Доклад к общему районному родительскому собранию "Возрастные особенности речевого развития детей"
Оценка 4.8

Доклад к общему районному родительскому собранию "Возрастные особенности речевого развития детей"

Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
родителям +1
Взрослым
18.03.2018
Доклад к общему районному родительскому собранию "Возрастные особенности речевого развития детей"
Данный материал рассчитан на участие в районном родительском собрании Службы психолого-педагогического процесса. Продолжительность доклада в течение 10 - 15 минут. Доклад позволяет кратко ознакомить родителей с особенностями речевого развития детей от 0 до 17 лет и своевременно дать представление родителям о том, что если у ребёнка есть нарушение речи или отставание в освоении русского языка, то им необходима консультация специалистов образования и здравоохранения.Доклад учителя-логопеда от Службы психолого-педагогического процесса Забайкальского района, Забайкальского края
доклад к собранию.docx
Районное Управление образованием  Муниципального района «Забайкальский район» Доклад к родительскому собранию «Возрастные особенности речевого развития детей» Подготовил: учитель­логопед  высшей квалификационной категории  Осипова Раиса Анатольевна. пгт. Забайкальск, 2016г. Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи, даром слова. Лев Васильевич Успенский Речь возникает и развивается при наличии нескольких условий: • 1.  Нормальное созревание и функционирование центральной нервной системы (ЦНС) – биологическая предпосылка • 2.  Наличие общения ребёнка со взрослым ­ социальная предпосылка. Важно, чтобы взрослый был биологически близок – мать, отец.    Исследователи   выделяют   разное   количество   этапов   в   становлении   речи детей, по­разному их называют, указывают различные возрастные границы  каждого.   Алексей Николаевич Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:  1­й — подготовительный — до одного года;  2­й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет; 3­й — дошкольный — до 7 лет;  4­й — школьный.  Остановимся подробно на характеристике этих этапов.  Итак, первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка до одного года).  С   момента   рождения   у   ребенка   появляются   голосовые   реакции,   что способствуют   развитию   тонких   и   разнообразных   движений   трех   отделов речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Через две недели ребёнок начинает реагировать на голос говорящего. Около 2 мес. появляется гуление.   К началу 3­го мес. — лепет.  С   5   мес.   ребенок   слышит   звуки,   видит   у   окружающих   артикуляционные движения губ и пытается подражать. С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (ма­ма­ма, ба­ба­ба, тя­тя­тя, па­па­па и др.).  В   дальнейшем   путем   подражания   ребенок   перенимает   постепенно   все элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику, интонацию.  Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и связывает их с предметами или действиями.  В возрасте 7 — 9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и более разнообразные сочетания звуков.  С 10 — 11 мес. появляются реакции на слова (уже независимо от ситуации и интонации говорящего).  В   это   время   особо   важное   значение   приобретают   условия,   в   которых формируется   речь   ребенка   (правильная   речь   окружающих,   подражание взрослым и др.).  К концу первого года жизни появляются первые слова.  Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет).  Этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет за   говорящим   и   сам   произносит   слова.   При   этом   малыш   путает   звуки, переставляет их местами, искажает, опускает. Ситуационную речь ребенок сопровождает жестами, мимикой. С   полутора   лет   слово   приобретает   обобщенный   характер.   Появляется возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний, накопления новых слов.  На протяжении 2­го и 3­го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря.  Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. — 7 — 25 слов; к концу 2­го года — 50 слов; к 3 годам— около 250­300слов.  Значения слов становятся все более определенными.  К началу 3­го года жизни у ребенка начинает формироваться фразовая речь и вместе с ней грамматический строй речи.  Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет).  На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более   развивается   навык   слухового   контроля   за   собственным произношением,  умение  исправлять  его  в   некоторых   возможных  случаях. Иными словами, формируется фонематическое восприятие.  