Статья "Результаты применения ТРКМ на уроках в начальной школе"
Оценка 4.9

Статья "Результаты применения ТРКМ на уроках в начальной школе"

Оценка 4.9
Педсоветы +1
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—5 кл
13.02.2018
Статья "Результаты применения ТРКМ на уроках в начальной школе"
Чтобы у младшего школьника развивалось критическое мышление, планирую работу так, чтобы дети почувствовали удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворили с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.Чтобы у младшего школьника развивалось критическое мышление, планирую работу так, чтобы дети почувствовали удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворили с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.
Результаты применения ТРКМ на уроках в начальной школе.docx
«Применение ТРКМ на уроках в начальной школе»                 В моем 1 классе учатся дети разного уровня подготовленности, но развивать нужно   любого   ученика,   согласно   индивидуальным   способностям   и   выявить творческие   возможности   каждого   в   отдельности.   Современная   методика преподавания,   к   сожалению,   не   всегда   позволяет   создать   в   классе   комфортные условия   для   каждого   ученика,   атмосферу   творчества   или,   точнее   говоря, сотворчества между учителем и учеником, а также между учащимися.     Поэтому   среди   многих   технологий   современного   образования   меня заинтересовала   «Технология   развития   критического   мышления»!   Ее   применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Технология предлагает   систему   конкретных   методических   приемов,   которые   успешно используются   на   уроках   с   целью   решения   актуальных   образовательных   и воспитательных   задач.   Меняется   характер   таких   уроков.   На   них   преобладает атмосфера   взаимодоверия,   взаимопомощи   и   сотрудничества.   В   такой   обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно.       Когда я впервые столкнулась с технологией «Развитие критического мышления через чтение и письмо» ­ РКМЧП, я не сразу поняла, насколько она эффективна. Но она меня заинтересовало. Потом были первые попытки её применения, и всё больше я убеждалась, что она даёт хорошие результаты.         Постепенно методика «разложилась» на мою практику по ступенькам. И стало понятно, что главное для меня в этой методике – это свобода творческой фантазии и учителя   и   учащихся.   Возможность   дать   детям   высказывать   свое   личное   мнение, возможность   обсудить   с   одноклассниками   массу   интересных   вопросов. Сама структура занятия по ТРКМ дает возможность каждому ученику самому определить, что знает, что не знает по данной проблеме, что хочет узнать, самостоятельно или в группе осмыслить новые знания с дальнейшим обобщением того, что узнал нового. Здесь   присутствуют   именно   те   этапы,   которые   отвечают   на   самые   актуальные проблемы   организации   процесса   обучения:   как   вызвать   устойчивый   интерес   к изучаемой   теме,   мотивировать   учащихся   к   активной   учебной   деятельности,   как обеспечить   целостное   осмысление   новой   информации,   сформировать   собственное отношение к изучаемому материалу.          Чтобы у младшего школьника развивалось критическое мышление, планирую работу   так,   чтобы   дети   почувствовали   удивление   и   любопытство,   повторил   путь человечества   в   познании,   удовлетворили   с   аппетитом   возникшие   потребности   в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.   рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.      Моя роль – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления. Критическое   мышление   формируется,   прежде   всего,   в   дискуссии,   письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.           Дети   от   природы   любознательны,   они   хотят   познавать   мир,   способны Так   как   данная   технология   позволяет   строить   учебный   процесс   на   научно­ обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, я стараюсь развивать   у   учащихся   навыки   работы   с   информацией,   умений   анализировать   и применять данную информацию.      Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самих   задавать   вопросы   и   активизируют   к   поиску   ответа.   Структура   занятия   в концепции "критического мышления" состоит из трёх этапов и может работать в начальном звене.           Формы   урока   в   РКМЧП   отличаются   от   уроков   в   традиционном   обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.          На проведённых мной уроках, ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя,   делятся   рассуждениями   друг   с   другом,   читают,   пишут,   обсуждают прочитанное.      Когда начала работать по новой технологии РКМ в условиях развивающей  системы, возникали самые закономерные проблемы с тем, что: • уч­ся без разрешения высказывают (выкрикивают) свои мысли по поводу  выполнения задания; • перебивают друг друга; • не слушают до конца.      Встаёт задача выявления причин такого поведения учащихся. Наблюдая,  анализируя, руководствуясь теоретическими положениями установила следующие  причины такого поведения учащихся: ­ низкий уровень овладения навыком "слушать и слышать" не только учителя, но и  своих товарищей; ­ недостаточное нравственное развитие.       