Доклад "Формы и модели урока-дискуссии".
Оценка 4.6

Доклад "Формы и модели урока-дискуссии".

Оценка 4.6
Лекции +1
docx
воспитательная работа +1
3 кл—4 кл
27.05.2017
Доклад "Формы и модели урока-дискуссии".
Данная работа будет интересна учителям начальных классов. В данном докладе автор подробно останавливается на на характеристике таких форм дискуссии, как «Круглый стол», «Дебаты», «Эстафета», «Аквариум», «Вертушка», «Заседание экспертной группы»(«панельная дискуссия»), «Форум», «Симпозиум»,«Суд». Автор считает, что сочетание разнообразных видов дискуссии в педагогическом арсенале учителя позволит ему сделать процесс обучения интересным, насыщенным для учеников не только новыми открытиями в изучаемой дисциплине, но и открытием нового в себе и других.
Формы и модели урока-дискуссии.docx
Формы и модели урока­дискуссии В   современной   педагогической   практике   накопилось   множество разнообразных   вариантов   организации   групповой   дискуссии,   так   как   она активно разрабатывается не только как технология обучения, но и как способ организации   внеучебной   коллективной   деятельности   обучающихся. Многообразие   видов   дискуссии   определяется   ее   разнообразной   целевой направленностью,   содержанием   организуемой   с   ее   помощью   деятельности, количеством   участников.   Так,   кроме   дискуссий,   организуемых   в   виде обсуждения   проблемы   небольшой   группой,   существуют   такие,   которые обеспечивают   эффективное   проведение   дискуссии   в   достаточно многочисленной группе учащихся путем ее разделения на малые группы и организации   обсуждения   в   них,   а   затем   ­   координации   результатов деятельности малых групп [43]. Очень   часто   при   организации   дискуссии   используются   атрибуты имитации   деловой   игры,   позволяющей   создать   ситуацию   позиционного ролевого противостояния. В педагогической практике наблюдается в связи с этим полное смешение деловой игры и дискуссии. Их взаимопроникновение, безусловно, существует, но в условиях их применения обучения и воспитания детей   можно   различать   деловую   игру   и   дискуссию   по   ведущей   целевой направленности   имитируемой   деятельности.   Цель   ролевых   деловых   игр   – освоение детьми элементов профессиональной деятельности различных видов, и дискуссия выступает здесь как одно из средств, методов моделирования видов   данной   деятельности.   Цель   собственно   дискуссии   –   обсуждение   и решение   учебной   проблемы,   здесь   имитация   какого­либо   вида профессиональной   деятельности   становится   лишь   средством,   формой организации дискуссии, т. е. перед участниками не стоит задача овладения процедурами и содержанием имитируемой деятельности [44]. В   мировом   педагогическом   опыте     получили   распространение   ряд приемов   организации   обмена   мнениями,   которые   представляют   собой свернутые формы дискуссий (таблица 3). Схема 1. Формы учебной дискуссии «Форум» «Заседание экспертной группы» «Эстафета» «Симпозиум» «Круглый стол» Формы дискуссии «Вертушка» «Судебное заседание» «Дебаты» «Аквариумная дискуссия» Кратко остановимся на характеристике отдельных форм. «Круглый   стол».  Дискуссия   направлена   на   обсуждение   какой­либо актуальной   темы,   требующей   всестороннего   анализа.   Как   правило,   перед участниками не стоит задача полностью решить проблему, они ориентированы на возможность рассмотреть ее с разных сторон, собрать как можно больше информации,   осмыслить   ее,   обозначить   основные   направления   развития   и решения, согласовать свои точки зрения, научиться конструктивному диалогу. Поскольку дискуссия организуется в прямом смысле за круглым столом, в ней могут принять участие 15 – 20 человек. «Дебаты».  Дискуссия   в   ролевой   форме   дебатов   представляет   собой разновидность дискуссии – спора и применяется для обсуждения сложной и противоречивой проблемы, по которой существуют резко противоположные точки   зрения.   Цель   дискуссии   –   научить   учащихся   аргументированно   и спокойно отстаивать свою точку зрения и постараться убедить оппонентов, используя имеющуюся информацию по проблеме. Этапы дебатов: 1) ведущий   предлагает   на   выбор   участникам   две   или   несколько возможных точек зрения на проблему. Позиции могут иметь ролевой характер и   имитировать   разнообразные   подходы   к   решению   данной   проблемы представителей разных профессиональных и социальных групп, политических партий и объединений и т. д.; 2) учащиеся  выбирают, какую точку  зрения  они будут отстаивать  и объединяются в микрогруппы, численный состав которых может быть разным; 3) определяются правила дискуссии, продолжительность обсуждения в группах и регламент выступлений группы в дебатах (каждая группа имеет право на 3 выступления); 4) организуется   обсуждение   проблемы   в   микрогруппах, распределяются роли между членами каждой группы; выстраивается система аргументов для убеждения оппонентов; продумываются ответы на возможные вопросы;   решается   вопрос   о   том,   как   распорядиться   предоставленным временем; 5) ведущий   по   очереди   предоставляет   группам   слово,   определяя регламент выступления; 6) в   завершение   дебатов   проводится   совместный   анализ   результатов дискуссии.  «Эстафета». Дискуссия направлена на организацию последовательного обсуждения предложенных вопросов и аспектов одной темы в малых группах с последующим анализом и согласованием различных подходов и принятием коллективного решения.   Алгоритм дискуссии: 1) группы располагаются в пространстве аудитории по кругу. Каждой группе   выдается   лист   бумаги   с   вопросом,   проблемой   и   дается   время   на обсуждение   данной   проблемы.   Дискуссия   в   микрогруппе   заканчивается записью общего решения на листе бумаги с вопросом (проблемой); 2) затем каждый такой лист передается по часовой стрелке следующей группе, которая обсуждает новый вопрос, также фиксируя свое мнение на этом   листе.   Процедура   повторяется   столько   раз,   сколько   предложено вопросов, проблем и сколько создано групп; 3) по   окончании   работы   каждой   группе   возвращается   выданный первоначально лист и дается время на анализ и консолидацию (согласование) записанных на нем точек зрения или решений; 4) группы озвучивают результаты своей работы; 5) подводятся   итоги,   анализируется   работа   групп   учениками   и учителем. «Аквариум».  Эта   разновидность   дискуссии   применяется   для обсуждения спорных, противоречивых вопросов, для формирования умения учеников отстаивать и аргументировать свою позицию. В то же время она активно используется как метод социально – психологического обучения, так как позволяет ее участникам отрефлексировать свое поведение в процессе дискуссионного общения, проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне и откорректировать его.  Этапы дискуссии: 1) подготовительный – учитель представляет проблему и делит класс на   микрогруппы,   которые   располагаются   по   кругу.   Группы   обсуждают проблему   и   определяют   свою   точку   зрения   на   нее.   От   каждой   группы выбирается   представитель,   который   будет   отражать   и   отстаивать   позицию группы перед другими участниками; 2) «аквариумное» обсуждение проблемы – представители микрогрупп собираются   в   центре   аудитории   и   обсуждают   проблему,   представляя   и отстаивая интересы своей группы. Остальные участники наблюдают за ходом дискуссии, занимая позицию аналитиков, оценивающих содержание и форму выступлений,   степень   их   убедительности,   особенности   стиля   общения дискутирующих, но вмешиваться в ход дискуссии им запрещается. Однако учитель   может   выделить   специальное   время   на   вопросы   к   участникам «аквариумного» обсуждения; 3) анализ хода и результатов дискуссии может проводиться в один или два   этапа,   в   зависимости   от   цели   дискуссии.   Если   необходим   анализ характера взаимодействия в «аквариумной» группе, преподаватель просит ее участников   оценить   степень   своей   удовлетворенности   тем,   как   проходило обсуждение,   и   проанализировать   причины   удовлетворенности   или неудовлетворенности.   Затем   «аналитикам»   предоставляется   возможность оценить ход и результаты дискуссии, характер взаимодействия ее участников. И наконец, учитель систематизирует выводы учеников и подводит общий итог совместной деятельности. Проста   организация   одного   из   вариантов   «техники   аквариума». Проблема ставится как два альтернативных подхода или позиции. Например, предлагаются два противоположных взгляда на определенную ситуацию, два решения   одной   задачи   разными   методами,  в  результате   которых   получены разные ответы и т. п. Ставится вопрос: какую позицию (решение) вы считаете правильным и почему? Учащиеся делятся в соответствии со своей позицией на   две   группы,   которые   объединяются   территориально.   Каждая   группа выделяет   своего   лидера   (представителя).   Поскольку   группы   достаточно большие,   лидеры   «собирают»   соображения   своих   единомышленников,   идет групповое обсуждение. Затем, как и в предыдущем случае, дискуссию ведут лидеры, но теперь им разрешается обращаться к членам групп за помощью и привлекать их к дискуссии. «Вертушка».  Специфика   данной   дискуссии   заключается   в   том,   что учащиеся   обсуждают   проблему   в   группах   сменного   состава,   работая   на разных   этапах   обсуждения   в   разном   составе   и   над   разными   аспектами проблемы. При этом на каждом этапе участник дискуссии занимает новую позицию:   он   может   быть   ведущим   дискуссии,   1­м   выступающим,   2­м выступающим и т. д. Таким образом обеспечивается максимальная активность и включенность каждого в обсуждение всех аспектов проблемы, формируются коммуникативные и организаторские умения и навыки. Ниже описаны этапы дискуссии – «вертушки». Этап 1­й, подготовительный: ведущий   дает   вводную   информацию,   определяет   проблему   или обозначает тему обсуждения. Предлагается 4 направления решения проблемы или аспектов темы дискуссии; группа   делится   на   4   подгруппы   по   принципу   добровольности   