Доклад Дифференцированное обучение в условиях реализации ФГОС
Оценка 4.7

Доклад Дифференцированное обучение в условиях реализации ФГОС

Оценка 4.7
Семинары
doc
математика +1
Взрослым
03.03.2018
Доклад Дифференцированное обучение в условиях реализации ФГОС
Актуальность проблемы развития личности в рамках единого образовательного пространства «Школа-вуз» заключается в том, что дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей студентов Личностно-ориентированное образование ориентировано на студента, его личностные особенности, на культуру, на творчество, как способ самоопределения человека в культуре и жизни.Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устоять, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к максимальному развитию задатков и способностей каждого студента
дифференцированное обучение.doc
1 Дифференцированное обучение в условиях реализации ФГОС 1.Технология дифференцированного обучения 1.1.История развития технологии Впервые   о   дифференциации   обучения   мировая   педагогика   задумалась   в 20­ых   годах   прошлого   века.   В   это   время   в   отечественной   и   зарубежной педагогике   начались   активные   разработки   в   области   индивидуализации   и дифференциации обучения, поиск путей выхода из сложившейся критической ситуации   в   образовании,   обусловленной   политическими   и   экономическими реформами. В начале 20­го века активные поиски способов индивидуализации учебного процесса велись в США, где децентрализованное управление школой давало возможность экспериментировать с формами организации обучения. В советской школе преподавание проповедовало принцип демократизации, т.е.   каждый   обучаемый   имел   право   на   получение   определенного   базового компонента,   что   затрудняло   экспериментаторскую   работу   с   формами обучения,   поскольку   единые   программы   и   учебные   пособия   предоставляли небогатый их выбор. Несмотря   на   то,   что   разработки   в   области   индивидуализации   и дифференциации образования в России, Западной Европе и Америке начались приблизительно   в   одно   и   то   же   время,   на   сегодняшний   день   западная педагогика имеет несравненно больший практический и теоретический опыт работы в этом направлении. Главная   цель   средней   общеобразовательной   школы   –   способствовать умственному,   нравственному,   эмоциональному   и   физическому   развитию личности,   всемерно   раскрывать   ее   творческие   возможности,   формировать основанное на общечеловеческих ценностях мировоззрение, гуманистические отношения,   обеспечивать   разнообразные   условия   для   расцвета индивидуальности   ребенка   с   учетом   его   возрастных   особенностей.   Всякое обучение по своей сущности есть создание условий для развития личности. В конце 50­х начале 60­ых гг. встал вопрос о разработке целой системы параметров, по которым могут осуществляться дифференциация обучении и внутри   нее   индивидуальный   подход   к   школьникам.   В   научной   школе   Н.А. Мечинской   были   выделены   педагогические   и   психологические   показатели учебной работы детей. К  педагогическим  относились такие показатели, как темп усвоения материала, успешности выполнения учебных заданий, типы и количество ошибок в этих заданиях, рецидивы ошибок. К  психологическим были   причислены   такие   особенности   мыслительной   деятельности,   как 2 гибкость/ригидность   мышления,   широта/узость   переноса   усвоенных   знаний, продуктивность/репродуктивность   подхода   школьников   к   новой   задаче, соотношение   операций   анализа   и   синтеза   в   умственной   деятельности   и   др. Однако строгой экспериментальной проверки построения групповой работы на основе совокупности этих параметров не было. В советское время одна из первых попыток изменить систему обучения в целях   повышения   его   развивающего   эффекта   для   каждого   ученика   была предпринята   под   руководством   Л.В.   Занкова   (1963г.).   Главным   параметром дифференциации обучения и основанием индивидуального подхода к ребенку в этой   научной   школе   являлся   уровень   успешности   овладения   учебным материалом. Однако она ограничена лишь одним параметром различия детей и может в известной мере удовлетворить потребности ученика начальной школы в  комфортном   положении   в  классе   и   доступном   ему   темпе   продвижения   в учебном   материале.   Для   учеников   средних   и   старших   классов,   а   также   их преподавателя этого уже недостаточно.  1.2.