Доклад «Использование национально- регионального компонента на уроках»
Оценка 4.6

Доклад «Использование национально- регионального компонента на уроках»

Оценка 4.6
Семинары
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
09.04.2017
Доклад «Использование национально- регионального компонента на уроках»
«Использование национально- регионального компонента на уроках» этот доклад научит Как же используется региональный компонент на уроках? Мы стремимся в своей работе ,чтобы этот материал помог учащимся познать мир и самих себя, по крупинке осознать свою ответственность за материальные и духовные ценности, созданные старшими поколениями, чтобы им было дорого все то, что передано в наследство. Знакомство с людьми, их боевыми, трудовыми подвигами вызывает у ребят чувство гордости за свой край, желание подражать прекрасному в жизни, закладывает в их душах жизненные идеалы. При этом материал регионального компонента по своей природе должен подходить к программному материалу.Доклад
Доклад.doc
Муниципальное образовательное учреждение            «Новотинчалинская  средняя школа  имени Н.Г.Фаизова                     Буинского района Республики  Татарстан»                                                                                                                                                       «Использование национально­  регионального компонента на уроках»                                                                                                             Замалтдинова Джаухария Амирхановна                                                                                  учитель начальных классов Поиски  эффективных  путей обучения родному языку ведутся, как правило , в содержательном   направлении.   Вопрос   «   чему   учить?»   становится   центральным пунктом дискуссий в профессиональных аудиториях, на страницах периодических изданий.   Традиционная   основа   школьного   курса­   структурно­   семантическое описание   языка,   необходимое     для   овладения   языковыми   нормами,   существенно дополняется за счёт коммуникативного и культурологических аспектов. Последний особенно актуален в современных условиях возвращения к истокам национальной духовной жизни. Концепция языка как культурно – исторической среды, рождённая еще античными мыслителями, обоснованная в трудах Потебни, Шахматова, Бодуена де   Куртенэ,   разрабатываемая   современными   лингвистами,   позволяет   научить школьника « воспринимать язык ни как чистую грамматическую ( основу) схему…, но   как   спрессованные   веками   феноменальные   стороны   философии,   психологии, истории духовной культуры в целом». Она нацеливает на постижение через языковую систему уникальности национального мышления в его временной  и географической определенности.          Именно обращения к языковой культуре родного края помогает поддерживать «инстинкт местности», о котором писал К.Д.Ушинский в работе « Родное слово». Здесь он высказал мысль о так называемом « инстинкте местности у детей», кото­ рый, как он писал, « бывает очень сильною, врожденною способностью» обращать внимание на окружающих.Этот даже ярко выраженный у некоторых детей, «инстинкт местности»   не   сохраняет   постоянно   своей   первоначальной   остроты».Он   может затухать, чтобы позднее при благоприятных условиях  ( создание их является заботой учителя) вновь обнаружится, но уже на новом, более высоком уровне. Использование регионального   компонента   на   уроках   русского   языка   и   литературы,   также   и   во внеурочные время помогает поддерживать любовь к родному краю.Что же это дает? Повышается   воспитательная   ценность   уроков.   Способствует   и   воспитанию патрио­ тизма, гражданственности, высоких нравственных качеств.    Как же используется региональный  компонент на уроках? Мы стремимся  в своей работе ,чтобы этот материал помог учащимся познать мир и самих себя, по крупинке осознать свою ответственность за материальные и духовные ценности,   созданные   старшими   поколениями,   чтобы   им   было   дорого   все   то,   что передано  в наследство.  Знакомство   с  людьми,  их  боевыми, трудовыми  подвигами вызывает у ребят чувство  гордости за свой край, желание подражать прекрасному в жизни, закладывает в их душах жизненные  идеалы. При этом материал регионального компонента по своей природе должен подходить к программному материалу.    Так, при изучении темы « Собственные и нарицательные имена существительные» Объединяя   лингвистическую   теорию   с   повседневной   в  v  классе   даются задания : выписать названия улиц микрорайона и записать их в алфавитном порядке, рассказать историю названия своей улицы. Теме «Предложения с однородными  членами», ученики должны были ответить на следующие вопросы: Какие   породы   деревьев   растут     в   нашем   районе?   Какие   реки   протекают?   Какие живот­ные обитают? И.т.д.      Каждый учитель может найти место использованию регионального компонента. Итак, региональный компонент курса русского языка будет включать, во­ первых, словосочетания, предложения и тексты, тематически ориентированные на природу, экономику,   материальную   и   духовную   культуру   края,   и,   во­вторых,   языковой материал,   составляющий   лингвистическую   специфику   нашего   края:   слова   и фразеологизмы, семантика и этимология которых отражают миропонимание народа, живую   речь,   фольклор,   диалект,   языковые   особенности   произведений   местных поэтов, писателей, журналистов.      практикой   ученика, региональный   компонент     позволяет   раздвинуть   стены   школьного   класса,  вывести урок на производство, в краеведческие музеи, местные библиотеки.     