или «лотереи» (вытаскивается номер группы), но в любом случае группы должны быть одинаковыми по количеству участников (возможные варианты: 4 на 4, 4 на 5, 4 на 6); готовятся 4 стола для работы групп, на каждый ставится табличка с одной из букв («А», «Б», «В», «Г») и кладутся большие листы бумаги с одним из вопросов обсуждаемой темы (лист А, лист Б, лист В, лист Г). Каждому участнику выдается карточка с номером (А1, А2, …; Б1,Б2, …; В1,…; Г4 ) и маршрутный лист; ведущий   объясняет   правила   дискуссии   и   руководит   размещением участников за столами. ур 1 2 3 4 ур Т                Образец маршрутного листа для класса из 20 человек     Стол А           Стол Б         Стол В          Стол Г А1, А2, А3, А4,          А5 Б1, Б2, В5, В2,            Г1  Б3, Б4, В4, Г5,           Г3  Б5, В1, В3, Г2,            Г4    Б1, Б2, Б3, Б4,           Б5    А1, А4, В3, Г2,            Г3     А2, А3, В1, В2,            Г4      А5, В5, В4, Г5,            Г1 В1, В2, В3, В4,           В5  А2, А5, Б4, Г4,            Г5  А4, Б5, Б2, Г1,             Г2   А3, А1, Б1, Б4,             Г3 Д1, Д2, Д3, Д4,             Д5 А3, Б3, Б5, В1,            В4  А5, А1, Б1, В5,             В3  А2, А4, Б2, Б4,              В2                Образец индивидуального маршрутного листа                         Маршрутный лист участника А1 Т     Стол           Роль Лучшие   выступления (фамилии)     Этап 2­й, проведение дискуссии: участники занимают исходное положение и ведут в течение 5­10 минут обсуждение   предложенного   вопроса   или   аспекта   темы,   при   этом   каждый высказывается   по   порядку,   определенному   в   маршрутном   листе. Заканчивается   обсуждение   оценкой   каждым   учеником   работы   участников, которая записывается в маршрутном листе в колонке «Лучшее выступление»; затем   группы   расходятся   по   другим   столам   в   соответствии   с маршрутом перемещения каждого участника. При этом второй тур дискуссии включает обсуждение другого аспекта темы и проводится в новом составе участников;  следующие два тура повторяют предыдущие и осуществляются по тому же алгоритму, что и первые два. Этап 3­й, подведение итогов дискуссии: на   последнем,   четвертом,   переходе   участники   оказываются   на   своем исходном месте, обсуждают и обобщают предложения и мнения всех групп по обсуждаемому аспекту темы, оформляют выводы и готовятся к выступлению перед всей группой; ведущий   собирает   маршрутные   листы   и   определяет   тех,   чьи выступления отметило большинство участников; микрогруппы   представляют   свои   выводы   по   каждому   аспекту   темы. Учитель проводит коллективный анализ результатов дискуссии и подводит ее итоги, отмечает тех учеников, чьи выступления были наиболее интересны и содержательны. Дискуссия   «Вертушка»   обеспечивает   интенсивный   и   разносторонний анализ   обсуждаемой   проблемы   каждым   учеником,   расширяет   сферу коммуникации, позволяя обсудить проблему в разном составе ее участников. Сложность   организации   такой   дискуссии   связана   с   разработкой   маршрута перемещения участников, необходимостью ориентироваться на определенное их количество. Можно упростить алгоритм дискуссии, сделав микрогруппы постоянными, но ее эффективность в данном случае значительно снижается. «Заседание   экспертной   группы»   («панельная   дискуссия»). Экспертная   группа   –   это   обычно   4­6   учеников,   с   заранее   назначенным председателем. На этом заседании вначале обсуждается намеченная проблема всеми участниками экспертной группы, а затем ими излагаются свои позиции всему классу. При этом каждый участник выступает с сообщением, которое не должно перерастать в долгую речь. «Форум».  Это обсуждение сходно с «заседанием экспертной группы». Существенным отличием является то, что группа экспертов может вступать в обмен мнениями с «аудиторией» (классом). «Симпозиум». По сравнению с другими формами дискуссии это более формализованное   обсуждение,   в   ходе   которого   участники   выступают   с сообщениями,   представляющими   их   точки   зрения,   после   чего   отвечают   на вопросы «аудитории» (класса). «Суд». Обсуждение, имитирующее судебное разбирательство (слушание дела). Сочетание разнообразных видов дискуссии в педагогическом арсенале учителя   позволит   ему   сделать   процесс   обучения   интересным,  насыщенным для учеников не только новыми открытиями в изучаемой дисциплине, но и открытием нового в себе и других[45].

Доклад "Формы и модели урока-дискуссии".

Доклад "Формы и модели урока-дискуссии".

Доклад "Формы и модели урока-дискуссии".

Доклад "Формы и модели урока-дискуссии".

Доклад "Формы и модели урока-дискуссии".

Доклад "Формы и модели урока-дискуссии".

Доклад "Формы и модели урока-дискуссии".

Доклад "Формы и модели урока-дискуссии".

Доклад "Формы и модели урока-дискуссии".

Доклад "Формы и модели урока-дискуссии".

Доклад "Формы и модели урока-дискуссии".

Доклад "Формы и модели урока-дискуссии".

Доклад "Формы и модели урока-дискуссии".

Доклад "Формы и модели урока-дискуссии".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2017