Межпредметные связи как инструмент повышения качества подготовки к ОГЭ на примере задания №5 по обществознанию
Оценка 4.6

Межпредметные связи как инструмент повышения качества подготовки к ОГЭ на примере задания №5 по обществознанию

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
обществознание
9 кл
21.04.2023
Межпредметные связи как инструмент повышения качества подготовки к ОГЭ на примере задания №5 по обществознанию
Всё меньше остаётся времени до начала ОГЭ по обществознанию. Как интенсифицировать подготовку к экзамену?
Межпредметные связи.doc

Краснодарский край, Темрюкский район, поселок Таманский.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя

общеобразовательная школа № 16 муниципального образования

Темрюкский район.

 

 

 

 

Методическая разработка

 

«Межпредметные связи как инструмент повышения качества подготовки к ОГЭ

на примере задания №5 по обществознанию»

 

 

 

Литовченко Александр Иванович,

учитель обществознания

МБОУ СОШ №16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2022 – 2023 учебный год

 

Содержание:

 

1.                 Введение                                                                                 с. 3

2.                 Методика использования предложенного материала       с. 4 -  10

3.                 Система работы педагога по предложенному

          материалу, условия использования                                       с. 11-12

4.                 Заключение                                                                              с. 13

5.                 Список использованных источников                                     с. 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                 Введение.

 

Ежегодно около 70-80% обучающихся 9 класса МБОУ СОШ №16 выбирают обществознание в качестве предмета для сдачи ОГЭ. Обманчивая лёгкость предлагаемых заданий привлекают в данную группу абсолютно всех слабоуспевающих учеников. В то же время высокомотивированные выпускники, уже сделавшие профессиональный выбор, отдают предпочтение «профильным» предметам (обычно это связки физика-информатика либо химия-биология).

 Как добиться удовлетворительного результата ОГЭ при условии, что в 9 классе учебная нагрузка по предмету «Обществознание» составляет 1 час в неделю, факультативы и часы внеурочной деятельности традиционно отдаются обязательным предметам - математике и русскому языку, а надежда на активную самоподготовку большей части девятиклассников исчезающе мала?

Свой вариант выхода из этой непростой ситуации я изложил в данной работе. Её целевое назначение заключается в расширенном использовании межпредметных связей для отработки самых «проблемных» вопросов государственного экзамена по обществознанию, одним из которых является вопрос №5, введённый в ОГЭ в 2021 году и направленный на проверку освоения приёмов работы с социально значимой информацией.

Актуальность предлагаемой методической разработки подтверждается результатами анализа ИМЦ УО МОТР по итогам пробного тестирования по обществознанию в 9 классах в форме ОГЭ, проведённого 18.11.2022г. и 24.01.2023г. Вопрос №5 назван в числе заданий, вызвавших наибольшие затруднения учащихся (процент выполнения – 43% и 45% соответственно).

Материал авторский, все наработки опробованы на практике.

Критерием эффективности разработки являются результаты пробного тестирования.

 

 

2.                 Методика использования предложенного материала

 

Прежде всего, оговорим граничные условия сферы применения: данная методика разработана и может быть успешно применена прежде всего в небольшой школе без параллелей. Здесь небольшая учебная нагрузка учителя обществознания изначально предполагает, что он преподаёт также другие предметы. В моём случае это история и ОБЖ. Что касается крупных школ, где учитель обществознания может являться узким специалистом, представленная разработка если и применима, то лишь после серьёзной адаптации.

Как совершенно справедливо указано в анализе результатов пробного тестирования по обществознанию в 9 классах в форме ОГЭ от 18.11.2022г., задания №5 на анализ визуальных примеров социальных взаимодействий, исполнения типичных социальных ролей не получили широкого распространения в УМК по обществознанию. Соответственно, агломерации визуальной и текстовой информации не происходит. Для большинства учеников ввиду узкого кругозора свойственна ограниченность аргументации собственным минимальным социальным опытом и житейскими представлениями, не соответствующими критериям ГИА, что либо существенно сокращает общий балл за данное задание, либо вообще обнуляет его.

Предлагаемая методика использования межпредметных связей как инструмента повышения качества подготовки к ОГЭ призвана решить одновременно две задачи: нехватку учебного времени на подготовку к экзамену в рамках курса обществознания и расширения кругозора учеников за пределами понятия «здесь и сейчас».

Воспользуемся тем, что обществознание является интеграцией компонентов социальных, гуманитарных и естественных наук на основе их роли в процессе социализации школьников.

Для примера возьмём версию вопроса №5 из демонстрационного варианта ОГЭ по обществознанию, опубликованном ФИПИ (сайт fipi.ru):

 

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос: покупкой продуктов питания / хозяйственно-бытовой / деятельностью потребителя и т.п.;

(Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изображённого на фотографии.)

