Статья "Результаты применения ТРКМ на уроках в начальной школе"
Оценка 4.9
Педсоветы +1
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—5 кл
13.02.2018
Чтобы у младшего школьника развивалось критическое мышление, планирую работу так, чтобы дети почувствовали удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворили с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.Чтобы у младшего школьника развивалось критическое мышление, планирую работу так, чтобы дети почувствовали удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворили с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.
Результаты применения ТРКМ на уроках в начальной школе.docx
«Применение ТРКМ на уроках в начальной школе»
В моем 1 классе учатся дети разного уровня подготовленности, но развивать
нужно любого ученика, согласно индивидуальным способностям и выявить
творческие возможности каждого в отдельности. Современная методика
преподавания, к сожалению, не всегда позволяет создать в классе комфортные
условия для каждого ученика, атмосферу творчества или, точнее говоря,
сотворчества между учителем и учеником, а также между учащимися.
Поэтому среди многих технологий современного образования меня
заинтересовала «Технология развития критического мышления»! Ее применение
позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Технология
предлагает систему конкретных методических приемов, которые успешно
используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и
воспитательных задач. Меняется характер таких уроков. На них преобладает
атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке
ребенок спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно.
Когда я впервые столкнулась с технологией «Развитие критического мышления
через чтение и письмо» РКМЧП, я не сразу поняла, насколько она эффективна. Но
она меня заинтересовало. Потом были первые попытки её применения, и всё больше я
убеждалась, что она даёт хорошие результаты.
Постепенно методика «разложилась» на мою практику по ступенькам. И стало
понятно, что главное для меня в этой методике – это свобода творческой фантазии и
учителя и учащихся. Возможность дать детям высказывать свое личное мнение,
возможность обсудить с одноклассниками массу интересных вопросов. Сама
структура занятия по ТРКМ дает возможность каждому ученику самому определить,
что знает, что не знает по данной проблеме, что хочет узнать, самостоятельно или в
группе осмыслить новые знания с дальнейшим обобщением того, что узнал нового.
Здесь присутствуют именно те этапы, которые отвечают на самые актуальные
проблемы организации процесса обучения: как вызвать устойчивый интерес к
изучаемой теме, мотивировать учащихся к активной учебной деятельности, как
обеспечить целостное осмысление новой информации, сформировать собственное
отношение к изучаемому материалу.
Чтобы у младшего школьника развивалось критическое мышление, планирую
работу так, чтобы дети почувствовали удивление и любопытство, повторил путь
человечества в познании, удовлетворили с аппетитом возникшие потребности в
записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может
войти в мир творчества.
рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
Моя роль – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному
познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных
работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо
знакомы, их необходимо только несколько изменить.
Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны Так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно
обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, я стараюсь
развивать у учащихся навыки работы с информацией, умений анализировать и
применять данную информацию.
Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей
самих задавать вопросы и активизируют к поиску ответа. Структура занятия в
концепции "критического мышления" состоит из трёх этапов и может работать в
начальном
звене.
Формы урока в РКМЧП отличаются от уроков в традиционном обучении.
Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими
лицами урока.
Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают,
пишут, обсуждают прочитанное.
На проведённых мной уроках, ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а
становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про
себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают
прочитанное.
Когда начала работать по новой технологии РКМ в условиях развивающей
системы, возникали самые закономерные проблемы с тем, что:
• учся без разрешения высказывают (выкрикивают) свои мысли по поводу
выполнения задания;
• перебивают друг друга;
• не слушают до конца.
Встаёт задача выявления причин такого поведения учащихся. Наблюдая,
анализируя, руководствуясь теоретическими положениями установила следующие
причины такого поведения учащихся:
низкий уровень овладения навыком "слушать и слышать" не только учителя, но и
своих товарищей;
недостаточное нравственное развитие.
