Доклад "Использование технологий проблемного обучения на уроках истории и обществознания"
Оценка 5

Доклад "Использование технологий проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Оценка 5
Педсоветы
docx
обществознание
Взрослым
11.02.2018
Доклад "Использование технологий проблемного обучения на уроках истории и обществознания"
В докладе описана технология использования проблемного обучения на уроках истории и обществознания. Проблемное обучение - это совокупность действий, приемов, направленных на усвоение знаний через мыслительную деятельность. Учебная проблема существует в двух формах: 1. как тема урока. 2. как не совпадающий с темой урока вопрос.
Доклад Проблемное обучение на уроках обществознания.docx
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение  Мурманской области  "Печенгский политехнический техникум" Доклад "Использование технологий проблемного обучения на уроках истории и обществознания"  Докладчик:   преподаватель общественных дисциплин  ГАПОУ МО "ППТ"  Янушене Наталья Викторовна п. Никель 2018 г. На смену традиционным технологиям, нацеленным на передачу знаний, умений,   навыков   в   той   или   иной   образовательной   области,   приходят   ориентированные   помочь   детям   вырасти развивающие   технологии, самостоятельными,   успешными   и   уверенными   в   своих   силах   личностями, способными   занять   свое   достойное   место   в   жизни,   умеющими   постоянно самосовершенствоваться.   Это   значит,   что   необходимо   наличие   не   столько знаний   и   умений,   полученных   от   науки,   сколько   способности   по­новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к делу. Одним из путей формирования данных способностей является проблемное обучение.  Проблемное   обучение   позволяет   заменить   урок   объяснения   нового материала,   в   котором   знания   даются   в   готовом   виде,   уроком   «открытия» знаний, где обучающиеся выступают в роли исследователей. Роль педагога заключается в том, что он лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог, давая точную формулировку новых знаний. Таким образом, постановка проблемы обеспечивает познавательную мотивацию обучающихся, а   новые   знания   приобретают   для   детей   личную   значимость.   Такая   форма организации урока активнее формирует мышление и речь обучающихся, они радуются тому, что сами решают проблемы, о которых спорят ученые. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу. Умственный поиск – это сложный процесс, он, как правило, начинается с   проблемной   ситуации,   проблемы.   Но   не   всякий   поиск   связан   с возникновением   проблемы.   Если   преподаватель   дает   задание   студентам, указав, как его выполнить, то даже самостоятельный поиск не будет решением проблемы. 2 Основное различие между проблемным и традиционным  обучением в двух   моментах:   они   различаются   по   цели   и   принципам   организации педагогического процесса. Цель   традиционного   типа   обучения   ­   усвоение   результатов   научного познания,   вооружение   обучающихся   знаниями   основ   наук,   привитие   им соответствующих умений и навыков. Цель   проблемного   типа   обучения   не   только   усвоение   результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих   результатов, обучающихся и развития его творческих способностей.   формирования   познавательной   самодеятельности При   традиционном   обучении   преподаватель   передаёт   студентам готовые выводы науки.   В   основе   организации   цели   процесса   проблемного   обучения   имеет принцип   поисковой   учебно­познавательной   деятельности   обучающегося,   то есть принцип открытия им выводов науки, способов действия, изобретения новых предметов или способов приложения знаний к практике. При проблемном обучении деятельность преподавателя состоит в том, что   он   систематически   создает   проблемные   ситуации,   и   организует (проблемные ситуации) учебно­познавательную деятельность студентов, так что на основе анализа фактов обучающиеся самостоятельно делают выводы и обобщения. В результате у студентов вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение. Проблемный метод обучения ­ есть совокупность действий, приемов, направленных   на   усвоение   знаний   через   активную   мыслительную деятельность,   содержащую   постановку   и   решение   продуктивно   – познавательных вопросов и задач, содержащих противоречие. 3 Учебная проблема существует в двух основных формах:  1. как тема урока; 2. как не совпадающий с темой урока вопрос, ответом на который является новое знание.  