2) два правила с пояснениями, допустим:

– заранее спланировать и записать всё, что хотите купить, – составить список (иначе вероятность купить что-нибудь лишнее сильно возрастает. Кроме того, в суматохе можно забыть купить что-то действительно необходимое);

– брать товар не на уровне глаз, а на полках выше или ниже (нередко все товары, размещённые на уровне глаз покупателя, дороже, чем аналогичные товары, лежащие на нижних или верхних полках. Прежде чем сделать выбор, целесообразно внимательно рассмотреть все полки с нужным продуктом и сравнить цены).

(Могут быть сформулированы другие правила, приведены другие

пояснения.)

А теперь обратим внимание на темы "Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века", "Меняющееся общество" (Всеобщая история, 9 класс). Изменения в социальном строе и повседневной жизни приводят к бурному развитию торговли. На этапе закрепления изученного материала целесообразно задать ученикам вопрос, используя для визуализации интерактивную доску (экран) и приложение 2-1:

 

 

Какой вид экономической деятельности осуществляют люди на фото? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила рационального осуществления этой деятельности и кратко поясните каждое из правил.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1.  Ответ на вопрос: деятельность потребителя

2) Два правила с пояснениями:

- заранее составить список покупок (иначе можно забыть купить что-то необходимое);

- использовать акции и скидки (это экономит семейный бюджет).

Могут быть сформулированы другие правила, приведены другие пояснения.

И задания, и ответы фактически идентичны и взаимозаменяемы. Но изменение визуального ряда и исторического контекста предоставляет широкие возможности для формирования целостного мировоззрения учащихся.

Изученное понятие приобретает временную протяженность, объем и глубину, появляется возможность провести разноплановый анализ изучаемого явления, на практике реализуя системно-деятельностный подход в обучении.

 

Темы "Повседневная жизнь и мировосприятие человека XIX века", "Образование и наука XIX века" (Всеобщая история, 9 класс) дарят нам великолепную возможность отработать ещё один традиционный вариант вопроса №5, касающийся такого вида деятельности, как посещение музея, картинной галереи и т.п. (приложение 2-2):

 

 

Какой вид деятельности осуществляют люди, изображенные на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила, которым следует придерживаться в ходе подобной деятельности, кратко поясните их.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос: посещение музея; участие в просмотре экспозиции

(Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изображённого на иллюстрации.)

2) два объяснения, допустим:

- нельзя шуметь и громко разговаривать (это мешает другим посетителям);

- нельзя трогать руками экспонаты за исключением тех, на которые дается разрешение (это может повредить экспонат).

Могут быть сформулированы другие правила, приведены другие пояснения.

А если предварительно мы отработаем этот вопрос на консультации по обществознанию, используя иллюстрацию с посещением Третьяковской галереи, то возникает повод для сравнительного анализа.

 

 

Разговор о методах формирования экспозиций Третьяковской галереи и египетского отдела Британского музея (меценатство против ограбления колонии) не только позволит наполнить конкретным содержанием направление патриотического воспитания на данном уроке, но и закрепит умение применять на практике обществоведческие знания.

 

Фактически любой предмет школьной программы может стать базой внедрения данной методики. Так, тема "Национальная безопасность Российской Федерации" (ОБЖ, 9 класс) перекликается с очередным базовым вариантом пятого вопроса ОГЭ по обществознанию (приложение 2-3):

Исполнение какой конституционной обязанности демонстрирует молодой человек, изображенный на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два объяснения, почему необходимо исполнять конституционные обязанности.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос: защита Отечества

(Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изображённого на фотографии.)

2) два объяснения, допустим:

- это обеспечивает возможность мирного социального и экономического развития страны;

- это позволит обществу и государству укрепить свои позиции в мировой политике.

Могут быть сформулированы другие правила, приведены другие пояснения.

 

Ещё один вариант применения данной методики доступен в том случае, когда учитель обществознания является классным руководителем 8 - 9 класса.

Фактически любой классный час – готовая площадка для практикумов в форме вопросов ОГЭ по обществознанию. Так, стандартный вариант тематического классного часа "Безопасность на дороге" можно дополнить практическим заданием (приложение 2-4):

 

Следование какому виду социальных норм демонстрируют лица, изображенные на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила и пояснения к ним, почему важно соблюдать данный вид социальных норм в повседневной жизни.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос: правила дорожного движения; правовые нормы

(Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изображённого на фотографии.)

2) два правила и пояснения к ним, допустим:

- строго следовать правилам дорожного движения (это позволит избежать юридической ответственности);

- внимательно следить за сигналами светофора (это поможет предотвратить дорожно-транспортное происшествие, сохранит здоровье и жизнь).

Могут быть сформулированы другие правила, приведены другие пояснения.

