Доклад: Исследовательская и проектная деятельность
Оценка 4.6

Доклад: Исследовательская и проектная деятельность

Оценка 4.6
Семинары
docx
физика
8 кл—11 кл
19.02.2018
Доклад: Исследовательская и проектная деятельность
В материале рассматривается понятия исследовательской, проектной и проектно-исследовательской деятельности. В работе дается понятие о развитии субъект-субъектных отношений при развитии исследовательской деятельности и говорится о современном понимании смысла исследовательской деятельности учащихся. Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной, специфика реализации исследовательских задач в школе, классификация задач по сложности - ответы на вопросы есть в данном материале.
доклад_Исследовательская и проектная деятельность.docx
кадрового   обеспечения, Исследовательская и проектная деятельность Организация   проектной   и исследовательской   деятельности   обучающихся в образовательных   учреждениях   требует   грамотного   научно­обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно­управленческих, учебно­ методических,   организационно­методических, информационных,   дидактических   и психолого­педагогических.   Эти   задачи могут   решаться   в любом   образовательном   учреждении   при   наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором   учебно­воспитательного   процесса   и научного   руководства развитием   этой   деятельности   со стороны   специалиста   или   научного учреждения.   Этим   педагогам   потребуется   определённый   уровень   научно­ методической   подготовки,   владение   технологией   проектирования и исследовательским методом. Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся, связанная   с решением   учащимися   творческой,   исследовательской   задачи с заранее   неизвестным   решением   (в отличие   от практикума,  служащего   для иллюстрации   тех   или   иных   законов   природы)   и предполагающая   наличие основных   этапов,   характерных   для   исследования   в научной   сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение   теории,   посвященной   данной   проблематике,   подбор   методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области естественных или гуманитарных наук оно   выполняется,   имеет   подобную   структуру.   Такая   цепочка   является неотъемлемой   принадлежностью   исследовательской   деятельности,   нормой ее проведения. Проектная   деятельность   обучающихся —   совместная   учебно­ познавательная,   творческая   или   игровая   деятельность   учащихся,   имеющая общую   цель,   согласованные   методы,   способы   деятельности,   направленная на достижение   общего   результата   деятельности.   Непременным   условием проектной   деятельности   является   наличие   заранее   выработанных представлений   о конечном   продукте   деятельности,   этапов   проектирования (выработка   концепции,   определение   целей   и задач   проекта,   доступных и оптимальных   ресурсов   деятельности,   программ и организация   деятельности   по реализации   проекта)   и реализации   проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Проектно­исследовательская деятельность по проектированию  собственного исследования,  предполагающая выделение целей   и задач,   выделение   принципов   отбора   методик,   планирование   хода исследования,   определение   ожидаемых   результатов,   оценка   реализуемости   создание   плана,   деятельность — определение   Является в приобретении деятельности —     необходимых   ресурсов. исследования, организационной рамкой исследования. Учебное   исследование   и научное   исследование.   Главным   смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью   является   производство   новых   знаний,   то в образовании   цель исследовательской учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности,   развитии   способности   к исследовательскому   типу мышления,   активизации   личностной   позиции   учащегося   в образовательном процессе   на основе   приобретения   субъективно   новых   знаний   (т.   е. самостоятельно   получаемых   знаний,   являющихся   новыми   и личностно значимыми для конкретного учащегося). Поэтому   при   организации   образовательного   процесса   на основе исследовательской   деятельности   на первое   место   встает задача проектирования   исследования.   При   проектировании   исследовательской деятельности   учащихся   в качестве   основы   берется   модель   и методология исследования,   разработанная   и принятая   в сфере   науки   за последние несколько   столетий.   