Сущность и цели дифференцированного обучения Актуальность   проблемы   развития   личности   в   рамках   единого образовательного   пространства   «Школа­вуз»   заключается   в   том,   что дифференцированный   процесс   обучения   –   это   широкое   использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе   результатов   психолого­педагогической   диагностики   учебных возможностей,   склонностей,   способностей   учащихся.   Использование   этих форм   и   методов,   одним   из   которых   является   уровневая   дифференциация, основываясь   на   индивидуальных   особенностях   обучаемых,   создает благоприятные условия для развития личности в личностно­ориентированном образовательном процессе. Отсюда следует:  построение дифференцированного процесса обучения невозможно без учета индивидуальности  каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям;  обучение,   основанное   на   уровневой   дифференциации,   не   является целью, это средство развития личностей как индивидуальности;  только   раскрывая   индивидуальные   особенности   каждого   ученика   в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно­ориентированного процесса обучения.1 1 Орлов В.А. Дифференциация обучения и работа с одарёнными школьниками// Адукацыя I выхаванне. – 1992,№2 3 Личностно­ориентированное   образование   ориентировано   на   ученика,   его личностные   особенности,   на   культуру,   на   творчество,   как   способ самоопределения человека в культуре и жизни. Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности – раскрыть   индивидуальность,   помочь   ей   развиться,   устоять,   проявиться, обрести   избирательность   и   устойчивость   к   социальным   воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к максимальному развитию задатков и   способностей   каждого   учащегося.   Важно,   что   при   этом   общий   уровень образования в средней школе должен быть одинаков для всех. Развитие личности школьника в условиях дифференцированного обучения в личностно­ориентированном   образовании   ставит   своей   целью   обеспечить учащимся   свободный   выбор   обучения   на   вариативной   основе дифференцированного   подхода   с   учетом   индивидуальных   особенностей личности на основе государственного образовательного стандарта образования, выведенного на смысловой уровень. Применение   дифференцированного   подхода   к   учащимся   на   различных этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков. Нормативными   документами   предусматривается   стандартизируемая   и нестандартизируемая часть содержания образовательного процесса. Стандартизируемая   часть   представляет   минимум,   нижнюю   планку содержания и является рефлексией на заказ общества. Нестандартизируемая,   вариативная   часть   содержания   выходит   за   рамки стандартов,   предполагает   широкий   выбор   предметных   и   образовательных областей   самим   учеником   и   его   родителями   и   таким   образом   является рефлексией на заказ самой личности. Постоянное   осуществление   на   всех   этапах   учебного   процесса   «единства требований»   ко   всем   учащимся   без   учета   особенностей   их   индивидуально­ психологического   развития   тормозит   и   нормальное   обучение,   становится причиной отсутствия учебных интересов, понижает мотивацию к обучению. Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает   уровень   умственного   развития,   психологические   особенности учащихся,   абстрактно­логический   тип   мышления.   С   другой   стороны   ­     во внимание принимаются индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы   в   конкретной   образовательной   области.   При   дифференцированной организации   учебной   деятельности   эти   две   стороны   пересекаются.   Ее осуществление в личностно­ориентированном образовании потребует:       4 изучения   индивидуальных   особенностей   и   учебных   возможностей обучающихся; определения критериев деления обучающихся на группы; умения   совершенствовать   способности   и   навыки   обучающихся   при индивидуальном руководстве; умения анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности; перспективного   планирования   деятельности   учащихся   (индивидуальное   и групповое), направленного на руководство учебным процессом; умения   заменить   малоэффективные   приемы   дифференциации   руководства учением более рациональными.2 Каждый  обучающийся  как  носитель  собственного (субъективного)  опыта уникален. Поэтому с самого начала обучения необходимо создать для каждого не   изолированную,   а   более   разностороннюю   школьную   среду,   дающую возможность проявить себя. Согласно   теории   дифференцированного   обучения,   дифференцированная организация   учебной   деятельности   обучающихся   создает   благоприятные условия   взаимодействия   и   взаимообогащения   ее   различных,   порой противоположных   направлений,   выведения   на   качество   новый   уровень понимания   процесса   интеграции   содержания   образовательного   процесса,   в рамках которой возможна сама дифференциация. 