3.                 Система работы педагога по предложенному материалу, условия использования

 

Варианты практического применения данной методики достаточно адаптивны.

1.     Учитель может вставить подготовленный материал в раздел «Закрепление изученного материала» презентации, подготовленной к конкретному уроку в виде отдельного слайда (слайдов).

2.     Подготовить варианты в виде отдельных PDF-файлов для трансляции на экране (именно этот вариант кажется мне наиболее предпочтительным).

3.     В случае отсутствия возможности применения ТСО необходимые варианты можно распечатать и применить в качестве обычного раздаточного материала.

Готовые и отработанные на практике варианты размещены в приложении 2 (17 файлов в формате PDF и Word).

Для более эффективного использования данного метода в начале учебного года на консультациях и уроках обществознания необходимо разобрать стандартные варианты вопроса №5, в первую очередь используя официальную демоверсию ФИПИ (сайт fipi.ru). Отработка вариантов на других уроках и в ходе внеурочной деятельности ни в коем случае не должны заменять плановые занятия по подготовке к ОГЭ.

В процессе применения методики межпредметные связи используются как инструмент углубления и расширения имеющихся знаний, закрепляют логические связи между визуальным изображением практического действия и теоретическим понятием, изученным на уроке обществознания, учат рассматривать социальные явления в их взаимосвязи и обусловленности, сложности и противоречивости, придают им завершенность.

Для того, чтобы межпредметные связи действительно оказывали реальное влияние на процесс и результат подготовки к ОГЭ, необходимо их регулярное и систематическое использование. В то же время реализация данной методики не должна заслонять основную тему, перегружать урок.

На практике это означает следующее: разбор не более одного варианта по типу задания №5 за урок и соответствие темы урока или классного часа вопросу разбираемого задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.     Заключение

 

Эффективность применения данной методики подтверждается результатами проведённых мониторингов.

В ноябре 2022 года в МБОУ СОШ №16 с заданием №5 справились лишь 27% экзаменующихся, что значительно ниже среднерайонных (в целом по Темрюкскому району задание №5 выполнили 43% участников пробного экзамена).

После активного применения методики с ноября 2022 по январь 2023 гг. с заданием №5 справились уже 58% экзаменующихся МБОУ СОШ №16, что несколько выше среднерайонного показателя - 45% (Приложение №1).

Считаю, что поставленная цель, увеличение результативности ответов участников ОГЭ по обществознанию на вопрос №5, достигнута.

В качестве перспективной цели планирую разработать интерактивную модель реализации методики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.     Список использованных источников

 

1.     Анализ результатов пробного тестирования по обществознанию в 9 классах в форме ОГЭ. 18.11.2022г.

2.     Анализ результатов пробного тестирования по обществознанию в 9 классах в форме ОГЭ. 24.01.2023г.

3.     Сайт ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» https://fipi.ru

4.     Сайт «Сдам ГИА» https://soc-oge.sdamgia.ru


5.    

Краснодарский край, Темрюкский район, поселок

Краснодарский край, Темрюкский район, поселок

Содержание: 1.

Содержание: 1.

Введение. Ежегодно около 70-80% обучающихся 9 класса

Введение. Ежегодно около 70-80% обучающихся 9 класса

Методика использования предложенного материала

Методика использования предложенного материала

В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) ответ на вопрос: покупкой продуктов питания / хозяйственно-бытовой / деятельностью потребителя и т

В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1) ответ на вопрос: покупкой продуктов питания / хозяйственно-бытовой / деятельностью потребителя и т

А теперь обратим внимание на темы "Повседневная жизнь и мировосприятие человека

А теперь обратим внимание на темы "Повседневная жизнь и мировосприятие человека

И задания, и ответы фактически идентичны и взаимозаменяемы

И задания, и ответы фактически идентичны и взаимозаменяемы

Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изображённого на иллюстрации

Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изображённого на иллюстрации

Российской Федерации" (ОБЖ, 9 класс) перекликается с очередным базовым вариантом пятого вопроса

Российской Федерации" (ОБЖ, 9 класс) перекликается с очередным базовым вариантом пятого вопроса

Фактически любой классный час – готовая площадка для практикумов в форме вопросов

Фактически любой классный час – готовая площадка для практикумов в форме вопросов

Система работы педагога по предложенному материалу, условия использования

Система работы педагога по предложенному материалу, условия использования

Для того, чтобы межпредметные связи действительно оказывали реальное влияние на процесс и результат подготовки к

Для того, чтобы межпредметные связи действительно оказывали реальное влияние на процесс и результат подготовки к

Заключение Эффективность применения данной методики подтверждается результатами проведённых мониторингов

Заключение Эффективность применения данной методики подтверждается результатами проведённых мониторингов

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2023