Эта   модель   характеризуется   наличием   нескольких стандартных   этапов,   присутствующих   в любом   научном   исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. При этом развитие   исследовательской   деятельности   учащихся   нормируется выработанными   научным   сообществом   традициями   с учетом   специфики учебного   исследования —   опыт,   накопленный   в научном   сообществе, используется через задание системы норм деятельности. Развитие отношений   при   развитии исследовательской   деятельности. В типичной   образовательной   ситуации, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» — «ученик». Первый транслирует знания,   второй   их усваивает;   все   это   происходит   в рамках   отработанной классно­урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции   сталкиваются   с реалиями:   нет   готовых   эталонов   знания,   которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в живой природе чисто   механически   не вписываются   в готовые   схемы,   а требуют самостоятельного   анализа   в каждой   конкретной   ситуации.   Это   инициирует начало   эволюции   от объект­субъектной   парадигмы   образовательной деятельности   к ситуации   совместного   постижения   окружающей действительности,   выражением   которой   является   пара   «коллега­коллега». Вторая   составляющая —   «наставник­младший   товарищ»   предполагает   субъект­субъектных Так, ситуацию   передачи   навыков   практической   деятельности,   связанных с освоением действительности от учителя, ими обладающего, к ученику. Эта передача   происходит   в тесном   личностном   контакте,   что   обуславливает высокий   личный   авторитет   позиции   «наставник»   и специалиста,   педагога, ее носителя.   Главным   результатом   рассмотренной   позиционной   эволюции является   расширение   границ   толерантности   участников   исследовательской деятельности. Современное   понимание   смысла   исследовательской   деятельности учащихся. В развитии   исследовательской   деятельности   учащихся   в России имеются   давние   традиции.   во многих   регионах   создавались и функционировали   юношеские   научно­технические   общества   и малые академии наук. Деятельность многих юношеских научно­технических обществ нередко   сводилась   к реализации   в среде   старших   школьников   модели функционирования   академических   исследовательских   коллективов, реализации в упрощенном виде исследовательских задач лабораторий научно­ исследовательских  институтов. Главной  целью  этой  деятельности  являлось подготовка   абитуриентов   для   вузов   и формирование   молодой   смены   для научно­исследовательских   институтов.   На деле   это   означало   реализацию учебно­воспитательного   процесса   в более   индивидуализированном   виде в дополнительно   вводимой   предметной   области.   В современных   условиях, когда актуален вопрос о снижении учебной нагрузки детей, значение термина «исследовательская   деятельность   учащихся»   приобретает   несколько   иное значение.   В нем   уменьшается   доля   профориентационного   компонента, факторов научной новизны исследований, и возрастает содержание, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования. Отличие от проектной и конструктивной. Главным   результатом   исследовательской   деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения  истины в исследовании как   его   главного   продукта.   Часто   в условиях   конкурсов   и конференций можно   встретить   требования   практической   значимости,   применимости результатов   исследования,   характеристику   социального   эффекта исследования   (например,   природоохранный   эффект).   Такая   деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели   (сами   по себе   не менее   значимые) —   социализации,   наработки социальной   практики   средствами   исследовательской   деятельности. Руководитель детской исследовательской работы должен отдавать себе отчет в смещении целей проводимой работы при введении подобных требований. исследовательской     деятельности неразвитость     мировоззрения, Специфика   реализации   исследовательских   задач   в школе. Не менее важные   ограничения   накладывают   на тематику,   характер   и объем исследований требования возрастной психологии. Для юношеского возраста характерны   еще   невысокий   общий   образовательный   уровень, несформированность способности к самостоятельному   анализу,   слабая   концентрация   внимания.   Чрезмерный объем   работы   и ее специализация,   которые   приводят   к уходу   в узкую предметную   область,  могут   нанести  вред   общему   образованию  и развитию, которые   являются,   безусловно,   главной   задачей   в этом   возрасте.   Поэтому далеко не каждая исследовательская задача, привнесенная из науки, пригодна для   реализации   в образовательных   учреждениях.   