Пение - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много. Через пение ребёнок осуществляет огромный рывок в эмоциональном, музыкальном и познавательном развитии. Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится понятным и близким детям. Это развивает у них эмоциональную отзывчивость на музыку - главную составляющую музыкальности.Памятка при разучивании песен с детьми
детские голоса.docx
Возрастные характеристики детского голоса
1.
Детские голоса соответствуют примерно голосам женского хора.
Отличие заключается в ширине диапазона (он несколько меньше). А
так же различен в характере звучания. Детские голоса более
«светлые», «серебристые», нежели женские.
Сопрано детского хора от до I до соль II октавы.
Альт детского хора от ля малой до ре II октавы.
У детей специфичный голосовой аппорой (короткие и тонкие
голосовые связки, малой ёмкости лёгкие). Свойственно высокое
головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра
(особенно у мальчиков), но нет тембральной насыщенности.
Разучивая с детьми песню, помните:
1. Мелодию лучше начинать разучивать без текста, на какойнибудь
слог, например «ля» (в таком случае все внимание ребенка будет
сосредоточено на звуковысотной линии).
2. Подвижные песни сначала необходимо пропевать в замедленном
темпе, чтобы ребенок успевал хорошо, правильно проговаривать все
слова, особенно трудные для произношения.
3. Сложные по ритмическому рисунку и мелодии фрагменты песни
необходимо поучить отдельно. Чтобы ребенок наглядно понял, куда
движется мелодия и куда направить голос, пользуйтесь жестом
(рука следует вверх и вниз, скачком или плавно, в зависимости от
движения мелодии). Такты с трудным ритмическим рисунком нужно
прохлопать, затем одновременно прохлопать и пропеть на какой
либо слог.
4. Чтобы звук во время пения имел красивую окраску, следите за
губами ребенка. Они всегда должны иметь округлую форму. Этому
помогает и хорошо открывающийся рот.
5. Дышать нужно спокойно, не поднимая плеч и не делая шумных
вдохов перед каждой новой фразой песни. Сохранять воздух в
легких желательно до окончания фразы, экономно его расходуя. Научиться этому можно, поиграв, например, со свечой (дуйте на
пламя свечи как можно дольше, наблюдая, как оно при этом
отклоняется в сторону) или с белыми пушинкамипарашютиками
знакомого всем одуванчика.
6. Перед пением голос должен быть «разогрет». Для этого
используются небольшие, на трехпяти звуках, распевки. Это может
быть «Музыкальная лесенка», которую желательно пропевать от
разных ступенек, постепенно повышая голос или какиенибудь
другие короткие попевки, например «Две тетери», «Птица и
птенчики» и др.
7. Правильное положение корпуса ребенка во время пения помогает
исполнению песни. Сидеть нужно прямо, без напряжения, расправив
плечики, руки спокойно положить на колени ближе к корпусу,
голову вниз опускать не следует. Если песня исполняется стоя, то
спина при этом также должна быть прямой, руки желательно
спокойно опустить вдоль туловища. При таком положении корпуса
вся дыхательная система, весь голосовой аппарат гармонично
настроены на процесс пения. При работе с детским хором рекомендуется предпочитать мягкую
атаку, как наиболее щадящую голосовой аппарат. Своеобразной
проверкой правильного певческого дыхания служит цепкое
дыхание. В этом случае певец сам контролирует свое дыхание,
следит за дыханием товарищей, без толчка заканчивает пение и
вновь берет дыхание, повторяя тот же звук.
Звук образующийся в гортани, очень слаб, и его усиление, а также
тембровая окраска происходит во время попадания звука в
пространства (полости), называемые резонаторами. В младшем хоре
у детей преобладает верхний резонатор. У более старших детей
постепенно появляется грудной резонатор. Формирование грудного
резонатора – ответственный период для юного певца.
В целом детские голоса отличаются легкостью, прозрачностью,
звонкостью и нежностью звука. Они делятся на дисканты и альт.
Дискант – высокий детский голос, его диапазон до1 – соль 2, альт –
низкий детский голос, его диапазон – сольм – ми2. Различают три
этапа развития детского голоса, каждому из которых соответствует
определенная возрастная группа.
