этого возраста, его позитивные приобретения являются
необходимым основанием, на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний и деятельности. Основная задача взрослых в работе
с детьми младшего школьного возраста - создание оптимальных условий для
раскрытия и реализации возможностей детей с учетом индивидуальности каждого
ребенка.
«Формирование компетентности в сфере самостоятельно-позитивной
деятельности у учащихся младших классов»
Актуальность темы.
В материалах ФГОС второго поколения (начальное образование) одним из
ценностных ориентиров указано «развитие самостоятельности, инициативы и
ответственности личности как условия её самоактуализации» [6, с. 8]. В связи с
этим ключевой компетенцией младшего школьника является учебная
самостоятельность, которая основывается на рефлексивных навыках, учитывает
индивидуальные особенности учащихся и опирается на общеучебные умения и
навыки
Сегодняшний младший школьник значительно отличается от сверстников прошлых
лет. Диапазон уровня готовности к школе очень широк: от полного незнания букв
цифр, отсутствия элементарных навыков ориентировки в пространстве до умения
читать бегло и объяснять смысл прочитанного, сравнивать и обобщать. Но независим
от затраченных усилий. Ребенок все равно испытывает трудности из-за
невозможности работать в индивидуально ориентированном режиме. Это усиливает
важность смены приоритетов в стиле обучения и ориентацию на формирование
самостоятельности, так как способность ребенка осуществлять учебные действия без
помощи взрослого позволила бы решить ряд проблем его индивидуального обучения
и расширила перспективы самообразования школьника.
Федеральный государственный образовательный стандарт провозглашает в качестве
одной из важнейших задач современной системы образования "формирование
универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться,
способность к саморазвитию и самосовершенствованию" В стандарте универсальные
учебные действия сгруппированы в четыре основных блока: личностные,
регулятивные, общепознавательные (включая общеучебные, логические, постановку и
решение проблем), коммуникативные действия. Важнейшей задачей современной
системы образования является формирование универсальных учебных действий,
обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и
самосовершенствованию[3,с.3]. Именно поэтому «Планируемые результаты»
Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только
предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Основные результаты обучения детей в начальной школе — это формирование
универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к
самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в
основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. В результате обучения у ребёнка должны формироваться: желание и умение учиться,
инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах
деятельности.
Именно поэтому сегодня учитель начальных классов переосмысляет свой
педагогический опыт и ставит перед собой вопросы: Как обучать детей? Как
формировать умение учиться? Что значит уметь учиться? Как формировать и
развивать универсальные учебные действия у учащихся?
В первом классе у детей складывается представление об учебной деятельности.
Учащиеся находят ответ на вопрос: Что значит уметь учиться? Они знакомятся с
двумя основными шагами учебной деятельности - «Что я не знаю?» и «Сам найду
способ!». Младшие школьники учатся фиксировать затруднение в учебной
деятельности, ставить цель, строить способ достижения цели. В своей работе я
уделяю внимание формированию и развитию у учащихся умения проверять свою
работу по образцу с опорой на алгоритм, также знакомлю их с алгоритмом
исправления ошибок. Ученики учатся выполнять инструкции, чётко следовать
образцу. Таким образом, формирую у первоклассников регулятивные универсальные
учебные действия. Регуляция – это не что иное, как управление действиями, это
основа основ успешности любой деятельности, это умение управлять своей
деятельностью. А. Г. Асмолов в пособии «Как проектировать универсальные
учебные действия. От действия к мысли» отмечает, что «в начальной школе можно
выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание
ведущей деятельности детей младшего школьного возраста: умение учиться и
способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка);
формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного
оптимизма, готовности к преодолению трудностей. [3,с.76-77]. Так целеполагание,
планирование, освоение способов действия, освоение алгоритмов, оценивание
собственной деятельности являются основными составляющими регулятивных
универсальных учебных действий, которые становятся базой для учебной
деятельности.
УУД
1. Универсальные учебные действия.
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е.
способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного
и активного присвоения нового социального опыта.
Основы учебной самостоятельности.
