Доклад «МИР ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ »
Оценка 4.6

Доклад «МИР ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ »

Оценка 4.6
Лекции
docx
воспитательная работа
7 кл
29.01.2019
Доклад «МИР ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ »
Экология - это наука, изучающая взаимоотношения животных и растений с окружающей средой. К мысли об охране природы человек пришёл давно. Но в наши дни эта проблема приобрела глобальный характер. Стали редкими многие растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами природные угодья, смываются водой и уносятся в воздух плодородные частицы почвы. Требуемые для восстановления экологического благополучия затраты подчас исчисляются миллиардами.
Доклад по экологическому воспитанию.docx
Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области «Специальная  (коррекционная) общеобразовательная школа­интернат № 5 для детей­ сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей, п.г.т. Новобурейский»            Доклад по экологическому          воспитанию  детей       с отклонениями в развитии:                            (из опыта работы) тема: «МИР ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ                                                         ДЕТЕЙ »       Подготовила  воспитатель:  Быкова Валентина Петровна                                                      2017 год.       Экология ­ это наука, изучающая взаимоотношения животных и растений с окружающей  средой. К мысли об охране природы человек пришёл давно. Но в наши дни эта проблема  приобрела глобальный характер. Стали редкими многие растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами природные угодья, смываются водой и уносятся в  воздух плодородные частицы почвы. Требуемые для восстановления экологического  благополучия затраты подчас исчисляются миллиардами.    Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции, а в совершенно  ином, гармоничном сосуществовании с природой, в психологической готовности сберегать  природные ценности всегда и везде. Это и составляет основу экологического воспитания,  направленного на формирование ответственного отношения к окружающей природной  среде. И в детском возрасте важно помочь ребёнку открыть тайны зелёного мира, осознать  свою индивидуальность и общность с другими, живыми существами, привить ему  ответственность за живое вокруг.   Деревья, цветы, травы, кустарники – это гости другого мира.  Который  мы, взрослые,  порой не замечаем. А если и замечаем, то мимоходом, относясь к нему  со  снисходительным пренебрежением. Растущий маленький человек, видя такое равнодушие и безразличие, в силу своей подражательности вторит нашим действиям, словам, отношению.  И вот уже сорваны охапки «солнышкиных детей» ­ одуванчиков и ромашек беспомощно  увядают на лужайке за ненадобностью… А ведь «вдумчивый» воспитатель никогда не  допустит, чтобы ребёнок скользнул холодным взглядом по тому, что должно его  порадовать, вызвать восхищение или наоборот, возмущение.     Подлинное искусство воспитателя состоит в том, чтобы ребёнок видел мир сердцем. В  этих словах заключена самая главная задача в развитии личности ребёнка – это воспитание  его души, воспитание человечности. И ни  кого не надо убеждать в том, кто с детства был  глух к природе. Кто не открыл для себя красоты первой весенней травки, не ощутил запаха  первой лопнувшей почки, не улыбнулся «пению» проснувшихся лягушат, ­ вряд ли такому  человеку в дальнейшем станут доступны чувства поэтического восприятия мира и  преклонения перед красотой, величием природы и человеческой доброты.     Детство – это счастливое время ярких ощущений и впечатлений, надежд на  проникновение в тайны окружающего мира. Исходя из этого, я ставила перед собой следующие задачи:  Формирование системы знаний о многообразии растительного мира;  Знакомство детей с приспособлением растительных организмов к среде обитания;  Расширение знаний о законах роста и развития живых организмов.    Для решения этих задач свою работу старалась строить с учётом психолого­ педагогических особенностей детей данного возраста, постепенности и последовательности усложнения познавательного материала. То есть по принципу многообразного  предъявления ребёнку одного и того же природного объекта, но с обязательным элементом  новизны или содержанием учебного материала, либо в способах решения познавательных  задач или в формах детской деятельности.       