Доклад «Краеведение как условие духовно-нравственного воспитания личности школьника»
Оценка 5

Доклад «Краеведение как условие духовно-нравственного воспитания личности школьника»

Оценка 5
Лекции
docx
история
5 кл—11 кл
27.05.2019
Доклад «Краеведение как условие духовно-нравственного воспитания личности школьника»
Краеведение предполагает комплексное изучение родного края. Воспитывая любовь к нему и, формируя гражданскую позицию, мы показываем учащимся связь родного края с Родиной, помогаем почувствовать причастность к ней каждой семьи и принять своим долгом и честью стать достойным наследником лучших традиций родного края. Ценность краеведческой работы состоит еще и в том, что она позволяет учащимся создать целостную систему знаний по истории родного края, расширить познавательную сферу, развить исследовательские навыки и творческие способности, выработать навыки самообразования.
26 марта.docx
Морилова Елена Валерьевна  КОГОБУ СШ пгт. Нижнеивкино Куменского района Кировской области учитель истории, обществознания, краеведения и МХК morilova    60@   mail    .  ru 89229170877 Тема выступления: «Краеведение как условие духовно­нравственного воспитания личности школьника»     Актуальность   выбранной   темы   обусловлена   1)  Концепцией  духовно­ нравственного воспитания и развития личности,  а также  Требованиями ФГОС   нового   поколения.  Основным   содержанием   Концепции   являются базовые национальные ценности. Это Россия, наш многонациональный народ и   гражданское   общество,   семья,   труд,   искусство,   наука,   религия,   природа¸ человечество.  Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к духовно­ нравственному   развитию   и   воспитанию.   А   вот   недостатки   этого   развития   и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. 2)а Требованиями ФГОС нового поколения являются не только предметные, метапредметные,   но   и    личностные   результаты   образования.   Воспитание должно   быть   ориентировано   на   достижение   определенного   идеала   личности выпускника школы. Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.                 Педагогический коллектив нашей школы одной из важных задач ставит перед собой  воспитание активной гражданской позиции обучающихся.  Этот процесс происходит в рамках различных направлений воспитания, в том числе и духовно­нравственного.  Краеведение,   несомненно,   является   одним   из важных средств духовно­нравственного воспитания личности.        Все   мы помним   песню   «С   чего   начинается   Родина?».   А   что   для   наших   учеников   – Родина?   На   уроках   истории,   обществознания,   ОДНКНР(основы   духовно­ нравственного развития культур народов России) рассказывая о пространстве, где мы живём, я получила такие ответы: «Родина ­ это то, где находится моя семья. Родина – это мой дом. Родина – это наша природа. Родина – это моя школа. Мой поселок.».   Трудно объяснить и перечислить все причины и проявления любви к родному краю, городу, деревне. Но ­ Невозможно любить то, что не знаешь. В связи с этим  главная задача школьного краеведения – познакомить учащихся с малой родиной,   открыть   им   новые   страницы   ее   истории,   культуры,   литературы, познакомить   с   людьми,   которые   отдали   этому   краю   частицу   своей   души, раскрыли здесь свой талант, работали и продолжают работать на благо своей малой Родины. Краеведение предполагает комплексное изучение родного края.  Воспитывая любовь к нему и, формируя гражданскую позицию, мы показываем учащимся связь родного края с Родиной, помогаем почувствовать причастность к   ней   каждой   семьи   и   принять   своим   долгом   и   честью   стать   достойным наследником лучших традиций родного края.          Ценность краеведческой работы состоит еще и в том, что она позволяет учащимся   создать   целостную   систему   знаний   по   истории   родного   края, расширить   познавательную   сферу,   развить   исследовательские   навыки   и творческие способности, выработать навыки самообразования.     Я – уроженка Пермского края. Но в Кировской области живу уже 35 лет. Двадцать   из   них   я   занимаюсь   краеведением.   