Современные программы начальной школы содержат требование воспитывать
учебную самостоятельность и формировать умение учиться. Ребёнок, который к
концу начального образования не приобрёл этих качеств, в основной школе не
справляется с растущими требованиями к усвоению учебного материала,
увеличивающейся нагрузкой. Он теряет интерес к
занятиям, учится значительно ниже своих возможностей, а став выпускником школы, оказывается не в состоянии без посторонней помощи творчески выполнять свою
работу. Учебная самостоятельность, основы которой закладываются в 1-м классе,
рассматривается как один из показателей сформированности учебной деятельности
младшего школьника. Авторы УМК для начальной школы включают большое
количество материала для развития учебной самостоятельности по каждому
предмету. Самостоятельная деятельность формируется различными средствами, из
которых наиболее распространённой является самостоятельная работа. Она
обеспечивается высоким уровнем познавательной активности учеников начальной
школы по критериям саморегуляции и целеполагания, которые формируются именно
в этом возрасте. Под самостоятельной работой понимают особую форму организации
учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством
учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно
выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и
личностных качеств (И. Ф. Харламов). Эффективность воспитания учебной
самостоятельности у детей младшего школьного возраста возможна при
принципиальной перестройке позиций педагога, который должен – рассматривать
воспитание самостоятельности как целенаправленную, особо значимую для развития
личности задачу; – отказаться от мелочной опеки, авторитарности; – предусмотреть
адекватность позиции взрослого уровню самостоятельности детей (советчик,
консультант, участник); – максимально учитывать желания, возможности,
способности, знания и умения детей; – активно использовать механизмы
стимулирования (например, поощрения, игровые оформления); – создать
эмоционально благоприятный фон, доброжелательную, доверительную атмосферу в
классе; – способствовать развитию субъектной позиции школьников; – строить
воспитательную работу на основе взаимосвязи учебного и воспитательного
процессов, взаимодействия школы и семьи; – учитывать, что развитие
самостоятельности идёт как бы в двух плоскостях: от внутренней логики (меньше –
больше, полнее) и от класса к классу; – не форсировать воспитательный процесс и
соблюдать индивидуальный подход, учитывая своеобразие каждого ученика и темп
его развития. Для эффективного руководства самостоятельной учебной
деятельностью учащихся важно определить признаки самостоятельной работы:
наличие задания учителя; руководство учителя; самостоятельность учащихся;
выполнение задания без непосредственного участия учителя; активность учащихся
Формы, методы и средства формирования основ самостоятельности (умения
учиться) младших школьников.
Учитель играет ведущую роль в формировании учебных действий у учащихся.
Поэтому подбор содержания урока, разработка конкретного набора наиболее
эффективных учебных заданий (в рамках каждой предметной области), определение
планируемых результатов, выбор методов и форм обучения – всё это требует от
педагога грамотного подхода. Федеральный государственный образовательный
стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе.
Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания
от учителя ученику. Задачей учителя становится не только наглядно и доступно на
уроке всё объяснить, рассказать, показать, а включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового
знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-
практических и жизненных проблем. Многие учителя-практики в своей деятельности
сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на
предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением
этого вопроса является использование активных форм и методов обучения на уроке.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а
также формированию универсальных учебных действий является создание
проблемных ситуаций в учебном процессе. А. М. Матюшкин характеризует
проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и
субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося)
при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения)
новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности». Иначе
говоря, проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект (ученик)
хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он
должен сам их искать [5, c.19]. Проблемная ситуация - средство организации
проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий сознательную
потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых
знаний и способов деятельности.[5, c.11]. Проблемная ситуация возникает, когда
учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами,
для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта.
Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с научными фактами
можно с помощью различных наглядных средств, практических заданий, в ходе
выполнения которых школьники обязательно допускают ошибки. Это позволяет
вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их
до решения проблемы. Например, на уроке окружающего мира в первом классе по
теме «Кто такие птицы?» я предложила детям следующую проблемную ситуацию:
- Назовите отличительный признак птиц. (Это животные, которые умеют летать.)