Такое «погружение» ребёнка в природный  объект даёт ему возможность видеть его в  разных ракурсах, осмыслять его причинно­ следственные зависимости и с моей помощью выделять ещё не разгаданные тайны  исследуемого живого объекта. Моя задача, выбрать по своему усмотрению необходимый  объём познавательной информации и проявить собственное творчество.    Возможность почувствовать свою сопричастность к зелёному миру. Ощутить радость или  грусть при общении с ним. Сделать настоящее открытие, что удивительное действительно  находится рядом, только научиться замечать его – всё это дают детям разнообразные виды  прогулок, игры­занятия в природе, экологические сказки, исследовательская деятельность ребёнка в развивающих играх, всевозможные конкурсы, викторины, КВН любимы  малышами, дух соперничества присущ детскому возрасту, он является естественным  стимулом развития.   Всё это вызывает у детей любознательность, вызывает желание больше узнать, обдумать,  прочитать. А ведь соревнованию предшествует большая подготовка, в процессе которой  ребята приобретают навыки поиска, самостоятельной работы, работы с книгой, развивают  творческое мышление.     Организм ребёнка представляет собой наиболее благоприятную почву для становления и  развития у него многогранных отношений с миром­миром природы и общества. Причём в  сознании ребёнка впечатления и знания об окружающем мире ­ о людях, животных,  растениях, го неживой природе, не просто преломляются, они формируют его отношения к  миру, влияют на его нравственные качества. И это для нас особенно важно. Однако  психологическое развитие на  каждом возрастном этапе отмечается особенностями,  которые накладывают отпечаток на специфику всех структур его деятельности , на  образное видение мира.     Формирование образа мира начинается с построения отношений ребёнка с ним. Младший  возраст – это период «базового доверия»,  чувство эмоционального благополучия, когда  оценка окружающего мира, собственные действия строятся в совместной деятельности со  взрослыми. Знания усваиваются активно, добиваются в процессе мотивированной  деятельности, ярко окрашенной эмоциями, то есть в общении и игре. Ведь ребёнок  адаптируется к жизни и жадно впитывает разнообразные впечатления. Особый интерес  вызывает у ребёнка природа : жизнь в лесу, водоёме, на лугу, во дворе, у дома.  По этому  поводу В.А.Сухомлинский заметил, что мир окружающий ребёнка, это, прежде всего, мир  природы с безграничными богатствами явлений, неисчерпаемой красотой.     В природе вечный источник детского разума. Поэтому цель экологического воспитания,  именно формирование в ребёнке отношения к живому, которое должно базироваться на его глубинном чувственно­эмоциональном опыте. Забыта народная мудрость:  «Человек стал  человеком, когда услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья,  песню жаворонка в бездонном небе, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи.     Однако маленькому человеку трудно научиться читать живую книгу природы  самостоятельно. И зачастую не знание и непонимание её законов, её универсальной  ценности сохраняется у человека на всю жизнь и отражается на его взаимоотношениях с  природными обитателями. Не всегда гуманными, милосердными и добрыми. А ведь  маленький человек должен быть добрым ко всему живому. Только доброта открывает  ребёнку радость бытия, радость человеческих взаимоотношений.     Высокая познавательная активность, любознательность, заинтересованность ребёнка в  ознакомлении с природой, это бесценный дар, которым нужно умело пользоваться для  развития его мышления, расширения природоведческого кругозора, экологической  культуры. Ребёнок «почемучка» ­ это исследователь. Его интересует не столько названия  предметов и явлений, как множество «почему?» на которые школьник стремится и должен  получить ответ. Но не в готовом виде, иначе ребёнок теряет интерес ко всему  окружающему, об этом надо помнить.    Учитывая возрастные особенности детей, нужно  правильно проводить экскурсии, как правило, все природные объекты рассматриваются по  команде взрослого, который стоит в детском окружении и громким голосом отдаёт свои   распоряжения. О каком эстетическом наслаждении формами, звуками, ароматами природного окружения может идти речь?  У ребёнка возникают слова – просьбы, ему  хочется всё увидеть, потрогать, послушать, а может быть и попробовать на вкус…     Почему это происходит: ограниченность учебного времени, которого едва хватает на  подходы к месту проведения экскурсии и обратный путь к школе. Придя на место  экскурсии, взрослый задаёт вопросы, заслушивает ответы, даёт задания для наблюдения и  т.