Доклад "Метапредметность"
Оценка 4.6

Доклад "Метапредметность"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
Взрослым
16.02.2017
Доклад "Метапредметность"
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением в школе новых стандартов общего образования, в которых в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Что это такое и насколько применимо к реальной школе?
метапредметность.docx
В широком значении  термин «метапрдметность» означает умение учиться, то есть  способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и  активного присвоения нового социального опыта. В более узком, собственно  психологическом смысле универсальные учебные действия это совокупность способов  действия учащегося, а также связанных с ними навыков учебной работы, обеспечивающих  самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию  этого процесса. Вообще использование метапредметных технологий в преподавании традиционных учебных предметов позволяет демонстрировать учащимся процессы становления научных и  практических знаний, переорганизовывать учебные курсы, включая в них современные  вопросы, задачи и проблемы, в том числе значимые для молодежи.  И не только. Если  изучение любого предмета зачастую сводится к заучиванию (зазубриванию) правил,  алгоритмов схем и т.д., то метапредметность должна вести к их осмыслению. Обычные уроки позволяют получить некий объём знаний, а на метапредметах ценится дело  (действие), позволяющее мыслить более свободно (индивидуально, сообща с учителем или  одноклассниками). Метапредметный подход позволяет обеспечить общекультурное, личностное и  познавательное развитие ребенка вооружить таким важным умением, как умение учиться.  Фактически учителям предлагается полидисциплинарность в противовес привычному  жесткому делению на предметы, темы, четверти, классы.  Одна из задач метапредметного подхода ­ понять, кто я в этом мире. Вопрос, который  задает себе человек в любом возрасте... Самое главное ­ чтобы ученики на уроках с жизнью  соприкасались и видели глобально весь мир  Прежде всего давайте разберемся с понятиями метапредметность, метазнания, метаспособы, метаумения, метадеятельность,  мыследеятельность. Слайд 2."Мета "–(«за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность,  метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными  знаниями и способами. Иногда ­ мыследеятельностью.  Слайд 3.Метадеятельность ­ универсальная деятельность, которая является  "надпредметной".  Метадеятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека  определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития  личности.  Слайд 4. Метазнания ­ знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания  о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о  возможностях работы с ним (смотри философия, методология, многоотраслевая  метанаука).  Слайд 5.  Метаспособы ­ методы, с помощью которых человек открывает новые способы  решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать  содержательные способы решения задач. (Ю. Н. Кулюткин)  Метаумения – присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные  (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся: ­ теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий,  классификация, доказательство и т.п.); ­ навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка,  аргументация, умение сворачивать информацию); ­ критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие  заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения,  невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.); ­ творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в  стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение,  комбинирование известных способов деятельности с новыми); ­ регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей,  планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности); ­качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому  переносу и т.п.).  Слайд 6. Метапредметы — это предметы, отличные от предметов традиционного цикла.  Школа должна в первую очередь учить детей мыслить — причем, всех детей, без  всякого исключения, несмотря на разное имущественное и социальное положений семей, а  также наследственных задатков детей.   В рамках имеющихся предметных форм обучения  культивировать практику мышления во всей своей теоретической полноте невозможно.  Поэтому и были разработаны и созданы метапредметы. Метапредмет — учебный  предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции  учебного материала.  На практике часто очень сложно провести четкую грань между метапредметным и  межпредметным подходами. «Мета» ­ «над», «всеобщее», «интегрирующее», а «Меж» ­  «близко к тому и к другому», «в смеси с чем­то». Очевидно, что в определении этих двух  понятий прослеживаются различия.  Слайд 7. Блок метапредметов надстраивается над преподаванием традиционных учебных  предметов. В этом блоке у учащихся формируются метазнания и метаспособы. В качестве  метапредметов Громыко Ю.В. были выделены: «Знание», «Знак», «Проблема», «Задача». В рамках метапредмета "Знак" у школьников формируется способность схематизации на  основе выделения главного в материале. Это работа в дальнейшем позволяет им более  осознанно использовать те графические изображения, которые они заучивают в рамках  традиционных учебных предметов (формулы химических соединений и записи химических  реакций; различные таблицы с данными; чертежи фигур и сами фигуры; формулы и  чертежи изучаемых процессов и т.д.). За этими разными графическими изображениями они  учатся мысленно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Поэтому  исчезает проблема с заучиванием большого объема учебного материала.  .В рамках метапредмета "Знание" у обучающихся формируется способность работать с  понятиями как особой формой знания. Изучая строение ключевых научных понятий,  воспроизводя их в собственном мышлении, учащиеся осваивают универсальные техники работы с понятием на любом предметном материале. В рамках предмета изчается генезис  таких понятий, как «государство», «город», «движение», «функция» и пр.  .Метапредмет «Проблема», учит обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем.  Именно в этих  проблемах­воронках — тот импульс  философско­методологического развития, который учащиеся могут получить на всю  жизнь. На метапредмете «Проблема» учащиеся получают соответствующее оснащение для  работы с проблемами: они осваивают техники позиционного анализа, умение  организовывать и вести полипозиционный диалог, у них развиваются способности  проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.  На метапредмете «Задача» учащиеся получают знание о разных типах задач и способах  их решения. При изучении метапредмета «Задача» у школьников формируются  способности понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи,  конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения  цели.  Слайд 8. Сегодня  никто не собирается в связи с принятием новых стандартов вводить  метапредметы в таком виде, скажем, как предложил их ученый­педагог Громыко. Сегодня  мы говорим лишь о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении в  связи с формированием универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования,поэтому целесообразно использовать в  рамках предметных курсов метапредметные темы. Содержание учебного материала и форма, в какой он преподносится учащимся, должны  быть таковы, чтобы формировать у них целостное представление видение мира и  понимание места и роли человека в нем, чтобы получаемая учащимися информация  становилась для них личностно­значимой. Например: Освоение метаспособов деятельности как процесса мыследеятельности и мыслепознания,  основной упор которых направлен на формирование надпредметных компетентностей,  происходит при использовании в учебном процессе определенных технологий обучения: Слайд 9 1 Проектная деятельность как средство формирования метапредметных умений и  навыков. В процессе проектной деятельности формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно получающий необходимую информацию из максимально  большего числа источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, строить  модели, экспериментировать и делать выводы, принимать решения в сложных ситуациях.  Происходит развитие личности обучаемого, подготовка учащихся к свободной и  комфортной жизни в условиях информационного общества. Применение метода проектов имеет большие преимущества. Во­первых, он способствует успешной социализации выпускников за счет создания  адекватной информационной среды, в которой учащиеся учатся ориентироваться самостоятельно. Выходя за рамки учебных программ, этот метод заставляет обучающихся  обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет­ресурсам, и к  электронным источникам. А это приводит к формированию личности, обладающей  информационной культурой в целом. Во­вторых, актуальность тем исследования, возможность ярко, наглядно познакомить с  результатами своих поисков широкую аудиторию позволяют организовать процесс  познания, поддерживающий деятельностный подход к обучению на всех его этапах.  Развиваются творческие способности обучающихся. В­третьих, обучающиеся осваивают технологию проведения исследования. В­четвертых, выбирая проблему исследования и решая конкретную задачу внутри группы,  ученики исходят из своих интересов и степени подготовленности.      Таким образом, применение проектной деятельности в учебном процессе формирует  метапредметные умения и навыки, включающие в себя умение решать постоянно  возникающие новые, нестандартные проблемы; соответствовать предъявляемым  повышенным требованиям к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству,  толерантности. Слайд 12 1.4.2. Интерактивная методика. Интерактивное обучение – это обучение через опыт. Что он в себя включает? Переживание участниками конкретного опыта (через игру, упражнение, изучение  определенной ситуации).  Осмысление полученного опыта.  Обобщение (рефлексия).  Применение на практике.  Использование в практике преподавания интерактивных технологий позволяет решить как  минимум две проблемы: улучшить качество усвоения материала и развить у детей навыки  взаимодействия с другими людьми. Интерактивное обучение имеет ряд преимуществ,  прежде всего, потому, что оно связано с групповым взаимодействием всех участников и с  эмоциональной включенностью и активностью каждого в процессе работы. В связи с этим  групповые методы выходят далеко за пределы учебных целей. Они являются средством  самопознания и познания других людей, формируют мировоззрение, способствуют  личностному развитию и пониманию поступков и мотивов поведения окружающих,  развивает у школьников коммуникативную компетентность, столь необходимую в  современном обществе. Использование интерактивных методов обучения позволяет сделать учащегося, независимо от его возраста, не пассивным объектом обучения, а субъектом – соучастником  обучающего процесса. На уроке создается «поле общения» для учащихся, в результате чего они учатся самостоятельно принимать решения, справляться со своей тревожностью,  открыто выражать свою жизненную позицию, развивают сильные стороны своего характера. Слайд 13 1.4.3. Личностно–ориентированные технологии обучения. Личностно ориентированное обучение – это такое обучение, при котором учащиеся  являются субъектами обучения и собственного развития. Оно ориентировано на  приобретение учащимися того опыта, который ими осознается как необходимый в  повседневной жизни (опыт решения проблем, общения и т.