Доклад "Методы и приёмы интерактивного обучения"
Оценка 4.9

Доклад "Методы и приёмы интерактивного обучения"

Оценка 4.9
Работа в классе
docx
изобразительное искусство +2
1 кл—5 кл
10.02.2017
Доклад "Методы и приёмы интерактивного обучения"
В работе представлены интересные методы интерактивного обучения учащихся: мозговой штурм, кластеры, диаграммы, пазлы, круглый стол, деловые игры, аквариум, метод проектов, прием "Фишбоун", инсерт, РАФТ, микрофон, логическая цепочка, облака мыслей, добавь следующее, хорошо -плохо. Некоторые из методов сопровождаются примерами. Материал будет полезен всем учителям.
доклад методы и приемы интерактивного обучения.docx
ДОКЛАД МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ  ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Одной из основных методических инноваций при реализации ФГОС сегодня  являются интерактивные методы обучения. Интерактивное обучение­ это  диалоговое  обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, ученика и  ученика. В интерактивной методике существует множество приемов и методов.  Интерактивные  методы тесно связаны с активными методами обучения. Можно выделить следующие методы, некоторые их называют технологиями. Мозговой штурм. Кластеры, сравнительные диаграммы,  пазлы Работа в парах. Ротационные (сменные) тройки. Карусель. Работа в малых группах.  Аквариум.  Незаконченное предложение. Броуновское движение. «Дерево решений». Ролевая (деловая) игра.  Метод пресс.  Займи позицию. Круглый стол, дискуссия, дебаты. творческие задания; интерактивная экскурсия; видеоконференция; социально­психологический тренинг; фокус группа; метод портфолио; метод проектов; метод «Займи позицию»; метод «Дерево решений»; метод «Попс­формула» и д.р. МОЗГОВОЙ ШТУРМ (или мозговая атака) Метод мозгового штурма является одним из способов поиска новых идей.  При одном из вариантов организации работы на уроке, класс разделяется на 2 группы.  Одни ребята выдвигают идеи и предположения — создают банк идей. Вторые занимаются  анализом. Соответственно, группы работают по очереди. Возможна и другая форма организации мозгового штурма, когда все ребята участвуют в  процессе одновременно, выступая сначала в роли генераторов идей, потом — в роли  критиков. Этапы проведения мозговой атаки на уроке Создание банка идей. Примерное время проведения 10 – 15 минут. На этом этапе  происходит наработка возможных решений. Чем их больше, тем лучше. Важно, чтобы  учащиеся не боялись высказывать свои мысли, даже если они кажутся невероятными,  фантастичными. Критика и комментирование не допускаются. Все предложения  фиксируются учителем на доске. Дети должны знать, что каждый из них может и должен  внести свой вклад в создание банка идей. Анализ идей. Он занимает основное время урока. Происходит коллективное обсуждение, анализ и критика всех предложений. Желательно в каждой идее найти что­то  положительное, значимое, и рассмотреть возможность ее применения в иных условиях.  Обработка результатов. Данный этап можно провести на отдельном уроке. Из всех  предложенных и рассмотренных идей выбирается самая интересная и практичная. Метод мозгового штурма может применяться в любой области знаний. Учитель может выбрать практическую любую тему к изучению, как в рамках  определенного предмета, так и для внеклассной программы. Например: «Что такое  загадки?», «Определение прогноза погоды при помощи самодельных устройств»,  «Здоровье человека». Так же можно использовать метод для решения отдельных задач.  Например, гусиные лапки. Некогда Россия переправляла гусей в Европу своим ходом.  Основная проблема состояла в том, что лапки птиц очень нежные и их легко было  поранить. Что придумали русские купцы, чтобы избежать этого? (Часть улицы огораживали с двух сторон забором, наливали в её начале горячую жидкую  смолу, а в конце насыпали мелкий речной песок. Лапы гусей очень устойчивы и к холоду,  и к горячему. Поэтому они без вреда для себя пробегали по смоле, которая налипала на  их лапы, а потом по песку и на смолу прилипал песок.)  Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по  определенной мини­теме. Кластер ­ это способ графической организации материала, позволяющий сделать  наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или  иную тему. Пазлы:  изучаемый (или контролируемый) материал частями записан на отдельных  карточках, но в каждой карточке должна быть информация к поиску следующей. Ученик  должен собрать все карточки по указанному учителем материалу. Сравнительная диаграмма – универсальный метод активизации учащихся в учебной  деятельности, позволяющий им научиться находить общее и различное в изучаемых  объектах, научиться находить параметры, по которым можно провести подробный анализ  двух­трех рассматриваемых понятий (моделей) Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает  коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и  совместный поиск решения. Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно  популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры  учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные  профессии. Например:  ­ научно­исседовательская лаборатория: две команды – изобретатели и инженеры.  