Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс
Оценка 4.8

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
изобразительное искусство +1
Взрослым
27.02.2018
Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс
Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для младших школьников, разнообразно по видам деятельности. При использовании нетрадиционных техник рисования хорошие результаты получаются у всех детей. Содержание программы «Фантазия» полностью соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования и уровнем образовательной программы по изобразительной деятельности. Программа рассчитана на 3 года. Согласно учебному плану всего на проведение занятий внеурочной деятельности курса «Фантазия» в начальной школе выделяется 101 час (1 час в неделю): 1 класс-33 часа, 2 класс-34 часа, 3 класс-34 часа
внеурочная деятельность Фантазия 1б класс.docx
Муниципальное общеобразовательное  учреждение “Средняя школа №2”   Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных  классов                     Протокол № 1  от «    » августа 2017г.  « СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора  поУВР _____________/Вайс  О.И./                                      «  » августа 2017г.   «УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ СШ № 2 _____________/Бутов  Ю.В./                              Приказ № 222 от «    » августа 2017 г.                                            РАБОЧАЯ ПРОГРАММА                                     ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                                                     «ФАНТАЗИЯ»            (художественно – эстетическое направление)                                                           1­3 КЛАСС                         ЗОЛОТАРЕВОЙ ЛЮДМИЛЫ НИКОЛАЕВНЫ                                                                                        Принято на заседании                                                                                         педагогического совета                                                                                        протокол № 1                                                                                         от «     » августа 2017г.                                                                                                                                                                              г. Богородицк                                              2017 – 2020 учебный год АННОТАЦИЯ В   настоящее   время   возникла   необходимость   включения   во   внеурочную   работу   по изобразительному искусству всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному   курсу.   Внеурочная   работа   по   изобразительному   искусству   –   органичная   часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его. Эта   программа   поможет   нашим   детям   освоить   азы   художественного   мастерства,   расширить горизонты мировоззрения. Вовсе не обязательно, что каждый из тех, кто посещает занятия в кружке свяжет свою жизнь с творчеством, но     понимание гармонии и цвета вполне может пригодиться. Позитивные эмоции и восторг детей – гарантированы! Кроме того, рисование, как и многие другие виды творчества, по мнению психологов, способно объединить родителей и детей духовно. Физиологи же, отмечают , что рисование имеет опосредованное воздействие на развитие определенных центров головного мозга. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Содержание   данной   программы   насыщенно,   интересно,   эмоционально   значимо   для   младших школьников, разнообразно по видам деятельности. При использовании нетрадиционных техник рисования хорошие результаты получаются у всех детей. Содержание   программы   «Фантазия»   полностью   соответствует     требованиям   Федерального Государственного   Образовательного   Стандарта   начального   общего   образования   и   уровнем образовательной программы по изобразительной деятельности.  Программа рассчитана на 3 года. Согласно учебному плану всего на проведение занятий внеурочной деятельности курса  «Фантазия» в начальной школе выделяется 101 час (1 час в неделю):  1 класс­33 часа, 2 класс­34 часа,  3 класс­34 часа СОДЕРЖАНИЕ 1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………4­5 стр.                                                                                                                                                           2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА………………………………………………….5 стр.  3. ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ……………………………………………    6 стр. 4. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА………………………………….6­7  стр. 5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ……………………………………...7­8 стр. 6. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ…………………………………………8­9  стр. 7. ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ……………………………………..9­11 стр. 8. ОПИСАНИЕ МЕСТА  КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ………………..11 стр. 9. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ …………………………………12 стр. 10.  СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ …………………………………………12­18 стр. 11. ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ………………………………………..18 стр. 12.   МАТЕРИАЛЬНО­ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММ ……………………………………………………………………………..19 стр. 13.   КАЛЕНДАРНО­ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  1 КЛАСС……………………………………………………………….20­21стр.    14. КАЛЕНДАРНО­ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                       2  КЛАСС……………………………………………………………….21­22  стр. 15. КАЛЕНДАРНО­ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС………………………………………………………………22­24 стр.              16.  Приложение 1.  СЛОВАРЬ ЮНОГО ХУДОЖНИКА……………24­26 стр.             17. Приложение 2. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ………                    ……………………………………………………………………………26­31 стр.                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА       Рабочая программа к курсу « Фантазия » составлена  в соответствии с  требованиями  Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273­ФЗ (с изменениями и дополнениями).  Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г.         № 03­296   «Об   организации   внеурочной   деятельности   при   введении   федерального государственного образовательного стандарта общего образования».      Письмо   департамента   образования   и   науки   от   14.09.2011   г.   №47­14163/11­14   «Об особенностях   организации   внеурочной   деятельности   в   классах   общеобразовательных учреждений,   реализующих   федеральный   государственный   образовательный   стандарт начального общего образования».  Национальная образовательная стратегия «Наша новая школа»  ФГОС НОО   Основной образовательной программы начального общего образования МОУ СШ №2 В   настоящее   время   возникла   необходимость   включения   во   внеурочную   работу   по изобразительному искусству всех учащихся. Это обусловлено повышением интереса учащихся к школьному   курсу.   Внеурочная   работа   по   изобразительному   искусству   –   органичная   часть учебного процесса, она дополняет, развивает и углубляет его. На   внеурочной   работе   несравненно   больше,   чем   на   уроке,   создаются   условия   для   развития индивидуальных   задатков,   интересов,   склонностей   учащихся,   да   и   сама   внеурочная   работа, призванная   учитывать   личные   запросы   школьника,   стремится   к   их   удовлетворению,   требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении. Эта   программа   поможет   нашим   детям   освоить   азы   художественного   мастерства,   расширить горизонты мировоззрения. Вовсе не обязательно, что каждый из тех, кто посещает занятия в кружке свяжет свою жизнь с творчеством, но     понимание гармонии и цвета вполне может пригодиться. Позитивные эмоции и восторг детей – гарантированы! Кроме того, рисование, как и многие другие виды творчества, по мнению психологов, способно объединить родителей и детей духовно. Физиологи же, отмечают , что рисование имеет опосредованное воздействие на развитие определенных центров головного мозга.   