Существует три основных метода постановки учебной проблемы: 1)побуждающий от проблемной ситуации диалог; 2)подводящий к теме диалог; сообщение темы с мотивирующим приѐмом;  3)побуждающий от проблемной ситуации диалог  Данный   метод   постановки   учебной   проблемы   состоит  из   четырех последовательно осуществляемых этапов:    1)  создания   проблемной   ситуации  ­  означает   ввести   противоречие, столкновение   с   которым   вызывает   у   студентов   эмоциональную   реакцию удивления или затруднения.  2)  побуждения   к   осознанию   противоречия   проблемной   ситуации ­представляет   собой   отдельные   вопросы   педагога,   стимулирующие обучающихся осознать заложенное в проблемной ситуации противоречие.  3)  побуждения   к   формулированию   учебной   проблемы  представляет собой   одну   из   двух   реплик:   «Какова   будет   тема   урока?»   или   «Какой возникает вопрос?»  4)      принятия   предлагаемых   студентами   формулировок   учебной проблемы    .   Изучение   истории   и   обществознания   основывается   на  проблемном подходе и принципах системного исторического анализа. Проблемный метод обучения помогает активизировать учебную деятельность обучающихся. Этапы проблемного обучения. I. Разработка проблемных вопросов. 4 Вопрос должен быть:  сложным, сопряженным с противоречиями;     увлекательным, но соответствующим логике науки; емким, способным охватить широкий круг вопросов; предполагающим научный спор; создающий затруднения, необходимые для проблемной ситуации.  Примеры проблемных вопросов по истории.  Плюсы и минусы монголо – татарского протектората;  Россия   в  XVI  веке   на   перепутье   –   парламентский   путь   или самодержавие?  Руководитель народного восстания Степан Разин – разбойник или защитник народа?   XVII век в истории России – шаг вперед или назад? Гражданская   война   1918   –   1922   гг.   –   закономерность   или трагическая случайность? Примеры проблемных вопросов по обществознанию.  Россия как правовое государство: идеал или мечта, которая может стать реальностью?»  Сильная президентская власть в России: за и против».  Независимость судебной власти: миф или реальность?»  Свобода человека: вседозволенность или ответственность?» II. Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию.  Через углубление проблемного вопроса;   Через поиск разных граней его решения; Через сопоставление разных вариантов ответов. III. Формы решения проблемных ситуаций.  Дискуссия; 5    Научный спор; Проблемная лекция; Исследовательская   работа   с   историческими,   правовыми документами, текстами, материалами проблемного направления. Как можно использовать технологию проблемного обучения на уроках истории? Проблемное   обучение   представляет   собой   систему   проблемных ситуаций,   в   ходе   решения   которых   обучающийся   овладевает   содержанием предмета. Как создать такую ситуацию? Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью. Например: ­ Почему с провозглашением «нового политического мышления» СССР быстро потерял своих союзников? ­ Говорят,  что в Ледовом  побоище никто  не кричал «Ура!»; зато  в Куликовской битве «Ура!» раздавалось с обеих сторон. Подумайте, верно ли это и почему? Можно   создать  ситуацию   конфликта,   когда   новые   факты   и   выводы вступают   в   противоречие   с   устоявшимися   в   науке   теориями   и представлениями.  Например: ­ По каким внешним признакам историки смогли доказать, что первые золотые и серебряные монеты князь Владимир начал чеканить только после крещения Руси? 6 ­ Почему   долгие   годы   советское   руководство   отрицало   факт существования секретного дополнительного протокола? Можно   создать  ситуацию   несоответствия,   когда   жизненный   опыт слушателей   противоречит   научным   данным,   предъявленным   в   условиях задачи: ­ В 58 томе энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1903 г.) рассказывается о взятии войсками Петра I Нотебурга: «Особый отряд был переправлен на берег, прервав сообщение крепости с Ниешанцем. Флотилия блокировала ее со стороны Ладожского озера. На самолете была устроена связь между обоими берегами Невы...». Разве в эпоху Петра I существовали самолеты? Ситуация   неопределенности   возникает   в   случаях,   когда   проблемное задание содержит недостаточное количество данных для его решения. Расчет делается на сообразительность, смекалку и интуицию обучающихся. ­ Известно, что отец Владимира Мономаха знал 5 иностранных языков. Какие это могли быть языки? ­ В Иркутске и Чите одна из городских улиц называется Дамской. Чем вы можете объяснить подобное название? (Эти улицы названы так в честь жен декабристов, которые последовали за своими мужьями в ссылку) Ситуация  предположения  основана   на   возможности   выдвинуть собственную   версию   о   причинах,   характере,   последствиях   исторических событий: ­ В   поселке   родовой   общины   обычно   строились   большие вместительные   дома,   площадью   150­200   кв.   