«Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить»-вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями
( Л.А. Каменщикова)
Главным критерием качества дошкольного образования является развитие ребенка как субъекта познавательной деятельности, жизни, культуры.
В настоящий период реформирования дошкольного образования метод проектирования все более широко применяется для совершенствования воспитательно-образовательной практики. На этапе становления новых типов ДОУ, демократизации их жизни деятельности, актуальным становится проектирование видов детской деятельности как особой формы развития детей и организации целостного педагогического процесса.
Общая тенденция развития современного мира такова, что творческий, исследовательский поиск становится неотъемлемой частью любой профессии. Потому и исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой профессиональной группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структура представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире- как стиль жизни современного человека.
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.
Необходимыми параметрами развития в современной дошкольной педагогике признаются мышление, творческие способности, личностные качества детей.
Важнейшими средствами развития дошкольников выступают содержание и технологии обучения. Во многих исследованиях показано, что эти средства оказывают наиболее плодотворное развивающее влияние на личность ребенка в том случае, если он сам принимает участие в их конструировании, когда содержание является личностно значимым, а средства доступными. Этим обуславливается актуальность и необходимость использования в современном развивающем образовании продуктивных и исследовательских методов, к числу которых относится « метод проектов».
Метод проектов имеет достаточно широкую трактовку. Он рассматривается как набор смоделированных ситуаций, реорганизация предметных областей (практико-ориентированные ситуативные задачи), технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых ребенок ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.
К особенностям метода проектов можно отнести такие характеристики, как эффективность, полипарадигмальность,-отсутствие единого подхода, постоянное совершенствование технологии.
Педагогический проект рассматривается как мотивированный целенаправленный способ изменения педагогической действительности и упорядочения профессиональной деятельности, а также комплект документов, отражающих цели проектирования, состав, структуру объекта проектировочных усилий, логику проектирования, ресурсное обеспечение процесса реализации проекта.
Педагогическое проектирование представляет собой деятельность, осуществляемую в условиях образовательного процесса и направленную на обеспечение его эффективного функционирования и развития. Важно подчеркнуть, что педагогическое проектирование, встроенное в практику жизнедеятельности образовательного
учреждения, меняет его облик, делая его более мобильным и привлекательным в современных условиях.
Педагогическое проектирование многообразно, например: проектирование обучающих занятий с дошкольниками в цикле « Я познаю мир», конкретных воспитывающих ситуаций «Ознакомление с социальной действительностью»; в тематических блоках эстетической направленности-
«Культура поведения», «Что такое хорошо и что такое плохо»,»Воспитанные дети-это…» и т.д.
При разработке идей проектного вида деятельности педагог должен самоопределиться не просто как транслятор некой культуры, а как активный участник той культурной среды, в которой живет и творит ребенок. Создавая вместе с ребенком культурно-значимую ситуацию образования, педагог выступает в особое образовательное пространство-пространство проекта.
Метод проектов стимулирует истинное учение самих детей, потому что оно:
1.личностно-ориентированно;
2.использует множество дидактических подходов;
3.самомотивируемо,что означает возрастание интереса и вовлечение в работу по мере ее выполнения;
4.поддерживает педагогические цели в когнитивной аффективной и психомоторной областях на всех уровнях;
5.позволяет учиться на собственном опыте и на опыте других в конкретном деле;
6. приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда
В настоящее время проектирование в образовании развивается в трех направлениях:
-интегрированное обучение дошкольников и школьников, основанное на интересе последних;
-формирование самостоятельной, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности детей;
-совершенствование системы опыта в структуре знаний и умений, опыта творческой деятельности, эмоционального отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.