Доклад «Использование национально- регионального компонента на уроках»
Оценка 4.6
Семинары
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
09.04.2017
«Использование национально- регионального компонента на уроках» этот доклад научит
Как же используется региональный компонент на уроках?
Мы стремимся в своей работе ,чтобы этот материал помог учащимся познать мир и самих себя, по крупинке осознать свою ответственность за материальные и духовные ценности, созданные старшими поколениями, чтобы им было дорого все то, что передано в наследство. Знакомство с людьми, их боевыми, трудовыми подвигами вызывает у ребят чувство гордости за свой край, желание подражать прекрасному в жизни, закладывает в их душах жизненные идеалы. При этом материал регионального компонента по своей природе должен подходить к программному материалу.Доклад
Доклад.doc
Муниципальное образовательное учреждение
«Новотинчалинская средняя школа имени Н.Г.Фаизова
Буинского района Республики Татарстан»
«Использование национально
регионального компонента на уроках»
Замалтдинова Джаухария Амирхановна
учитель начальных классов Поиски эффективных путей обучения родному языку ведутся, как правило , в
содержательном направлении. Вопрос « чему учить?» становится центральным
пунктом дискуссий в профессиональных аудиториях, на страницах периодических
изданий. Традиционная основа школьного курса структурно семантическое
описание языка, необходимое для овладения языковыми нормами, существенно
дополняется за счёт коммуникативного и культурологических аспектов. Последний
особенно актуален в современных условиях возвращения к истокам национальной
духовной жизни. Концепция языка как культурно – исторической среды, рождённая
еще античными мыслителями, обоснованная в трудах Потебни, Шахматова, Бодуена
де Куртенэ, разрабатываемая современными лингвистами, позволяет научить
школьника « воспринимать язык ни как чистую грамматическую ( основу) схему…,
но как спрессованные веками феноменальные стороны философии, психологии,
истории духовной культуры в целом». Она нацеливает на постижение через языковую
систему уникальности национального мышления в его временной и географической
определенности.
Именно обращения к языковой культуре родного края помогает поддерживать
«инстинкт местности», о котором писал К.Д.Ушинский в работе « Родное слово».
Здесь он высказал мысль о так называемом « инстинкте местности у детей», кото
рый, как он писал, « бывает очень сильною, врожденною способностью» обращать
внимание на окружающих.Этот даже ярко выраженный у некоторых детей, «инстинкт
местности» не сохраняет постоянно своей первоначальной остроты».Он может
затухать, чтобы позднее при благоприятных условиях ( создание их является заботой
учителя) вновь обнаружится, но уже на новом, более высоком уровне. Использование
регионального компонента на уроках русского языка и литературы, также и во
внеурочные время помогает поддерживать любовь к родному краю.Что же это дает?
Повышается воспитательная ценность уроков. Способствует и воспитанию
патрио тизма, гражданственности, высоких нравственных качеств.
Как же используется региональный компонент на уроках?
Мы стремимся в своей работе ,чтобы этот материал помог учащимся познать мир и
самих себя, по крупинке осознать свою ответственность за материальные и духовные
ценности, созданные старшими поколениями, чтобы им было дорого все то, что
передано в наследство. Знакомство с людьми, их боевыми, трудовыми подвигами
вызывает у ребят чувство гордости за свой край, желание подражать прекрасному в
жизни, закладывает в их душах жизненные идеалы. При этом материал регионального
компонента по своей природе должен подходить к программному материалу.
Так, при изучении темы « Собственные и нарицательные имена существительные» Объединяя лингвистическую теорию с повседневной
в v классе даются задания : выписать названия улиц микрорайона и записать их в
алфавитном порядке, рассказать историю названия своей улицы. Теме «Предложения
с однородными членами», ученики должны были ответить на следующие вопросы:
Какие породы деревьев растут в нашем районе? Какие реки протекают? Какие
животные обитают? И.т.д.
Каждый учитель может найти место использованию регионального компонента.
Итак, региональный компонент курса русского языка будет включать, во первых,
словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу,
экономику, материальную и духовную культуру края, и, вовторых, языковой
материал, составляющий лингвистическую специфику нашего края: слова и
фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание народа,
живую речь, фольклор, диалект, языковые особенности произведений местных
поэтов,
писателей, журналистов.
практикой ученика,
региональный компонент позволяет раздвинуть стены школьного класса, вывести
урок на производство, в краеведческие музеи, местные библиотеки.
