Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».
Оценка 5

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Оценка 5
Педсоветы
docx
изобразительное искусство
Взрослым
23.04.2017
Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».
Важное условие эффективности обучения и воспитания- это прежде всего психологический комфорт в школе.Без психологического комфорта в образовательной среде не сможет формироваться творческая личность, способная к самосовершенствованию.В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.
Педсовет 2015 Психологический комфорт в школе.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение « Иншинская основная общеобразовательная школа» Утверждаю               Директор школы __________ Е.А. Шелобанова Доклад по теме: «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».                                                  учитель   ИЗО   Васильева Ольга Сергеевна Подготовила 2015 уч.Год Тема педсовета: «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания». Задачи педсовета (Слайд 2) 1.   Проанализировать   состояние   психологического   климата   в   школе   и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды в школе и препятствующие этому. 2.   Сформировать   мотивацию   педагогического   коллектива   на   создание комфортной среды на уроках. Начать свой доклад мне хочется с эпиграфа, автором которого является доктор педагогических наук, основатель гуманистической воспитательной системы  современной массовой школы Владимир Абрамович Караковский, (слайд 3) читаю . . . Из всех показателей оценки школы главной следует считать  самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому  ребенку и взрослому. В.А. Караковский «Школа – второй дом», ­ как часто мы слышим эти слова. Однако, принимая эти слова за аксиому, мы порой не задумываемся о том, как нужно строить жизнь в   школе,   чтобы   она   действительно   стала   вторым   домом   для   каждого, перешагнувшего её порог.  ( слайд 4) Школа …  Для учителя – это храм знаний.  Для ученика – дом общения со сверстниками и взрослыми.  Школа ­ место, где всегда должно быть интересно и увлекательно.    Школа – очень важный период в жизни каждого человека. Ведь школа – это не только   учеба,   а   мир   общения,   радостей,   переживаний,   взлетов;   мир   красоты, игры, сказки, музыки; мир фантазий, творчества. Сделать школьные годы золотой порой в жизни каждого ребенка – долг каждого учителя. Большинство детей приходят в школу с явным желанием учиться. Все ученики непосредственны, любопытны, открыты, доверчивы. Они уверены, что школа их всему научит, ждут от нее новой интересной жизни. Но зачастую ребенок быстро понимает, что учеба – это тяжелый труд, и не всегда он приносит радость. И тут желание ребенка гаснет, а иногда и пропадает совсем. А как важно ­интерес к школе, с которым приходят дети, разжечь в неугасимый огонь познания.         Всем нам присуще стремление к комфорту, к тому, чтобы ничто не омрачало наш быт и труд. Предлагаю задуматься о том, как чувствуют себя в школе наши дети. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние   психики   школьника,   его   желание   учиться,   а   в   итоге   –   на   его успеваемость.    Общеобразовательная   школа   должна   формировать   целостную   систему   универсальных   знаний,   умений,   навыков,   а   также   опыт   самостоятельной деятельности   и   личной   ответственности   обучающихся,   инициативности, самостоятельности,   толерантности,   способности   к   успешной   социализации   в обществе.             Психологический   климат   –   так   можно   определить   важный   фактор,   отличающий хорошую школу: здесь должно быть комфортно всем, такую школу не захочется ни сравнивать с какой – либо другой, ни стремиться побыстрее сменить место учебы (если говорить об учениках) или работы.  Психологический комфорт в школе – важнейшее условие эффективности обучения   и   воспитания,   саморазвития   и   самореализации   каждого,   кто переступает   порог   образовательного   учреждения.   Создать   в   образовательном учреждении   атмосферу   сотрудничества,   сотворчества,   выстроить   основы, необходимые для содружества взрослых и детей, – непростая задача, посильная лишь команде неравнодушных и творческих  педагогов, которые знают законы психологии   и   хотят   научить   детей   использовать   их   в   своей   жизни.   От   того, насколько комфортно чувствует себя ребенок в школе, зависит успешность его обучения.   В   создании   комфортных   условий   значительная   роль   принадлежит    личности   учителя,   стилю   его   взаимоотношений   с   учащимися.   Этот   фактор особенно значим на начальном этапе обучения, когда состояние класса зависит, прежде всего, от учителя.           Как же создать в образовательном учреждении атмосферу комфорта и доброжелательности?  