д., получается шумно. А шум для природных обитателей – мощный фактор беспокойства, он мешает смотреть, слушать, птицы разлетятся, насекомые расползутся, замолкнут.     Инструктаж и беседы следует проводить не в природе, во время экскурсий, а  заблаговременно: в группе, в классе, во  дворе. Приучать детей к мысли: мы идём в гости к  природным обитателям, в их большой дом, главнейшее правило – соблюдение тишины.  Надо набраться терпения и  притаиться, чтобы не беспокоить своим присутствием. Только  так можно что­нибудь увидеть, открыть в природе.                              Если хочешь научить меня чему­то,                              Позволь мне идти медленно…                              Дай мне приглядеться…                              Потрогать и подержать руками.                              Послушать, понюхать…                              И может быть попробовать на вкус.                              О, сколько я смогу найти самостоятельно!                              Только,  пожалуйста, не торопи меня! Если малышу достаточно, чтобы взрослый конкретно ответил на вопросы, которые, прежде  всего, касаются «видимой» стороны природы, то подростков интересуют внутренние связи,  зависимость между явлениями природы, последовательность происходящих в ней  изменений, взаимовлияние природы и человека, причины потребительского и варварского  отношения человека к природе.    Дети видят следы низкой культуры взрослых: битые бутылки, консервные банки,  бумажный мусор, вытоптанная трава, поломанные кусты и деревья. ( например: наш парк)  Объяснить ребятам, что такие люди, совсем не беспокоятся о том, что будет завтра, что  оставят они себе и другим.       Одна из целей экологического воспитания, правильно объяснить понятие: «бережное  отношение к природе». Если воспитанники поймут, что это означает ответственное  отношение к общечеловеческому благу, всенародному достоянию нашего общества, они не  будут смотреть на природу как на «ничью», не станут бездумно уничтожать её для  удовлетворения своих эгоистических потребностей, а растения и животных делить на  полезных и вредных.     Есть старое, но удачное сравнение, в котором развитие ребёнка сравнивается с ростом  семени, с почвой, с влагой и т.п. Как почва и влага для растения, так и благоприятная среда для развития ребёнка имеет огромное значение: в плохой среде ребёнок уродуется и  чахнет. Каждое семя требует своей почвы и той или иной важности. И при уходе за  растениями надо считаться с тем, какое это семя, каковы законы роста. Оно берёт и  усваивает из среды одно, и не принимает другого. В несравнимо более активной форме   тоже делает ребёнок.     Учитель, воспитатель – центральная фигура в создании благоприятной эколого­ образовательной среды. Высоких результатов (педагогических) можно добиться лишь при  строгом соответствии педагогического процесса психическому процессу, формирующему становление соответствующего сознания, знаний и отношений к своему природному и  социальному окружению.     Это означает, что экологическое образование, как педагогический процесс необходимо  осуществлять в соответствии с законами развития детского организма. В единстве и  согласии с природой, заботясь о ней, как о среде жизни, как источнике здоровья духовного  и физического развития человека.    Как же я проводила экологическое воспитание в своей группе:  я составила программу  «Мир природы глазами детей» и считаю, что  активный труд – могучее средство  воспитания направленное на формирование важнейших средств характера.    Только в трудовой деятельности возможно воспитание ответственного отношения детей к природной среде. Поскольку ответственное отношение и поведение связаны не только с  системой определённых знаний, но и с системой определённых умений и навыков.    Начиная с 1­го класса, дети были активными участниками по уходу за комнатными  цветами, имели свой цветник на территории школы, за которым ухаживали: поливали,  рыхлили, пололи. В группе каждый посадил себе комнатный цветок, знают приёмы посадки, владеют навыками ухода за растениями, в группе много цветов и вновь посаженных уже в  этом году. По желанию детей цветы есть и в спальнях, дети не забывают за ними ухаживать. Всегда с желанием это делают. Радуются новым листочкам, цветению.    Во все времена года ведём наблюдения за птицами, делаем кормушки и подкармливаем  птиц зимой, дети знают зимующих и перелётных птиц. Ведём наблюдения, какие птицы  чаще прилетают и требуют заботы о них.    