Вместе   с   учениками   мы подготовили  разные социально значимые проекты: «Сердце, отданное детям» (о жизненном   пути   директора   Нижнеивкинской   школы   Заслуженного   учителя РСФСР   Заузолкова   Г.Е.),   «История   создания   хоккейной   команды   в   поселке Нижнеивкино»,   «Дети   войны»   (   о   военном   детстве   учителей   нашей   школы), «Опасность   бродячих   собак   на   улицах   поселка   Нижнеивкино»,   «О   чем рассказала реликвия…», «Комсомол и пионерская организация в жизни моих родителей» и многие другие. Тексты  данных работ систематизированы в единой базе школьной научно­практической конференции «Наш дом ­ Земля» с 2010­ 2018 гг. Показать Результаты исследовательской работы школьников весьма впечатляющи: огромный интерес к изучению родного края, желание поделиться результатами работы со сверстниками, оказать помощь в ликвидации проблем, существующих в масштабах поселения. 1. Наша краеведческая работа начинается с выбора темы. Это – первый этап работы. Который определяется:  1) интересами учеников и его руководителя; 2) актуальностью проблемы;  3) наличием в распоряжении  соответствующих источников и литературы. Что же можно исследовать? Внимание юного исследователя может привлечь родословная своей семьи, улицы, памятники, здания, биографии учителей, подвиги героев войны, история предприятий, школ, литература, ремесла, игры, все то, что касается своей местности. Тема, основанная на местном материале, узкая по кругу изучаемых вопросов прорабатывается более глубоко и детально. В сентябре-октябре каждого учебного года оформляется стенд «Калейдоскоп проектов», а на сайте школы публикуются темы для исследовательской работы обучаемых 5-8 классов. Мое направление – краеведческое. Учителя предлагают тему проекта, ее аннотацию, указывают возможный тип проекта, предполагаемый результат, различные варианты защиты продукта. Проект может быть выполнен индивидуально, в парах или группе (АННОТАЦИЮ ПОКАЗАТЬ). Ученики выбирают тему самостоятельно или с помощью родителей. Аннотация проекта Предметная область Тема проекта Руководитель проекта Количество участников проекта Аннотация проекта Конечный продукт Форма защиты Сроки реализации проекта Некоторые темы предполагают длительные сроки работы, ежегодные дополнения новыми источниками. Так, в 2016 году мы начали  работу над темой «Учителя Нижнеивкинской школы» и в первый год собрали и  систематизировали информацию об учителях математики (это выполняли обучающиеся 5 класса), в 2017 году учениками уже 6 класса была собрана информация об учителях  русского языка, гуманитарных и естественных дисциплин. На 2018 год планируется  завершить этап сбора и обработки информации об учителях школы учениками 7 класса. Проект будет защищен на школьной научно­практической конференции в 2019­2020  учебном году, обучающимися 8 класса. Таким образом, группа обучающихся  вовлекается в данную работу с 5 по 8 класс включительно.  2. На втором этапе ученик получает Карту проекта, которую мы позаимствовали в гимназии г. Кирово – Чепецка №1 у Соколовой Натальи Вячеславовны и адаптировали под себя (ПОКАЗАТЬ КАРТУ), в ней предлагаются этапы работы над проектом. Карта проекта – своеобразный путеводитель в работе школьника в период с начала октября по конец апреля. Обучаемый осуществляет планирование своей деятельности, указывает сроки выполнения, проводит рефлексию на каждом этапе работы; самостоятельно определяет возникшие в ходе реализации этапа проблемы и указывает способы их преодоления. Ставит себе оценку. Осуществляя работу таким образом, мы реализуем требования ФГОС не только к предметным результатам образования: регулятивные УУД(универсальные учебные действия) (ученик определяет тип, цель, задачи, актуальность темы проекта , планирует этапы своей работы и получает результат); познавательные (расширение и углубление предметного материала), коммуникативные (публичное выступление, интервьюирование), но и личностные УУД. Роль учителя сопровождать школьников в проектной работе, консультировать, цель школьников – реализовать поставленные задачи. 