Как научить жить в ладу с собой, являясь при этом членом большого коллектива? С чего же начать непростую работу, цель которой – создание психологического комфорта в школе? Без   психологического   комфорта   в   образовательной   среде   не   сможет формироваться   творческая   личность,   способная   к   самосовершенствованию.   Я считаю,   что   для   создания   психологического   климата   необходимы   методы, которые отражают уважение человеческого достоинства ребенка, чтобы ученик чувствовал   себя   спокойно   и   уверенно.   Необходимо   в   работе   с   детьми присутствие ситуации успеха, которая формирует у ребенка уверенность в себе. (Слайд   5)  читаю  Каждая   притча   имеет   смысл.   И   эта,   которую   мы прочитаем ­ тоже. Но, прочитав ее ­ задумайтесь, а ваша жизнь и ваш путь ­ они в чьих руках. В Ваших или нет? «ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ…»            (восточная притча)   Давным­давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый   способный   из   них   однажды   задумался:   «А   есть   ли   вопрос,   на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась   лапками   за   его   руки,   и   ученику   было   щекотно.   Улыбаясь,   он подошёл к Мастеру и спросил: —   Скажите,   какая   бабочка   у   меня   в   руках:   живая   или   мёртвая?   А   сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Он   крепко   держал   бабочку   в   сомкнутых   ладонях   и   был   готов   в   любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил: — Всё в твоих руках. Притча   «Все   в   твоих   руках…»   раскрывает   очень   глубокий   смысл.   От каждого человека зависит жизнь не только маленькой бабочки, а также своя судьба и положение дел во Вселенной.      В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут   чувствовать   себя   “как   дома”,   атмосферу   психологического   комфорта, атмосферу   любви   и   принятия   учащихся.  Учителя   нашей   школы   стараются создать положительный эмоциональный тонуc, атмосферу доброжелательности, которая   позволяет   снимать   невзгоды,   разрушающие   здоровье   детей   –   это одобрения, добрый, ласковый тон, похвалы).     Важно вовремя поддержать школьника, похвалить, побудить стремление стать лучше. Считаю похвалу ведущей формой стимуляции активности учащихся. Но она   должна  быть  обоснованной   и  не  чрезмерной.  Стоит  заметить,  что  одного ребенка   частая   похвала   побуждает   к   дальнейшей   работе,   другого   ослепляет. Эмоции его настолько сильны, что внимание рассеивается, работоспособность снижается. Такого ученика лучше  хвалить в конце урока, а на уроке создать условия для спокойной, ровной работы. В конце урока необходимо поощрить каждого ученика: одних за быструю, правильную и четкую работу в течение всего урока, других за то, что сегодня работали лучше, чем вчера, третьих за то, что помогли   товарищу   и   т.д.   На   начальном   этапе   обучения   нельзя   скупиться   на похвалу, одобрение, поддержку. И тогда дети с желанием пойдут в школу, поделятся своими радостями и огорчениями с учителем и с друзьями, у них появится стремление помочь друг другу,   научатся   сочувствовать   и   сопереживать.   И   только   благодаря положительному эмоциональному климату нам удастся сформировать у детей познавательную   активность,   помочь   овладеть   умениями   и   навыками   в   разных видах деятельности. Приходя   к   нам   учиться,   дети   должны   почувствовать   себя   счастливыми. Счастливого   ребенка   легче   учить   и   воспитывать.   Ребенку   важно   успешно учиться, почувствовать себя умным, догадливым, сообразительным. Ведь успех – это   источник   радости,   вдохновляющий   на   новый   успех.   Залогом   успешного ученика должен стать учитель, который несет в себе жизнеутверждающее начало, уверенность,   радость   и   счастье.   Чуткие,   внимательные   и   восприимчивые   к интересам   школьников,   открытые   ко   всему   новому   учителя   –   ключевая особенность школы будущего. Психологический комфорт в школе ­ важное условие эффективности обучения и воспитания. (Слайд 6) Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт?» Красота Органичность К О М Мама Ф О Р Т Фантазия Отдых Радость Тепло Что такое комфорт? Обратимся к толковым словарям. (Слайд7) читаю  Комфорт ­ заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский). Комфорт   ­   условия   жизни,   пребывания,   обстановка,   обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов). Психологический комфорт ­ условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.    В развивающих системах обучения принцип психологической комфортности в школе   является   ведущим.   