д.), то есть опыт  жизнедеятельности. Цель данного обучения – создание необходимых условий для выявления возможностей и  способностей обучаемых, раскрытия и развития личности каждого ребенка, его  самобытных индивидуальных особенностей. Слайд 14 1.4.4. Интегративная технология как путь к формированию метапредметных знаний  и умений. При остром дефиците гуманитарной составляющей в социальном поле нашей культуры  огромное значение имеет синтез разных учебных предметов и прежде всего предметов  гуманитарного цикла в парадигме культуры, разработка интегрированных курсов,  взаимосвязью и взаимопроникновение всех школьных дисциплин. Поскольку человек –  самое сложное существо на земле, соединяющее в себе природные и культурные начала,  которые в свою очередь являются синтетическим продуктом деятельности  предшествующих поколений, постольку идеи интеграции максимально адекватны  феномену человеческого сознания. Не удивительно, что идеи интеграции все настойчивее  проникают в школьную практику. В процессе интеграции гуманитарных наук формируются метапредметные умения: аналитические,  учебно­информационные,  коммуникативно­речевые.  На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся активно познают  действительность, находят причинно­следственные связи, происходит формирование  следующих умений: умения сопоставлять явления и факты;  умения выделять главное;  умения составлять из отдельных элементов целую картину;  умения формулировать общую проблему;  умения делать философские, экономические, политические, нравственные выводы.  Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к  активному познанию окружающей действительности, поэтому очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно­информационные умения: умение извлекать информацию из различных источников; умение составлять план; умение отбирать материал по заданной теме; умение составлять письменные тезисы; умение подбирать цитаты; умение составлять таблицы, схемы, графики. Формируются необходимые коммуникативно­речевые метапредметные умения: умение составлять связное устное высказывание;  умение соблюдать орфоэпические и грамматические нормы;  умение выделять интонационно­значимые части высказывания;  умение соблюдать эмоциональные паузы и контрастность произношения;  умение сохранять определенный стиль речи в сообщениях и докладах;  умение использовать различные средства наглядности;  умение выражать свое мнение и аргументировать его;  умение оформлять научно­исследовательские работы;  умение пересказывать текст (подробно, выборочно, сжато);  умение вести дискуссию. Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое  представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании  многообразного мира материальной и художественной культуры. Основной акцент в  интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний о взаимосвязи явлений и предметов, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также  предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет  использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных  областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей  жизни. В старших классах интегрированные уроки являются важнейшей частью системы  межпредметных связей. Материал таких уроков показывает единство процессов,  происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость   различных наук. Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении  творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной  деятельности и повседневной жизни. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой –  задача каждого из нас.Умение учиться – существенный фактор повышение эффективности  освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа  мира и ценностно­смысловых оснований личностного морального выбора. Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в  изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия  достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь  конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на  использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных  продуктов в освоении знаний.  Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико­методические образцы  развития предметной формы знания.  Но он при этом открывает новые перспективы  развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят  надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного,  личностного, и познавательного развития и саморазвития личности. Универсальные  учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования  психологических способностей учащегося. Таким образом, метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к  метадеятельности. На уроках литературы, например,наша задача  ­ сделать так, чтобы ребенок  идентифицировал себя с русской цивилизацией. Достичь этой цели можно с помощью  метапредмета «Проблема», используя литературу, историю, в целом русскую культуру.  Необходимо формировать на уроке проблемную ситуацию, требующую личного  самоопределения. Старшеклассник должен уметь в сложной ситуации выделить проблему  и предложить ее решение. Литературу, историю, искусство нужно преподавать так, чтобы у школьника формировалась позиция его исторического и национального самоопределения.  