В работе представлены интересные методы интерактивного обучения учащихся: мозговой штурм, кластеры, диаграммы, пазлы, круглый стол, деловые игры, аквариум, метод проектов, прием "Фишбоун", инсерт, РАФТ, микрофон, логическая цепочка, облака мыслей, добавь следующее, хорошо -плохо. Некоторые из методов сопровождаются примерами. Материал будет полезен всем учителям.
доклад методы и приемы интерактивного обучения.docx
ДОКЛАД
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Одной из основных методических инноваций при реализации ФГОС сегодня
являются интерактивные методы обучения. Интерактивное обучение это диалоговое
обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика, ученика и
ученика.
В интерактивной методике существует множество приемов и методов. Интерактивные
методы тесно связаны с активными методами обучения.
Можно выделить следующие методы, некоторые их называют технологиями.
Мозговой штурм.
Кластеры, сравнительные диаграммы,
пазлы
Работа в парах.
Ротационные (сменные) тройки.
Карусель.
Работа в малых группах.
Аквариум.
Незаконченное предложение.
Броуновское движение.
«Дерево решений».
Ролевая (деловая) игра.
Метод пресс.
Займи позицию.
Круглый стол, дискуссия, дебаты.
творческие задания;
интерактивная экскурсия;
видеоконференция;
социальнопсихологический тренинг;
фокус группа;
метод портфолио;
метод проектов;
метод «Займи позицию»;
метод «Дерево решений»;
метод «Попсформула» и д.р. МОЗГОВОЙ ШТУРМ (или мозговая атака)
Метод мозгового штурма является одним из способов поиска новых идей.
При одном из вариантов организации работы на уроке, класс разделяется на 2 группы.
Одни ребята выдвигают идеи и предположения — создают банк идей. Вторые занимаются
анализом. Соответственно, группы работают по очереди.
Возможна и другая форма организации мозгового штурма, когда все ребята участвуют в
процессе одновременно, выступая сначала в роли генераторов идей, потом — в роли
критиков.
Этапы проведения мозговой атаки на уроке
Создание банка идей. Примерное время проведения 10 – 15 минут. На этом этапе
происходит наработка возможных решений. Чем их больше, тем лучше. Важно, чтобы
учащиеся не боялись высказывать свои мысли, даже если они кажутся невероятными,
фантастичными. Критика и комментирование не допускаются. Все предложения
фиксируются учителем на доске. Дети должны знать, что каждый из них может и должен
внести свой вклад в создание банка идей.
Анализ идей. Он занимает основное время урока. Происходит коллективное обсуждение,
анализ и критика всех предложений. Желательно в каждой идее найти чтото
положительное, значимое, и рассмотреть возможность ее применения в иных условиях.
Обработка результатов. Данный этап можно провести на отдельном уроке. Из всех
предложенных и рассмотренных идей выбирается самая интересная и практичная.
Метод мозгового штурма может применяться в любой области знаний.
Учитель может выбрать практическую любую тему к изучению, как в рамках
определенного предмета, так и для внеклассной программы. Например: «Что такое
загадки?», «Определение прогноза погоды при помощи самодельных устройств»,
«Здоровье человека». Так же можно использовать метод для решения отдельных задач.
Например, гусиные лапки. Некогда Россия переправляла гусей в Европу своим ходом.
Основная проблема состояла в том, что лапки птиц очень нежные и их легко было
поранить. Что придумали русские купцы, чтобы избежать этого?
(Часть улицы огораживали с двух сторон забором, наливали в её начале горячую жидкую
смолу, а в конце насыпали мелкий речной песок. Лапы гусей очень устойчивы и к холоду,
и к горячему. Поэтому они без вреда для себя пробегали по смоле, которая налипала на
их лапы, а потом по песку и на смолу прилипал песок.)
Кластеры, сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по
определенной минитеме.
Кластер это способ графической организации материала, позволяющий сделать
наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или
иную тему.
Пазлы: изучаемый (или контролируемый) материал частями записан на отдельных
карточках, но в каждой карточке должна быть информация к поиску следующей. Ученик
должен собрать все карточки по указанному учителем материалу. Сравнительная диаграмма – универсальный метод активизации учащихся в учебной
деятельности, позволяющий им научиться находить общее и различное в изучаемых
объектах, научиться находить параметры, по которым можно провести подробный анализ
двухтрех рассматриваемых понятий (моделей)
Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает
коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и
совместный поиск решения.
Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно
популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры
учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные
профессии.