Занятия в кружке   увлекают, будят воображение, интерес к творчеству; большое внимание уделяется развитию художественной наблюдательности у детей. Это помогает ребенку более уверенно излагать на листе свои мысли, идеи  и фантазии. Для гармоничного развития детей, помимо живописи и рисунка, в программе представлены занятия   с   использованием   нетрадиционных   техник   рисования.   Что   выбрать:   карандаши   или разноцветные   мелки,   акварель   или   гуашь?   Рисовать   кисточками,   фломастерами   или   даже пальцами? Во время занятий кружка дети будут обучаться различным техникам рисования.    Художественные  и  музыкальные   знания,  умения  и   навыки   уже  являются   не  целью,   а основными   средствами   формирования   культуры, композиция,   форма,   ритм,   пропорции, пространство,     цвет,     звук,     слово,     темп,   динамика   и   др.     группируются   вокруг   общих закономерностей   художественно­образного   языка   музыки   и   изобразительных   искусств.   В начальной  школе  важно  показать  ребенку  связь  искусства  с  его личным  миром  его  мыслей и  чувств.     Занятия   рассчитаны   таким   образом,   чтобы   ребенок   лучше   запомнил,   усвоил   материал. Руководитель   рисует   вместе   (параллельно)   с   детьми   ,   показывает,   как   правильно   держать карандаш, кисть, набирать краску.  Постепенно на смену первым неуверенным наброскам придут вполне зрелые работы, за каждой из которых стоит душа ребенка, его ощущение окружающего мира, энергетика и эмоции.  Новизна   программы  состоит   в   том,   что   в   процессе   обучения   учащиеся   получают   знания   о простейших   закономерностях   строения   формы,   о   линейной   и   воздушной   перспективе, цветоведении,   композиции,   декоративной   стилизации   форм,   правилах   рисования,   а   также   о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.   Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с   требованиями   жизни.   В   настоящее   время   возникает   необходимость   в   новых   подходах   к преподаванию   эстетических   искусств,   способных   решать   современные   задачи   творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего   поколения   особая   роль   принадлежит   изобразительному   искусству.   Умение видеть   и   понимать   красоту   окружающего   мира,   способствует   воспитанию   культуры   чувств, развитию художественно­эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность,   усидчивость,   чувство   взаимопомощи,   дает   возможность   творческой самореализации   личности.   Занятия   изобразительным   искусством   являются   эффективным средством   приобщения   детей   к   изучению   народных   традиций.   Знания,   умения,   навыки  воспитанники   демонстрируют   своим   сверстникам,   выставляя   свои   работы.   Педагогическая целесообразность   программы   объясняется   формированием   высокого   интеллекта   духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование   служат   для   достижения   этого.   Программа   направлена   на   то,   чтобы   через искусство приобщить детей к творчеству Основная        цель        программы    :   приобщение через изобразительное творчество к искусству,   развитие эстетической отзывчивости,   формирование   творческой   и   созидающей   личности,   социальное   и   профессиональное самоопределение.  Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:∙ воспитательной – формирование эмоционально­ценностного отношения к окружающему миру через   художественное   творчество,   восприятие   духовного   опыта   человечества   –   как   основу  приобретения личностного опыта и самосозидания;∙         художественно­творческой  –   развития   творческих   способностей,   фантазии   и   воображения, образного мышления, используя игру   цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;∙         технической  –   освоения   практических   приемов   и   навыков   изобразительного   мастерства (рисунка, живописи и композиции). В целом занятия в кружке способствуют  разностороннему и гармоническому   развитию   личности   ребенка,   раскрытию   творческих   способностей,   решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.                  Программа основана на следующих принципах: 1. Коммуникативный   принцип –   позволяет   строить   обучение   на   основе   общение равноправных   партнеров   и   собеседников,   дает   возможность   высказывать   свое   мнение ( при взаимном уважении), формирует коммуникативно­речевые навыки. 2. Гуманистический  принцип ­  создание благоприятных условий для обучения всех детей, признание значимости и ценности каждого ученика (взаимопонимание, ответственность, уважение). 3. Принцип   культуросообразности –   предполагает,   что   художественное   творчество школьников должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строится в соответствии с нормами и ценностями, присущими традициям тех регионов, в которых они живут. 4. Принцип патриотической направленности – предполагает использование эмоционально окрашенных   представлений   (образ   эстетических   явлений   и   предметов,   действий   по отношению к своему Отечеству, гордость за российскую культуру). 5. Принцип коллективности ­ дает опыт взаимодействия с окружающими, сверстниками, создаёт условия для самопознания, художественно – эстетического самоопределения. 6. Принцип природосообразности – предполагает, что процесс художественного творчества школьников  должен  основываться на научном понимании  взаимосвязи естественных  и социальных   процессов,   согласовываться   с   общими   законами   природы   и   человека, формировать у него ответственность за развитие самого себя.                                      Общая характеристика курса Данная   программа   опирается   на   возрастные   особенности   детей,   особенности   их восприятия цвета, формы, объема предметов. Занятия   построены   в   виде   игры   –   знакомство   с   необычными   способами   создания   рисунков, которые выводят ребенка за привычные рамки рисования. Ребёнку предлагаются   различные виды рисования: точками, пальчиками, брызгами, с использованием ниток,  трафаретов, воска.                 Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования:   кистью,   карандашами,   фломастерами.   Использование   лишь   этих   предметов   не позволяет   детям   более   широко   раскрыть   свои   творческие   способности.   Существует   много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро   достичь   желаемого   результата.   Изобразительная   деятельность   с   применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:  мелкой моторики рук и тактильного восприятия;     пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; внимания и усидчивости; наблюдательности,  эмоциональной отзывчивости; в   процессе   этой   деятельности   у   школьника   формируются   навыки   контроля   и самоконтроля. На каждом занятии даётся подробное объяснение техники рисования и образец выполняемой работы. При этом у ребёнка есть возможность не просто скопировать, повторить образец, но и внести свои элементы, выразить своё видение данного предмета, исходя из собственных наблюдений и воображения. Содержание   данной   программы   насыщенно,   интересно,   эмоционально   значимо   для   младших школьников, разнообразно по видам деятельности. При использовании нетрадиционных техник рисования хорошие результаты получаются у всех детей. Рисование   помогает   ребенку   познавать   окружающий   мир,   приучает     анализировать   формы предметов,   развивает   зрительную   память,   пространственное   мышление   и   способность   к образному мышлению. Образовательный процесс имеет ряд преимуществ: ­ занятия проводятся  в свободное время; ­ обучение организовано на добровольных началах. Формы занятий Одно   из   главных   условий   успеха   обучения   и   развития   творчества   обучающихся   –   это индивидуальный   подход   к   каждому   ребенку.   