Доклад Дифференцированное обучение в условиях реализации ФГОС
Оценка 4.7
Семинары
doc
математика +1
Взрослым
03.03.2018
Актуальность проблемы развития личности в рамках единого образовательного пространства «Школа-вуз» заключается в том, что дифференцированный процесс обучения – это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей студентов Личностно-ориентированное образование ориентировано на студента, его личностные особенности, на культуру, на творчество, как способ самоопределения человека в культуре и жизни.Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устоять, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к максимальному развитию задатков и способностей каждого студента
дифференцированное обучение.doc
1
Дифференцированное обучение в условиях реализации ФГОС
1.Технология дифференцированного обучения
1.1.История развития технологии
Впервые о дифференциации обучения мировая педагогика задумалась в
20ых годах прошлого века. В это время в отечественной и зарубежной
педагогике начались активные разработки в области индивидуализации и
дифференциации обучения, поиск путей выхода из сложившейся критической
ситуации в образовании, обусловленной политическими и экономическими
реформами.
В начале 20го века активные поиски способов индивидуализации учебного
процесса велись в США, где децентрализованное управление школой давало
возможность экспериментировать с формами организации обучения.
В советской школе преподавание проповедовало принцип демократизации,
т.е. каждый обучаемый имел право на получение определенного базового
компонента, что затрудняло экспериментаторскую работу с формами
обучения, поскольку единые программы и учебные пособия предоставляли
небогатый их выбор.
Несмотря на то, что разработки в области индивидуализации и
дифференциации образования в России, Западной Европе и Америке начались
приблизительно в одно и то же время, на сегодняшний день западная
педагогика имеет несравненно больший практический и теоретический опыт
работы в этом направлении.
Главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать
умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию
личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать
основанное на общечеловеческих ценностях мировоззрение, гуманистические
отношения,
обеспечивать разнообразные условия для расцвета
индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Всякое
обучение по своей сущности есть создание условий для развития личности.
В конце 50х начале 60ых гг. встал вопрос о разработке целой системы
параметров, по которым могут осуществляться дифференциация обучении и
внутри нее индивидуальный подход к школьникам. В научной школе Н.А.
Мечинской были выделены педагогические и психологические показатели
учебной работы детей. К педагогическим относились такие показатели, как
темп усвоения материала, успешности выполнения учебных заданий, типы и
количество ошибок в этих заданиях, рецидивы ошибок. К психологическим
были причислены такие особенности мыслительной деятельности, как 2
гибкость/ригидность мышления, широта/узость переноса усвоенных знаний,
продуктивность/репродуктивность подхода школьников к новой задаче,
соотношение операций анализа и синтеза в умственной деятельности и др.
Однако строгой экспериментальной проверки построения групповой работы на
основе совокупности этих параметров не было.
В советское время одна из первых попыток изменить систему обучения в
целях повышения его развивающего эффекта для каждого ученика была
предпринята под руководством Л.В. Занкова (1963г.). Главным параметром
дифференциации обучения и основанием индивидуального подхода к ребенку в
этой научной школе являлся уровень успешности овладения учебным
материалом. Однако она ограничена лишь одним параметром различия детей и
может в известной мере удовлетворить потребности ученика начальной школы
в комфортном положении в классе и доступном ему темпе продвижения в
учебном материале. Для учеников средних и старших классов, а также их
преподавателя этого уже недостаточно.
1.2.Сущность и цели дифференцированного обучения
Актуальность проблемы развития личности в рамках единого
образовательного пространства «Школавуз» заключается в том, что
дифференцированный процесс обучения – это широкое использование
различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на
основе результатов психологопедагогической диагностики учебных
возможностей, склонностей, способностей учащихся. Использование этих
форм и методов, одним из которых является уровневая дифференциация,
основываясь на индивидуальных особенностях обучаемых,
создает
благоприятные условия для развития личности в личностноориентированном
образовательном процессе. Отсюда следует:
построение дифференцированного процесса обучения невозможно без
учета индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только
ему личностным особенностям;
обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является
целью, это средство развития личностей как индивидуальности;
только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в
развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить
осуществление личностноориентированного процесса обучения.1
1 Орлов В.А. Дифференциация обучения и работа с одарёнными школьниками//
Адукацыя I выхаванне. – 1992,№2 3
Личностноориентированное образование ориентировано на ученика, его
личностные особенности, на культуру, на творчество, как способ
самоопределения человека в культуре и жизни.
Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности –
раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устоять, проявиться,
обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Дифференцированное обучение сводится к максимальному развитию задатков
и способностей каждого учащегося. Важно, что при этом общий уровень
образования в средней школе должен быть одинаков для всех.