1. 710 лет. Голоса мальчиков и девочек, в общем, однородны и
почти все – дисканты. Деление на первые и вторые голоса условно.
Звучанию голоса свойственно головное резонирование, легкий
фальцет, при котором вибрируют только края голосовых связок
(неполное смыкание голосовой щели). Диапазон ограничен звуками
ре1 – ре2. Наиболее удобные звуки – ми1 – ля2. тембр очень
неровен, гласные звучат пестро. Задача руководителя – добиваться
возможно более ровного звучания гласных на всех звуках
небольшого диапазона.
2. Одиннадцатьтринадцать лет, предмутационный период. К 11
годам в голосах детей, особенно у мальчиков, появляются оттенки
грудного звучания. В связи с развитием грудной клетки, более углубленным дыханием, голос начинает звучать более полно и
насыщенно. Голоса мальчиков явственно делятся на дисканты и
альты. Легкие и звонкие дисканты имеют диапазон ре1 – фа2; альты
звучат более плотно, с оттенком металла и имеют диапазон сим –
до2.
В этом возрасте в диапазоне детских голосов, как и у взрослых,
различают три регистра: головной, смешанный (микстовый) и
грудной. У девочек преобладает звучание головного регистра и
явного различия в тембрах сопрано и альтов не наблюдается.
Основную часть диапазона составляет центральный регистр,
имеющий от природы смешанный тип звукообразования. Мальчики
пользуются одним регистром, чаще грудным. Границы регистров
даже у однотипных голосов часто не совпадают, и переходные звуки
могут различаться на тон и больше. Диапазоны голосов некоторых
детей могут быть больше указанных выше. Встречаются голоса,
особенно у некоторых мальчиков, которые имеют диапазон более
двух октав. В предмутационный период голоса приобретают
тембровую определенность и характерные индивидуальные черты,
свойственные каждому голосу. У некоторых мальчиков пропадает
желание петь, появляются тенденции к пению в более низкой
тесситуре, голос звучит неустойчиво, интонация затруднена. У
дискантов исчезает полетность, подвижность. Альты звучат
массивнее.
3. Тринадцатьпятнадцать лет, мутационный (переходный)
период. Совпадает с периодом полового созревания детей. Формы
мутации протекают различно: у одних постепенно и незаметно
(наблюдается хрипота и повышенная утомляемость голоса), у
других – более явно и ощутимо (голос срывается во время пения и
речи). Продолжительность мутационного периода может быть
различна, от нескольких месяцев до нескольких лет. У детей,
поющих до мутационного периода, он протекает обычно быстрее и
без резких изменений голоса. Задача руководителя – своевременно услышать мутацию и при первых ее признаках принять меры
предосторожности: сначала пересадить ребенка в более низкую
партию, а затем, может быть, и освободить временно от хоровых
занятий. Очень важно, чтобы руководитель чаще прослушивал
голоса детей, переживающих предмутационный период, и вовремя
мог реагировать на все изменения в голосе.
4. Шестнадцать – девятнадцать лет, юношеский возраст. Хоры
этой возрастной категории состоят обычно из трех партий: сопрано,
альты – голоса девушек; тенора и баритоны объединены в одну
мужскую партию. Диапазоны партий сопрано: до1 – соль2; альты:
лям – ре2; мужская партия: сиб – до1.
В юношеском хоре важно соблюдать санитарные правила пения,
не допускать форсированного звука, развивать технику дыхания и
весьма осторожно расширять диапазон. Крикливое пение может
нанести большой вред нежным, неокрепшим связкам. Весь
певческий процесс в певческом хоре должен корректироваться
физическими возможностями детей и особенностями детской
психики.
Хорошее пение как искусство является результатом
продолжительной работы. По ходу разучивания песни дети
получают элементарные сведения о музыке, средствах музыкальной
выразительности; при разборе содержания знакомятся с основными
терминами, определяющими характер произведения, темп,
динамику; исполнение упражнений или вокальных приемов должно
быть осознанным детьми с точки зрения механизма
звукообразования и целесообразности их использования.