Например:
научноисседовательская лаборатория: две команды – изобретатели и инженеры.
Математика. Можно дать задание построить «дом» с различными расчетами (сколько
квартир, дверей, окон, подъездов? и т. д.).
точка зрения.
Участники – учащиеся двух команд, отстаивающих ту или иную точку зрения.
Наблюдатель – учитель (можно с 12 учениками). Учитель объявляет тему спора.
Группа наблюдателей оценивает, кто более убедителен, эмоционален, кто допустил
ошибки в споре? (переход на личности?).
Например, на чтении сказка «Репка». Если бы не услышала мышка, что её зовут, как бы
можно было вытянуть репку? Или «Живая шляпа» если бы не перевернулась шляпа, как
бы можно было узнать, почему она ползёт?
магазин «Продукты», «Игрушки», «Школа разведчиков»
Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалитишоу. При
этом заданную ситуацию обыгрывают 23 участника. Остальные наблюдают со стороны и
анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа
Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его
защита.
Прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или
«Скелет рыбы» Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
∙ Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под
углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия
темы, причины, которые привели к проблеме.
∙ Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие
сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
∙ Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них
для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть
краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий. В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная
диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора,
который и изобрел метод структурного анализа причинноследственных связей.
причины
Решение
Проблемы
Проб
лема
факты, аргументы
Пример приёма « Фишбоун»
Окружающий мир, 4 класс, тема: « Пустыня»
Урок окружающего мира по теме «Пустыня». В «голове» экологическая проблема;
верхние косточки ( причины) – браконьерство, неумелое орошение, люди создают каналы;
на нижних косточках ( факты, аргументы) – погибают животные, погибают растения, не
хватает воды; «хвост» нужно беречь зону пустынь.
Приём «Инсерт».
При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и
заполнение таблицы «Инсерт».
Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+»
– новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать
несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка
«+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую
предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим
первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по
данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.
Шаг 2: Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу
значков маркировки: «V»
поставьте « V » (да) на
полях, если то, что вы
читаете, соответствует
тому, что вы знаете,
или думали, что знаете;
«+»
поставьте «+»
(плюс) на полях,
если то, что вы
читаете,
является для вас
новым;
« – »
поставьте « – » (минус),
на полях, если то, что
вы читаете,
противоречит тому, что
вы уже знали, или
думали, что знаете;
«?»
поставьте «?» на полях,
если то, что вы читаете,
непонятно, или же вы
хотели бы получить
более подробные
сведения по данному
вопросу.
Приём «РАФТ»
Социоигровое задание: Р(роль) А(аудитория) Ф(форма) Т(тема).
Основной задачей для выполняющих это социоигровое задание будет являться описание,
повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа. Сложность задачи будет
еще и в том, что этот персонаж должен учитывать аудиторию, к которой обращается.
Итак РАФТ – это Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема).
Начинать надо, конечно, с темы.
Роль – директор, завуч, учитель, родитель, ученик 10 класса, выпускник, ученик 1 класса,
почетный гость, колокольчик (звонок), плакат на стене, уборщица, бантик на голове
девочки и т.д.
Аудитория – подруга, муж, товарищ по даче, жена, начальник , случайный попутчик,
какиелибо канцелярские принадлежности и т.п.
Форма – эссе, монолог из спектакля, письмо, рассказ, фельетон, страдания, частушки,
докладная записка, заявление и т.д.
.
НАПРИМЕР: Прием «РАФТ» Окружающий мир, 2класс, «Планета Земля».
Учитель: Определим четыре параметра будущего текста.
Р – роль (ученик второго класса)
А – аудитория (кому вы будете писать – жителям планеты Юпитер)
Ф форма – письмо
Т – тема «Планета Земля»
Учитель предлагает ученикам:
Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен
быть не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он
будет для жителей планеты Юпитер.
Ученики в течение 35 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их.
И так, в данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и
обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными
действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся
рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в
основном координирующая.
Микрофон
Шаг 1. Поставьте вопрос классу. Шаг 2. Предложите детям какойнибудь предмет, который будет играть роль
воображаемого микрофона.
Шаг 3. Давайте слово только тому, кто получает «микрофон».
Шаг 4. Предложите ученикам говорить быстро и лаконично.
Шаг 5. Не комментируйте и не оценивайте ответы.
Шаг 6. Создайте мотивационную ситуацию и поддерживайте мотивационные факторы у
учеников.