Такие   задачи   должны удовлетворять определенным требованиям, связанными с общими принципами проектирования   исследовательских   задач   учащихся   в различных   областях знаний. Классификация   задач   по сложности. Среди   требований,   предъявляемых к задачам, такие, как ограниченность объема экспериментального материала, математического   аппарата   обработки   данных,   ограниченность межпредметного анализа. По степени сложности анализа экспериментальных данных   мы разделяем   задачи   на задачи   практикума,   собственно исследовательские и научные. Задачи практикума служат для иллюстрации какого­либо явления. В этом случае   изменяется   какой­либо   параметр   (например,   температура) и исследуется   связанное   с этим   изменение,   например,   объема.   Результат стабилен и не требует анализа. Исследовательские   задачи представляют   собой   класс   задач,   которые применимы   в образовательных   учреждениях.   В них   исследуемая   величина зависит   от нескольких   несложных   факторов   (например,   загрязненность местности   в зависимости   от расстояния   до трубы   завода   и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся. В научных   задачах присутствуют   много   факторов,   влияние   которых на исследуемые   величины   достаточно   сложно.   Анализ   таких   задач   требует широкого   кругозора   и научной   интуиции   и неприменимы   в образовательном процессе. Представление   исследований. Представление   исследования,   особенно в современности,   имеет   решающее   значение   во всей   работе.   Наличие стандартов атрибутом исследовательской   деятельности   и выражено   достаточно   жестко   в отличие, например,   от деятельности   в сфере   искусства.   Таких   стандартов   в науке несколько: тезисы,   научная   статья,   устный   доклад,   диссертация,   представления   является   характерным Носят   скорее   иллюстративный   характер, монография,   популярная   статья.   В каждом   из стандартов   определены характер   языка,   объем,   структура.   При   представлении   руководитель и учащийся должен с самого начала определиться с тем жанром, в котором он работает,   и строго   следовать   его   требованиям.   Наиболее   популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада.   При   этом   в этих   формах   может   быть   представлены и не исследовательские   работы,   а,   например,   рефераты   или   описательные работы. Классификация   творческих   работ   учащихся   в области   естественных и гуманитарных наук. Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы: Проблемно­реферативные —   творческие   работы,   написанные   на основе нескольких   литературных   источников,   предполагающие   сопоставление данных   разных   источников   и на основе   этого   собственную   трактовку поставленной проблемы. Экспериментальные —   творческие   работы,   написанные   на основе выполнения   эксперимента,   описанного   в науке   и имеющего   известный результат.   предполагают самостоятельную   трактовку   особенностей   результата   в зависимости от изменения исходных условий. Натуралистические   и описательные —   творческие   работы,   направленные на наблюдение  и качественное описание  какого­либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной   методики   исследования.   Одной   из разновидностей натуралистических   работ   являются   работы   общественно­экологической направленности.   В последнее   время,   по­видимому,   появилось   еще   одно лексическое   значение   термина   «экология»,   обозначающее   общественное движение,   направленное   на борьбу   с антропогенными   загрязнениями окружающей   среды.   Работы,   выполненные   в этом   жанре,   часто   грешат отсутствием научного подхода. Исследовательские —   творческие   работы,   выполненные   с помощью корректной   с научной   точки   зрения   методики,   имеющие   полученный с помощью   этой   методики   собственный   экспериментальный   материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления.   Особенностью   таких   работ   является   непредопределенность результата, который могут дать исследования. В организованное в общеобразовательном учреждении рекомендуется   включение   исследовательской   деятельности в рамках   интегрированной   программы   общего   и дополнительного образования.   