Он   предполагает   снятие   (по   возможности)   всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома». Мы с вами все знаем, что никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они основаны на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка.   Высшее искусство   учителя   в   сотрудничестве   с   детьми   состоит   в   том,   чтобы   при максимальной требовательности к ним не подавить их активность, не исказить эмоциональный   тон,   сохранить   в   них   самоуважение   и   чувство   собственного достоинства, стимулировать их творческую активность. Как писал поэт Борис Слуцкий: (Слайд 8) Ничему меня не научит То, что тычет, талдычит, жучит... Однако   психологическая   комфортность   необходима   не   только   для   развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей. (Слайд 9) Факторы, формирующие здоровье Если рассматривать факторы, формирующие здоровье человека, то мы увидим, что наследственность определяет 15­20%,  здоровье, медицина и экология – по 10­15%, а окружающая среда – 50­55%.  Что   же   входит   в   понятие   «окружающая   среда»?   В   первую   очередь,   это социум (друзья, школа и т.д.).  В школе дети и учителя находятся с утра до вечера. И большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то, насколько   школа   как   «окружающая   среда»   обеспечивает   ребенку   и   педагогу комфортное состояние. Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В школе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребенок должен   ощущать   веру   учителя   в   свои   силы.   Ситуация   успеха   (Я   могу!) формирует   у   ребенка   веру   в   себя,   учит   преодолевать   трудности,   помогает осознать свое продвижение вперед. (Слайд   10)  Критерии  эффективного  с   точки  зрения   сохранения   здоровья школьников Отсутствие усталости у детей и учителя Положительный эмоциональный настрой Удовлетворение от сделанной работы Желание продолжать работу Создание   ситуации   успеха   как   один   из   факторов   обеспечения психологического комфорта в школе.            Задача   учителя   организовать   определенную   систему   мер   по   созданию психологического комфорта в школе. Такую систему мер мы попробуем сегодня разработать. (Слайд 11) читаю   В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя­ практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.       Это   декларируется   в   законе   РФ   “Об   образовании”.   Наличие   или отсутствие   психологического   комфорта   оказывает   влияние   на   состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость В   статье   56.3   говорится   “о   прекращении   трудового   договора   с педагогом   в   случае   применения,   в   том   числе   однократного,   методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося”.  Статья 32.3 “Образовательное учреждение несет ответственность за качество   образования   своих   выпускников”.   Наличие   или   отсутствие психологического   комфорта   оказывает   влияние   на   состояние   психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость. (Слайд 12) читаю  В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28.2 гласит: “Государства­ участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией”. В   Концепции   модернизации   российского   образования   на   период   до 2010   года   п.   2.1   указывает:   “Доступность   качественного   образования означает государственные гарантии: обучения в условиях, гарантирующих защиту   прав   личности   обучающегося   в   образовательном   процессе   его психологическую и физическую безопасность”.   Кроме   того,   в   п.   2.2   отмечается:   “Школа   должна   формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной   деятельности   и   личной   ответственности   обучающихся”, “инициативности,   самостоятельности,   толерантности,   способности   к успешной социализации в обществе”.        Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.   Очевидно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития   ребенка,   сохранения   и   укрепления   его   психологического   здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь , ­ основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научиться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать   систему   научных   знаний   и   социальных   навыков,   развивать   свои способности и строить образ «Я». Это означает, что современная  школа должна всерьез и по­настоящему становиться не только местом, где детей учат, но и пространством   их   полноценного   взросления,   питательной   средой   становления успешных,  счастливых   и   здоровых   людей.  Это   возможно   только   в  атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально­психологического климата в образовательном   учреждении.   А   для   этого,   школа   должна   быть   территорией безусловной психологической безопасности.  (Слайд 13) читаю Психологический комфорт необходим для: Успешного развития Успешного усвоения знаний Благоприятного физического состояния Благоприятного эмоционального состояния (Слайд   14)   психологическому комфорту.    Естественно,   существуют   различные   ситуации,   мешающие Читаю Что мешает психологическому комфорту?  У учащихся (по данным психологической диагностики) такими «мешающими» факторами являются:  неуверенность в себе; повышенная утомляемость; замедленность темпа деятельности;  повышенная потребность во внимании;  повышенная двигательная активность; трудности в переключении с одной деятельности на другую. У   учителей  (по   данным   статистики)   факторами   возникновения   дискомфорта выступают:  физическая и психологическая напряженность труда; постоянное оценивание со стороны различных людей; высокий уровень ответственности; тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся;  разные стили управления педагогическими кадрами.  (слайд   15)      Вообще   говоря,   разбирая   потенциальные   «критические   точки», можно   выделить   несколько   групп   факторов,   составляющих   окружение школьника. Это:            Группы факторов, составляющих окружение школьника: ­ психолого­педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу); ­ социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.); ­ физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.) (Слайд 16)   Обратившись к работам современных психологов и физиологов, мы можем     выделить так называемые школьные факторы риска, остающиеся, по мнению исследователей, устойчивыми и труднопреодолимыми в течение многих десятилетий во всех школах мира: Факторы риска ∙         несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка; .     стрессовая тактика педагогических воздействий; ∙     нерациональная организация образовательного процесса, в особенности режима движений, отдыха, питания;  ∙     предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий;  ∙        изматывающие, издергивающие  нервную  систему  детей  умственные, эмоциональные и физические перегрузки;  ∙     педагогический и родительский «психоз» отличных отметок; ∙     формализм программных знаний;  ∙           нервозность   школьной   обстановки,   в   которой   царит   торопливость, напряжение; ∙ недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности.  По данным опроса учащихся многих школ комфортно себя чувствуют в школе лишь 58 % уч­ся, 28 % ­ конфликтуют с учителями.  Какая ситуация в нашей школе? Было проведено анкетирование. По результатам анкетирования учащихся 5– 9 кл. 100% учеников отметили, что в нашей школе они чувствуют себя комфортно. И это нас радует. В   педагогической   литературе   наиболее   полно   дана   характеристика психологического   климата.   Под   психологическим   климатом   А.С.   Макаренко понимал: «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального   тона   классного   коллектива.   Конкретизируя   мажорный   тон,   он выделял следующие его признаки:  Дружеское   единение   в   системе   «учитель­ученик».   Во   внутренних отношениях   можно   критиковать   и   наказывать   воспитанников,   вовне   этих специальных   форм   воздействия   необходимо   отдавать   должное   каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его;     Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика; Защищенность  всех  членов классного коллектива. Ни один  ученик  не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности; Разумная и полезная деятельность всех на уроке; Умение быть сдержанным в движениях, словах. Однако очень часто наш тон общения с детьми, манера преподавания вызывает у школьников   ни   уверенное   спокойствие   и   готовность   к   действию,   а   чувство тревожности.  Исследования показали, что позиция учителя в школе, стиль его поведения и общения   серьезно   влияют   на   благоприятный   климат,   отношение   учащихся   к учению.   Особое   значение   приобретает   слово   учителя.   Еще   А.С.   Макаренко говорил,   обращаться   к   учителям:   «…   Нужно   уметь   сказать   так,   чтобы   они (ученики)   в   вашем   слове   почувствовали   вашу   волю,   вашу   культуру,   вашу личность».   При   этом   он   отмечал,   что   этому   надо   учиться.   Действительно, овладение культурой слова ­ неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления.  (слайд 17) читаю Благоприятный   психологический   климат   в   школе   служит   одним   из показателей   успешности   обучения   и   воспитания:   заряд   положительных эмоций,   полученных   школьниками   и   самим   учителем,   определяет позитивное воздействие школы на здоровье.        Благоприятный климат в школе зависит от многих и многих факторов.   Учителю   важно   помнить,   что   психологический   климат   в   школе   начинает создаваться   вне   урока.   Взаимоотношения   учителя   с   учениками   –   важнейшее условие психологической атмосферы в школе. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет ­ все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.       Для того, чтобы обеспечить комфортностью обучения, нельзя забывать и об индивидуально­   личностном   подходе   в   образовательном   процессе.   Т.е. стремиться обеспечить наличие такого режима в школе, когда ребенку даются посильные   интеллектуальные   и   физические   нагрузки,   когда   воспитанник   не замыкается в себе, а стремится к общению со сверстниками, с окружающими его людьми.                    Исходя  из  возможностей  детского  коллектива  должно  определяться содержание   обучения,   учебные   планы,   программы,   виды   деятельности, методическое обеспечение уроков, разумное чередование учебной деятельности и   отдыха,   создание   системы   воспитания   и   развития   творческих   способностей детей.                      Низкая психологическая комфортность учащихся на уроке влияет на индекс качества обученности по предмету. Чем у учащихся выше уровень  общеучебных умений, тем легче им учиться и учить, тем меньше отрицательных эмоций у учеников, а отсюда и высокая степень комфортности.  Ведь   каждый   из   нас   стремится   совершенствовать   свои   знания   в   той   области, которая ему интересна и нужна, исходя из его личных или профессиональных потребностей. Так и школьники, в основной своей массе, стремятся качественнее освоить тот предмет, значимость которого для себя они хорошо понимают или к этому предмету учителем сформирован устойчивый интерес.                     Одним из важных условий, влияющих на успешность образовательного процесса,   является   выраженная   мотивация   получения   знаний   по   предмету. Проведенное   исследование   этой   проблемы   среди   учащихся   старших   классов показало, что:  ­ 83% учащихся не понимают вообще, для чего изучают некоторые предметы, т.к. «они не нужны ни для будущей профессии, ни для практической жизни».  Лидерами здесь стали: Химия – 35%, Физика ­ 20%. ­   55%   учащихся   считают,   что   для   дальнейшей   жизни   им   особенно пригодятся только некоторые предметы:   Физика – 4% ­ позволяет реализовать творческие потребности, изобретать;  Английский язык – 5% ­ расширяет возможности общения;  История ­ 7% ­ позволяет знать историю своей страны, расширяет кругозор;  География – 3% ­ позволяет узнавать мир. На   1­е   место   по   степени   значимости   для   своей   дальнейшей   жизни выпускники поставили ­ Русский язык ­33%; На 2­е место – Биологию – 18%; На 3­е место – Обществознание ­15%;             Русский язык – 18% ­ для выстраивания взаимоотношений;  Обществознание   –   18%   ­   для   знания   своих   прав,   экономики,   участия   в политической жизни страны; Все предметы, входящие в учебный план выпускники  распределили  по степени   значимости   для   дальнейшей   своей   жизни.   Получилась   следующая картина: В первую пятерку по степени значимости предметов, имеющих наибольшее  значение для дальнейшей жизни школьников вошли: ­ русский язык – 97% ­ алгебра – 78% ­ обществознание – 54%. ­ английский язык – 45% ­ история – 43% Вторые по значимости предметы: ­ география – 57% ­ литература – 54% ­ информатика – 50% ­ геометрия – 40% ­ биология ­36% ­технология – 33% На последнее место по степени значимости предметов вышли: ­ Обж – 57% ­ химия – 54%  ­ Физика – 50% ­ Физкультура – 45%         Таким образом, устойчивый познавательный интерес, как один из критериев комфортной образовательной среды, у выпускников школ сформирован только к некоторым предметам. Это, те предметы, которые большинство учеников назвали интересными и полезными, а именно: обществознание и биология.         Исследование показало, что устойчивой мотивации у опрошенных к изучению большинства учебных предметов не сформировано.                Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у школьников   положительной   мотивации   к   учебной   деятельности   с   целью повышения   эффективности   учебного   процесса,   формирования   успешности школьников, а значит и создания психологической комфортности учащихся на уроке.       Таким образом, современному педагогу для повышения успешности обучения учащихся   необходимо   знать:   как   чувствует   себя   ученик   на   уроке;   как   он воспринимает учителя; каким ему видится отношение к себе, что он ощущает и о чем думает. В связи с чем, педагогу важно прослеживать динамику отношений в системе учитель­ученик, прогнозировать поведение и развитие личности ученика. Проблема  «При   отсутствии   благоприятного   психологического   климата школа не сможет решать поставленные задачи». (Слайд   18)  Что   же   можно   сделать   в   условиях   школы   для   сохранения психологического комфорта?  