- Посмотрите на слайд. Каких животных вы узнали? (Летучая мышь, бабочка,
воробей, курица.)
- Что общего у этих животных? (Умеют летать.)
- Можно их отнести к одной группе? (Нет.)
- Умение летать будет отличительным признаком птиц? - Вы что предполагали? А
что получается на самом деле? Какой вопрос возникает? (Что является
отличительным признаком птиц?)
Проблемную ситуацию можно создать, побуждая учащихся к сравнению,
сопоставлению противоречивых фактов, явлений, данных, т. е. практическим
заданием или вопросом столкнуть разные мнения учащихся.
Так, на уроке русского языка по теме «Имя собственное. Слова, которые
произносятся одинаково, а пишутся по-разному» я предложила учащимся
следующую ситуацию:
- Одна девочка-первоклассница написала о себе . Вот что у неё получилось:
«Здравствуйте! Меня зовут амина. Я живу в городе хасавюрте. Я люблю читать
сказки. Мои любимые сказочные герои – буратино, золушка. А ещё я люблю играть с
шариком».
- Исправьте ошибки. Запишите последнее предложение в тетрадь. - Как вы написали слово шарик в предложении? (Разные ответы: шарик, Шарик.)
- Посмотрим на экран. В чём затруднение? (Мы видим, что у некоторых ребят это
слово записано с большой буквы, а у других с маленькой.)
- Какой вопрос возникает? (Кто прав?)
- Что нужно сделать? (Остановиться и подумать.)
В школьной практике широкое применение получили проблемные ситуации,
возникающие при несоответствии известного и требуемого способов действия.
Учащиеся сталкиваются с противоречием в том случае, когда их побуждают
выполнять новые задачи, новые действия старыми способами. Поняв
несостоятельность этих попыток, они убеждаются в необходимости овладения
новыми способами действий. Создание проблемных ситуаций на уроках дает
возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся, направить ее на
поиск новых знаний и способов действий, так как «следующий этап работы в классе
– решение поставленной задачи. Дети высказывают разные предложения, как можно
решить поставленную задачу. Если дети быстро предлагают удачное (результативное)
решение, дело учителя решить, можно ли переходить к следующему этапу урока.
Если учитель не сомневается в том, что большинство детей понимают суть открытия
(или это предложение сделано практически одновременно многими детьми), то
можно двигаться дальше. Однако иногда возникает ситуация, когда суть хорошей
идеи понимают один - два человека в классе, а остальные ещё не готовы воспринять
её. Тогда учитель должен намеренно «нейтрализовать» догадавшихся детей,
заставляя тем самым остальных продолжать додумывать». Толмачёва в книге «Урок
в развивающем обучении» отмечают: «На этом этапе работы учителю важно
обеспечить участие каждого ребёнка в совместных действиях по удержанию и
решению учебной задачи» [2, c.25]. На таком уроке реализуется исследовательский
подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что
ребёнок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего
труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему ученику. Урок, на котором
учитель учит ребёнка учиться, обучает деятельности. А. А. Леонтьев отмечает
«Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка
самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее
достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку
сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» [4,
c.5]. Учитель строит обучение младших школьников на основе выбранной им
технологии. Если, к примеру, строить обучение учащихся на основе
коммуникативной технологии, то данная технология способствует воспитанию
ученика, умеющего и желающего учиться, быть инициативным в получении новых
знаний, умеющего отстаивать свою точку зрения и в то же время умеющего слушать,
доброжелательно и с уважением относиться к точке зрения других, быть
общительным. Особенность данной технологии – построение обучения на основе
активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением
всевозможных средств (источников) информации. Организационными формами
данной технологии являются: обучение в содружестве, взаимообучение, работа в
парах и группах сменного состава, учебный диалог, учебная дискуссия.
Действенным средством при развитии самостоятельности у учащихся
начальных классов является групповая форма обучения. Использование групповых форм ведет к тому, что у учеников возрастает познавательная активность
и творческая самостоятельность; меняется способ общения между детьми; учащиеся
более точно оценивают свои возможности; дети приобретают навыки, которые
помогут им в дальнейшей жизни: ответственность, такт, уверенность.