При   этом   исследовательская   деятельность   может   быть   обучение включена:   в курсы,   входящие   в базисный   учебный   план   (инвариантный компонент —   технология,   элементы   проектного   исследования   в рамках государственных   программ   по основным   предметам);   в часы   школьного компонента   (курсы   по методологии   и истории   научного   исследования, теоретические   специализированные   предметы);   в блок   дополнительного образования (групповые теоретические и практические занятия по отдельным тематическим   направлениям,   индивидуальные   занятия   и консультации по темам   выполняемых   исследований),   систему   теоретической и практической подготовки, самостоятельных исследований при проведении выездных   мероприятий   в каникулярное   время   (экскурсии   и экспедиции). На основе   технологии   исследовательской   деятельности   может   быть реализована   модель   профильной   школы   как   на базе   общеобразовательного учреждения, так и в кооперации с учреждениями дополнительного и высшего профессионального образования. Исследовательская   деятельность   обучающихся   является   технологией дополнительного   образования,   поскольку   имеет   два   обязательных   для дополнительного образования признака:  гибкие   образовательные   программы,   выстраиваемые   в соответствии со спецификой   выполняемой   задачи,   склонностями   и способностями конкретного обучаемого; наличие   индивидуальных   форм   работы   педагога   и обучаемого —   выездные групповые   и индивидуальные   занятия   и консультации, мероприятия, семинары и конференции.    школа     и инновационная Исследовательская   деятельность   может   с успехом   применяться   в школах, гимназиях и лицеях, колледжах и профессиональных училищах. сеть Проектно­исследовательская исследовательской   деятельности   учащихся.В Москве   сложился относительно   постоянный   круг   организаций   (это   школы,   учреждения дополнительного   образования   детей,   детские   коллективы   при   научных учреждениях   и др.),   в которых   сложились   традиции   и культура исследовательской   работы   со школьниками.   Каждая   из таких   организаций хорошо узнаваема по характерному «почерку»: это может быть излюбленная тематики, или методики, или места проведения исследований. Каждый год они представляют на различные конференции работы разных детей, подчас меняются   педагоги,   но «почерк»   остается   неизменным.   Для   них   вводится специальный   термин — проектно­исследовательские   школы,   они и являются   реальными   субъектами   исследовательской   деятельности учащихся.   Ориентация   на работу   с проектно­исследовательскими   школами задает   инновационную   сеть,   в которой   распространяется   (внедряется) технологическая   модель   исследовательской   деятельности   учащихся в образовательной   системе   как   модель   их вовлечения   и удержания в совместную деятельность. Для каждого участника образовательного процесса актуально расставить свои акценты   при   планировании   и организации   данного   вида   деятельности обучающихся. При   этом для   руководителя   образовательного   учреждения   важно понимать:  Что   дает   проектная   и исследовательская   деятельность   обучающимся        наряду с традиционным способом обучения? Как изменяется роль учителя и ученика в учебном процессе? Как научить учителей руководить работой учащихся? Как привлечь в школу ученых и специалистов из научной отрасли для консультирования   по вопросам   организации   исследовательской деятельности? Как   изменяется   организация   учебного   процесса   образовательного учреждения? Как   оценивается   успешность   работы   обучающегося   в проектной и исследовательской деятельности? Как   разработать   программу   работы   образовательного   учреждения по развитию исследовательской деятельности и откуда привлечь ресурсы для ее реализации? Какие приращения в ЗУН, в развитии и воспитании обучающегося могут быть получены в результате выполнения одного проекта или исследования, серии проектов или исследований, в конце цикла обучения? Завучу необходимо разобраться в следующих вопросах:   Всё перечисленное в разделе для руководителя школы. Как   составить   расписание   занятий   для   использования   необходимых в учебном   проекте   или   исследовании   ресурсов   (информационных, материально­технических, аудиторных, кадровых)?     Как   согласовать   тематические   планы   курсов   предметов,   в рамках которых   выполняется   учебный   проект   или   исследование. (Вместе с учителями)? Как   организовать   мониторинг   формирования   ЗУН   необходимых   для выполнения учебного проекта или исследования? Как   подобрать   учебные   проекты   и исследования,   соответствующие специфике   школы,   особенностям   класса,   задачам   УВП. (Вместе с учителями)? Как   организовать   формирования   навыков самостоятельности, используемых при выполнении учебного проекта или исследования?   