Совершенно ясно, что развитие певческого голоса детей может быть
эффективным на основе правильного пения, в процессе которого
должны формироваться и правильные певческие навыки.
Выразительность исполнения формируется на основе
осмысленности содержания и его эмоционального переживания детьми. Подчеркивая зависимость выразительности пения от
эмоциональной отзывчивости на музыку, следует заметить, что не у
всех детей эта способность одинаково развита. Она определяется
общим и музыкальным развитием и, конечно, в первую очередь есть
результат развития слуха во всех его проявлениях. Выразительность
вокального исполнения является признаком вокальной культуры. В
ней проявляется субъективное отношение ребенка к окружающему
через исполнение и передачу определенного художественного
образа. Выразительность возникает только тогда, когда ребенок
проявляет свое отношение к исполняемому вследствие понимания
того, о чем говорится в данном произведении. Непринужденное
исполнение всегда выразительно. Однако оно возможно только на
какомто начальном этапе разучивания произведения и связанно с
элементом новизны восприятия. Как только произведение
становится известным, оно уже наскучило детям, ощущение новизны
утрачено и непринужденность исполнения потеряна. Сохраняя
непосредственность исполнения, следует постепенно и осторожно
развивать у детей навык произвольной выразительности в результате
осознанной направленности их волевых усилий.
Перенапряженное звучание не может считаться целесообразным
ни для развития детского голоса, ни быть приемлемым с
эстетической точки зрения. Поиски оптимального звучания голоса
связаны с работой над устранением различных недостатков в
функционировании голосового аппарата певца. Работа любой части
голосового аппарата отражается на способе колебания голосовых
складок – источнике звука – по типу того или иного регистра, что
предопределяет и основные характеристики певческого звука.
Поэтому понятие об оптимальном голосообразовании у детей мы
относим к регистровому режиму. Так как фальцетом можно спеть
практически весь диапазон голоса, а грудным – лишь нижнюю часть
его, фальцетный режим в детской певческой практике многие
специалисты считают единственно приемлемым как не допускающим перегрузки и чрезмерных напряжений в звуке. Однако
грудной регистр необязательно должен быть напряженным или
неизбежно связан с перенапряжением, если он не выходит за
пределы своего диапазона. Если знать звуковысотный диапазон
грудного регистра ученика и умело его использовать, то вреда для
голоса не будет. При академическом пении возникает
необходимость использования более широкого звуковысотного
диапазона при различной нюансировке и тембральной
насыщенности. Если руководствоваться принципом «от простого к
сложному», то эта последовательность имеет общее направление –
от чистых регистров к смешанным. В зависимости от
индивидуальных особенностей голоса ребенка начинать следует с
того голосового регистра, который он использует при спонтанном
пении наиболее часто.
Следует иметь в виду, что один и тот же регистр у детей даже
одного возраста так же, как и у различных по своей природе голосов
взрослых, звучит поразному, в зависимости от анатомо
морфологического развития и состояния всего организма и, в
частности, голосового аппарата. В связи с индивидуальными
особенностями на первом этапе работы целесообразно начать с того
типа регистрового звучания, к которому проявляется склонность у
ребенка от природы. Конечно, можно научить его петь в любом
регистре, но большего успеха добьется тот учитель, который будет
начинать работу с учеником, учитывая природу его голоса. Даже в
случае свободного владения всеми возможными голосовыми
регистрами индивидуальные особенности певца проявятся в том,
что в какомто регистре его голос будет звучать наилучшим
образом. Основные этапы формирования оптимального
голосообразования у детей зависят от условий занятий: при
индивидуальном и коллективном обучении.
В условиях индивидуальных занятий на первом этапе работа
педагога должна быть направлена на овладение натуральными регистрами голоса, начиная с того регистрового режима, к которому
проявляются склонности ребенка от природы. На втором этапе
формируется навык сознательного использования регистров в
соответствующем им диапазоне. На третьем этапе наряду с
произвольным переключением, скачком, с одного регистра на
другой, необходимо формировать умение постепенно и плавно
переходить от фальцетного регистра к грудному через микстовый
или постепенном тембральном обогащении его.