метров.   Какие   выводы   вправе сделать археологи, обнаружив остатки такого жилища? ­ В   первобытное   время   было   много   животных,   которыми   могли питаться люди. Однако, они часто голодали. Почему такое могло случаться в древности? 7 Можно   создать  ситуацию   выбора,   когда   студентам   предлагается   из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, на их взгляд наиболее убедительный:  ­ П.А. Столынин: консерватор или великий реформатор? Таким   образом,   на   конкретных   примерах   мы   рассмотрели   типы проблемных ситуаций, без которых проблемное обучение невозможно.  Но здесь не затронута еще одна важная сторона проблемного обучения, которая особенно актуальна в настоящее время. Студент не только должен более   активно   усваивать   знания,   но   и   осмысливать   сам   процесс   учения, овладевать   способами   и   приемами   учения.   В   книге   «Школа   XXI   века. Приоритеты реформирования образования» американский педагог Филлип С. Шлехти, ссылаясь на опрос многих бизнесменов, работодателей, школьных функционеров,   подчеркивает,   что   на   вопрос   «Что   вы   хотите   от   школы?» получал, как правило, один и тот же ответ: «Нам нужны люди, которые умеют учиться   самостоятельно».   Если:   ученик   знает,   как   учиться,   как   достигать цели, как работать с книгой, как получать знания от учителя, как искать и находить необходимую информацию, чтобы решить те или иные проблемы, то ему   легче   будет   повысить   квалификацию,   получить   любые   необходимые дополнительные знания, что и нужно в жизни. Таким   образом,   проблемное   обучение   не   ограничивается   созданием проблемной   ситуации.   Т.Л.   Кудрявцев   отмечает:   «Основу   проблемного обучения   составляет   понятие   проблемной   ситуации   и   способы   ее разрешения».   Формами   решения   проблемных   ситуаций   могут   быть:   проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии,   работа   с   историческими   документами,   текстами   с   проблемной направленностью. 8 Примером является блок уроков «Россия в эпоху царствования Ивана IV»   Учащиеся   прежде   чем   выступить   на   уроке­суде   в   роли  Адашева, Курбского, Сильвестра и других героев изучают работы Н. Костомарова, С. Соловьева, Н. Карамзина, П. Ковалевского и других. Осуждая или защищая Ивана   Грозного,   они   вступают   в   дискуссию   и   самостоятельно   принимают решение по оценке личности и деятельности первого царя. Важным является то,   что   учащиеся   размышляют,   изучают   и   убеждаются   в   неоднозначности оценки исторических событий, явлений, личностей, применяют полученные знания для решения поставленной проблемы. Проблемные задания позволяют активизировать познавательный интерес учащихся.   При   изучении   темы   «Великая   Отечественная   война»   предлагаю учащимся ряд таких заданий: 1.   Некоторые   зарубежные   историки   утверждали,   что   первопричиной развязывания   Второй   мировой   войны   был   советско­германский   пакт   о ненападении,   заключенный   23   августа   1939   г.   Согласны   ли   вы   с   этим утверждением? Аргументируйте свою точку зрения. Каковы главные причины войны? 1 Некоторые   американские   историки   полагают,  что   гитлеровский план   «Барбаросса»   провалился   по   трем   причинам:   из­за   военных   и политических ошибок А. Гитлера, неблагоприятных климатических условий и обширной территории СССР, а также помощи Советскому Союзу со стороны западных   держав.   Считаете   ли   вы   этот   перечень   полным   и   объективным? Почему? Как вы сформулируете причины провала блицкрига? 2 На переговорах между СССР, США и Великобританией в мае­ июне   1942   г.   