Развитие личности школьника в условиях дифференцированного обучения в
личностноориентированном образовании ставит своей целью обеспечить
учащимся свободный выбор обучения на вариативной основе
дифференцированного подхода с учетом индивидуальных особенностей
личности на основе государственного образовательного стандарта образования,
выведенного на смысловой уровень.
Применение дифференцированного подхода к учащимся на различных
этапах учебного процесса в конечном итоге направлено на овладение всеми
учащимися определенным программным минимумом знаний, умений и навыков.
Нормативными документами предусматривается стандартизируемая и
нестандартизируемая часть содержания образовательного процесса.
Стандартизируемая часть представляет минимум, нижнюю планку
содержания и является рефлексией на заказ общества.
Нестандартизируемая, вариативная часть содержания выходит за рамки
стандартов, предполагает широкий выбор предметных и образовательных
областей самим учеником и его родителями и таким образом является
рефлексией на заказ самой личности.
Постоянное осуществление на всех этапах учебного процесса «единства
требований» ко всем учащимся без учета особенностей их индивидуально
психологического развития тормозит и нормальное обучение, становится
причиной отсутствия учебных интересов, понижает мотивацию к обучению.
Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны
учитывает уровень умственного развития, психологические особенности
учащихся, абстрактнологический тип мышления. С другой стороны во
внимание принимаются индивидуальные запросы личности, ее возможности и
интересы в конкретной образовательной области. При дифференцированной
организации учебной деятельности эти две стороны пересекаются. Ее
осуществление в личностноориентированном образовании потребует:
4
изучения индивидуальных особенностей и учебных возможностей
обучающихся;
определения критериев деления обучающихся на группы;
умения совершенствовать способности и навыки обучающихся при
индивидуальном руководстве;
умения анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности;
перспективного планирования деятельности учащихся (индивидуальное и
групповое), направленного на руководство учебным процессом;
умения заменить малоэффективные приемы дифференциации руководства
учением более рациональными.2
Каждый обучающийся как носитель собственного (субъективного) опыта
уникален. Поэтому с самого начала обучения необходимо создать для каждого
не изолированную, а более разностороннюю школьную среду, дающую
возможность проявить себя.
Согласно теории дифференцированного обучения, дифференцированная
организация учебной деятельности обучающихся создает благоприятные
условия взаимодействия и взаимообогащения ее различных, порой
противоположных направлений, выведения на качество новый уровень
понимания процесса интеграции содержания образовательного процесса, в
рамках которой возможна сама дифференциация.
1,3.Основы и критерии дифференцированного обучения
Дифференциация обучения является в настоящее время одним из ключевых
направлений обновления школы. Это определяется той ролью, которую играет
дифференциация в реализации многообразия образовательных систем, развития
индивидуализации обучения, способностей, познавательной активности
школьников, нормализации их учебной нагрузки и т.д. Дифференциация
содержания образования и образовательного процесса становится «…
определяющим фактором ее демократизации и гуманизации, средством
установления оптимальных соотношений между потребностями общества в
образовательном потенциале его членов и личностной ориентации каждого
отдельного человека».3
Ведущее место в формировании теоретических основ дифференциации
обучения занимают психологопедагогические исследования. Среди них,
прежде всего, следует назвать работы Б.Г.Ананьева, А.Н.Леонтьева,
Б.Ф.Ломова, Г.И.Щукиной и др. по проблемам мотивации деятельности,
2 Монахов В.М., Орлов В.А., Фирсов В.В. Проблемы дифференциации обучения в
средней школе. – М., 1990.
3 Дьяченко О.М. Проблема индивидуальных различий в интеллектуальном
развитии ребенка. // Вопросы психологии. – 1997. , М. 5
дифференциации обучаемых по характеру мотивации (А.А.Бодалев,
А.Б.Леонтьев), по качественным характеристикам внешних и внутренних
позиций (Л.И.Божович, Т.Н.мальковская, К.Д.Радина, Л.С.Славинова),
индивидуальноличностным характеристикам деятельности (К.М.Гуревич,
С.Л.Рубинштейн), возможностями восприятия обучающимися учебного
материала
З.А.Калмыкова,
В.А.Крутецкий, Н.А.Мечинская) и т.д.4
(Д.Н.Богоявленский,
И.В.Дубровина,
Понятие "Дифференцированное обучение” в переводе с латинского
"different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы,
ступени.
В настоящее время в педагогической и психологической литературе не
существует единого общепринятого понятия «дифференциация обучения». В
трудах Ю.К.Бабанского, М.А.Мельникова, Н.М.Шахмаева, И.С.Якиманской и
др. дифференциация трактуется в основном как особая форма организации
обучения с учетом типологических индивидуальнопсихических
особенностей обучающихся и особой организации коммуникации учителя и
учеников. Дифференциация связывается с такой организацией учебного
процесса, которая характеризуется вариативностью содержания, методов и
интенсивности обучения (С.И.Зубов,
Т.П.Михиевич,
А.А.Попова и др.)5
Л.Н.Калашников,
Е.А.Певцова, И.Э.Унт и др. рассматривают дифференциация обучения как
процесс, направленный на развитие способностей, интересов школьников, на
выявление их творческих возможностей.