Преподавание литературы с использованием метапредметной технологии напрямую  связано с работой по формированию мировоззрения учащихся. Современному школьнику  сложно разобраться в том, кому верить и какие ценности для себя выбирать. В такой  ситуации ребятам должна помочь классическая литература, где даны культурные образцы.  Читая классику, школьники могут понять, что такое настоящая любовь, свобода выбора,  совесть, ответственность. Но, к сожалению, изучение литературы зачастую сводится лишь к анализу художественных особенностей произведений. Использование метапредметной  технологии на уроке литературы дает возможность, разбирая художественное  произведение, выделять основные понятия – любовь, смысл жизни, свобода,  ответственность. Наши дети катастрофически теряют интерес к обучению на уровне 7­ 8­го класса. Чем  старше ребенок, тем меньше мотивация. Ценность обучения для ребенка теряется, и  смыслов, которые заставляли бы его учиться, пока массовая школа не предъявила, потому  что за отдельными предметами смысл обучения вообще не виден. Теперь посмотрим, что делают метапредметы. Они пытаются говорить о том, о чем  современная массовая школа не умеет – о смысле жизни, о ценности жизни, причем делает  это не назидательно, как делала советская школа, а качественно, технологично. Такую  задачу решают метапредметные технологии, особенно метапредмет «Проблема» и  метапредмет «Смысл». Они позволяют работать с перспективой ребенка всерьез, а не  просто в русле советов.  Сколько нужно времени на то, чтобы освоить метапредметные технологии?  Метапредметные технологии позволяют педагогу критически осмыслить проблемы,  которые он у детей фиксирует. Традиционная практика: педагог в программу встроен и по  ней идет. И это правильно.  Всем нам важно задуматься, а носителем каких культурных способов мы являемся? На  первом этапе сложно освоить метапредметную технологию, но за счет нее  открывается  третий глаз, глубокое видение предметной действительности. И это подвигает к тому,  чтобы деятельностно работать с тем, что у нас является содержанием предметного  преподавания, – базовые понятия, другие ключевые модели, идеализации и категории.  Еще одна важная вещь, которую дает метапредметное преподавание, – это мировоззрение,  которое начинает затрагивать педагога. Что значит для нас изменение в собственном  мировоззрении? Мы  вдруг начинаем понимать, что есть не просто успевающие или  неуспевающие дети, а что зачастую не очень хорошие результаты связаны с нашим  собственным незнанием некоторых культурных способов, с невозможностью выделить, как  ими пользоваться.  Это происходит не потому, что педагог плохой. Так обучали в свое время, так программа  построена.   Итак, метапредметы нужны, во­первых, с точки зрения развития мышления и  профессионализма самого педагога. Они нужны, потому что задают новые возможности  работы с мировоззрением детей, с их самоопределением, с обретением смысла жизни. То  есть они задают новые возможности для всех учащихся. Кроме того, уже замечено: после  внедрения метапредметных технологий в обычной школе часть детей, которые очень плохо усваивали материал, вдруг начинают хорошо учиться. Приходят благодарные родители.  Это происходит за счет того, что этим ребятам необходимо, чтобы будоражили их  мышление. Поэтому метапредметное обучение ­ это реальная возможность повысить  качество образования.  И все­таки что является результатом метапредметного обучения? Слайд 11.  Версия ответа на этот вопрос, которая дается в ФГОС, а именно универсальные учебные  действия, является, на мой взгляд, недостаточно технологичной. За ней не стоит  отчетливого понимания того, что, по сути, представляют собой универсальные учебные  действия, отсутствует указание на конкретную образовательную практику и технологии,  где такой результат обучения достигается. Значительно удобнее и правильнее  рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития  базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет  сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах. Метапредметный подход не означает, что нужно выбросить предметное  образование. Осваиваются универсальные принципы и общие универсальные стратегии  познания. Это не усложнение, а увеличение эффективности работы детей, причем  многократное. Приобретенные метапредметные умения пригодятся учащимся при выполнении  творческого задания на экзамене в форме ЕГЭ, а также в их будущей профессиональной  деятельности и повседневной жизни. Целенаправленное формирование общекультурной и гражданской идентичности личности  выступает как актуальная задача воспитания ребенка на первых ступенях его включения в социализацию. Необходимо ускоренное совершенствование образовательного  пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного  развития детей, создание условий для достижения успешности всеми учащимися.  Конечно, пока это просто модное нововведение, но мне думается, что у этой  образовательной формы большое будущее, поскольку она не просто помогает детям  усвоить материал, но и открывает взаимосвязь различных вещей и явлений, подталкивает  детей к пониманию их сути.

Доклад "Метапредметность"

Доклад "Метапредметность"

Доклад "Метапредметность"

Доклад "Метапредметность"

Доклад "Метапредметность"

Доклад "Метапредметность"

Доклад "Метапредметность"

Доклад "Метапредметность"

Доклад "Метапредметность"

Доклад "Метапредметность"

Доклад "Метапредметность"

Доклад "Метапредметность"

Доклад "Метапредметность"

Доклад "Метапредметность"

Доклад "Метапредметность"

Доклад "Метапредметность"

Доклад "Метапредметность"

Доклад "Метапредметность"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2017