В   этот   период   продолжается   быстрое   увеличение   словарного   запаса. Активный словарь ребенка к 4 — 6 годам достигает 3000 — 4000 слов.  Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью.  Дети   4­го   года   жизни   пользуются   в   речи   простыми   и   сложными предложениями.  Наиболее  распространенная   форма  высказываний  в   этом возрасте   —   простое   распространенное   предложение   («Я   куклу   в   такое красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»).  На   5   году   жизни   дети   относительно   свободно   пользуются   структурой сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы пошли   домой,   нам   подарки   дали:   разные   конфеты,   яблоки,   апельсины»; «Какой­нибудь   умный   и   хитрый   дяденька   купил   шарики,   сделал   свечки, подбросил на небо, и получился салют»).  Начиная   с   этого   возраста,   высказывания   детей   напоминают   короткий рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее и большее количество предложений.  В   пятилетнем   возрасте   дети   без   дополнительных   вопросов   составляют пересказ сказки (рассказа) из 40 — 50 предложений, что свидетельствует об успехах   в   овладении   одним   из   трудных   видов   речи   —   монологической речью.  В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать (различать) гласные и согласные звуки, далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, — сонорные, шипящие и свистящие звуки.  К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.  К   этому   же   времени   заканчивается   формирование   правильного звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.  от рождения до 1 года от 1 года до 2 лет от 2 до 3 лет Примерные сроки усвоения звуков гласные звуки: а, о, у, и; некоторые согласные (м, п, б, к, г) усваивает звуки: н, нь, т, ть, д, дь, ф, фь, г, гь, х, хь, сь, ц, ль, й ы, э, л, с, з, ц, ж, ч, ш, различает твёрдые и мягкие согласные (т­ть, н­нь, с­сь от 3 до 4 лет 5 лет и т.д.) правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц; может наблюдаться смешение шипящих и свистящих звуков (шапка – "сапка", зонтик – "жонтик"). правильно произносит звуки л, р, рь; становление правильного звукопроизношения завершается Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет).  Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.  Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.  Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи ребенка   —   от   восприятия   и   различения   звуков   до   осознанного использования всех языковых средств.  Разумеется,   указанные   этапы   не   могут   иметь   строгих,   четких   границ. Каждый из них плавно переходит в последующий.  Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:   быть   здоровым   психически   и   соматически   (sота  (греч.)   —   тело человека (организм).);   иметь нормальные умственные способности;   иметь нормальный слух и зрение;   обладать достаточной психической активностью;   обладать потребностью в речевом общении;    иметь полноценное речевое окружение.  Нормальное   (своевременное   и   правильное)   речевое   развитие   ребенка позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым тесным образом связаны с развитием мышления.       Если   у   вашего   ребёнка   речевое   развитие   не   соответствует   данному возрасту,   то   ему   необходима     медико­психолого­педагогическая   и логопедическая   помощь,   которую   помогут   организовать   специалисты здравоохранения и образования.

Доклад к общему районному родительскому собранию "Возрастные особенности речевого развития детей"

Доклад к общему районному родительскому собранию "Возрастные особенности речевого развития детей"

Доклад к общему районному родительскому собранию "Возрастные особенности речевого развития детей"

Доклад к общему районному родительскому собранию "Возрастные особенности речевого развития детей"

Доклад к общему районному родительскому собранию "Возрастные особенности речевого развития детей"

Доклад к общему районному родительскому собранию "Возрастные особенности речевого развития детей"

Доклад к общему районному родительскому собранию "Возрастные особенности речевого развития детей"

Доклад к общему районному родительскому собранию "Возрастные особенности речевого развития детей"

Доклад к общему районному родительскому собранию "Возрастные особенности речевого развития детей"

Доклад к общему районному родительскому собранию "Возрастные особенности речевого развития детей"

Доклад к общему районному родительскому собранию "Возрастные особенности речевого развития детей"

Доклад к общему районному родительскому собранию "Возрастные особенности речевого развития детей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.03.2018