Важен   и   принцип   обучения   и   воспитания   в коллективе.   Он   предполагает   сочетание   коллективных,   групповых,   индивидуальных   форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта   общения   и   чувства   коллективизма.   Результаты   коллективного   художественного   труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются  как подарки для родных, друзей,   ветеранов   войны   и   труда.   Общественное   положение   результатов   художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе. Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия.  Некоторые занятия проходят в   форме   самостоятельной   работы   (постановки   натюрмортов),   где   стимулируется самостоятельное   творчество.   К   самостоятельным   относятся   также   итоговые   работы   по результатам   прохождения   каждого   блока,   полугодия   и   года.   В   начале   каждого   занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.   В   период   обучения   происходит   постепенное   усложнение   материала.   Широко применяются   занятия   по   методике,   мастер­классы,   когда   педагог   вместе   с   обучающимися выполняет   живописную   работу,   последовательно   комментируя   все   стадии   ее   выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки   и   подсказывая   пути   их   исправления.   Наглядность   является   самым   прямым   путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.  Формы организации работы на занятиях кружка: Организация учебно­воспитательного процесса основана на технологии личностно­ ориентированного, деятельностного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и  структура учебного занятия:    индивидуальные; групповые; индивидуально­групповые;  фронтальные;    практические работы; экскурсии; участие в конкурсах, выставках.  Основные виды деятельности: ­эксперименты с красками,  ­декоративная работа,  ­игровые упражнения, рассчитанные на развитие у детей познавательного интереса,  ­знакомство с произведениями изобразительного искусства ,  ­создание проектов, ­художественное восприятие ­информационное ознакомление, ­наблюдение за различными явлениями природы и др.  Методы обучения:      объяснительно­иллюстративный, или информационно­рецептивный: рассказ, лекция,  объяснение, демонстрация картин, кино­ и диафильмов и т.д.; репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике; проблемное изложение изучаемого материала; частично­поисковый, или эвристический метод; исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они  решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью  учителя. Формированию предметных и метапредметных результатов обучения (УУД) на уроках  способствуют образовательные технологии:  Технология учебного проектирования  Технология личностно ориентированного обучения  Технология развивающего обучения  Технология проблемного обучения  Технология сааморазвития личности  Игровые технологии  Технологии групповой деятельности  Информационные образовательные технологии Ценностные ориентиры содержания  : Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и  материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного  художественно­эстетического, эколого­технологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя  частью природного мира ­ частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде  всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также  переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её  богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно­прикладного  искусства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и  самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его  составляющих: физическом, психическом и социально­нравственном здоровье. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание  и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности  ­ любви. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума,  понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и  образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно­культурных,  этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность  российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности  творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы  естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по  всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание  чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим  людям. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа,  представителя страны и государства. Ценность патриотизма ­ одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в  любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса  которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.                                          ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:   Личностными результатами изучения программы является формирование следующих  умений: оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных  ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки,  которые можно оценить как хорошие или плохие; называть и объяснять свои чувства и  ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с  позиции общечеловеческих нравственных ценностей; самостоятельно определять и  объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения,  обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы  общечеловеческих нравственных ценностей); в предложенных ситуациях, опираясь на общие для  всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.    Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: ∙ определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; ∙ учиться высказывать своё предположение (версию) ; ∙   с   помощью   учителя  объяснять   выбор  наиболее   подходящих   для   выполнения   задания материалов и инструментов; ∙   учиться   готовить   рабочее   место   и  выполнять практическую   работу   по   предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки учебника; ∙ выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона; Средством для формирования этих действий служит технология продуктивной художественно­ творческой деятельности. ∙   учиться   совместно   с   учителем   и   другими   учениками  давать  эмоциональную  оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценки учебных успехов. Познавательные УУД: ∙   ориентироваться   в   своей   системе   знаний:  отличать  новое   от   уже   известного   с   помощью учителя; ∙ добывать новые  знания:  находить  ответы  на вопросы,  используя свой жизненный опыт  и информацию, полученную на уроке; ∙ перерабатывать полученную информацию:  делать выводы  в результате совместной работы всего класса; ∙ перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; ∙ преобразовывать информацию из одной формы в другую – изделия, художественные образы.   Коммуникативные УУД: ∙   донести   свою   позицию   до   других:  оформлять  свою   мысль   в   рисунках,   доступных   для изготовления изделиях; ∙ слушать и понимать речь других. Средством   формирования   этих   действий   служит   технология   продуктивной   художественно­ творческой деятельности. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.   