Доклад "Активизация учебной деятельности учащихся"
Оценка 4.6

Доклад "Активизация учебной деятельности учащихся"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
математика +1
Взрослым
16.01.2017
Доклад "Активизация учебной деятельности учащихся"
Доклад зачитала на методическом объединении учителей математики. Материал может пригодиться любому учителю. Рассмотрены: основная задача обучения, условия для улучшения качества обучения и развития учащихся; критерии деятельности учителя; творческая деятельность ученика. Большая роль отводится занимательной деятельности учащихся, которая должна иметь разные формы.Данный файл не использовался на других сайтах.
Доклад - Активизация....doc

 

 

 

ДОКЛАД

 

 

 

 

«АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»

 

 

 

 

 

 

 

Учитель  математики

МКОУ Стадницкой ООШ

Рогозина А. В.

 

 

 

 

 

 

 

Истинный педагог постарается сделать учение

занимательным, но никогда не лишит его характера

серьезного труда, требующего усилия воли.

К. Д. Ушинский

 

Основная задача обучения в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования. Но в последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения в школе, поскольку традиционная организация не отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития учащихся.

При существующем обучении проблема развития ученика является одной из сложнейшей в психо-педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. Педагогические задачи многофункциональны, но основное содержание педагогической деятельности – ученик. Следовательно, критерием деятельности учителя является конечный результат: дать ученику лишь набор знаний по предмету или сформировать личность, готовую к творческой деятельности.

В первом случае не приходится говорить о развитии учащихся, поскольку ученик получает готовую информацию, запоминает ее, затем воспроизводит он, т.е. мы осуществляем репродуктивную деятельность. В этом случае нужны способности к обучению, но это обучение не оказывает существенного влияния, как на общее психологическое развитие детей, так и на развитие их специальных способностей. А именно это и есть развивающее обучение. Поэтому, если школа ставит своей целью развитие ребенка, то конечный результат деятельности учителя – психические новообразования в личности учащегося. «Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить эту работу в забаву – одна из труднейших и важнейших задач дидактики», - писал К. Д. Ушинский.

Отсюда следует, что развитие учащихся зависит от того вида деятельности, которую они выполняют в процессе обучения – репродуктивную или продуктивную (творческую). Только тогда, когда учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, начинает ясно проявляться ее творческая сторона. Возможности школьников различны, но они должны приводиться в движение для развития творческой деятельности, а вместе с тем и личности школьника. Имеются разные методы: исследовательские, поисковые, метод проблемной ситуации и иное логико-содержательное построение курса. Важно лишь пробудить мыслительный процесс ученика.

Творческая деятельность ученика зависит от наличия трех компонентов мышления:

1.    высокий уровень сформированности элементарных мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения и аналогии, классификации;

2.    высокий уровень активности и неординарности мышления, которые проявляются в различных вариантах решений и в выдвижении нестандартных идей;

3.    высокий уровень организованности и целенаправленности мышления, которые проявляются в умении выделить существенное в явлениях и сознании собственных способов мышления.

Ученик, имеющий названные качества мышления, может преодолеть трудности в овладении учебным материалом и выйти победителем в незнакомых ситуациях. Следовательно, задача учителя сводится к формированию указанных составляющих мышления. Инструментом должен быть занимательный материал.

Основу занимательности на уроках должны составлять задания, непосредственно связанные с программным материалом.

Нецелесообразно рассматривать занимательность обучения только с учетом связи с учебным материалом и без учета воздействия на мыслительную деятельность ученика. Поэтому в основу классификации материалов занимательного характера следует заложить:

а)    связь с учебным материалом;

б)   воздействие на мыслительную деятельность учащихся.

В результате получаем следующее:

ü организационную занимательность;

ü информационную занимательность;

ü внеучебные занятия занимательного характера;

ü учебные занимательные задания.

Под организационной деятельностью понимается занимательность, связанная с организацией урока и лишь косвенно связанная с учебным материалом. Например, ученик, лучше всех решавший устные упражнения, награждается значком «Самый смекалистый» и может носить его до следующего урока.

Информационная занимательность вызывает любопытство учащихся. Обычно она не ставит перед учащимися проблемы, а заставляет задуматься об общих вопросах предмета.

В словаре С. И. Ожегова говорится: активный – это деятельный, энергичный, действующий, развивающийся, а творческий – созидательный, самостоятельно создающий что-то новое, оригинальное.

В основе разработанной почти два века назад швейцарским педагогом Песталоцци теории элементарного образования (воспитание начинается с простейших элементов и постепенно восходит к самым сложным) лежит убеждение в возможности и необходимости (по его терминологии «силы ума, руки и сердца»). Основной целью обучения он считал возбуждение ума учащихся к активной деятельности, выработку у них умения логически мыслить и кратко объяснять сущность обучаемого, развитие всех других познавательных в строгой последовательности и направленных на развитие духовных сил детей в процессе их активной деятельности. Идея развивающего обучения была названа К. Д. Ушинским «великим открытием Песталоцци». Сам же К. Д. Ушинский, основоположник научной педагогики и народной школы в России, сформулировал дидактическое положение о необходимости достижения сознательности учащихся в усвоении знаний и навыков, максимальной активности самих учащихся. Он выдвигает центральное положение о стремлении к деятельности, как коренном законе человеческой психики, как фундаменте всех других явлений – познавательных, эмоциональных.

Главный фактор занимательности – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности, так как часто уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности, развивая и тренируя мышление вообще, и творческое, в частности.

Смекалка – это особый вид проявления творчества. Она выражается в результате анализа сравнений, обобщений, установления связей, аналогии, выводов, умозаключений. Эти качества умственной деятельности можно и нужно развивать в процессе обучения. Занимательные задачи формируют у учащихся способность выполнять эти операции и одновременно развивают смекалку.

 

Литература.

1.    Газета «Математика» № 41, 2000 г.  

2.    Журнал «Математика в школе» № 5, 1994 г.


ДОКЛАД «АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ

ДОКЛАД «АКТИВИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ

Истинный педагог постарается сделать учение занимательным, но никогда не лишит его характера серьезного труда, требующего усилия воли

Истинный педагог постарается сделать учение занимательным, но никогда не лишит его характера серьезного труда, требующего усилия воли

Имеются разные методы : исследовательские, поисковые, метод проблемной ситуации и иное логико-содержательное построение курса

Имеются разные методы : исследовательские, поисковые, метод проблемной ситуации и иное логико-содержательное построение курса

Информационная занимательность вызывает любопытство учащихся

Информационная занимательность вызывает любопытство учащихся
Скачать файл