Например: урок чтения. Тема: «Сказки русских писателей». Вопрос: Какие сказки вы
читали? Назовите их авторов.
МЕТОД «ЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕПОЧКА»
Примеры логических цепочек
Вариант 1. Логическая цепочка «Шкаф».
Компоненты (звенья) логической цепочки (состав и логика расположения): шкаф,
полка, шляпа, галстук, вешалка, брюки, рубашка, костюм, плащ, пальто, моль, полынь.
Объяснение построения цепочки: логическая цепочка называется «Шкаф»: в шкафу
есть полка, на которой могут лежать шляпа и галстук; на вешалку мы сначала повесим
брюки, затем рубашку, пиджак, плащ и пальто; в шкафу иногда заводится моль, средством
против моли является полынь.
Вариант 2. Логическая цепочка «Лес».
Компоненты (звенья) логической цепочки (состав и логика расположения): лес,
сосна, ель, береза, дуб, лещина, боярышник, можжевельник, черника, лютик, ромашка,
груздь.
Объяснение построения цепочки: логическая цепочка называется «Лес». В основе ее
построения лежит принцип ярусности леса: сначала идут деревья (начиная с наиболее
высоких — сосна, дуб), потом — кустарники (от лещины до черники), затем травянистые
растения (лютик, ромашка) и грибы (груздь).
Приём "Облака мыслей"
Описание: приём интерактивного обучения. Автор Ш.А.Амонашвили. Приём сродни
технике «лавинного опроса», описанной М.В. Клариным. Учащиеся приводят первые
пришедшие в голову признаки, не останавливаясь на них подробно. После того, как
основные характеристики перечислены, они записываются на доске или листе бумаги и
систематизируются в соответствии с заданными показателями.
Пример. На уроке литературы ученикам, пишущим сочинение, рекомендуется
записывать «облака мыслей» – всё, что приходит в голову в связи с темой, а потом может
быть утрачено изза неорганизованного характера этой информации. В некотором смысле
такие «облака» могут служить планом сочинения.
Приём "Добавь следующее"
Описание: Хорошая игра для развития речи и памяти младших школьников. Ученик
называет предмет и предает эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово,
относящееся к этой же группе предметов, и называет уже два слова по порядку.
Следующий ученик называет два слова и добавляет свое и т. д. Пример. 1.Слон. 2.Слон, тигр. 3.Слон, тигр, лев и т. д. Первое время детям под силу
назвать по порядку только 2–4 слова, в конце года – уже 8–10 слов.
Приём «Хорошо – плохо»
Класс делится на две команды. Первая будет находить «плюсы» в предложенном
объекте или ситуации, вторая – «минусы». Отвечаем по очереди, до первой остановки.
У: Сегодня идет дождь. Это хорошо. Почему?
Д: Потому что быстрее вырастут грибы.
У: То, что грибы быстро вырастут, плохо, почему?
Д: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми.
У: То, что грибы станут червивыми, хорошо. Почему?
Д: Это хорошо для червячков, они смогут вырастить больше потомства... и т. д.
Пример 2.
Сюжет «магазин». В магазине Мальвина продает книжку. Покупатель – Буратино. Одна
группа играет за Буратино, другая – за Мальвину.
Д (Буратино): («сбивают цену», ругая товар): тетрадки слишком толстые, они не влезут в
мой портфель.
Д (Мальвина): (защищают товар): зато в них поместится больше полезных записей.
Д (Буратино): Бумага непрочная, они легко продырявятся моим носом.
Д (Мальвина): Это специальная бумага, она помогает учиться аккуратному письму...
и т.д.
Уроки с использованием интерактивных методов обучения интересны не только для
учащихся, но и для учителей. Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не
могут совладать со своими эмоциями, поэтому на уроках создаётся вполне допустимый
рабочий шум при обсуждении проблем; методы лучше вводить постепенно, воспитывая у
учащихся культуру дискуссии и сотрудничества.
Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить
эффективную организацию учебного процесса, но и как в любой методике есть
особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.
Доклад "Методы и приёмы интерактивного обучения"
Доклад "Методы и приёмы интерактивного обучения"
Доклад "Методы и приёмы интерактивного обучения"
Доклад "Методы и приёмы интерактивного обучения"
Доклад "Методы и приёмы интерактивного обучения"
Доклад "Методы и приёмы интерактивного обучения"
Доклад "Методы и приёмы интерактивного обучения"
Доклад "Методы и приёмы интерактивного обучения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.