Л.В. Занков обращал внимание на то, что «…детей нельзя научить нравственному  поведению напрямую: учитель сказал – и они так поступают. Такое поведение –  результат нравственного развития, рождения внутренних качеств в процессе  психической деятельности самого ребенка, его мысли, воли, чувств». А начальная  школа должна заложить эти навыки. Так вот, основываясь на теории технологии  «критического мышления», основной является задача научить детей "слушать и  слышать".      Есть две заповеди этой технологии.  • Ученикам – не повторять мысли товарищей, так как мы теряем время, и многое не  успеваем. • Учителю – не повторять ответы детей.      С одной стороны, теряется время, а с другой – дети не научатся слышать, если  учитель всегда будет "переводить" их ответы. Дети отвечают тихо, невнятно – но они так и будут отвечать, зная, что их ответ всегда "переведут". Не допускается  унижение личности отвечающего – ни учитель, ни дети не показывают своих основ     критического отрицательных эмоций ни замечаниями, ни мимикой и т.д. Учащиеся во всем  разбираются самостоятельно. Эта технология действительно работает.           Методические приемы по овладению навыком "слушать и слышать" помогают выработке культуры общения, способствуют выработке дисциплины, нравственному и   интеллектуальному   развитию   школьников,   а   также   являются   началом   для формирования мышления.          Моя задача заключается в том, чтобы обеспечить условия для постепенного перехода от непроизвольного учебного диалога к произвольно регулируемым формам монологической речи – как устной, так и письменной.       Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение или   сопротивление.  Для   меня   это   тоже   больной   вопрос:   как   сделать   свои   уроки увлекательными и ёмкими в плане содержания. Изучив специальную литературу по данной   технологии,   я   пришла   к   выводу,   что   очень   актуальна   технология критического   мышления.   Некоторые   приёмы   позволяют   сделать   урок   более продуктивным,   помогают   ученикам   сформировать   собственную   позицию,   освоить навыки работы с источниками, справочниками.      Подводя промежуточные итоги своей работы, хочется сказать, что на одном уроке можно применять разные методические приемы, которые помогут более эффективно развивать   умения   работы   с   текстом   и   активизировать   деятельность   учащихся   на уроке.       Опытным путем я попробовала составить план построения уроков по технологии критического   мышления     использованием   нескольких   приемов.           В процессе  работы  по  этой технологии,  все приемы работы  с информацией постепенно "переходят в руки" самому  обучающемуся: он начинает  все активнее использовать   их   в   самостоятельной   работе:   начинает   реально   обучать   себя   сам.        В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами интегрирования   информации,  учатся   вырабатывать   собственное   мнение   на   основе осмысления   различного   опыта,   идей   и   представлений,   строить   умозаключения   и логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.           Таким   образом,   данные   результаты   позволяют   сделать   вывод   о   том,   что использование приемов ТРКМ может служить средством формирования ключевых компетентностей школьников.      В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь   каждому   ребёнку   осознать   собственную   уникальную   сущность   и   создать условия для саморазвития. И в этом мне помогают приёмы технологии РКМЧП.          Учитель должен помнить и пользоваться следующими правилами в работе с детьми: Не   берите   всю   инициативу   на   себя,   и   тогда   ученики   не   будут   скованы   в   своих действиях, а будут самостоятельными. Ошибка находка для учителя!          Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой. Выслушивайте всех, нельзя говорить «достаточно». с Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время. На каждом уроке организуйте проблему и поиск путей решении. Учитель должен ориентироваться на глаза своих детей, а не на планы уроков.       Мой опыт работы может использоваться в каждой школе, любым учителем. Он доступен   по   форме   и   средствам   воплощения.   Надеюсь,   мои   знания,   мой   опыт поможет моим коллегам расширить свои педагогические возможности.       Сухомлинский В.А. сказал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, ­ в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю.   Это   –   желание   учиться,   вдохновение,   готовность   к   преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без неё нет школы».

Статья "Результаты применения ТРКМ на уроках в начальной школе"

Статья "Результаты применения ТРКМ на уроках в начальной школе"

Статья "Результаты применения ТРКМ на уроках в начальной школе"

Статья "Результаты применения ТРКМ на уроках в начальной школе"

Статья "Результаты применения ТРКМ на уроках в начальной школе"

Статья "Результаты применения ТРКМ на уроках в начальной школе"

Статья "Результаты применения ТРКМ на уроках в начальной школе"

Статья "Результаты применения ТРКМ на уроках в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2018