Языковая картина
мира
Жаукина Сауле
ЛМАГ104
Картина мира – это определенная система
представлений об окружающей нас
действительности. Данное понятие впервые
было употреблено известным австрийским
философом Людвигом Витгенштейном (1889
1951) в его знаменитом «Логикофилософском
трактате»
В современном понимании картина мира –
это своего рода портрет мироздания, это
некая копия Вселенной, которая
этом мире и т.п.
предполагает описание того, как устроен
мир, какими законами он управляется, что
лежит в его основе и как он развивается, как
выглядят пространство и время, как
взаимодействуют между собой различные
объекты, какое место занимает человек в
Научная картина мира опирается на
важнейшие научные достижения и
упорядочивает наши знания о различных
свойствах и закономерностях бытия.
Наивная картина мира отражает
материальный и духовный опыт какоголибо
народа, говорящего на том или ином языке,
она может довольно существенно отличаться
от научной картины, которая никоим образом
не зависит от языка и может быть общей для
разных народов.
Наивная картина формируется под
влиянием культурных ценностей и
традиций той или иной нации, актуальных в
определенную историческую эпоху и
находит свое отражение, прежде всего, в
языке – в его словах и формах. Используя
в речи слова, несущие в своих значениях те
или иные смыслы, носитель определенного
языка, не осознавая, принимает и
разделяет определенный взгляд на мир.
и понимания мира, причем все носители
данного языка разделяют (зачастую не
отдавая в том себе отчета) эту своеобразную
Любой конкретный человеческий язык
отражает определенный способ восприятия
систему взглядов на окружающую
неязыковую действительность.
Термин принцип лингвистической
относительности (по аналогии с принципом
относительности А.Эйнштейна) был введён
Бенджаменом Уорфом (18971941): «Мы
расчленяем мир, организуем его в понятия и
распределяем значения так, а не иначе в
основном потому, что мы – участники
соглашения, предписывающего подобную
систематизацию.
Мы сталкиваемся, таким образом, с новым
принципом относительности, который гласит,
что сходные физические явления позволяют
создать сходную картину вселенной только
при сходстве или по крайней мере при
соотносительности языковых систем».
Языковая картина мира отражается прежде
всего в словаре.
Главную предметную основу для неё создает
природа (почва, климат, географические
условия, растительный и животный мир и
т.п.), те или иные исторические события.
В истории российской лингвофилософской
мысли идеи о языке как орудии мышления и
познания мира, сформулированные впервые
Афанасьевича Потебни (18351891).
В.Гумбольдтом, стали популярны после
издания книги «Мысль и язык» Александра
В языке бывают слова с «живым
представлением» (т.е. с понятной
современным носителям языка внутренней
формой, например: подоконник, синяк,
темница, черника) и слова с «забытым
представлением» (т.е. с утраченной,
потерянной на данный момент внутренней
формой: кольцо, стрелять, обруч, образ). Это
заложено в самой сущности слова, в том, чем
это слово живёт.
Пример:
На Руси 12 (по новому стилю 25) апреля
празднуется день Василия Парийского.
Преподобный Василий, епископ парийской
епархии в Малой Азии, жил в VIII веке. Когда
возникла иконоборческая ересь, он выступил
за почитание святых икон, за что претерпел
гонения, голод и нищету.
Приметы, связанные в народе с днем,
когда вспоминают Василия Парийского:
На день святого Василия весна землю парит.
На Василия земля парится, как старуха в бане.
Если солнышко действительно землю парит, то
год будет плодородным.
Понятие языковой картины мира
играет немаловажную роль и в
искусственного интеллекта.
прикладных исследованиях, связанных
с решением задач в рамках теорий
Список литературы:
1. А.Д.Шмелёв. Дух, душа и тело в свете данных русского языка //
А.А.Зализняк, И.Б.Левонтина, А.Д.Шмелёв. Ключевые идеи русской
языковой картины мира. М., 2005, стр. 148149.
2. В.А.Плунгян. К описанию африканской «наивной картины мира»
(локализация ощущений и понимание в языке догон) // Логический анализ
естественного языка. Культурные концепты. М., 1991, стр.155160.
3. А.А.Зализняк, И.Б.Левонтина и А.Д.Шмелёв. Ключевые идеи русской
языковой картины мира. М., 2005, стр. 11.