Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности.
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесна связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.
Детский сад- это первая ступень образования, и на нас педагогов ложится огромная задача: заложить основу, базис личностной культуры.
Мы работает по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, в которой большая роль отводится речевому развитию.
Согласно закону об образовании: «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; развитие всех компонентов устной речи детей; развитие речевого творчества; знакомство с детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров; создание предпосылок у детей к обучению грамоте».
Большинство детей дошкольного возраста, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
Приоритетным направлением работы нашего дошкольного учреждения является: «Речевое развитие дошкольника во всех видах деятельности».
Работая по этой теме наше учреждение ставит следующую цель:
Способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности.
Для этого решаем следующие задачи:
–Создание в группе развивающей среды;
-Развитие всех компонентов устной речи: грамматический строй речи, связная речь;
-Формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи;
-Развитие мелкой моторики рук.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения.
Это и подвело к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию активной речи детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности(слайд)
Именно младший дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задачи обогащения словаря и активизации речи детей решается ежеминутно, ежесекундна, она постоянно звучит в беседах с родителями, пронизывает все режимные моменты. Особое внимание уделяется словарной работе, как неотъемлимой части образовательной деятельности по развитию активной речи и худ. литературе.(слайд)
Педагоги младшей группы используют разные приёмы обогащения и активизации словаря:
- показ с называнием;
- многократное повторение нового слова или фразы;
- объяснение происхождения слова;
- использование взрослым нового слова в сочетании со знакомыми детям словами;
- поручения, предполагающие ответ действия.
Лучше всего дети младшего дошкольного возраста воспринимают индивидуальное обращение. И поэтому в разговоре с детьми учитывается уровень развития каждого ребёнка, уровень их речи.
Свободное речевое общение детей младшего дошкольного возраста происходить в быту, во время прогулок, в процессе игр, при ознакомлении с окружающим, во время праздников и развлечений, различных наблюдений.(слайд)
Также педагоги данной группы ведут длительный творческий проект: «Мир на кончиках пальцев» целью которого является: Формирование интеллектуальной, познавательной, речевой деятельности через сетевое взаимодействие. Для своих малышей воспитатели стараются сделать многое своими руками: панно и различные поделки из фетра, книжки-малышки, игрушки для театра. Всё это конечно радует воспитанников, развивает активность и речь детей. (слайд)
Качество и результативность проводимой работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды во всех группах.
В группах детского сада созданы все условия для развития речи детей:
«Речевой уголок» (слайд)
(В нем размещены все необходимые для индивидуальной и подгрупповой работы: сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры).
«Театральный уголок» (слайд)
(Очень важна для ребенка театральная деятельность. Участвуя в спектаклях дети обмениваются информацией, что способствует общению детей, взаимодействие и сотрудничество между ними. Для обучения детей средствам речевой выразительности используется артикуляционная гимнастика
«Сюжетно –ролевые игры по ознакомлению с социальной действительностью» (слайд)
В ходе игры ребенок разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее.
- развивается диалогическая речь
- закрепляется навык пользования инициативной речью,
- совершенствуется разговорная речь,
- обогащается словарь,
-формируется грамматический строй языка и т. д..
«Книжный уголок» (слайд)
(Необходимый элемент предметно развивающей среды. В нем мы выставляем различные книги, портреты писателей. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать(слайд)
Также используем музейную педагогику (слайд)
Она помогает интегрировано решать задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
В старших группах ДОУ игровых зон очень много и они дополняются и меняются по мере интереса и желания воспитанников. («Почта», «Уголок настроения», «Юный исследователь», «Лимпопо», «Ателье» и мн.др.)
Развитие связной речи стараемся решить посредством художественной литературы.
Дети знакомятся с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами.
В группах старшего дошкольного возраста значительно чаще рассказывают о писателях, знакомят с историей произведения, расширяют и усложняют круг чтения детей. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и словарный запас. Большим плюсом в работе с детьми по речевому развитию является то, что нам помогают сотрудники детской библиотеки, с которыми совместно проводятся мероприятии для детей: инсценировки сказок, выставки, обзор литературы.(слайд)
Художественное творчество - уникальное средство для развития речи и мелкой моторики в их единстве и взаимосвязи.
Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно.
На базе ДОУ была организована кружковая работа, которая направлена на развитие активной речевой деятельности ребенка (общения, культуры речевого поведения, творческого воображения и литературных способностей), что позволит в дальнейшем успешно освоить мир человеческих отношений. На кружке «Мукосолька» дети средней группы лепят из солёного теста(слайд Люба), кружок по оригами в старшей группе « « радует детей своими результатами( Слайд Юля), знакомятся с методами нетрадиционного рисования малыши в кружке «Волшебные ладошки» из средней группы(слайд Люда) с большим удовольствием экспериментируют в кружке «в мире интересного» и выполняют различные поделки «Девицы-мастерицы» подготовительной группы. Выступление театрального кружка « из старшей группы, с большой радостью смотрят дети и родители. (слайд) В процессе театрализованной деятельности активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившейся образ. Дети добровольно принимают черты характера персонажа, мимику и жесты..