была   достигнута   «полная   договоренность   в   отношении неотложных задач создания Второго фронта в Европе в 1942 году». Когда был открыт Второй фронт в Европе? Чем объяснялось то, что он не был открыт в 1942 г.? В американской литературе утверждается, что причина в отсутствии 9 у США и Великобритании необходимых сил и средств. Считаете ли вы это убедительным? Почему? Как вы думаете, почему силы и средства появились у союзников к лету 1944 г.? Такие   задания   позволяют   обучающимся   размышлять,   формулировать свою точку зрения на изучаемые события и увидеть большое число спорных вопросов в истории Второй мировой и Великой Отечественной войны. Таким   образом,   проблемное   обучение   ­   это   особый   тип   организации учебной   работы   на   уроке,   позволяющий   активизировать   познавательную деятельность   обучающихся   и   добиваться   от   них   более   осмысленного   и прочного овладения знаниями. Большая положительная роль проблемного обучения не может делать его   универсальным   способом   вооружения   обучающихся   знаниями.   Его применение имеет свои пределы и ограничения. Неприменимо проблемное обучение на уроках, где изучается материал описательного характера. Сдерживает применение проблемного обучения и его некоторая трудоемкость. Иногда сообщающим методом можно изложить материал гораздо быстрее, чем проблемным способом. К   факторам,   ограничивающим   применение   проблемного   обучения, относится   также   то,   что   в   большинстве   учебников   не   учитывается необходимость использования проблемного обучения. Изложение материала в них   ориентировано   на   репродуктивную   деятельность   обучающихся.   То   же самое относится к большинству поурочных методических разработок. В них больше   излагается   фактический   материал   и   слабо   раскрываются   те разнообразные   способы,   которыми   должен   пользоваться   педагог   при   его изложении. Все это дает основание надеяться, что данная работа поможет учителю­практику в применении технологии проблемного обучения на уроках истории, обществознания.   10 Список использованной литературы: 1 Вяземский   Е.Е.,   Стрелова   О.Ю.   Методические   рекомендации учителю истории. М.: ­ Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001. 2 Заир­бек   С.И.   Развитие   критического   мышления   на   уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир­бек, И.В. Муштавинская. М.: Просвещение, 2011.  3 4 Кудрявцев Т.В. Психология технического мышления. ­ М., 1971. Лернер   И.В.   Пути   совершенствования   методов   обучения.   ­М.: «Народное образование», 1969, № 6. 5 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Полат Е.С. ­ М., 1999. 11 12

Доклад "Использование технологий проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Доклад "Использование технологий проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Доклад "Использование технологий проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Доклад "Использование технологий проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Доклад "Использование технологий проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Доклад "Использование технологий проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Доклад "Использование технологий проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Доклад "Использование технологий проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Доклад "Использование технологий проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Доклад "Использование технологий проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Доклад "Использование технологий проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Доклад "Использование технологий проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Доклад "Использование технологий проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Доклад "Использование технологий проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Доклад "Использование технологий проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Доклад "Использование технологий проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Доклад "Использование технологий проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Доклад "Использование технологий проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Доклад "Использование технологий проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Доклад "Использование технологий проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Доклад "Использование технологий проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Доклад "Использование технологий проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Доклад "Использование технологий проблемного обучения на уроках истории и обществознания"

Доклад "Использование технологий проблемного обучения на уроках истории и обществознания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2018