На четвертом этапе следует закреплять и совершенствовать
способность ученика произвольно пользоваться голосовыми
регистрами при пении. Продолжительность каждого этапа всякий
раз определяется поразному, в зависимости от того, как часто
будут проводиться занятия, от педагогического воздействия,
восприимчивости ученика, его музыкальных способностей. В
условиях коллективного обучения трудно создать наилучшие
условия для развития голосов всех видов. По видимому, и при
коллективном обучении пению целесообразнее будет использовать
все виды регистрового звучания. Задача развития детского голоса
при коллективном обучении пению усложняется тем, что кроме
вокальных навыков необходимо заботиться и о хоровых, которые
формируются параллельно с первыми и оказывают влияние друг на
друга. На начальном этапе работы первой хоровой задачей педагога
является приведение хора к общему тону, т.е. выработка унисона.
Своеобразие голосообразования у детей открывает перспективу
дальнейшей разработки системы развития у них певческого голоса в
различном возрасте с учетом индивидуальных особенностей. Детский певческий голос, его
постановка
Пение один из самых любимых детьми видов музыкальной
деятельности, который может дать им очень много. Через пение
ребёнок осуществляет огромный рывок в эмоциональном,
музыкальном и познавательном развитии. Музыкальный образ
песни, благодаря словесному тексту, становится понятным и
близким детям. Это развивает у них эмоциональную отзывчивость на
музыку главную составляющую музыкальности. В пении, как ни в
каком другом виде музыкальной деятельности, очень успешно и
быстро развивается интонационный звуковысотный слух одна из
основных музыкальных способностей, без которой музыкальная
деятельность невозможна вообще.
В процессе пения развиваются следующие музыкальные способности
тембровый и динамический слух, ладовое чувство, музыкальное и
образное мышление, музыкальная память. В пении происходит
общее развитие ребенка формируются его высшие психические
функции, развивается речь; происходит накопление знаний об
окружающем; ребенок учится общаться со сверстниками в хоровом
коллективе, взаимодействовать в едином процессе творчества.
Поскольку пение психофизиологический процесс, связанный с
работой жизненно важных систем, таких как дыхание,
кровообращение, эндокринная система и др., важно, чтобы
голосообразование было правильно, природосообразно
организовано, чтобы ребенок испытывал ощущение комфорта, пел
легко, с удовольствием. Иногда, при неправильном режиме голосообразования, при
нарушении гигиенических норм ребенок испытывает напряжение
гортани, а это приводит к усталости голоса, который будет звучать
неестественно тяжело и некрасиво. Такие условия могут привести
к серьезным заболеваниям голосового аппарата. Необходимо
соблюдать правильный режим голосообразования, что является
результатом специальной работы по постановке детского
певческого голоса. Такую работу необходимо всегда начинать с
детьми в дошкольном возрасте, благоприятном для становления
основных певческих навыков.
Однако в сегодняшней практике музыкального воспитания педагоги
не занимаются постановкой детских певческих голосов в
собственном смысле этого слова. Занятия с детьми по пению в
большинстве случаев сводятся к разучиванию песен и работе над
чистотой интонирования мелодии голосом. Этому много причин, в
том числе отсутствие специальной методики постановки певческого
голоса школьника. Она, к сожалению, не создана до сих пор, что
наносит серьезный ущерб не только певческому и общему
музыкальному развитию детей, но и их здоровью.
Сложность ситуации заключается не только в том, что методика
постановки певческого голоса самая тонкая и сложная в сравнении
с методиками по другим видам музыкальной деятельности, но и в
том, что ее реализация предполагает владение педагогом своим
собственным певческим голосом, чтобы красиво и правильно
показывать песни детям. Для обучения детей необходимо
сформировать у них основные певческие навыки. В свою очередь
педагог должен понимать механизмы вокализации и, конечно же,
обладать особой способностью вокальным слухом для
коррекционной работы.
Один из главных выводов этого исследования голоса детей в
дошкольном детстве делятся, как минимум, на три природных типа:
высокие, средние и низкие, каждый из которых характеризуется
присущими ему тембровой окраской (главный показатель типа
голоса), общим звуковысотным и примарным диапазонами звучания.