Л.В. Занков обращал внимание на то, что «…детей нельзя научить нравственному
поведению напрямую: учитель сказал – и они так поступают. Такое поведение –
результат нравственного развития, рождения внутренних качеств в процессе
психической деятельности самого ребенка, его мысли, воли, чувств». А начальная
школа должна заложить эти навыки. Так вот, основываясь на теории технологии
«критического мышления», основной является задача научить детей "слушать и
слышать".
Есть две заповеди этой технологии.
• Ученикам – не повторять мысли товарищей, так как мы теряем время, и многое не
успеваем.
• Учителю – не повторять ответы детей.
С одной стороны, теряется время, а с другой – дети не научатся слышать, если
учитель всегда будет "переводить" их ответы. Дети отвечают тихо, невнятно – но они
так и будут отвечать, зная, что их ответ всегда "переведут". Не допускается
унижение личности отвечающего – ни учитель, ни дети не показывают своих основ
критического
отрицательных эмоций ни замечаниями, ни мимикой и т.д. Учащиеся во всем
разбираются самостоятельно. Эта технология действительно работает.
Методические приемы по овладению навыком "слушать и слышать" помогают
выработке культуры общения, способствуют выработке дисциплины, нравственному
и интеллектуальному развитию школьников, а также являются началом для
формирования
мышления.
Моя задача заключается в том, чтобы обеспечить условия для постепенного
перехода от непроизвольного учебного диалога к произвольно регулируемым формам
монологической речи – как устной, так и письменной.
Любое новшество, как известно, встречает на своем пути поддержку, одобрение
или сопротивление. Для меня это тоже больной вопрос: как сделать свои уроки
увлекательными и ёмкими в плане содержания. Изучив специальную литературу по
данной технологии, я пришла к выводу, что очень актуальна технология
критического мышления. Некоторые приёмы позволяют сделать урок более
продуктивным, помогают ученикам сформировать собственную позицию, освоить
навыки работы с источниками, справочниками.
Подводя промежуточные итоги своей работы, хочется сказать, что на одном уроке
можно применять разные методические приемы, которые помогут более эффективно
развивать умения работы с текстом и активизировать деятельность учащихся на
уроке.
Опытным путем я попробовала составить план построения уроков по технологии
критического мышления
использованием нескольких приемов.
В процессе работы по этой технологии, все приемы работы с информацией
постепенно "переходят в руки" самому обучающемуся: он начинает все активнее
использовать их в самостоятельной работе: начинает реально обучать себя сам.
В ходе работы в рамках этой модели учащиеся овладевают различными способами
интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе
осмысления различного опыта, идей и представлений, строить умозаключения и
логические цепочки доказательств, выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно
по отношению к окружающим.
Таким образом, данные результаты позволяют сделать вывод о том, что
использование приемов ТРКМ может служить средством формирования ключевых
компетентностей школьников.
В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы
помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать
условия для саморазвития. И в этом мне помогают приёмы технологии РКМЧП.
Учитель должен помнить и пользоваться следующими правилами в работе с
детьми:
Не берите всю инициативу на себя, и тогда ученики не будут скованы в своих
действиях, а будут самостоятельными. Ошибка находка для учителя!
Приучайте детей не бояться ошибок, ошибиться может любой. Выслушивайте
всех, нельзя говорить «достаточно».
с Не отвечайте за учеников, даже если «поджимает» время. На каждом уроке
организуйте проблему и поиск путей решении. Учитель должен ориентироваться на
глаза своих детей, а не на планы уроков.
Мой опыт работы может использоваться в каждой школе, любым учителем. Он
доступен по форме и средствам воплощения. Надеюсь, мои знания, мой опыт
поможет моим коллегам расширить свои педагогические возможности.
Сухомлинский В.А. сказал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше
педагогическое мастерство, в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам,
учителю. Это – желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению
трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без неё нет школы».
Статья "Результаты применения ТРКМ на уроках в начальной школе"
Статья "Результаты применения ТРКМ на уроках в начальной школе"
Статья "Результаты применения ТРКМ на уроках в начальной школе"
Статья "Результаты применения ТРКМ на уроках в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.