Во время прогулок и экскурсий ведём наблюдения за явлениями природы. Рассказываю  детям о жизни растений, птиц, животных в лесу. В тёплое время года постоянно ходим на  экскурсии, целевые прогулки, веду с ребятами этические беседы, рассказываю, как бывает,  взрослые люди по – варварски относятся к природе (дети это наблюдали в парке). Какой  невосполнимый ущерб приносят пожары. И частая причина – беспечность людей,  неосторожное пользование огнём. Читаем стихи, рассказы о природе, проводим викторины, участвуем в праздниках по экологии, смотрим диски: «Живая природа», «Подводный мир», «Звери», «Внутренний мир».    С большим интересом дети играют в дидактические игры по экологии, включаю их в  занятия, частью самоподготовки, ребусы, загадываем и отгадываем загадки о природе и её  обитателях.    В чём же смысл дидактических игр и игровых приёмов дидактической направленности? В том, что познавательные задачи, как бы спрятаны, замаскированы. Дети с удовольствием принимают игровую форму изучения природы, уточняют,  закрепляют, расширяют имеющие у них представления о предметах и явлениях природы,  растениях, животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации,  способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, применять знания в новых  условиях. Активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь,  способствуют воспитанию у детей умения играть вместе.    Также используют в работе дидактические игры с предметами, настольно – печатные,  словесные. Играя в предметные игры можно использовать: листья, семена, цветы, Овощи, фрукты. Игры : «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Чьи детки на ветки?» В этих играх уточняются и конкретизируются, обогащаются представления о свойствах, качествах предметов, с которыми активно действуют дети. У детей формируются умения  обследовать предметы, они овладевают сенсорными эталонами.    Настольно­печатные игры : «Экологическое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и  фрукты», «Растения», «Подбери листья» ­ в этих играх дети систематизируют знания о  растениях, животных, явлениях неживой природы.    Словесные игры: «Кто летает, бегает, прыгает?», «Вода, воздух, земля», «Нужно – не  нужно» ­ развивают у детей внимание, сообразительность, быстроту реакции. Наряду с  перечисленными играми используют в работе с детьми большое количество игровых  упражнений: «Найди по листу дерево», «Узнай на вкус», «Найди такой же цветок»,  «Принеси красный, жёлтый, зелёный лист». Игровые упражнения помогают различать  предметы и явления по качествам и свойствам, развивают наблюдательность. Игровая  форма придаёт играм занимательность. Обучение идёт преднамеренно через игровые  правила, игровые действия. В руках педагога игра может стать инструментом воспитания,  приобщения ребёнка к жизни природы и общества, развития его физических,  интеллектуальных и эмоциональных качеств.    Март – апрель этого года мы работали с детьми над проектом : «Цветы вокруг нас». Что   он нам дал? Это одна из успешных форм развития индивидуальности ребёнка. Именно в проектной деятельности ребёнок участвует как субъект собственного  образования, учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой,  наблюдения и практическая деятельность.    Насколько бедны оказались бы мы, не будь на земле цветов. Сорвать цветок может  каждый, а вот сказать, какой цветок сорвал, далеко могут не все.     Цветы  ­ это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь,  охранять, и конечно же знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности,  целебные свойства.      Цель проекта: знакомство с разнообразием цветов, их строением, условиями  необходимыми для роста и влиянием на эмоциональное состояние человека. Для реализации цели были выделены следующие задачи: 1. Углублять знания детей о цветах и их разнообразии. 2. Упражнять в классификации цветов, закреплять понятия: комнатные,  садовые, луговые, полевые цветы. 3. Закреплять умения, полученные впечатления в рисунках и творческих  работах. 4. Формировать бережное отношение к цветам, развивать желание ухаживать  за цветами. 5. Воспитывать любовь к прекрасному, к красоте окружающего мира. 6. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие,  наблюдательность, любознательность ко всему живому. Для этого были разработаны этапы проекта:             1. Подготовительный  – сбор и анализ литературы по данной теме;  диагностика знаний детей (иллюстративный материал, подборка  стихотворений, загадок, сказок, легенд, дидактических, подвижных,  пальчиковых, словесных игр, весёлых вопросов и упражнений. Подготовка  семян цветов). 