На уроках литературы также много возможностей для использования регионального
компонента. При объяснении очередной темы на уроке следует подробно остановить
ся на краеведческих сторонах биографии и творчества изучаемого писателя, акцен
трировать моменты литературных связей, влияний местного характера; выделить
нужные имена в литературно бытовом окружении писателя; рекомендовать соответ
ствующую литературу, попутно с другим иллюстративным материалом показывать и
региональный.
Применение регионального компонента одна из форм активизации познаватель
ного интереса, общественной, нравственно эстетической позиции учащихся. Задания
выполняются на уроках, факультативах, во внеклассной работе. Основное значение
этой работы путем анализа доступных фактов, в известной мере установленными
самими учащимися, показать многообразие связи русских писателей с родным для
учащихся краем, их заинтересованное внимание к национальной истории, быту,
культуре. Для этого предлагаю такие виды работы: 1) самостоятельная творческая
работа в библиотеках, 2) участие в экскурсиях по местности, связанными с пребы
ванием писателей; 3) переписка с писателями ,встречи с ними; 4) коллекциониро
вание местных изданий, журналов, газет.
Изучение русского языка и литературы в региональном аспекте ведется различ
ными методами: репродуктивным (воспроизведение материала в готовом виде в
слове учителя, беседах с учащимися, упражнениях и текстах учебника, наглядных пособиях, магнитофонных и видеозаписях и.т.д.) проблемно поисковым как
ведущим, коммуникативным, опирающимся на живое слово и др.
На уровне приемов отмечается сопоставление: осознание выразительности
народной речи на фоне норма литературного языка. Обращение к местному
материалу предполагает использование
интегрированных уроков, уроков –
экскурсий ,путешествий, ролевых игр, творческих конкурсов и др. На основе
местного материала разра батывается серия творческих заданий по анализу,
реконструкции и составлению текстов на уроках русского языка. Естественно работа
с региональным материалом мыслится только компонентом сложной ,
многоаспектной деятельности словесника в школе, она не должна и не может
вытеснить с урока тематически разнообразные материалы, иллюстрирующие вечные
общечеловеческие ценности вне их этно и географической определенности.
Однако, разумное включение регионального компонента в базовую и дополнитель
ную части лингвистического образования школьников представляется делом
общественно значимым, а главное актуальным.
Программа изучения культуры татарского народа ( в 1 11 ) классах подготов
лена с целью воспитания у школьников бережного отношения к родной природе и
земле, уважения к традициям своего народа, его истории, быту, материальной и
духовной культуре, воспитанию национального самосознания. В основу построе
ния программы положен линейно концентрический принцип, то есть углубление и
расширение изучаемого материала от класса к классу.
Программа
предусматривает изучение таких тем, как: «Родной дом», « Моя деревня», « Мои
родственники и друзья» ( 1 3 классы), « Я среди друзей» ( 4 класс; задача
педагоганаучить школьников культуре поведения в обществе, в школе, дома) «
Татарская усадьба», « Татарская деревня», « Наш район», « Чувство прекрасного
у народа», «Народные традиции прошлое и будущее», « Мой
родной
Татарстан»,воспитание
у школьников чувства уважения к своей республике, её народу и природе.
Целенаправленная работа, проводимая со школьниками по « Программе
изучения татарской культуры , воспитания национального самосознания,» должна
способствовать приобщению их к национальной культуре, формированию
нравственно эстетических ценностей, подготовке к жизни и труду на примере
вековых традиций народа с учетом требований современности, воспитанию
культуры межнационального общения.
Занятия. Предусмотренные программой, могут проходить в форме классных
часов, факультативов, бесед. экскурсий, праздников и т.д. по усмотрению учителя. Можно проводить минутки чистописания, взаимосвязь каллиграфии с
грамотностью письма и национально региональным компонентом.
( журнал “Магариф “ № 7,2006 г.)
Такие минутки чистописания развивают интерес ребенка к истории родного края,
воспитывают национальную гордость и верность народным традициям, способствуют
развитию познавательных интересов, обогащению словарного запаса словами данной
местности.
Таким образом, графические навыки формируются не изолированно, а совместно
с орфографией и развитием речи.
«В языке одухотворяется весь народ, вся его родина , вся история духовной
жизни народа» К..Д. Ушинский..
Доклад «Использование национально- регионального компонента на уроках»
Доклад «Использование национально- регионального компонента на уроках»
Доклад «Использование национально- регионального компонента на уроках»
Доклад «Использование национально- регионального компонента на уроках»
Доклад «Использование национально- регионального компонента на уроках»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.