Что же такое «здоровьесберегающая технология»-это система мер,включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды,направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дощкольного образования предусмотрено не только сохранение,но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.Здоровье - это самое дорогое, что есть у человека.
Использование
здоровьесберегающих технологий
в процессе
физического развития и воспитания
дошкольниковПо данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний, состояние
здоровья и физического развития детей дошкольников за последнее
десятилетие значительно ухудшилось. К моменту поступления в школу
наблюдается тенденция роста хронической заболеваемости у детей, ухудшения
Сущность
показателей физического и психологического здоровья.
здоровьесбережения состоит в том, чтобы найти возможности для улучшения
физического и психологического здоровья детей еще до того, как оно будет
нарушено.
Условно разделив работу по здоровьесбережению на два компонента,
можно обозначить следующее их содержание:
формирование здорового образа жизни на основе валеологического
воспитания, включающего изучение своего организма, освоение гигиенических
навыков, включение в процесс самопознания на личностном уровне у
дошкольников, формирование представлений о способах обеспечения
безопасности жизнедеятельности и др.;
создание условий, при которых физическое воспитание, двигательная
активность являются мощным стимулирующим фактором интеллектуального и
эмоционального развития ребенка через активное включение дошкольника в
систему занятий физическими упражнениями, которые обеспечивают
устойчивый интерес к самопознанию и самосовершенствованию во всех видах
физкультурнооздоровительной работы.
К механизмам реализации здоровьесберегающих технологий, которые
позволяют реализовать оба направления работы с детьми, можно отнести:
1. Специально подобранные физические упражнения во всех формах
физкультурнооздоровительной работы.
2. Интеграция данных физических упражнений и приемов
здоровьесбережения в другие режимные моменты.
3.
Дополнительные средства для обеспечения здорового ритма
жизнедеятельности и осуществления разных видов двигательной активности
группы воспитанников.Естественно, что в первую очередь, при внедрении здоровьесберегающих
технологий в педагогический процесс ДОУ, необходимо начинать с изменения
подхода к организации двигательной активности детей и проведению
физкультурных занятий.
Занятия по физической культуре обычно направлены на освоение
определенного объёма двигательных навыков и мало способствуют
оздоровлению и ещё меньше здоровьесбережению, в связи с этим встает
вопрос о поисках путей проведения профилактики нарушений физического и
психологического здоровья. Исходя из данной проблемы, обозначим задачи,
которые может решать любая здоровьесберегающая технология в процессе
проведения физкультурных занятий в ДОУ: укрепление физического и
психологического здоровья детей; гармоничное развитие всех частей опорно
двигательного аппарата и личности ребенка; формирование правильной осанки
и эмоциональной стабильности; формирование привычки к здоровому образу
жизни и оптимизация процесса воспитания и обучения.
Для реализации поставленных задач предлагаю использовать комплекс
специальных упражнений.
1. Движения тела и пальцев, или телесные упражнения. В содержание
занятий могут входить также физкультминутки, игры, пальчиковые
гимнастики, направленные на развитие мелкой моторики рук.
При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие,
снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.
Происходит обогащение и дифференциация сенсорной информации,
поступающей от органов чувств, мышечных и двигательных рецепторов.
2. Дыхательные упражнения. Они улучшают ритм функционирования
функциональных систем организма, развивают самоконтроль и произвольность.
Нарушения ритмов организма могут привести к нарушению психического
развития ребенка. Умение произвольно контролировать дыхание развивает
самоконтроль над поведением.3. Игры и эстафеты с изображением пальцами цифр и букв. При этом можно
использовать не только упражнения из пальчиковой гимнастики, но и
изображение букв и цифр с помощью рук, ног, всего тела; можно просить
сделать нужный символ не одному, а двоимтроим детей или даже целой
группе.
4. Коммуникативные упражнения. Они бывают трех типов:
индивидуальные упражнения направлены на восстановление и дальнейшее
углубление контактов с собственным телом, невербальное выражение
состояний и отношений;
парные упражнения способствуют «открытости» по отношению к партнеру, т.
е. способности чувствовать, понимать и принимать его;
групповые упражнения дают ребенку навыки взаимодействия в коллективе
через организацию совместной деятельности.
5. Упражнения для релаксации. Они могут проводиться как в начале занятия
– с целью настройки, так и в конце – с целью интеграции приобретенного в ходе
занятия опыта.
воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом.
Они способствуют расслаблению,
самонаблюдению,
Апробация предложенного комплекса упражнений в ходе опытно
экспериментальной работы с дети старшего дошкольного возраста доказала его
эффективность: через три месяца работы с детьми уменьшился процент
заболеваемости детей экспериментальной группы (по сравнению с
контрольной), улучшились показатели координации движений, индивидуальной
и коллективной пространственной ориентировки в процессе выполнения
физических упражнений, дети стали более уверенными в себе, улучшилась их
самооценка (стала более устойчивой и положительной).