Математика. Можно дать задание построить «дом» с различными расчетами (сколько  квартир, дверей, окон, подъездов? и т. д.). ­ точка зрения. Участники – учащиеся двух команд, отстаивающих ту или иную точку зрения. Наблюдатель – учитель (можно с 1­2 учениками). Учитель объявляет тему спора.  Группа наблюдателей оценивает, кто более убедителен, эмоционален, кто допустил  ошибки в споре? (переход на личности?). Например, на чтении сказка «Репка». Если бы не услышала мышка, что её зовут, как бы  можно было вытянуть репку? Или «Живая шляпа» ­ если бы не перевернулась шляпа, как  бы можно было узнать, почему она ползёт? ­ магазин «Продукты», «Игрушки», «Школа разведчиков» Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити­шоу. При  этом заданную ситуацию обыгрывают 2­3 участника. Остальные наблюдают со стороны и  анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи. После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его  защита. Прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или  «Скелет рыбы» Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу. ∙         Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под  углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия  темы, причины, которые привели к проблеме. ∙         Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие  сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме. ∙         Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения. Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них  для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть  краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий. В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора,  который и изобрел метод структурного анализа причинно­следственных связей.                                                                         причины Решение Проблемы Проб лема                                                                     факты, аргументы                                       Пример приёма « Фишбоун»                      Окружающий мир, 4 класс, тема: « Пустыня» Урок   окружающего   мира   по   теме   «Пустыня».   В   «голове»   ­   экологическая   проблема; верхние косточки ( причины) – браконьерство, неумелое орошение, люди создают каналы; на нижних косточках ( факты, аргументы) – погибают животные, погибают растения, не хватает воды; «хвост» ­ нужно беречь зону пустынь.                                                             Приём «Инсерт». При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и  заполнение таблицы «Инсерт».  Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+»  – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать  несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка  «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим  первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по  данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.  Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу  значков маркировки: «V» поставьте « V » (да) на  полях, если то, что вы  читаете, соответствует  тому, что вы знаете,  или думали, что знаете;  «+» поставьте «+»  (плюс) на полях, если то, что вы  читаете,  является для вас новым;  « – » поставьте « – » (минус),  на полях, если то, что  вы читаете,  противоречит тому, что  вы уже знали, или  думали, что знаете;  «?» поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы  хотели бы получить  более подробные  сведения по данному  вопросу.                                                                 Приём   «РАФТ» Социоигровое задание: Р(роль) А(аудитория) Ф(форма) Т(тема).  Основной задачей для выполняющих это социо­игровое задание будет являться описание,  повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Сложность задачи будет еще и в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается.  Итак РАФТ – это Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).  Начинать надо, конечно, с темы.  Роль – директор, завуч, учитель, родитель, ученик 10 класса, выпускник, ученик 1 класса,  почетный гость, колокольчик (звонок), плакат на стене, уборщица, бантик на голове  девочки и т.д. Аудитория – подруга, муж, товарищ по даче, жена, начальник , случайный попутчик,  какие­либо канцелярские принадлежности и т.п. Форма – эссе, монолог из спектакля, письмо, рассказ, фельетон, страдания, частушки,  докладная записка, заявление и т.д. .                        НАПРИМЕР:   Прием «РАФТ»  Окружающий мир, 2класс, «Планета  Земля».     Учитель: Определим четыре параметра будущего текста. Р – роль (ученик второго класса) А – аудитория (кому вы будете писать – жителям планеты Юпитер) Ф ­ форма – письмо Т – тема «Планета  Земля» Учитель предлагает ученикам: ­Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен  быть  не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он  будет для жителей планеты Юпитер.  Ученики в течение 3­5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их. И так, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и  обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными  действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся  рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в  основном координирующая.  