Предметными   результатами  изучения   программы   является   формирование   следующих знаний и умений. Иметь   представление   об  эстетических   понятиях: эстетический   идеал,   эстетический   вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое. По художественно­творческой изобразительной деятельности: знать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей   деятельности,   и   их   возможности   для   создания   образа. Линия,   мазок,   пятно,   цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объёмное изображение, рельеф, мозаика. Уметь реализовывать   замысел   образа   с   помощью   полученных   на   уроках изобразительного искусства знаний. По трудовой (технико­технологической) деятельности учащиеся научаться: 1­2 классы  ­   высказывать   простейшие   суждения   о   картинах   и   предметах   декоративно­   прикладного искусства ( что больше всего понравилось , почему, какие чувства, переживания может передать художник); ­стремиться   верно   и   выразительно   передавать   в   рисунке   простейшую   форму,   основные пропорции, общее строение и цвет предметов; ­без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги; ­использовать   формат   листа   (   горизонтальный,   вертикальный)   в   соответствии   с   задачей   и сюжетом; ­использовать навыки компоновки; ­передавать   в   рисунках   на   темы   и   иллюстрациях   смысловую   связь   элементов   композиции, отражать содержание литературного произведения; ­передавать пространственное отношение ( изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних – выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.д.); ­применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов ( акварель, гуашь, пастель, тушь и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура; ­менять направление штриха, линии. Мазка согласно форме; ­составлять   узоры   в   полосе,   квадрате,   круге   из   декоративно   обобщенных   и   переработанных форм растительного мира, из геометрических форм; ­лепить несложные объекты ( фрукты, животных, человека, игрушки); ­составлять аппликационные композиции из разных материалов. 3 классы ­видеть цветовое богатство окружающего мира и передавать свои впечатления в рисунках; ­выбирать   наиболее   выразительный   сюжет   тематической   композиции   и   проводить подготовительную   работу   (предварительные   наблюдения,   наброски   и   зарисовки,   эскизы),   с помощью   изобразительных   средств   выражать   свое   отношение   к   персонажам   изображаемого сюжета; ­анализировать   форму,   конструкцию,   пространственное  расположение,   тональные   отношения, цвет   изображаемых   предметов,   сравнивать   характерные   особенности   одного   предмета   с особенностями другого; ­пользоваться элементами перспективы, светотени, композиции и т. д. В рисовании на темы и с натуры; ­передавать тоном и цветом объем и пространство в натюрморте, пейзаже, портрете; ­применять в рисунке выразительные средства (эффекты освещения, композиции, штриховки, разные приемы работы акварелью, гуашью), добиваться образной передачи действительности МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА  В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ      Согласно учебному плану всего на проведение занятий внеурочной деятельности курса  «Фантазия» в начальной школе выделяется 101 час (1 час в неделю)               1 класс             33ч            3 класс            34 ч           2 класс            34 ч                                           ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН № 1 2. 3.                                                                    1 класс Название раздела Работа с палитрой «Волшебные краски» Рисование рукой и пальчиками «Мои помощники» Рисование различными материалами «Превращения»                                                                                         итого                                                                                                                                2 класс №                                    Название раздела 1 2 Наблюдаем и изображаем осень В чем красота зимы? Кол­во часов 5 12 16 33           Кол­во часов 7 7 3 4 Мы и наши друзья. Какого цвета весна и лето?                                                                                     итого 10 10 34часа                                                                                                                         3 класс №                             Название раздела 1 2 3 4 5 6 7 Введение в программу. Живопись. Рисунок. Декоративное рисование. Конструирование из бумаги. Выразительные средства графических материалов. Итоговое занятие.                                                                                   Итого                                   СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ. 1 класс Работа с палитрой «Волшебные краски» (5 часов).           Кол­во часов 1 8 7 7 6 4 1 34 часа Дифференциация цветов, смешивание красок, получение нужного цвете и оттенка путём  смешивания красок. Основные цвета. Смешивание красок. Получение зелёной краски. Получение оранжевой краски.  Получение тёмных и светлых тонов.  Рисование рукой и пальчиками «Мои помощники» (12 часов)  Рисование без кисточки , с использованием только рук.  Упражнения на развитие координации  движений, мелкой моторики, точности и быстроты движений. Рассматривание в отпечатках  образов, сравнивание с предметами и изображениями. Обводка кисти руки  цветными карандашами. Дорисовка изображения руки до предметов  (павлин). Рисование пальчиками (ватной палочкой) (гусеница, листопад, цветок, вербочка,  рябина). Рисование ладошками (осьминог, ёлка, ёжик). Рисование кулачком « Букет для мамы».  Коллективное рисование ладошками (солнышко).  Рисование различными материалами «Превращения» (16 часов) Использование для рисования различных материалов. Упражнения на развитие мелкой  моторики. Выполнение заданий по словесной инструкции и образцу. Рассматривание  иллюстраций, сравнение с художественными изображениями. Отпечатка сухими листьями «Лес». Томпонирование «Радуга». Монотипия «Бабочка» ,«Два  цыплёнка». Набрызг «Зайчик под ёлкой». Работа по шаблонам с томпонированием « Фрукты».  Выдувание «Снегопад».Штампы «Цветочная поляна», «Угощения для друзей». Метод тычка «Новогодняя ёлка». Рисование крупой «Урожай», «Грибы». Рисование смятой бумагой «Розы».  Рисование свечой «Город ночью». Пластилинография «Медвежонок».  2 класс Наблюдаем и изображаем осень (7 часов) Изображение осенних листьев, деревьев, натюрморта из осенних плодов (овощи, фрукты).  Выполнение натюрморта­аппликации. Упражнение на смешивание красок.  В чем красота зимы? (7часов) Знакомство с новым видом художественной деятельности, видами орнамента, правилами его  построения. Роспись варежки орнаментом. Изображение снега. Мы и наши друзья. (10 часов) Знакомство с работой художника в цирке. Навыки работы с пластилином. Знакомство с рыбами,  изображение рыб. Рисуем дом. Выполнение аппликации собаки. Рисуем членов семьи. Какого цвета весна и лето? (10 часов) Рисуем природу акварелью и гуашью. Знакомство с новыми техниками изображения –  монотипией и «по сырому». Выполнение аппликации весенних цветов из пластилина. Знакомство с симметрией. Рисунок бабочки. 3 класс  Введение в программу. (1 час) Тема 1. Правила техники безопасности в изостудии.  Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. Выполнение заданий: Практическое занятие. «Учимся у природы», «Небо над лугом»  Живопись. (8 часов) Тема 1. Живопись как язык цвета, цветное изображение мира.  Отождествление художника и волшебника в древние времена.  Выполнение заданий: Практическое занятие. Цвет в природе «Солнечный букет» Тема 2,3. Свойства красок.  Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для  перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения  разнообразных спецэффектов. Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с  различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет). Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой,  использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).  Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок»,  «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки».  Тема 4,5. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.  Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жѐсткие и мягкие,  круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие  различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих­дождик»,  «звѐздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная,  синяя, жѐлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания  главных красок. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик­семицветик», «Радуга­дуга»,  «Праздничный букет», «Салют».  Тема 6. Праздник тѐплых и холодных цветов.  Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря,  огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тѐплые и холодные. Особенности тѐплых цветов  (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады).  Взаимодополнения тѐплых и холодных цветов.  Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную  память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний  лес».  Тема 7. Серо­чѐрный мир красок.  Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков  серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло­ серого до чѐрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов  (дальше – светлее, ближе – темнее).   Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочные  горы», «Кошка у окошка», «Туман».  Тема 8. Красочное настроение.  Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приѐмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чѐрной  краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой  краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лѐгкость,  воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чѐрной краски цвета (тяжесть, тревожность,  загадочность). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес».  Рисунок. (7 часов) Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером,  шариковой или гелевой ручкой, углѐм, пастелью, тушью, восковыми мелками. Тема 1. Волшебная линия.  Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные,  толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весѐлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).  Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».  Тема 2. Точка.  Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лѐгкое касание карандаша,  касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и  маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).  Практическое занятие. Выполнение заданий: «Мир насекомых под микроскопом», «Черепашки в пустыне», «Волшебные поляны».  Тема 3,4. Пятно.  Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами:  различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью  заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).  Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого  сказочного героя».  Тема 5,6. Форма.  Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими,  природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.  Практическое занятие. Задания­игры: «Построй сказочный город», «Дорисуй чудо­юдо»,  «Отгадай фантастическое животное».  Тема 7. Контраст форм.  Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая  художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм.  Практическое занятие. Выполнение заданий: «Листопад», «Дары осени», «Лесной хоровод».  Декоративное рисование. (7 часов) Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста.  Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой  импровизации ребѐнка.  Тема 1,2. Симметрия. Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Использование средней линии  как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа изображения  симметрии: ­ одновременное рисование двумя руками сразу; ­ использование сложенного листа  бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей. Практическое занятие. Задания­игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо­бабочка», «Образ из  пятна».  Тема 3. Стилизация.  Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного  видения мира детьми 9­10 лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность  изображения. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами  народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.).  Практическое занятие. Выполнение заданий: «Жар­птица», «Древо жизни», «Сказочные кони».  Тема 4,5. Декоративные узоры. Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой  (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные  возможности и многообразие узоров.  Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования  предметов – ватных палочек, расчѐски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки»,  «Взлохмаченные человечки», «Пѐстрая черепашка».  Тема 6. Орнамент. Орнамент – повторение рисунка через определѐнный интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо­превращения  (растительные и геометрические орнаменты).  Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весѐлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды».  Тема 7. Сказочная композиция. Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами  художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер  сказочных героев.  Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Чудо­богатыри», «Добрая сказка».  Конструирование из бумаги. (6 часа) Конструирование из бумаги и его художественные возможности. Основные способы работы с  бумагой. Способы сгибания, разрезания, склеивания бумаги. Тема 1,2. Работа с рваной бумагой.  Рваная аппликация. Развитие мелкой моторики, подготовка детских пальчиков для более  сложных действий.  Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лоскутный коврик», «Петушок – золотой  гребешок и ребятки­цыплятки».  Тема 3,4. Работа с мятой бумагой. Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги. Возможности мятой бумаги в  удержании формы. Эффекты поверхности мятой бумаги. Фигурки из тонкой цветной бумаги.  Роль техники мятой бумаги в формировании интереса детей к художественному творчеству и в  развитии мелкой моторики. Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лепим снеговика»,  «Лепим бабочку».  Тема 5,6. Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги).  Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей, прозрачной до шершавой и  плотной. Использование свойств различных сортов бумаги в разнообразных игровых приѐмах  (скручивание, скатывание, сгибание, резание бумаги и т.д.).  Практическое занятие. Выполнение заданий: «Волшебный лес», «Смешные человечки»,  «Маскарадные маски».   Выразительные средства графических материалов. (4 часа) Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы,  создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весѐлые и грустные, простые и загадочные.  Тема 1. Цветные карандаши.  Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем  мягкого сплавления разных цветных карандашей.  Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень»,  «Разноцветные ѐжики».  Тема 2. Гелевые ручки, тушь.  Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью. Создание  разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жѐстких). Рисование непрерывной линией  и короткими мини­черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для  передачи в рисунке характера «пушистого» пятна.  Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лесной волшебник», «В траве», «Паук и  паутина».  Тема 3. Восковые мелки, фломастеры.  Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Экспериментирование с  цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж – процарапывание по восковому фону  рисунка, залитого черной тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и  широкими, цветными и монохромными).  Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весѐлые и грустные клоуны», «Карусель».  Тема 4. Пастель, уголь.  Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы: растушевка пальцем,  рисование боковиной и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника  свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь). Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе», «Сказочный  герой».   Итоговое занятие. (1 час) Просмотр учебных работ и творческих заданий за учебный год                             ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ                   Формы и методы оценки результатов. Результаты работы могут быть представлены в форме  ­коллективных выставок творческих работ,  ­итоговых занятий,  ­игровых мероприятий,  ­участия в школьных и районных конкурсах творческих работ.  Итоговые работы выполняются детьми в конце каждого полугодия, итоговые занятия в конце  учебного года.               Оценка эффективности реализации программы 1. Конкурсы рисунков к общешкольным мероприятиям. 2. Участие в школьных конкурсах. 3. Участие в районных конкурсах. 4.  Портфель достижений школьника Критерии оценки творческой работы:         решение композиции, как организована плоскость листа, как согласованы между собой  все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание; характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной  действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное; качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как  связаны детали предмета между собой и с общей формой; владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих,  мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка; общее впечатление от работы. возможности ученика, его успехи в развитии своих способностей. умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное. творческий подход, оригинальность. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ компьютер,  проектор,  презентации,  звукозаписи (голоса птиц, животных, звуки леса и др.),  видеофрагменты,   ИКТ,        фотографии, картины известных художников,    магнитофон,     Материал:–  акварельные  краски,  гуашь;– восковые и  масляные  мелки, свеча;–  ватные палочки;– поролоновые печатки;– коктельные трубочки;– палочки или старые стержни для процарапывания;– матерчатые салфетки;– стаканы для воды;– подставки под кисти;– кисти.  образцы тематических рисунков,  диски со звукозаписями,                                        ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА: Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2010                                      В.С.Кузин,Э.И.Кубышкина Изобразительное искусство в начальной школе. В.С.Кузин,Э.И.Кубышкина Раскраски. Серия «Школа рисования для малышей».  Серия «Искусство детям» А.А.Фатеева. Рисуем без кисточки. Ф.Левин. Домашние животные. Шаг за шагом. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. М. Трофимова «И учеба, и игра. Изобразительное искусство» 9. Т.Давыдова. Серия детское творчество  «Рисуем пальчиками»  В.Костина, Е.Потапова.Школа весёлого рисования «Рисуем пальчиками». 10. 11. А.Шмид. Детское творчество «Весёлые уроки для детей.»                                                ИНТЕРНЕТ­РЕСУРСЫ http://www.proshkolu.ru http://pedsovet.org http://www.k­yroky.ru/load/73­1­0­5219 http://www.deti­66.ru/forteachers/educstudio/presentation/918.html                                               ПРЕЗЕНТАЦИИ: 1. Народные промыслы (гжель, хохлома, филимоновская игрушка). 2. В гостях у сказки. 3. Русская матрешка. 4. Рисование весенних цветов. 5. Пейзаж. 6. История карандаша 7. История кисточки КАЛЕНДАРНО­ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ                                                    1 класс №п/п                                    Тема занятия  Кол­во  часов Дата  проведения                                  Работа с палитрой «Волшебные краски» ( 5 часов) 1. Введение в предмет. Правила техники безопасности на  занятиях.Основные цвета.  2. Смешивание красок. Получение нужного цвета и оттенка  путём смешивания красок. 3. Смешивание красок . Получение зелёной краски. 4. Смешивание красок .Получение оранжевой краски. 5. Смешивание красок . Получение тёмных и светлых тонов. 1 1 1 1 1                                Рисование рукой и пальчиками «Мои помощники» ( 12 часов) 6. Обводка кисти руки  цветными карандашами.  7. Дорисовка изображения руки до предметов «Павлин» 8. Рисование пальчиками (ватной палочкой) «Гусеница»  9. Рисование пальчиками (ватной палочкой) «Листопад» 10. Рисование пальчиками (ватной палочкой) «Цветок» 11. Рисование пальчиками (ватной палочкой) «Вербочка» 12. Рисование пальчиками (ватной палочкой) «Рябина». 13. Рисование ладошками «Осьминог» 1 1 1 1 1 1 1 1 14. Рисование ладошками « Ёлка»  15. Рисование ладошками (ребром) «Ёжик» 16. Рисование кулачком « Букет для мамы». 17. Коллективное рисование ладошками «Солнышко». 1 1 1 1                               Рисование различными материалами «Превращения» ( 16 часов) 18. Отпечатка сухими листьями «Лес».  19. Томпонирование «Радуга». 20. Монотипия «Бабочка» . 21. Монотипия «Два цыплёнка». 22. Набрызг «Зайчик под ёлкой».  23. Работа по шаблонам с томпонированием «Фрукты».  24. Выдувание «Снегопад». 25. Штампы «Цветочная поляна»,  26. Штампы «Угощения для друзей». 27. Метод тычка «Новогодняя ёлка». 28. Рисование крупой «Урожай»,  29. Рисование крупой «Грибы». 30. Рисование смятой бумагой «Розы».  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 31. Рисование свечой «Город ночью».  32. Пластилинография «Медвежонок». 33. Проведение выставки  «Моя фантазия».                                                                     2 класс 1 1 1 №  п/п                                       Наблюдаем и изображаем осень (7 часов)  Содержание  Кол­во часов Дата 1 2 3 4 5 6 7 Введение в предмет. Правила техники безопасности на  занятиях. Все дети любят рисовать Мы знакомимся с волшебными красками Какого цвета осенняя листва? Коллективная работа «Дерево в осеннем убранстве» Рисование  по представлению «Осенний букет» Ветер в осеннем лесу Осень — пора плодородия. Овощи Осень ­ пора плодородия. Фрукты                                        В чем красота зимы?(7часов)  8 9 10 11 12 13 14 Мы готовимся к зиме.  В чем красота зимы? Коллективная работа «Первый снег» Рисование на тему «Наши зимние забавы» Рисование на тему «Наши зимние забавы» Рисование на тему «Морозные узоры» Рисование на тему «Морозные узоры» Коллективная работа «Зимний день на природе»                                        Мы и наши друзья. (10 часов)  1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Мы в цирке . Знакомство с работой художника в цирке Мир нашего аквариума. Красивые рыбы Мир нашего аквариума. Подводный мир Рисование на тему «Домик для собачки» Учимся делать из бумаги собачку Сделаем подарок нашим папам Рисуем для наших мам, бабушек, сестер. Портрет «Мамина  улыбка» Рисуем для наших мам, бабушек, сестер. Коллективная работа «Чудо­букет» Лепим любимых животных. Ох уж эти кошки! Мы рисуем своих друзей                                   Какого цвета весна и лето?( 10 часов) 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Рисование на тему «Какого цвета небо?» Деревья проснулись Деревья любуются своим отражением  Рисование на тему «Красота природы» Рисование на тему «Мы изображаем весенние цветы» Аппликация «Разноцветные букашки» Коллективная работа «Танец бабочек­красавиц» Игра­путешествие «Здравствуй, лето! « Экскурсия на природу  «Какого цвета лето?» Выставка работ по теме: «Какого цвета лето?»                                                                   3 класс № п/п  Содержание                     Введение в программу. (1 час) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Кол­во часов Дата 1 Правила техники безопасности на занятиях. Беседа об  увлечениях детей. Рисуем по памяти : «Небо над лугом».                                    