2. Основной – опыты и исследовательская, поисковая деятельности  (наблюдения за всходами цветов: георгинов, астр, бархатцев, посадка  укропа, лука. Где семена всходят быстрее: на свету, на солнце или в  тёмном месте? Что происходит с цветами, если их долго не поливать?).  Трудовая  деятельность: посадка семян цветов, лука, укропа. Вносили  ветки берёзы, черёмухи для наблюдения за появлением листьев,  сравнивали – где быстрее появляются листья: в тепле или на улице. Уход  за посадками: рыхление, полив. На территории, на своём участке посадили  бархатцы, георгины. Консультация: «Природа – источник огромного  количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно  делать весной?) 3. Художественно – творческая деятельность: 1. Изготовление цветов из бумаги, пластилина, пластика, берёзовой коры,  рисование, аппликация. 2. Проведено открытое занятие: «Цветы вокруг нас», оформлена выставка  всех видов творчества детей (показ работ). Наблюдения за комнатными цветами обогатили сенсорный опыт детей, расширили знания,  дети имели возможность наблюдать, начиная с посадки, за ростом, цветением растения.  Наблюдения дополняли экскурсии в природу, к первоцветам, в цветочный магазин,  викторины, чтение стихотворений, легенд о цветах, составление детьми сказок,  прослушивание музыки, в результате чего происходила первоначальная оценка детьми  деятельности взрослых, общение с представителями растительного мира, наслаждение  природой.    На протяжении работы  над этой темой в уголок природы вносились привлекательные  комнатные растения, которые просты в уходе. Если раньше дети знали 3­4 вида названий  цветов, то сейчас знают 8 (Герань, Королевский папоротник , Колеус, Мята, Хлорофитум,  Алоэ, Амазонская лилия, Аспарагус). У детей всегда есть желание ухаживать за цветами  (поливать, рыхлить, протирать пыль с листьев, подсыпать землю) Это развивает у детей  эмоциональный опыт, художественное восприятие красоты растений в различные периоды  жизни.    Практическая значимость этого проекта заключается в том, что использование  разнообразных форм, методов работы с детьми по экологическому воспитанию  способствуют расширению и обогащению знаний детей о разнообразии представлений   растительного мира.    Каковы же результаты над проектом: 1. Дети стали понимать необходимость бережного отношения к природе,  основанного на её нравственно­эстетическом значении для человека. 2. Освоены нормы поведения в природном окружении и соблюдение их в  практической деятельности и в быту. 3. Дети проявляют активное отношение к объектам природы (их  действенная забота, умение оценивать действия других людей по  отношению к природе). И подводя итог работы по экологическому воспитанию, хочу сказать: «Уважаемые  воспитатели, использование разнообразных форм, методов, способов деятельности с  детьми, позволяет развить в них ценностное отношение к миру живой природы, ощутить  себя её творцом и созидателями, осознать свою индивидуальность и общность с другими живыми существами, приобрести статус экологически воспитанного человека, заповедью  которого станут слова: «Пускай я маленький, но я бесконечно сильный и нужный, потому  что в мире много существ меньше и слабее меня, не заметив, не тронув, не задев».

Доклад «МИР ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ »

Доклад «МИР ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ »

Доклад «МИР ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ »

Доклад «МИР ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ »

Доклад «МИР ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ »

Доклад «МИР ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ »

Доклад «МИР ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ »

Доклад «МИР ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ »

Доклад «МИР ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ »

Доклад «МИР ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ »

Доклад «МИР ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ »

Доклад «МИР ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ »

Доклад «МИР ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ »

Доклад «МИР ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ »

Доклад «МИР ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ »

Доклад «МИР ПРИРОДЫ ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ »
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2019