Доклад к общему районному родительскому собранию "Возрастные особенности речевого развития детей"
Оценка 4.8
Работа с родителями
docx
родителям +1
Взрослым
18.03.2018
Данный материал рассчитан на участие в районном родительском собрании Службы психолого-педагогического процесса. Продолжительность доклада в течение 10 - 15 минут. Доклад позволяет кратко ознакомить родителей с особенностями речевого развития детей от 0 до 17 лет и своевременно дать представление родителям о том, что если у ребёнка есть нарушение речи или отставание в освоении русского языка, то им необходима консультация специалистов образования и здравоохранения.Доклад учителя-логопеда от Службы психолого-педагогического процесса Забайкальского района, Забайкальского края
доклад к собранию.docx
Районное Управление образованием
Муниципального района
«Забайкальский район»
Доклад к родительскому собранию
«Возрастные особенности речевого развития детей»
Подготовил: учительлогопед
высшей квалификационной категории
Осипова Раиса Анатольевна. пгт. Забайкальск, 2016г.
Много на земле живых существ.
Из них только человек обладает даром речи, даром слова.
Лев Васильевич Успенский
Речь возникает и развивается при наличии нескольких условий:
• 1. Нормальное созревание и функционирование центральной нервной
системы (ЦНС) – биологическая предпосылка
• 2. Наличие общения ребёнка со взрослым социальная предпосылка.
Важно, чтобы взрослый был биологически близок – мать, отец.
Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи
детей, поразному их называют, указывают различные возрастные границы
каждого.
Алексей Николаевич Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении
речи детей:
1й — подготовительный — до одного года;
2й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;
3й — дошкольный — до 7 лет;
4й — школьный.
Остановимся подробно на характеристике этих этапов.
Итак, первый этап — подготовительный (с момента рождения ребенка
до одного года).
С момента рождения у ребенка появляются голосовые реакции, что
способствуют развитию тонких и разнообразных движений трех отделов
речевого аппарата: дыхательного, голосового, артикуляционного. Через две
недели ребёнок начинает реагировать на голос говорящего.
Около 2 мес. появляется гуление.
К началу 3го мес. — лепет.
С 5 мес. ребенок слышит звуки, видит у окружающих артикуляционные
движения губ и пытается подражать. С 6 мес. ребенок путем подражания произносит отдельные слоги (мамама,
бабаба, тятятя, папапа и др.).
В дальнейшем путем подражания ребенок перенимает постепенно все
элементы звучащей речи: не только фонемы, но и тон, темп, ритм, мелодику,
интонацию.
Во втором полугодии малыш воспринимает определенные звукосочетания и
связывает их с предметами или действиями.
В возрасте 7 — 9 мес. ребенок начинает повторять за взрослым все более и
более разнообразные сочетания звуков.
С 10 — 11 мес. появляются реакции на слова (уже независимо от ситуации и
интонации говорящего).
В это время особо важное значение приобретают условия, в которых
формируется речь ребенка (правильная речь окружающих, подражание
взрослым и др.).
К концу первого года жизни появляются первые слова.
Второй этап — преддошкольный (от одного года до 3 лет).
Этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое
внимание к артикуляции окружающих. Он очень много и охотно повторяет
за говорящим и сам произносит слова. При этом малыш путает звуки,
переставляет их местами, искажает, опускает. Ситуационную речь ребенок
сопровождает жестами, мимикой.
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. Появляется
возможность понимания словесного объяснения взрослого, усвоения знаний,
накопления новых слов.
На протяжении 2го и 3го года жизни у ребенка происходит значительное
накопление словаря.
Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного
запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. — 7 — 25 слов; к
концу 2го года — 50 слов; к 3 годам— около 250300слов.
Значения слов становятся все более определенными.
К началу 3го года жизни у ребенка начинает формироваться фразовая речь
и вместе с ней грамматический строй речи.
Третий этап — дошкольный (от 3 до 7 лет).
На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное
звукопроизношение. На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все
более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях.
Иными словами, формируется фонематическое восприятие.