Живопись (8 часов) 2 3 4 5 6 7 8 9 Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Цвет в  природе. Рисование по теме: «Солнечный букет» Свойства красок. Знакомство с акварелью и гуашью.  Орнамент. Сюжет. Рисование по воображению «Сказочные  коврики». Свойства красок. Рисование по воображению «Витражные  окошки». Королева   Кисточка   и   волшебные   превращения   красок. Рисование на тему: «Праздничный букет». Королева   Кисточка   и   волшебные   превращения   красок. Рисование по представлению  на тему: «Салют» Праздник тѐплых и холодных цветов. Рисование на тему:  «Морское дно» Серо­чѐрный мир красок. Рисование на тему: ««Сказочные  горы». Беседа   о   разнообразии   лесов   нашей   Родины.   Красочное настроение. Рисование на тему: «Дремучий лес».                                               Рисунок. (7 часов) 10 Волшебная линия. Рисование на теме: «Линейная фантазия» 13 14 15 16 11 12 Точка. Точка – «подружка» линии. Беседа о жизни черепах.  Рисование по теме: «Черепашки в пустыне» Пятно. Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен».  Рисование на тему: «Танец бабочек». Пятно.   Пятно   как   украшение   рисунка.   «Характер   пятен». Рисование на тему: «Образ доброго и злого сказочного героя». Форма . Представления детей о космосе. Рисование по теме:  «Вселенная глазами детей». Форма. .Рисование по теме: «Фантастическое животное» Контраст форм. Беседа о красоте осеннего леса. Рисование по памяти: «Осенние сказки лесной феи» (акварель)                                        Декоративное рисование. (7 часов) 17 18 19 Симметрия. Рисование по памяти: «Чудо – бабочка». Симметрия. Нарисуем собачку. Стилизация. Знакомство с жостовскими подносами . Роспись  подноса. Декоративные узоры. Узоры как средство украшения.  Городецкие узоры . Декоративные узоры. Узоры как средство украшения.  Рисование по теме : «Красота снежинок». Орнамент. Рисование по теме: «Цветочные гирлянды». 20 21 22 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23 Сказочная композиция. Знакомство с былинами. Былинные  богатыри. Илья Муромец.                                       Конструирование из бумаги. (6 часов) 24 25 26 27 28 29 Работа с рваной бумагой. Аппликация по теме : « Лоскутный  коврик» Работа с рваной бумагой. Аппликация по теме : «Петушок –  золотой гребешок». Работа с мятой бумагой. Лепка из мятой бумаги по теме:  «Лепим снеговика» Работа с мятой бумагой. Лепка из мятой бумаги по теме:  «Лепим бабочку». Смешанная техника (скручивание, складывание, резание  бумаги). Аппликация по теме: «Волшебный лес». Смешанная техника (скручивание, складывание, резание  бумаги). Маскарад. Аппликация по теме: «Маскарадные  маски». 1 1 1 1 1 1 1                           Выразительные средства графических материалов. (4 часа) 30 31 32 33 Цветные карандаши. Рисование по теме: «Весна идет, весне  дорогу!» Беседа «Весенние изменения в природе». Гелевые ручки, тушь. История Дня Победы. Композиционное  оформление открытки ко Дню Победы. Восковые мелки, фломастеры.  Рисование по теме: «Веселые и грустные клоуны»,  Пастель, уголь. Рисование по теме: «Букет в вазе».                                              Итоговое занятие. (1 час) 34 Передача красоты родного края выразительными средствами.  Рисование на тему «Родина моя». 1 1 1 1 1                                                                                                                                              Приложение 1                                            СЛОВАРЬ ЮНОГО ХУДОЖНИКА. Автопортрет – портрет художника или скульптора, выполненный им самим. Акварель – мелкотёртые краски, разводимые водой, а также живопись этими красками. Блик – это самая светлая часть на предмете. Бытовой жанр  – область изобразительного искусства, посвященная событиям и сценам повседневной жизни. Ватман  – сорт бумаги высокого качества с шероховатой поверхностью для черчения и рисования. Графика – это рисунки, выполненные карандашом или тушью. Гуашь  –   это   непрозрачная   краска,   хорошо   ложится,   используется   в   декоративных работах. Дополнительные цвета – два цвета, дающие белый при оптическом смешении (красный и голубовато­зеленый, оранжевый и голубой, желтый и синий, фиолетовый  и зеленовато­желтый, зеленый и пурпурный).  Зарисовка –  рисунок с натуры, выполненный с целью собирания материала для более значительной работы или ради упражнения. В отличие от набросков исполнение зарисовок может быть более детализированным. Изображение  –   воссоздание   действительности   в   художественных   образах;   то,   что изображено (рисунок, картина, фотография, скульптура и т.д.). Изобразительное   искусство  –   раздел   пластического   искусства,   объединяющий скульптуру, живопись, графику, основанный на воспроизведении конкретных явлений жизни в их видимом предметном облике. Иллюстрация  –   изображение,   сопровождающее   текст;   область   изобразительного искусства, связанная с образным истолкованием литературных произведений. Исторический   жанр  –   один   из   важнейших   жанров   в   изобразительном   искусстве, объединяет произведения живописи, скульптуры, графики, в которых запечатлены значительные события и герои прошлого, различные эпизоды из истории человечества. Картина – произведение станковой живописи, имеющее самостоятельное художественное значение. Кисть – основной инструмент в живописи и многих видах графики. Композиция – это способ расположения предметов, их объединение, выделение главного образа. Контур – это линия, передающая внешние очертания животного, человека или предмета. Лепка – процесс создания скульптурного изображения из пластичных материалов (глина, воск, пластилин). Мазок – это след кисточки с краской на бумаге. Натюрморт  –   это   картина,   на   которой   изображаются   различные   предметы   обихода, фрукты, цветы и т.д. Орнамент  –   это   постоянно   повторяющийся   узор;   узор,   состоящий   из   ритмически упорядоченных элементов. Палитра – 1) Небольшая, тонкая доска четырехугольной или овальной формы, на которой художник смешивает краски во время работы. 2) Точный перечень красок, которыми пользуется тот или иной художник в своей творческой работе. Пейзаж – жанр изобразительного искусства, посвященный воспроизведению естественной ил преображенной человеком природы. Портрет  –   жанр   изобразительного   искусства,   в   котором   воссоздается   изображение определенного человека или группы лиц в живописи, графике, скульптуре или фотографии. Пропорции   –  взаимоотношение   форм   (частей)   предмета   по   их   величине.   Соблюдение пропорций в рисунке имеет решающее значение, так как они составляют основу правдивого и выразительного изображения. Размывка – художественный прием при работе с красками, разводимыми водой. Рисунок – изображение, начертание на плоскости, основной вид графики. Ритм – это повторение и чередование фигур. Светотень –  закономерные градации светлого и темного на объемной форме предмета, благодаря которым по преимуществу  воспринимаются глазом такие предметные свойства, как объем и материал. Основные градации светотени: свет, полутень, тень собственная, рефлекс, тень падающая. Силуэт  –   это   способ   изображения   фигур   и   предметов   черным   пятном;   очертание предмета, подобие его тени. Теплые и холодные цвета – теплые цвета, условно ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных   предметов:   красные,  Холодные   цвета, ассоциирующиеся с цветом воды,  льда и других холодных объектов: зелено­голубые, голубые, сине­голубые, сине­фиолетовые.   