Важно в этом случае вспомнить о некоторых достоинствах групповой работы (по
В.Оконю). Эта форма организации деятельности детей: - способствует реализации
воспитательных целей, приучая к ответственности, готовности оказать помощь
другим, к партнерству; - способствует реализации познавательных целей, повышает
производительность труда учащихся, развивает их познавательную активность и
самостоятельность; - расширяет границы межличностных отношений и способствует
возникновению связей между учащимися; - делает объективнее процесс самооценки,
повышает объективность в оценке других. Учителю отводится главная роль. Надо
так организовать учебный процесс, чтобы каждый ученик мог реализовать свои
возможности, видеть процесс своего продвижения, оценить результат своей и
коллективной (групповой) работы, при этом развить в себе самостоятельность, как
одно из главных качеств личности. Таким образом, включение в урок проблемных
ситуаций, групповых форм обучения, построение урока в технологии
деятельностного метода обучения способствует формированию универсальных
учебных действий у учащихся, даёт возможность детям вырасти людьми, способными
понимать и оценивать информацию, принимать решения, контролировать свою
деятельность в соответствии поставленными целями. А это именно те качества,
которые необходимы человеку в современных условиях.
Заключение по теме самообразования:
Развитие самостоятельности у учащихся
Самостоятельность – результат воспитания и самовоспитания. Она же – важнейшее
условие самореализации личности, ее творческих возможностей.
Общеизвестно, что учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их
индивидуальные усилия. Проблема самостоятельности учащихся при обучении не
является новой. Этому вопросу отводили исключительную роль ученые всех времен. Эта
проблема является актуальной и сейчас. Так как самостоятельность играет весомую роль
не только при получении образования, но и при продолжении обучения после школы, а
также в дальнейшей трудовой деятельности школьников.
В наше время от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие
деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, быстро и
безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески.
Формированию творческой активности наиболее всего способствует правильно
организованная самостоятельная работа учащихся. Сущность самостоятельной работы
состоит в том, что она выполняется учеником без непосредственного участия учителя, но
по его заданию и под eго управлением и контролем. Самостоятельная работа привлекает
многих именно тем, что она способствует развитию творческого мышления, стимулирует
поиск новых, оригинальных решений, дает пищу уму. Для успешной организации
самостоятельных работ каждому учителю необходимо иметь представление об их видах. Существуют разные подходы к классификации самостоятельных работ. Подразделяют их
на обучающие и контролирующие, на творческие и репродуктивные, устные и
письменные, на общие, групповые и индивидуальные, на классные и домашние.
Из опыта учителей-практиков по способу организации самостоятельных работ следует
выделить следующие: по образцу; по инструкции и алгоритму; по готовым схемам,
чертежам и графикам; с указаниями к решению; с промежуточными записями;
математические диктанты; с применением компьютера, где используется выборочная
система ответов, тестовый опрос, экспресс-диктант, опрос-эстафета, опрос-игра; работа
с учебником и со справочной литературой; работы с взаимопроверкой и с самопроверкой;
эвристические; сочинения, рефераты; доклады и т. д.
Так же для активизации работы учащихся с успехом применяются работы-пятиминутки,
проводимые в начале урока для установления рабочего настроя учащихся и в конце урока
для подведения итогов занятия. Такие самостоятельные работы значительно повышают
внимание учащихся на уроке, если проводятся систематически.
Творческие самостоятельные работы, включающие возможность решения задач
несколькими способами, составление задач и примеров самими учащимися и т.п.
наиболее важны из всех видов самостоятельных работ. Они требуют от учащихся
собственной инициативы, будят мысль, заставляет анализировать и осуществлять
самостоятельные решения. Здесь каждому учителю предоставляется возможность
собственного творчества по подготовке и выбору соответствующих самостоятельных
работ (сочинение, реферат, доклад)
Достаточно серьезным направлением в самостоятельности учащихся является обучение
их правильному чтению учебника. - Самостоятельная работа с учебником требует не
только упорства, но и умения, без которого затрата времени и сил не дает должного
эффекта. Книга— основной источник знаний, но она дарит свои сокровища только тем,
кто умеет с ней работать. Именно умения самостоятельно работать с книгой не хватает
большинству учащихся.