1,3.Основы и критерии дифференцированного обучения Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в реализации многообразия образовательных систем, развития индивидуализации   обучения,   способностей,   познавательной   активности школьников,   нормализации   их   учебной   нагрузки   и   т.д.   Дифференциация содержания   образования   и   образовательного   процесса   становится   «… определяющим   фактором   ее   демократизации   и   гуманизации,   средством установления   оптимальных   соотношений   между   потребностями   общества   в образовательном   потенциале   его   членов   и   личностной   ориентации   каждого отдельного человека».3 Ведущее   место   в   формировании   теоретических   основ   дифференциации обучения   занимают   психолого­педагогические   исследования.   Среди   них, прежде   всего,   следует   назвать   работы   Б.Г.Ананьева,   А.Н.Леонтьева, Б.Ф.Ломова,   Г.И.Щукиной   и   др.   по   проблемам   мотивации   деятельности, 2 Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Проблемы дифференциации обучения в средней школе. – М., 1990. 3 Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном развитии ребенка. // Вопросы психологии. – 1997. , М. 5 дифференциации   обучаемых   по   характеру   мотивации   (А.А.Бодалев, А.Б.Леонтьев),   по   качественным   характеристикам   внешних   и   внутренних позиций   (Л.И.Божович,   Т.Н.мальковская,   К.Д.Радина,   Л.С.Славинова), индивидуально­личностным   характеристикам   деятельности   (К.М.Гуревич, С.Л.Рубинштейн),   возможностями   восприятия   обучающимися   учебного материала З.А.Калмыкова, В.А.Крутецкий, Н.А.Мечинская) и т.д.4 (Д.Н.Богоявленский,     И.В.Дубровина,   Понятие  "Дифференцированное   обучение”   в   переводе   с   латинского "different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.  В   настоящее   время   в   педагогической   и   психологической   литературе   не существует единого общепринятого понятия «дифференциация обучения». В трудах Ю.К.Бабанского, М.А.Мельникова, Н.М.Шахмаева, И.С.Якиманской и др. дифференциация трактуется в основном как особая форма организации обучения   с   учетом   типологических   индивидуально­психических особенностей обучающихся и особой организации коммуникации учителя и учеников.   Дифференциация   связывается   с   такой   организацией   учебного процесса,   которая   характеризуется   вариативностью   содержания,   методов   и интенсивности   обучения   (С.И.Зубов,   Т.П.Михиевич, А.А.Попова и др.)5   Л.Н.Калашников, Е.А.Певцова, И.Э.Унт и др. рассматривают дифференциация обучения как процесс, направленный на развитие способностей, интересов школьников, на выявление   их   творческих   возможностей.  И.М.Чередов   видит   в дифференциации   обучения  способ   оптимального   сочетания   фронтальной, групповой   и   индивидуальной   организации   образовательного   процесса.  Во многих работах (М.Д.Виноградова, В.А.Кольцова, Х.Й.Лийметс, А.В.Мудрик, Г.И.Щукина и др.) дифференциация рассматривается как важнейший фактор развития познавательной активности обучающихся.6 С   психологической   точки   зрения   цель   дифференциации   – индивидуализация  обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей школьников.   интеллектуального, С   социальной   точки   зрения   ­  целенаправленное   воздействие  на формирование   творческого,   профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития общества 4 Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., Педагогика, 1990. 5 Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., Педагогика, 1990. 6 Чуприкова И.С. Психология умственного развития: принцип дифференциации. – Мн., 1997. 6 стремлением   к   наиболее   полному   и   рациональному   использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.7 С дидактической точки зрения цель дифференциации – решение назревших проблем   школ   путем   создания  новой   методической   системы дифференцированного   обучения,   основанной   на   принципиально   иной мотивационной основе. В   психолого­педагогической,   дидактической   и   методической   литературе различают два основных типа дифференциации содержания обучения:  внешняя   (профильная)   предполагает   создание   особых   типов   школ   и классов;  внутренняя   (уровневая)   предполагает   организацию   работы   внутри класса соответственно группам обучающихся, отличающихся одними и теми же более или менее устойчивыми особенностями. Одним   из   направлений   организации   учебного   процесса   является дифференциация образования.  