красно­оранжевые,   желто­зеленые. Тон   –  термин   употребляется   художниками  для   определения   светлоты   цветов   или поверхностей. В цветоведении тон – это название цветности (цветовой тон). Тональность – это термин, обозначающий внешние особенности колорита или светотени  в произведениях живописи и графики В отношении к цвету он более употребителен и совпадает с термином «цветовая гамма». Фон – это цветовое пространство или среда, в котором находится изображаемый предмет. Холст  –   прочная   суровая   ткань,   обычно   льняная,   выработанная   из   толстой   пряжи; предварительно загрунтованный холст используется для живописи масляными красками. Цветовые отношения – это различие цветов натуры по цветовому тону (оттенку), светлоте и насыщенности.  Штрих – это черта, короткая линия. Эскиз  –   в   изобразительном   искусстве   –   предварительный,   часто   беглый   набросок, фиксирующий замысел художественного произведения. Этюд – изображение вспомогательного характера, ограниченного размера, выполненное с натуры, ради тщательного ее изучения.                                                                                                                              Приложение 2                                   НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ. Тычок  жесткой  полусухой  кистью Средства выразительности: фактурность окраски, цвет. Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт  пушистого или колючего животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге,  держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь  лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей  поверхности. Рисование  пальчиками Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки  на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики  вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Рисование  ладошкой Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого  формата, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или  окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и  левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Скатывание  бумаги Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце,  плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой.  Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и  приклеивается на основу. Оттиск  поролоном Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки  поролона. Способ получения изображения: ребенок прижимает поролон к штемпельной подушке с  краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон. Оттиск  пенопластом Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из  тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки  пенопласта. Способ получения изображения: ребенок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с  краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка, и  пенопласт. Оттиск  смятой  бумагой Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из  тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с  краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая  бумага. Восковые  мелки  +  акварель Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем  закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не  закрашенным. Свеча  +  акварель Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист  акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. Монотипия  предметная Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия. Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель. Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его  половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные).  После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается  пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист  после рисования нескольких украшений. Черно­белый  граттаж (грунтованный лист) Средства выразительности: линия, штрих, контраст. Материалы: полукартон, либо плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, черная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для  туши, палочка с заточенными концами. Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт  слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Кляксография  с  трубочкой Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка,  трубочка (соломинка для напитков). Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее  конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется.  Недостающие детали дорисовываются. Набрызг Средства выразительности: точка, фактура. Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (55 см). Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон,  который держит над бумагой. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.  Краска разбрызгивается на бумагу.  Отпечатки  листьев Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов,  затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз  берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Тиснение Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью  (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш. Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если  нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать  шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью,  рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и  наклеить на общий лист.  Цветной  граттаж Средства выразительности: линия, штрих, цвет. Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами. Способ получения изображения: ребенок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт  слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания  палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей  гуашью. Монотипия  пейзажная Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в  композиции. Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа  рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж  выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для  отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан  оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также  можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок  краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым. «Волшебный рисунок» ­ изображение наносится свечой. Рисунок есть, но его не видно Чтобы  рисунок стал виден, на весь лист наносится тушь, цветные чернила. Рисование на мокрой бумаге. Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится  изображение. Оно получается как бы размытым под дождем или в тумане. Если нужно нарисо­ вать детали, необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую  краску. Набрызг и рисование зубной щёткой. Можно изобразить дождь набрызгом, всем ворсом щетки  ­ волны, бахрому, густую траву. Кляксография. Вариант1.Капнуть кляксу на лист бумаги, определить на что похоже, дорисовать недостающие  детали. Вариант 2. Нанести кляксу, приподнимая и наклоняя лист бумаги с растекающейся краской,  создавать изображения. Вариант 3. Нанести кляксу, через соломинку раздувать краску, создавая изображение «Точечный рисунок» Весь рисунок состоит из отдельных точек, наносится кончиком кисти,  пальцем, «тампоном», точки могут быть разного размера. Предварительно простым карандашом  наносится контур рисунка «Пушистый рисунок» Наносят изображение мылом, свечой, сверху покрывают краской. Размытый рисунок. Рисунок наносится на бумагу густой краской, после высыхания лист  опускается на секунду­две в поднос с водой. Рисунок получается расплывчатый (в тумане.  Дождливый день). «Рисунок клеем». На чистый лист бумаги наносится контурный рисунок канцелярским клеем из тюбика. После высыхания клея наносится жидкая краска в пределах контура. «Цветные ниточки». Нитки по 25­30 см, сложенные вдвое, обмакивают в разные краски (гуашь), кладут на лист бумаги, прикрывают другим листом и выдергивают нить. Трафарет.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Фантазия" 1-3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2018