мониторинг Как выстроить серию проектов или исследований одного обучающегося для   последовательного  формирования   специфических   умений   и навыков проектной и исследовательской деятельности. (Вместе с учителями)? Всё,   что   перечислено   в разделе для   завуча с пометкой «вместе         Учителю нужно знать:  с учителями». Как   составить   учебно­тематический   план   курса,   в котором предусматривается   проектная   или   исследовательская   деятельность обучающихся? Как   подготовить   обучающихся   к работе   над   учебным   проектом   или исследованием? Как   адаптировать   известный   учебный   проект   или   исследование к особенностям   своего   класса,   учреждения   образования   и условиям имеющегося обеспечения? Как разработать учебный проект или исследование? Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования? Как   осуществить   учебный   проект   или   исследование.   Какие   формы образовательной деятельности применять? С кем   консультироваться   по вопросам   содержания   проектной исследовательской деятельности?   повышения     в системе квалификации В теоретических   и методических   вопросах   по данной   проблеме   могут   быть полезны   материалы   публикаций,   методических   и информационных   сайтов, а также   целесообразно   использовать   возможности   курсовой   и модульной подготовки   учителей   по исследовательской   и проектной   деятельности обучающихся   МИОО по соответствующей тематике. Самое   решающее   звено   этой   новации —   учитель.   Меняется   роль   учителя и не только   в проектно­исследовательском   обучении.   Из носителя   знаний и информации,   всезнающего   оракула,   учитель   превращается   в организатора деятельности,   консультанта   и коллегу   по решению   проблемы,   добыванию необходимых   знаний   и информации   из различных   (может   быть и нетрадиционных)   источников.   Работа   над   учебным   проектом   или исследованием   позволяет   выстроить   бесконфликтную   педагогику,   вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный   процесс   из скучной   принудиловки   в результативную созидательную творческую работу. Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность,   позволит   проявить   себя   индивидуально   или   в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи,   когда   результат   этой   деятельности —   найденный   способ   решения проблемы —   носит   практический   характер,   имеет   важное   прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей. Учебный   проект   или   исследование   с точки   зрения   учителя —   это интегративное   дидактическое   средство   развития,   обучения   и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:  проблематизации   (рассмотрению   проблемного   поля   и выделению подпроблем,   формулированию   ведущей   проблемы   и постановке   задач, вытекающих из этой проблемы);         целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика; самоанализу   и рефлексии   (результативности   и успешности   решения проблемы проекта); представление результатов своей деятельности и хода работы; презентации   в различных   формах,   с использованием   специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации,   аудио и сценических представлений и др.);   театрализации,   видео,   чертежей,   моделей, поиску   и отбору   актуальной   информации   и усвоению   необходимого знания; практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях; выбору,   освоению   и использованию   подходящей   технологии изготовления продукта проектирования; проведению   исследования   (анализу,   синтезу,   выдвижению   гипотезы, детализации и обобщению). Овладение   самостоятельной   проектной   и исследовательской   деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Доклад: Исследовательская и проектная деятельность

Доклад: Исследовательская и проектная деятельность

Доклад: Исследовательская и проектная деятельность

Доклад: Исследовательская и проектная деятельность

Доклад: Исследовательская и проектная деятельность

Доклад: Исследовательская и проектная деятельность

Доклад: Исследовательская и проектная деятельность

Доклад: Исследовательская и проектная деятельность

Доклад: Исследовательская и проектная деятельность

Доклад: Исследовательская и проектная деятельность

Доклад: Исследовательская и проектная деятельность

Доклад: Исследовательская и проектная деятельность

Доклад: Исследовательская и проектная деятельность

Доклад: Исследовательская и проектная деятельность

Доклад: Исследовательская и проектная деятельность

Доклад: Исследовательская и проектная деятельность

Доклад: Исследовательская и проектная деятельность

Доклад: Исследовательская и проектная деятельность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.02.2018