Анализ современных методик по коррекции нарушений письма у младших школьников
Прежде, чем говорить о коррекции дисграфии в начальных классах, необходимо вспомнить о профилактике дислексии и дисграфии в работе с детьми дошкольного возраста. В целях предупреждения нарушений письма и чтения в своей работе использую пособие С.Б.Цукановой и Л.Бетц «Я учусь говорить и читать». Пособие разработано с учетом «Проекта воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» и «Программы коррекционного обучения детей с ФФН» Филичевой и Тумановой и методических рекомендаций Г.Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи» Использованы элементы авторской технологии Ткаченко.
Анализ современных методик по коррекции нарушений письма у младших школьников
Прежде, чем говорить о коррекции дисграфии в начальных классах, необходимо вспомнить
о профилактике дислексии и дисграфии в работе с детьми дошкольного возраста. В целях
предупреждения нарушений письма и чтения в своей работе использую пособие
С.Б.Цукановой и Л.Бетц «Я учусь говорить и читать». Пособие разработано с учетом
«Проекта воспитания и обучения детей с фонетикофонематическим недоразвитием» и
«Программы коррекционного обучения детей с ФФН» Филичевой и Тумановой и
методических рекомендаций Г.Каше «Подготовка к школе детей с недостатками речи»
Использованы элементы авторской технологии Ткаченко.
Пособие построено на ведущих принципах логопедической науки:
принципе системного подхода;
онтогенетическом принципе;
принципе особого подбора речевого материала;
принципе опоры на сохранные анализаторы.
Материал условно разделен на три раздела6 «Звук», «Буква», «Говори правильно».
Последовательность изучения звуков определяется их артикуляционной и акустической
сложностью. Внимание ребенка обращается на работу органов артикуляционного аппарата.
Вследствие с увеличением детей со стертой дизартрией в пособии предлагаются
упражнения для работы над просодической стороной речи: силой, высотой голоса,
длительностью, темпом. Предусмотрены специальные упражнения для развития
психических процессов. После изучения нового звука проводится работа по воспитанию
внимания к изменению грамматических форм слова, способам словообразования и т.д.
В своей дальнейшей работе по коррекции дисграфии у детей начальных классов использую
пособия из комплекта Е.В.Мазановой. В комплект входят методические рекомендации с
конспектами фронтальных коррекционных занятий и рабочие альбомы с заданиями. Пособия
помогают вести работу целенаправленно и планомерно, так как в них отражен системный
подход, который определяет содержание коррекционной работы.
В работе с безударными гласными хорошо зарекомендовало пособие Коноваленко для детей
69 лет «Безударные гласные в корне слова». Предлагаемые упражнения сочетают
взаимодействие речевого, речедвигательного, слухового, зрительного, двигательного
анализаторов, способствуют развитию зрительного и слухового внимания и памяти,
логического мышления, закрепляют различные способы словообразования, обогащают
активный словарный запас – тем самым помогают ребенку овладеть русским языком,
грамматикой русского языка, грамотным письмом.
Так как количество младших школьников, нуждающихся в логопедической помощи, постоянно
увеличивается, появились дети, которые «тяжело идут» по традиционным логопедическим
прграммам. Поэтому при подготовке к занятиям использую пособие Н.П.Мещеряковой
«Коррекция письменной речи в начальной школе». Автор предлагает использовать
различные методы нейропсихологической коррекции (по Семенович), которые существенно
повышают эффективность логопедической работы.
Подводя итог, считаю необходимым подчеркнуть основные направления коррекционной
работы с любым видом дисграфии, за исключением оптической и моторной:развитие фонематического слуха;
языкового анализа и синтеза;
расширение словаря;
развитие артикуляционного аппарата;
памяти, внимания, мышления;
сукцессивных функций;
глазодвигательных мышц;
крупной и мелкой моторики
и сочетание всех вышеперечисленных компонентов.