3. Этап защиты результатов проектной работы проводится в рамках НПШК  «Наш дом ­ Земля»  в мае месяце каждого учебного года. В 5 классе – в форме  конференции идет защита по презентации и представляется реферат в печатном  виде. В 6­8 классах – форма защиты – постер (ПОКАЗАТЬ), продукт (поделка,  презентация, реферат, книга, буклет и т.д.). Оценка работы проводится  экспертами, которые утверждаются Приказом Директора школы. С 2015 года  ведется электронная база выборов проектов и их результатов. У ребенка  отслеживаются ФИ Год  Класс  Тип проекта Результат  Предмет  Тема  Вид проекта Руководитель  Оценка  Баранов Остап 2016­2017 6 Практико­ориентированный Брошюра, план­маршрут История  «Достопримечательности поселка Нижнеивкино» Информационный  Морилова Е.В. 5 4. В школе работают социальная и психологическая службы. Школьный психолог  выявляет личностные качества с использованием разных методик. Так, используя  методику «Ценностных ориентаций» М. Рокича мы с психологом определяем  содержательную сторону направленности личности и соответственно основу  отношений школьников к окружающему миру, другим людям и себе самому.  Выяснилось, что краеведческая деятельность способствует формированию мировоззрения личности учеников, воспитывает нравственные качества, которые  действительно проявляются в повседневной деятельности молодого человека.  Так, ученики 5­6 классов показывают приращения в личностных результатах  образования по следующим показателям:  1. Возрастает уровень познания (что наблюдается в расширение кругозора, общей  культуры ребенка) в ходе работы с разными источниками информации: СМИ,  архивными источниками, семейными фото, проведения бесед с представителями   старшего поколения. 2. Проявляется уважение к другим людям, которое формируется в ходе  знакомства с историей жизни односельчан, своих родственников. 3. У учеников 5­6 классов отсутствует критичность мышления, что выражается в  неумении принимать и оценивать помощь учителя, родителей, других учеников. А к концу работы над первым этапом (подготовительный) мы наблюдаем, появление уверенности в себе.  4. Постепенно формируется и дисциплинированность, которая  выражается в  самостоятельном планировании, отборе ресурсов и др. элементах  исследовательской деятельности. В 7­8 классе к выше обозначенным качествам личности можно добавить  следующие: 1. Повышается общий уровень воспитанности, чему способствует осуществление  анкетирования, интервьюирования. Расширяется словарный запас, развивается  речь.  2. Подростки в процессе самостоятельной деятельности, осуществляемой в ходе  реализации проекта, становятся более свободными, независимыми в суждениях и  поступках, но и уважающими другие мнения. 3. Повышается широта взглядов, что выражается в способности понять и принять  чужую точку зрения при командной работе, при создании постера, при  распределении обязанностей между собой. Таким образом, в нашей школе сложилась определенная система краеведческой работы, накоплен опыт по ее организации, достигнуты неплохие результаты.

Доклад «Краеведение как условие духовно-нравственного воспитания личности школьника»

Доклад «Краеведение как условие духовно-нравственного воспитания личности школьника»

Доклад «Краеведение как условие духовно-нравственного воспитания личности школьника»

Доклад «Краеведение как условие духовно-нравственного воспитания личности школьника»

Доклад «Краеведение как условие духовно-нравственного воспитания личности школьника»

Доклад «Краеведение как условие духовно-нравственного воспитания личности школьника»

Доклад «Краеведение как условие духовно-нравственного воспитания личности школьника»

Доклад «Краеведение как условие духовно-нравственного воспитания личности школьника»

Доклад «Краеведение как условие духовно-нравственного воспитания личности школьника»

Доклад «Краеведение как условие духовно-нравственного воспитания личности школьника»

Доклад «Краеведение как условие духовно-нравственного воспитания личности школьника»

Доклад «Краеведение как условие духовно-нравственного воспитания личности школьника»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2019