Общий диапазон это расстояние от нижней до верхней границы певческого голоса; примарный диапазон это область наиболее
свободного, естественного и красивого звучания, которая находится
в середине общего диапазона.
Учет в вокальной работе типов певческих голосов детей приводит к
более высоким результатам в их вокальном, слуховом и общем
музыкальном развитии. По нашим данным, в частности, ребенок в
удобной для него тональности, соответствующей природе, типу его
певческого голоса, поет значительно чище интонационно, гораздо
свободнее и красивее, чем в неудобной.
Возрастные характеристики детского голоса
«серебристые»,
нежели
Детские голоса соответствуют примерно голосам женского хора.
Отличие заключается в ширине диапазона (он несколько меньше). А
так же есть различия в характере звучания детские голоса более
«светлые»,
женские.
Сопрано детского хора от до I – до соль II октавы.
Альт детского хора от ля малой до ре II октавы.
У детей специфичный голосовой аппарат (короткие и тонкие
голосовые связки, малой ёмкости лёгкие). Свойственно высокое
головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра
(особенно у мальчиков), но нет тембральной насыщенности.
Детские голоса соответствуют примерно голосам женского хора.
Отличие заключается в ширине диапазона (он несколько меньше). А
так же есть различия в характере звучания детские голоса более
«светлые»,
женские.
Сопрано детского хора от до I – до соль II октавы.
Альт детского хора от ля малой до ре II октавы.
У детей специфичный голосовой аппарат (короткие и тонкие
голосовые связки, малой ёмкости лёгкие). Свойственно высокое
головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра
(особенно у мальчиков), но нет тембральной насыщенности.
«серебристые»,
нежели
Условно детские голоса можно разделить на 3 группы: 1. Детская, от самого младшего возраста до 1011 лет.
Фальцетное звукообразование. Довольно небольшой диапазон,
если по максимуму: до I октавы – до II октавы, или ре I – ре II
октавы. Это дети младшего школьного возраста (14 класса).
Небольшая сила звука рmf. И причём нет существенного
развития между мальчиками и девочками. В репертуаре таких
коллективов не должно быть сложных песен. В таком
начальном этапе вокального воспитания закладывается
профессиональные навыки пения: интонирование, вокальная
техника, ансамблирование.
2. 1112 до 1314 лет. Средний школьный возраст. Уже есть
предрасположенность на грудное звучание. Несколько
расширяется диапазон (до I октавы – ми, фа II октавы). 57
класс, наблюдается некоторая насыщенность звучания. У
девочек прослеживается развитие женского тембра. У
мальчиков появляются глубоко окрашенные грудные тоны.
Сопрано до, ре I октавы – фа, соль II октавы
Альты ля малой октавы – ре,
миb II октавы
В этом возрасте возможности более широки. В репертуар
можно включить песни с более сложной мелодикой и
гармонией.
3. 1416 лет. В основном сформировавшиеся голоса. В них
смешивают элементы детского звучания с элементом
взрослого (женского) голоса. Выявляется индивидуальный
тембр. Расширяется диапазон до 1,5 – 2 октавы. Звучание
смешанное, 8 – 11 класс. У мальчиков заметнее и раньше
выявляются элементы грудного звучания.У девочек
заканчивается формироваться голос.
Мальчики еще
подвержены
мутации.
В репертуар старших вокалистов нужно брать произведения
различных стилей и жанров.
Доклад "Детский певческий голос, его постановка".
Доклад "Детский певческий голос, его постановка".
Доклад "Детский певческий голос, его постановка".
Доклад "Детский певческий голос, его постановка".
Доклад "Детский певческий голос, его постановка".
Доклад "Детский певческий голос, его постановка".
Доклад "Детский певческий голос, его постановка".
Доклад "Детский певческий голос, его постановка".
Доклад "Детский певческий голос, его постановка".
Доклад "Детский певческий голос, его постановка".
Доклад "Детский певческий голос, его постановка".
Доклад "Детский певческий голос, его постановка".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.