Можно   выделить   несколько   педагогических   задач,   которые   могут   быть решены при помощи внедрения её в работу: 1. Научить критически относиться к собственным познаниям. 2. Научить самоанализу успехов и неудач. 3. Научить самостоятельно работать над своим образованием. 4. Научить анализировать собственные возможности в достижении цели. 5. Научить целеполаганию как на долгий срок, так и на короткий период. 6. Воспитывать культуру общения:  помогать и принимать помощь;  руководить процессом;  работать в группе;  адекватно относиться к замечаниям;  аргументировано   высказывать   свое   мнение   и   выслушивать   мнение других, уважать его даже в том случае, если оно не совпадает. Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при   которой   учитель   работает   с   группой   учащихся,  составленной   с  учетом наличия у них каких­либо значимых для учебного процесса общих качеств или часть   общей   дидактической   системы,   которая   обеспечивает   специализацию учебного   процесса   для   различных   групп   обучающихся,   способствующей формированию и развитию их личностных качеств. Современные концепции среднего образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности школьника на основе формирования учебной 7 Журнал «Профильное обучение». №1. 2003. 7 деятельности.   Важно   создать   условия   для   того,   чтобы   каждый   ученик   мог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Обучение должно быть «вариативным к индивидуальным особенностям школьников». Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является   Организация   учителем   внутриклассной дифференциация   обучения. дифференциации предполагает несколько этапов:   определение   критерия,   на   основе   которого   выделяются   группы учащихся.  проведение диагностики по выбранному критерию.  распределение   обучающихся   по   группам   с   учетом   результатов диагностики.  выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий.  реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока.  диагностический   контроль   результатов   работы,   в   соответствии   с которым   может   изменяться   состав   групп   и   характер   дифференцированных заданий. Именно   уровневая   дифференциация   считается   важнейшим   средством реализации индивидуального подхода к обучающимся в процессе обучения. В   работе   со   школьниками   целесообразно   использовать   два   основных критерия дифференциации:  обученность   –   это   определенный   итог   предыдущего   обучения,   т.е. характеристики психического развития ребенка, которые сложились у него к сегодняшнему дню;  обучаемость – характеристика его потенциального развития. Показателями обученности могут служить достигнутый учеником уровень усвоения   знаний,   умений   и   навыков,   качества   знаний   и   навыков   (например, осознанность и обобщенность), способы и приемы их приобретения. Заключение.  В инновационном обучении важно, чтобы ученик был не объектом, а субъектом   образовательного   процесса,   сумел   задать   любой   вопрос интересующий его и самостоятельно найти на свой вопрос ответ. Важно так организовать   образовательный   процесс,   чтобы   ученик   сам   добывал   знания. Одним из таких методов является дифференцированный подход в обучении. 8

Доклад Дифференцированное обучение в условиях реализации ФГОС

Доклад Дифференцированное обучение в условиях реализации ФГОС

Доклад Дифференцированное обучение в условиях реализации ФГОС

Доклад Дифференцированное обучение в условиях реализации ФГОС

Доклад Дифференцированное обучение в условиях реализации ФГОС

Доклад Дифференцированное обучение в условиях реализации ФГОС

Доклад Дифференцированное обучение в условиях реализации ФГОС

Доклад Дифференцированное обучение в условиях реализации ФГОС

Доклад Дифференцированное обучение в условиях реализации ФГОС

Доклад Дифференцированное обучение в условиях реализации ФГОС

Доклад Дифференцированное обучение в условиях реализации ФГОС

Доклад Дифференцированное обучение в условиях реализации ФГОС

Доклад Дифференцированное обучение в условиях реализации ФГОС

Доклад Дифференцированное обучение в условиях реализации ФГОС

Доклад Дифференцированное обучение в условиях реализации ФГОС

Доклад Дифференцированное обучение в условиях реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018