Доклад Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности
Оценка 5
Педсоветы
docx
воспитательная работа
3 кл
13.02.2018
В докладе "Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности" раскрывается смысл УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные. Рассказано, как органично встроить универсальные учебные действия в образовательный процесс. Какие использовать формы для организации внеурочной деятельности: экскурсии, кружки, конкурсы, олимпиады и т.д.Доклад Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности
ДОКЛАД.docx
ДОКЛАД
«Формирование универсальных учебных
действий
на уроках и во внеурочной деятельности»
ЛЮБИМЦЕВА ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА
Учитель начальных классов
Январь 2018 г.
Человек, который почувствовал ветер перемен, должен
строить не щит от ветра, а ветряную мельницу.
Стивен Кинг Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого,
способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение
жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений. Иными
словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить
жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В
новое тысячелетие»).
«Важнейшей задачей современной системы образования является формирование
универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к
саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного
присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН)
рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е.
они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих
учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов
универсальных действий».
коммуникативные
В составе универсальных учебных действий выделяют четыре блока: личностные
регулятивные
(самоопределение, смыслообразование, нравственноэтическое оценивание);
(целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая
саморегуляция);
(планирование учебного сотрудничества, постановка
вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свои
мысли); познавательные (общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование
познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее
эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и т.д.),
логические (анализ, синтез, установление причинноследственных связей и т.д.), действия
постановки и решения проблемы (формулирование проблемы; самостоятельное создание
способов решения проблем творческого и поискового характера)). Однако эти блоки не стоят
отдельно друг от друга, они находятся в тесной взаимосвязи.
Как же органично встроить универсальные учебные действия в образовательный процесс?
Ведь в настоящее время не все учебнометодические комплекты содержат задания, направленные
на их формирование.
Основой решения данной образовательной задачи является обучение на основе
деятельностного подхода. Он предполагает активность обучающихся, когда знание не передается
учителем в готовом виде, а строится самими учащимися в процессе их познавательной
деятельности. Учение превращается в сотрудничество совместную работу учителя и учеников по
овладению знаниями и решению проблем. В исследованиях многих педагогов и психологов
подчёркивается, что оригинальность мышления, умение сотрудничать, творчество школьников
наиболее полно проявляются и успешно развиваются в деятельности, причём деятельности,
имеющей исследовательскую направленность. Это особенно актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно в это время учебная деятельность становится ведущей и определяет
развитие основных познавательных особенностей ребенка. Исследовательский интерес – качество
личности, свойственное ребенку в особенно сильной степени. В этот период развиваются формы
мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний и развитие научного,
теоретического мышления. Здесь закладываются предпосылки самостоятельной ориентации, как в
учении, так и в повседневной жизни.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие
возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в
строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности,
ценностносмысловых и операциональных характеристик.
В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и
самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального
опыта.
Главная цель моей педагогической деятельности – это формирование саморазвивающейся
личности, то есть личности, желающей и умеющей учиться.
Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность
и способность к саморазвитию, т.е. универсальные учебные действия.
Одним из эффективных методов формирования УУД, является работа в группе, которая
предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует
развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической
задачей учителя. Взаимодействие «учитель – группа совместно действующих детей» является
исходной формой учебного сотрудничества в классе.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте
разных учебных предметов. Совершенно очевидно, что жёсткой градации по формированию
определённого вида УУД в процессе изучения конкретного предмета нет, и не может быть.
Однако, перенос акцентов возможен. В одних темах может уделяться большое внимание
формированию одних видов УУД, в других – на формирование других. Но в целом, на
современном уроке идёт формирование всех четырех видов универсальных учебных действий.
Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность, осуществляемая во
второй половине дня. Основными направлениями являются:
Спортивнооздоровительная деятельность
Художественно – эстетическая деятельность
Научно – познавательная деятельность
Военнопатриотическая деятельность
Общественнополезная деятельность Проектная деятельность
Для ее организации используются различные формы: экскурсии, кружки, секции, круглые
столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования,
поисковые и научные исследования, общественнополезные практики.
В своей работе я использую проектную деятельность, которая служит продолжением
уроков по изучаемым предметам в начальной школе.
Я пришла к выводу, что наличие традиционной самостоятельной работы предполагает
закрепление знаний на репродуктивном уровне, т.е. при применении их по образцу или в сходных
ситуациях, а творческие задания предполагают применение знаний в измененных ситуациях.
Задача учителя найти такие методы (а это методы развивающего обучения), при которых была бы
обеспечена активная мыслительная деятельность всех учащихся.
Существуют определённые различия формирования УУД в начальных классах, в среднем
звене и старшей школе. Наблюдаются значительные изменения в наполнении УУД, возрастает
уровень сложности действий, меняются результаты ранжирования УУД по степени сложности их
формирования.
Но одним из самых важных и непременных условий формирования УУД на всех
ступенях образования является обеспечение преемственности в освоении учащимися
универсальных учебных действий. Большая ответственность в этом деле возлагается как на
каждого педагога в отдельности, так и на весь педагогический коллектив в целом.
В конце своего выступления я хочу сделать вывод, о том, что формирование универсальных
учебных действий – неотъемлемая часть учебного процесса и внеучебной деятельности. Главное в
работе учителя – это найти такие методы работы, которые позволят максимально эффективно
использовать потенциал учебных и внеучебных занятий.
Доклад Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности
Доклад Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности
Доклад Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности
Доклад Формирование универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.