Микрофон Шаг 1. Поставьте вопрос классу. Шаг 2. Предложите детям какой­нибудь предмет, который будет играть роль  воображаемого микрофона. Шаг 3. Давайте слово только тому, кто получает «микрофон». Шаг 4. Предложите ученикам говорить быстро и лаконично. Шаг 5. Не комментируйте и не оценивайте ответы. Шаг 6. Создайте мотивационную ситуацию и поддерживайте мотивационные факторы у  учеников. Например: урок чтения. Тема: «Сказки русских писателей». Вопрос: Какие сказки вы  читали? Назовите их авторов. МЕТОД «ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА» Примеры логических цепочек Вариант 1. Логическая цепочка «Шкаф». Компоненты (звенья) логической цепочки (состав и логика расположения): шкаф, полка, шляпа, галстук, вешалка, брюки, рубашка, костюм, плащ, пальто, моль, полынь. Объяснение построения цепочки: логическая цепочка называется «Шкаф»: в шкафу есть полка, на которой могут лежать шляпа и галстук; на вешалку мы сначала повесим брюки, затем рубашку, пиджак, плащ и пальто; в шкафу иногда заводится моль, средством против моли является полынь. Вариант 2. Логическая цепочка «Лес». Компоненты   (звенья)   логической   цепочки   (состав   и   логика   расположения):   лес, сосна, ель, береза, дуб, лещина, боярышник, можжевельник, черника, лютик, ромашка, груздь. Объяснение построения цепочки: логическая цепочка называется «Лес». В основе ее построения лежит принцип ярусности леса: сначала идут деревья (начиная с наиболее высоких — сосна, дуб), потом — кустарники (от лещины до черники), затем травянистые растения (лютик, ромашка) и грибы (груздь).               Приём "Облака мыслей" Описание: приём   интерактивного   обучения.   Автор   Ш.А.Амонашвили.   Приём   сродни технике   «лавинного   опроса»,   описанной   М.В.   Клариным.   Учащиеся   приводят   первые пришедшие   в   голову   признаки,   не   останавливаясь   на   них   подробно.   После   того,   как основные характеристики перечислены, они записываются на доске или листе бумаги и систематизируются в соответствии с заданными показателями. Пример. На   уроке   литературы   ученикам,   пишущим   сочинение,   рекомендуется записывать «облака мыслей» – всё, что приходит в голову в связи с темой, а потом может быть утрачено из­за неорганизованного характера этой информации. В некотором смысле такие «облака» могут служить планом сочинения. Приём "Добавь следующее" Описание: Хорошая   игра   для   развития   речи   и   памяти   младших   школьников.   Ученик называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся   к   этой   же   группе   предметов,   и   называет   уже   два   слова   по   порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д. Пример. 1.Слон. 2.Слон, тигр. 3.Слон, тигр, лев и т. д. Первое время детям под силу назвать по порядку только 2–4 слова, в конце года – уже 8–10 слов. Приём «Хорошо – плохо» Класс делится на две команды. Первая будет находить «плюсы» в предложенном объекте или ситуации, вторая – «минусы». Отвечаем по очереди, до первой остановки. У: Сегодня идет дождь. Это хорошо. Почему? Д: Потому что быстрее вырастут грибы. У: То, что грибы быстро вырастут, плохо, почему? Д: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми. У: То, что грибы станут червивыми, хорошо. Почему? Д:   Это   хорошо   для   червячков,   они   смогут   вырастить   больше   потомства...   и   т.   д. Пример 2. Сюжет «магазин». В магазине Мальвина продает книжку. Покупатель – Буратино. Одна группа играет за Буратино, другая – за Мальвину. Д (Буратино): («сбивают цену», ругая товар): тетрадки слишком толстые, они не влезут в мой портфель. Д (Мальвина): (защищают товар): зато в них поместится больше полезных записей. Д (Буратино): Бумага непрочная, они легко продырявятся моим носом. Д (Мальвина): Это специальная бумага, она помогает учиться аккуратному письму... и т.д. Уроки с использованием интерактивных методов обучения интересны не только для  учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый  рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у  учащихся  культуру дискуссии и сотрудничества. Таким образом, использование активных методов обучения позволяет    обеспечить  эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть  особенности.   А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.

Доклад "Методы и приёмы интерактивного обучения"

Доклад "Методы и приёмы интерактивного обучения"

Доклад "Методы и приёмы интерактивного обучения"

Доклад "Методы и приёмы интерактивного обучения"

Доклад "Методы и приёмы интерактивного обучения"

Доклад "Методы и приёмы интерактивного обучения"

Доклад "Методы и приёмы интерактивного обучения"

Доклад "Методы и приёмы интерактивного обучения"

Доклад "Методы и приёмы интерактивного обучения"

Доклад "Методы и приёмы интерактивного обучения"

Доклад "Методы и приёмы интерактивного обучения"

Доклад "Методы и приёмы интерактивного обучения"

Доклад "Методы и приёмы интерактивного обучения"

Доклад "Методы и приёмы интерактивного обучения"

Доклад "Методы и приёмы интерактивного обучения"

Доклад "Методы и приёмы интерактивного обучения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017