Тема доклада «Самостоятельная активная познавательная деятельность обучающихся на рефлексивной основе». Из опыта работы педагога представлен материал как организовать самостоятельную деятельность учащихся на уроках. В докладе описаны основные функции учителя, оценка и взаимооценивание в группах, контроль и самоконтроль при самостоятельной деятельности учащихся.документ
доклад на педсовете.docx
«Самостоятельная активная познавательная деятельность
обучающихся на рефлексивной основе»
В последние годы все больше внимания уделяется самостоятельной
работе учащихся в процессе обучения, в частности в обучении иностранным
языкам. Самостоятельность не является врожденным качеством человека.
Чтобы учащийся умел работать самостоятельно, его нужно этому научить.
Поэтому особенно актуальными являются проблемы организации
самостоятельной работы.
Многие понимают термин “самостоятельная работа” только как
индивидуальную работу учащихся. Однако большим потенциалом обладают,
на мой взгляд, парная и групповая формы самостоятельной работы.
Организовать такую работу можно, используя групповой метод обучения или
обучение в сотрудничестве. “Главная идея обучения в сотрудничестве –
учиться вместе, а не просто делать чтото вместе”. Каждый член группы несет
ответственность за успех всей группы. Работа с текстом на уроке английского
языка в 9 классе, учащиеся читают текст. Фронтально выполняются
предтекстовые и текстовые задания. Больше внимания уделяется переводу,
который используется не только как средство обучения, но и рассматривается
в качестве самостоятельной цели обучения. Я делю текст на части. Учащиеся
работают в группах (то есть в одной группе работают учащиеся с разным
уровнем обученности). За 15 минут группа должна подготовить выразительное
чтение и литературный перевод отрывка текста. В конце работы один из
участников группы отчитывается за работу, то есть читает и переводит текст.
Таким образом, каждый несет ответственность за общий результат работы.
Это дает стимул сильным учащимся объяснить материал остальным, с другой
стороны, дополнительную мотивацию получают более слабые учащиеся. Они
работают сообща, каждый может внести свой вклад в общую работу,
предлагаю учащимся оценить свой вклад в работу группы, а также то, как проходило общение в группе. Подобным образом можно организовать и
другие виды работы с текстом.
Изучая или повторяя тему “Праздники англоговорящих стран”
организую работу следующим образом, на доске пишу названия 34
праздников. Каждый учащийся выбирает праздник, о котором он больше
знает, который ему больше нравится. Таким образом, формируются группы,.
За 1520 минут они должны обсудить выбранный праздник, стараясь собрать
всю информацию. Кроме того, они должны придумать вопросы о других
праздниках. Затем организуется обсуждение. Команда получает по 1 баллу за
каждый вопрос и по 2 за каждый правильный ответ. Таким образом,
происходит обобщение материала, совершенствуются умения устной речи. Я
выступаю в роли организатора, слежу, чтобы во время обсуждения в группах
ребята говорили на английском языке. Можно вычитаю баллы, если учащиеся
переходят на родной язык. Кроме того, контролирую, чтобы все члены группы
принимали участие в работе. Можно организовать подобную работу при
повторении практически любой темы. Обсуждение в группах позволяет всем
учащимся, в том числе более слабым говорить на английском языке.
Однако и используя традиционные виды работы, нужно помнить о
необходимости, с одной стороны, давать учащимся больше возможностей
проявить свою самостоятельность, с другой стороны, о необходимости
подготовить их к самостоятельной работе.
В первом случае речь идет о том, чтобы не объяснять учащимся то, о
чем они могут догадаться сами, не выполнять за них то, что они способны
выполнить самостоятельно. Иногда задав вопрос или объяснив задание,
достаточно дать детям чутьчуть больше времени подумать, не спешить
объяснять еще раз, и учащиеся справятся сами. Необходимо использовать
индивидуальную, парную и групповую формы самостоятельной работы. Учащиеся должны иметь больше возможностей проявить свою активность,
самостоятельность. Например, я широко применяю обсуждение какихлибо
проблем в парах, малых группах. Речь идет именно об обсуждении, а не о
составлении диалога. Главная задача учителя научить во время обсуждения
использовать иностранный язык, не переходить на родной язык.
Говоря о подготовке к самостоятельной работе, необходимо знакомить
учащихся с различными учебными стратегиями. Речь идет, например, о
стратегиях работы с текстом: умение видеть опоры в тексте, игнорировать
незнакомые слова, если они не влияют на общее понимание, умение выделять
главную идею, делать выводы из прочитанного и т.д.
Важным аспектом является обучение пользоваться справочной
литературой, в частности словарями. Зачастую учащиеся не могут найти
необходимое слово в тексте, так как не умеют выделять словарную форму
слова, не умеют выбирать подходящее значение из нескольких данных.
Научить работать со словарем и другой справочной литературой – задача
учителя.
Важную роль в становлении самостоятельности учащихся играют
самоконтроль и самокоррекция. Для развития самоконтроля и самокоррекции
на уроках я стараюсь предоставлять учащимся возможность проверить свою
работу, сверить с образцом. В связи с этим, встает проблема отношения
учителя к ошибкам. На мой взгляд, при изучении иностранного языка –
ошибки естественны и неизбежны. Нужно дать возможность ученикам
самостоятельно исправить свою ошибку. В этом случае ошибка будет
являться не тормозящим, а развивающим фактором в процессе обучения.
Развитию умений самоконтроля способствует взаимоконтроль. Научившись
видеть ошибки в речи других, школьники лучше смогут контролировать свою
речевую деятельность. Я широко применяю взаимоконтроль на уроках в 911 классах. Это взаимоконтроль в парах, когда учащиеся проверяют друг у друга
домашнее задание, самостоятельную работу. Кроме того, это взаимоконтроль
в малых группах. Например, при проверке умения пересказывать текст.
Сначала выступает один сильный учащийся перед всем классом. Учащиеся
вместе с учителем обсуждают его рассказ, таким образом, задается образец
выполнения задания. Затем класс делится на малые группы, и ребята слушают
рассказы друг друга. Учитель может переходить от группы к группе,
контролируя их работу, или послушать слабого учащегося, который
испытывает трудности, выступая перед всем классом. Если у учителя
сложились хорошие доверительные отношения с классом, если удалось
создать рабочую деловую атмосферу на уроках, то учащиеся серьезно
относятся к подобной работе, стараются объективно оценить своих
товарищей. С одной стороны, такая работа позволяет увеличить время
речевой практики на уроке, так как одновременно говорят несколько
учащихся. С другой стороны, это способствует развитию самоконтроля.
В целом,
можно сказать,
что развитие самостоятельности,
формирование навыков самостоятельной работы – являются одной из
приоритетных задач в работе современного учителя иностранного языка.
Требуя от учеников самостоятельности, учитель должен задать себе вопрос, а
научил ли он этому своих учеников.
Доклад для педсовета
Доклад для педсовета
Доклад для педсовета
Доклад для педсовета
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.