Обязательно   учитывать   физиологические   эмоционально­личностные особенности детей;  создавать ситуации успеха на уроке; выбрать наиболее подходящий стиль общения. Педагоги­психологи выделяют ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату: (Слайд   19)  Факторы,   способствующие   благоприятному   психологическому климату:    Учитель   должен   входить   в   общеобразовательное   учреждение   с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми   параллель.   Учителю   вообще   должно   быть   присуще   желание   и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме. Любое   эмоциональное   состояние,   включая   отрицательное,   можно выразить в деликатной форме.  Учитель   должен   хорошо   знать   возрастные   психологические особенности   учащихся,   а   также   развивать   в   себе   педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию в школе. Существует специальная технология общения, приемы которой убедительно демонстрирует американский ученый­психолог Д. Карнеги. (Слайд 20) читаю                                Специальная технология общения 1. УЛЫБАЙТЕСЬ! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дает! 2.   Помните,   что   для   человека   звук   его   имени   является   самым   важным звуком   в   человеческой   речи.   Как   можно   чаще   обращайтесь   к   другому человеку по имени. 3. Давайте четко и искренне признавать хорошее в других. 4. Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами, помнить их в течение всей жизни. 5. Желание понимать другого человека порождает сотрудничество. Подводя   итог   вышесказанному,   хотелось   бы   огласить   12   заповедей,   выполнение которых   благоприятно   скажется   на   улучшении   комфортности   образовательной среды: (Слайд 21)      читаю Заповеди учителя – Уважай детей! Защити их любовью и правдой. – Не навреди! Ищи в детях хорошее. – Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются. – Не приписывай успех себе, а вину ученику. –   Ошибся   –   извинись,   но   ошибайся   реже.   Будь   великодушным,   умей прощать. – На уроке создавай ситуацию успеха. – Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах. – Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине. – Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира. –   Не   ищи   в   лице   родителей   средство   для   расправы   за   собственную беспомощность в общении с детьми. – Оценивай поступок, а не личность. – Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. Профессия   учителя   не   терпит   шаблона,   отставания   от   требований   времени. Человек,   посвятивший   ей   жизнь,   должен   обладать   всеми   теми   качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе ­ это человек из будущего,   пришедший   к   детям   для   того,   чтобы   воодушевлять   их   мечтой   о будущем, научить их утверждать в настоящем идеалы будущего. Использованная литература: 1. "Толковый словарь русского языка", Ожегов С.И. 2. Кузнецова, Л.В. Ситуация успеха на уроке / Л.В. Кузнецова, // 3. Кореневская, В.А. Всем ли комфортно в школе? методическое Начальная школа. - 2003. - №4. пособие./ В.А. Кореневская, - Кемерово: изд. обл. ИУУ, 1999. - с.112. Решение: 1. На заседаниях методических объединений обсудить проблему разноуровневого обучения,   определить   возможность,   способы   и   приемы   его   осуществления. (Ответственный: руководители ШМО.) 2. Кл.рук.провести собеседования, анкетирование, тренинги с группой учащихся, слабоуспевающих и пропускающих уроки. 3. Принять за основу поведения учителя и отношения его к ученику следующие заповеди: – Уважай детей! Защити их любовью и правдой. – Не навреди! Ищи в детях хорошее. –   Замечай   и   отмечай   малейший   успех   ученика.   От   постоянных   неудач   дети озлобляются. – Не приписывай успех себе, а вину ученику. – Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать. – На уроке создавай ситуацию успеха. – Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах. – Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине. – Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира. –   Не   ищи   в   лице   родителей   средство   для   расправы   за   собственную беспомощность в общении с детьми. – Оценивай поступок, а не личность. – Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность. 5.   В   целях   предупреждения   конфликтных   ситуаций,   вызванных   постановкой отметки   учителем,   каждому   учителю   комментировать   выставляемую   отметку, использовать прием самооценки учащимися своей работы, привлекать учащихся для оценивания ответа одноклассников. 6. В начале учебного года знакомить учащихся и их родителей (на родительском собрании) с нормами выставления отметок и системой контроля знаний учащихся по каждому предмету.

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».

Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017