Учащимся свойственны различные индивидуальные способности. Путей организации
индивидуального и дифференцированного обучения достаточно.. В условиях классно –
урочной формы обучения учителю нелегко осуществлять дифференцированный подход к
учащимся, организовывать различные виды индивидуальных, самостоятельных работ, но
нужно.
Какую бы самостоятельную работу не выполняли учащиеся, какую бы цель не ставили
перед ними, какой бы способ организации не избрали, любой преподаватель должен
учитывать уровень подготовленности каждого учащегося.
Для более полного воспитания самостоятельности учащихся необходимо развивать у них
способность и стремление к самообразованию. Умение пополнять свои знания, правильно
планировать личную работу является очень важным для любого современного человека.
Основная задача учителя состоит в том, чтобы дать учащимся не только определенную
сумму знаний, но и развить у них интерес к учению, научить их самостоятельно добывать
знания, оценивать их и применять на практике. Учащиеся должны уметь не только
работать с учебником, но и пользоваться таблицами, справочниками, научно-популярной
и другой дополнительной литературой. Одним из важных факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся,
является самоконтроль. Установлено, что существует прямая зависимость между
уровнем самостоятельности и степенью владения самоконтролем при выполнении работы.
Формирование навыков самоконтроля – процесс непрерывный и осуществляется на всех
стадиях процесса обучения. Приемам самоконтроля нужно обучать. Это залог успеха при
выполнении домашних заданий, а домашняя самостоятельная работа формирует навыки
самообразования. Необходимо повышать творческий характер домашней работы,
индивидуализировать ее, но при этом не перегружать домашнее задание, так как в
условиях перегрузки не реально ожидать творчества и активности учащихся. При
выполнении домашних работ, когда отсутствует контроль учителя, самоконтроль
приобретает особую роль.
При этом приемы самоконтроля могут быть различные: проверка правильности усвоения
материала путем сравнения своих формулировок с данными в учебнике; проверка
результатов решения задачи по готовому ответу, а еще лучше по готовому решению,
когда сразу видно в каких местах есть пробелы; по аналогичному заданию, прикидка
верности результата, проверка с помощью обратных действий. Но самый главный
фактор успешного самообразования, а значит и развития самостоятельности это
правильная организация учебного труда учащихся.
Академик Н.Е Введенский писал: «Устают и изнемогают не от того, что много
работают, а от того, что плохо организуют свою деятельность».
Самостоятельная работа как метод обучения может использоваться на всех этапах
процесса обучения. Но во всех случаях необходимо учить учащихся приемам
самостоятельной работы. Целенаправленный отбор содержания самостоятельной работы
и выбор приемов ее организации обеспечивают создание условий для формирования
умений в любой самостоятельной деятельности.
Во всем многообразии ее видов самостоятельная работа учащихся не только способствует
сознательному и прочному усвоению ими знаний, формированию умений и навыков, но и
служит для них средством воспитания самостоятельности как черты личности, а в
дальнейшем позволяет самостоятельно решать различные жизненные задачи.
Доклад « Развитие самостоятельности у учащихся»
Доклад « Развитие самостоятельности у учащихся»
Доклад « Развитие самостоятельности у учащихся»
Доклад « Развитие самостоятельности у учащихся»
Доклад « Развитие самостоятельности у учащихся»
Доклад « Развитие самостоятельности у учащихся»
Доклад « Развитие самостоятельности у учащихся»
Доклад « Развитие самостоятельности у учащихся»
Доклад « Развитие самостоятельности у учащихся»
Доклад « Развитие самостоятельности у учащихся»
Доклад « Развитие самостоятельности у учащихся»
Доклад « Развитие самостоятельности у учащихся»
Доклад « Развитие самостоятельности у учащихся»
Доклад « Развитие самостоятельности у учащихся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.