Занимаясь в кружках девчонки и мальчишки показали свои успехи в развитии речи: начальные умения анализировать, умения взаимодействовать с партнером общения и кардинально преобразилась речь детей.
Игра, является одной из самых действенных средств речевого развития.
Отдельные игры по-разному действуют на речевое развитие детей.
Многие воспитанники старших групп проявляют особый интерес к дидактическим играм. (слайд)Такие игры чаще проводим в индивидуальной работе с дошкольниками для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т. д.). При этом заметно развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память, закрепляется культура поведения, навыки общения. Вся эта работа проводится регулярно и ежедневно(слайд)
Игры-эксперименты - особая группа игр, которые очень эффективны в решении задач по речевому развитию. (слайд) В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, что стимулирует речевое развитие.
Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. В этой связи мы обратили внимание на метод проекта, который может компенсировать проблему дефицита общения, а также стать эффективным средством речевого развития дошкольников.
В содержание проектов включаем игры и упражнения, которые широко используются в психокоррекционной и психопрофилактической работе с детьми. «Подари подарок другу» (при помощи мимики и жестов дети изображают подарки и дарят их друг другу); «Сравнения» (дети сравнивают себя с какими-то животными, растениями, цветами, а затем совместно с взрослыми обсуждают, почему они выбрали такое. (слайд)
Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут лиственница, берёзы, сосны, сирень и тд. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами. (слайд)
Во время подвижных игр стремимся к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с детьми потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.
Говорить умеют почти все, но говорят правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
По результатам наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:
Высказывания некоторых детей короткие;
отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
не могут оформить свои знания и впечатления в связные речевые высказывания.
Одной из задач нашего дошкольного учреждения это-совершенствование работы по развитию речи детей в непосредственной образовательной деятельности.
Например: у детей младшего и среднего возраста формируем навык образования имён существительных суффиксальным способом (игра «Назови ласково»), развиваем умения составлять словосочетания и простые предложения по опорным словам.(слайд)
В старшем дошкольном возрасте совершенствуем умения образовывать новые слова приставочным и суффиксальным способом; составлять словосочетания и предложения по опорным словам и картинкам, по схемам, распространять предложения, пользоваться в самостоятельной речи полными развёрнутыми предложениями.(слайд)
Совместная деятельность ДОУ и семьи является одной из главных ступеней реализации программы.
Участие семьи в речевом развитии начинается с момента прихода ребенка в детский сад. Уже на этом этапе (и во время последующих встреч) педагоги стараются убедить родителей в том, что именно их роль в речевом развитии ребенка значима; что все усилия педагогов без их помощи будут недостаточны, а иногда и вовсе безрезультатны.
Воспитатели объясняют родителям, что их участие в речевом развитии ребенка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Стараемся объяснить, что если родители устранятся от этой работы, то нарушится целостность педагогического процесса и в результате пострадает их ребенок.
Организовать работу с родителями необходимо так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками. В нашем ДОУ используются различные формы работы с родителями. Мы предлагаем родителям различные консультации по развитию речи ребёнка в семье, папки-передвижки дидактических игр и упражнений «Домашняя игротека», открытые занятия, индивидуальные беседы, родительские собрания, памятки для родителей, подготовка детей к праздникам и досугам, анкетирование и опросы, выставки поделок из овощей, природного и бросового материалов, которые были сделаны детьми дома, сочинение сказок и загадок, рисование к ним картинок. (слайд)
Каждую неделю, по средам, индивидуально с детьми старших групп в ДОУ работает логопед. В первую половину дня проводится индивидуальная работа с воспитанниками, в вечернее время вместе с родителями: различные рекомендации, беседы и задания. Рекомендации родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.
В старшей группе выявлено 13 детей с нарушениями устной речи. Из них:
а) с фонетико-фонематическим нарушением речи /ФФНР/ (нарушены
произношение звуков и фонематическая система речи) – 12 детей;
б) алалия – 1 ребёнок.
В подготовительной группе выявлено 18 детей с нарушениями устной речи. Из них:
а) с фонетико-фонематическим нарушением речи /ФФНР/ (нарушены
произношение звуков и фонематическая система речи) – 15 детей;
б) с общим недоразвитием речи III уровня /ОНР/ (нарушены фонематическая
система и лексико-грамматическая сторона речи; при этом возможно правильное
произношение звуков) – 2 ребёнка;
в) ФФНР, заикание – 1 ребёнок.
На данный момент в подготовительной группе:
· поставлены и введены в речь свистящие и шипящие звуки, соноры – 13 детей
· поставлены и автоматизируются звуки – 4 ребёнка:
в старшей группе:
поставлены и автоматизируются свистящие, шипящие, соноры.
Логопед проводит с детьми работу не только по формированию правильного звукопроизношения, но и работу по развитию языкового анализа и синтеза /выделение звука в словах, деление слов на слоги, составление предложений, работу по формированию грамматически правильной речи, расширению словаря и развитию логики мышления, расширению кругозора и формированию зрительно-пространственной ориентации.
Работая над данной проблемой, мы сделали вывод, чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми а, следовательно, и его личность в целом.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.