На уроках литературы также много возможностей для использования регионального компонента. При объяснении  очередной  темы на уроке следует подробно остановить ся  на краеведческих  сторонах биографии  и творчества  изучаемого писателя, акцен­ трировать   моменты   литературных   связей,   влияний   местного   характера;   выделить нужные имена в литературно­ бытовом окружении писателя; рекомендовать соответ­ ствующую  литературу, попутно с другим иллюстративным  материалом показывать и региональный.        Применение регионального компонента­ одна из форм активизации познаватель­ ного интереса, общественной, нравственно­ эстетической позиции  учащихся. Задания выполняются на уроках, факультативах, во внеклассной работе. Основное значение этой работы ­ путем анализа доступных фактов, в известной мере установленными самими учащимися, показать многообразие связи русских писателей с родным для учащихся   краем,   их   заинтересованное   внимание   к   национальной   истории,   быту, культуре. Для этого  предлагаю такие виды работы: 1) самостоятельная творческая работа в библиотеках, 2) участие в экскурсиях по местности, связанными с пребы­ ванием  писателей; 3) переписка   с писателями ,встречи с ними; 4) коллекциониро­ вание  местных изданий, журналов, газет.     Изучение русского языка и литературы  в региональном аспекте ведется  различ­ ными   методами: репродуктивным    (воспроизведение материала в готовом виде в слове учителя, беседах с учащимися, упражнениях и текстах учебника, наглядных пособиях,   магнитофонных   и   видеозаписях   и.т.д.)   проблемно­   поисковым   как ведущим, коммуникативным, опирающимся на живое слово и др.       На   уровне   приемов   отмечается   сопоставление:   осознание   выразительности народной   речи   на   фоне   норма   литературного   языка.   Обращение   к   местному материалу   предполагает   использование     интегрированных   уроков,   уроков   – экскурсий   ,путешест­вий,     ролевых   игр,   творческих   конкурсов   и   др.   На   основе местного   материала   разра­   батывается     серия   творческих   заданий   по   анализу, реконструкции и составлению текстов на уроках русского языка. Естественно работа с   региональным   материалом   мыслится   только   компонентом   сложной   , многоаспектной   деятельности   словесника   в   школе,   она   не   должна   и   не   может вытеснить с урока тематически разнообразные материалы, иллюстрирующие вечные общечеловеческие ценности вне их этно­ и географической  определенности.    Однако, разумное  включение  регионального компонента в базовую и дополнитель­ ную   части   лингвистического   образования   школьников   представляется   делом общественно значимым, а главное­ актуальным.     Программа  изучения культуры татарского народа ( в  1­ 11 ) классах подготов­ лена  с целью  воспитания у школьников бережного отношения к родной природе и земле, уважения к традициям  своего народа, его истории, быту, материальной и духовной  культуре, воспитанию национального самосознания. В основу построе­ ния программы  положен линейно­ концентрический принцип, то есть углубление и расширение   изучаемого   материала   от   класса   к   классу.   Программа предусматривает изучение таких тем, как: «Родной дом», « Моя деревня», « Мои родственники   и   друзья»   (   1­   3   классы),   «   Я   среди   друзей»   (   4   класс;   задача педагога­научить школьников культуре   поведения в обществе, в школе, дома) « Татарская усадьба», « Татарская деревня», « Наш район», « Чувство прекрасного у   народа»,   «Народные   традиции­   прошлое   и   будущее»,   «   Мой     родной Татарстан»,воспитание  у школьников чувства уважения к своей  республике, её народу и природе.         Целенаправленная   работа,   проводимая   со   школьниками   по   «   Программе изучения  татарской культуры , воспитания национального самосознания,» должна способствовать   приобщению   их   к   национальной   культуре,   формированию нравственно­ эстетических  ценностей, подготовке  к жизни и труду на примере вековых   традиций   народа   с   учетом   требований   современности,   воспитанию культуры межнационального общения.        Занятия. Предусмотренные программой, могут проходить в форме классных часов, факультативов, бесед. экскурсий, праздников и т.д. по усмотрению учителя. Можно   проводить   минутки   чистописания,   взаимосвязь   каллиграфии   с   грамотнос­тью письма и национально­ региональным компонентом.  ( журнал “Магариф “ № 7,2006 г.)    Такие минутки чистописания развивают интерес ребенка к истории родного края, воспитывают национальную гордость и верность народным традициям, способствуют развитию познавательных интересов, обогащению словарного запаса словами данной местности. Таким образом, графические навыки формируются не изолированно, а совместно с орфографией и развитием речи. «В языке одухотворяется  весь народ, вся его родина , вся история духовной жизни народа»          К..Д. Ушинский..

Доклад «Использование национально- регионального компонента на уроках»

Доклад «Использование национально- регионального компонента на уроках»

Доклад «Использование национально- регионального компонента на уроках»

Доклад «Использование национально- регионального компонента на уроках»

Доклад «Использование национально- регионального компонента на уроках»

Доклад «Использование национально- регионального компонента на уроках»

Доклад «Использование национально- регионального компонента на уроках»

Доклад «Использование национально- регионального компонента на уроках»

Доклад «Использование национально- регионального компонента на уроках»

Доклад «Использование национально- регионального компонента на уроках»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.04.2017