И.М.Чередов видит в
дифференциации обучения способ оптимального сочетания фронтальной,
групповой и индивидуальной организации образовательного процесса. Во
многих работах (М.Д.Виноградова, В.А.Кольцова, Х.Й.Лийметс, А.В.Мудрик,
Г.И.Щукина и др.) дифференциация рассматривается как важнейший фактор
развития познавательной активности обучающихся.6
С психологической точки зрения цель дифференциации –
индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий
для выявления задатков, развития интересов и способностей школьников.
интеллектуального,
С социальной точки зрения
целенаправленное воздействие на
формирование творческого,
профессионального
потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития общества
4 Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., Педагогика,
1990.
5 Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М., Педагогика,
1990.
6 Чуприкова И.С. Психология умственного развития: принцип дифференциации. –
Мн., 1997. 6
стремлением к наиболее полному и рациональному использованию
возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом.7
С дидактической точки зрения цель дифференциации – решение назревших
проблем школ путем создания
новой методической системы
дифференцированного обучения, основанной на принципиально иной
мотивационной основе.
В психологопедагогической, дидактической и методической литературе
различают два основных типа дифференциации содержания обучения:
внешняя (профильная) предполагает создание особых типов школ и
классов;
внутренняя (уровневая) предполагает организацию работы внутри
класса соответственно группам обучающихся, отличающихся одними и теми же
более или менее устойчивыми особенностями.
Одним из направлений организации учебного процесса является
дифференциация образования.
Можно выделить несколько педагогических задач, которые могут быть
решены при помощи внедрения её в работу:
1. Научить критически относиться к собственным познаниям.
2. Научить самоанализу успехов и неудач.
3. Научить самостоятельно работать над своим образованием.
4. Научить анализировать собственные возможности в достижении цели.
5. Научить целеполаганию как на долгий срок, так и на короткий период.
6. Воспитывать культуру общения:
помогать и принимать помощь;
руководить процессом;
работать в группе;
адекватно относиться к замечаниям;
аргументировано высказывать свое мнение и выслушивать мнение
других, уважать его даже в том случае, если оно не совпадает.
Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса,
при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом
наличия у них какихлибо значимых для учебного процесса общих качеств или
часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию
учебного процесса для различных групп обучающихся, способствующей
формированию и развитию их личностных качеств.
Современные концепции среднего образования исходят из приоритета цели
воспитания и развития личности школьника на основе формирования учебной
7 Журнал «Профильное обучение». №1. 2003. 7
деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик мог
полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и
умеющим учиться. Обучение должно быть «вариативным к индивидуальным
особенностям школьников».
Одним из средств реализации индивидуального подхода к детям является
Организация учителем внутриклассной
дифференциация обучения.
дифференциации предполагает несколько этапов:
определение критерия, на основе которого выделяются группы
учащихся.
проведение диагностики по выбранному критерию.
распределение обучающихся по группам с учетом результатов
диагностики.
выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий.
реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных
этапах урока.
диагностический контроль результатов работы, в соответствии с
которым может изменяться состав групп и характер дифференцированных
заданий.
Именно уровневая дифференциация считается важнейшим средством
реализации индивидуального подхода к обучающимся в процессе обучения.
В работе со школьниками целесообразно использовать два основных
критерия дифференциации:
обученность – это определенный итог предыдущего обучения, т.е.
характеристики психического развития ребенка, которые сложились у него к
сегодняшнему дню;
обучаемость – характеристика его потенциального развития.
Показателями обученности могут служить достигнутый учеником уровень
усвоения знаний, умений и навыков, качества знаний и навыков (например,
осознанность и обобщенность), способы и приемы их приобретения.
Заключение.
В инновационном обучении важно, чтобы ученик был не объектом, а
субъектом образовательного процесса, сумел задать любой вопрос
интересующий его и самостоятельно найти на свой вопрос ответ. Важно так
организовать образовательный процесс, чтобы ученик сам добывал знания.
Одним из таких методов является дифференцированный подход в обучении. 8
Доклад Дифференцированное обучение в условиях реализации ФГОС
Доклад Дифференцированное обучение в условиях реализации ФГОС
Доклад Дифференцированное обучение в условиях реализации ФГОС
Доклад Дифференцированное обучение в условиях реализации ФГОС
Доклад Дифференцированное обучение в условиях реализации ФГОС
Доклад Дифференцированное обучение в условиях реализации ФГОС
Доклад Дифференцированное обучение в условиях реализации ФГОС
Доклад Дифференцированное обучение в условиях реализации ФГОС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.