В этот период продолжается быстрое увеличение словарного запаса.
Активный словарь ребенка к 4 — 6 годам достигает 3000 — 4000 слов.
Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя
речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью.
Дети 4го года жизни пользуются в речи простыми и сложными
предложениями. Наиболее распространенная форма высказываний в этом
возрасте — простое распространенное предложение («Я куклу в такое
красивое платье одела»; «Я стану большим сильным дядей»).
На 5 году жизни дети относительно свободно пользуются структурой
сложносочиненных и сложноподчиненных предложений («Потом, когда мы
пошли домой, нам подарки дали: разные конфеты, яблоки, апельсины»;
«Какойнибудь умный и хитрый дяденька купил шарики, сделал свечки,
подбросил на небо, и получился салют»).
Начиная с этого возраста, высказывания детей напоминают короткий
рассказ. Во время бесед их ответы на вопросы включают в себя все большее
и большее количество предложений.
В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют
пересказ сказки (рассказа) из 40 — 50 предложений, что свидетельствует об
успехах в овладении одним из трудных видов речи — монологической
речью.
В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала
ребенок начинает дифференцировать (различать) гласные и согласные звуки,
далее — мягкие и твердые согласные и, наконец, — сонорные, шипящие и
свистящие звуки.
К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него
должно быть сформировано фонематическое восприятие.
К этому же времени заканчивается формирование правильного
звукопроизношения и ребенок говорит совсем чисто.
от рождения до 1
года
от 1 года до 2 лет
от 2 до 3 лет
Примерные сроки усвоения звуков
гласные звуки: а, о, у, и;
некоторые согласные (м, п, б, к, г)
усваивает звуки:
н, нь, т, ть, д, дь, ф, фь, г, гь, х, хь, сь, ц, ль, й
ы, э, л, с, з, ц, ж, ч, ш,
различает твёрдые и мягкие согласные (тть, ннь, ссь от 3 до 4 лет
5 лет
и т.д.)
правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ,
а также звук ц; может наблюдаться смешение шипящих
и свистящих звуков (шапка – "сапка", зонтик –
"жонтик").
правильно произносит звуки л, р, рь;
становление правильного звукопроизношения
завершается Четвертый этап — школьный (от 7 до 17 лет).
Главная особенность развития речи у детей на данном этапе по сравнению с
предыдущим — это ее сознательное усвоение. Дети овладевают звуковым
анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний.
Ведущая роль при этом принадлежит новому виду речи — письменной речи.
Итак, в школьном возрасте происходит целенаправленная перестройка речи
ребенка — от восприятия и различения звуков до осознанного
использования всех языковых средств.
Разумеется, указанные этапы не могут иметь строгих, четких границ.
Каждый из них плавно переходит в последующий.
Для того чтобы процесс речевого развития детей протекал своевременно и
правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:
быть здоровым психически и соматически (sота (греч.) — тело
человека (организм).);
иметь нормальные умственные способности;
иметь нормальный слух и зрение;
обладать достаточной психической активностью;
обладать потребностью в речевом общении;
иметь полноценное речевое окружение.
Нормальное (своевременное и правильное) речевое развитие ребенка
позволяет ему постоянно усваивать новые понятия, расширять запас знаний
и представлений об окружающем. Таким образом, речь, ее развитие самым
тесным образом связаны с развитием мышления.
Если у вашего ребёнка речевое развитие не соответствует данному
возрасту, то ему необходима
медикопсихологопедагогическая и
логопедическая помощь, которую помогут организовать специалисты
здравоохранения и образования.
Доклад к общему районному родительскому собранию "Возрастные особенности речевого развития детей"
Доклад к общему районному родительскому собранию "Возрастные особенности речевого развития детей"
Доклад к общему районному родительскому собранию "Возрастные особенности речевого развития детей"
Доклад к общему районному родительскому собранию "Возрастные особенности речевого развития детей"
Доклад к общему районному родительскому собранию "Возрастные особенности речевого развития детей"
Доклад к общему районному родительскому собранию "Возрастные особенности речевого развития детей"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.