Доклад: "Мотивация учебной деятельности на уроках английского языка"
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
английский язык
3 кл
12.07.2018
Мотивация – это, прежде всего результат внутренних потребностей человека, его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на активизацию его деятельности.
Можно выделить еще пять типов мотивации:
1.Целевая мотивация - хорошо усваивается то, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.
2.Мотивация успеха - если предмет удается, то его изучают с удвоенным интересом. Мотивация в изучении иностранных языков значительно возрастает, если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во внеклассной деятельности.
3.Страноведческая мотивация - язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка.
4.Эстетическая мотивация помогает превращать изучение языка в удовольствие.
5.Инструментальная мотивация учитывает темперамент обучающихся и дает возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ.
доклад на тему Мотивация деятельности на уроках английского языка.docx
Доклад на тему
«МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА»
Выполнила учитель английского языка
Хазигалиева Фанзиля Раисовна
Мотивация – это, прежде всего результат внутренних потребностей человека,
его интересов и эмоций, целей и задач, наличие мотивов, направленных на
активизацию его деятельности.
Можно выделить еще пять типов мотивации:
1.Целевая мотивация хорошо усваивается то, что нужно для этой
деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется.
2.Мотивация успеха если предмет удается, то его изучают с удвоенным
интересом. Мотивация в изучении иностранных языков значительно возрастает,
если перспективы использования знаний реализуются не только на уроке, но и во
внеклассной деятельности.
3.Страноведческая мотивация язык быстро реагирует на все социальные
изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и
обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной
природы языка.
4.Эстетическая мотивация помогает превращать изучение языка в удовольствие.
5.Инструментальная мотивация учитывает темперамент обучающихся и дает
возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ.
Народная мудрость гласит «немотивированный ученик просто не хочет учиться»
или «ты можешь подвести коня к водопою, но ты не можешь заставить его пить».
Эта пословица приходит на ум, когда мы видим насколько разным может быть
отношение учащихся к иностранным языкам. Для одного ученика, процесс
изучения языка является важным, многозначительным, он мотивирован к
изучению языка, а для другого учащегося, язык — это тяжелая ноша, которую
он вынужден нести и он не скрывает свою скуку, зевает и просто ждет конца
урока. Каждый учитель сталкивается с подобной ситуацией и откровенно
говоря, часто намерен обвинить школьника в неверном поведении или
неспособности изучать иностранные языки. Но данная ситуация может быть
воспринята абсолютно подругому учителем, который мыслит критически: для
него — это знак для решения вопроса «Являются ли методы и подходы учителя
эффективными и действенными, а так же соответствующими нуждам учащимся?». Само собой разумеющимся является факт, что способность
мотивировать учащихся является ключевым навыком учителя.
Проблема мотивации в учении возникает по каждой дисциплине. Однако особо
остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков. При этом
примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у
учащихся, как правило, высокая мотивация. Почти у всех есть желание владеть
иностранным языком, уметь общаться. Но как только начинается процесс
овладения иностранным языком, и отношение обучающихся к предмету
меняется, многие разочаровываются. В результате уменьшается мотивация,
пропадает встречная активность, ослабевает воля, направленная на овладение
иностранным языком, снижается в целом успеваемость, которая, в свою очередь,
негативно влияет на мотивацию.
Существует много способов стимулирования учащихся к изучению английского
языка.
1. Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности
и возможности.
На уроках необходимо воспитывать в детях чувство оптимизма, являющееся
следствием реалистического мышления. Для этого учителю важно представлять
собой живой пример оптимистически настроенного к ученикам и коллегам
человека. Крайне важно и необходимо ставить перед детьми или помогать им
самим ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, которые
приведут к успешному результату. Необходимо внушить ребенку, что успех
строится на неудачах. Важно научить детей ценить не только свои собственные,
но и корпоративные достижения.
2. Новизна.
Любые новые формы и приёмы работы всегда интересны на занятии. Увлечение
учащихся проходит со временем. Через несколько уроков то, что вызывало
бурный интерес и "проходило на ура", начинает терять свою изюминку.
Следовательно, одна из главных задач учителя поддерживать интерес ребёнка,
предлагая ему новые виды деятельности, ту работу, с которой он еще не был
знаком.
3. Снятие напряжения.
После напряженной умственной деятельности учащимся нужно дать небольшой
отдых, вызвать положительные эмоции
4. Внедрение азартных технологий Внедрение азартных технологий на занятии не только решает проблему
мотивации учащихся, но и является эффективным инструментом на этапе
закрепления знаний по лексике и грамматике. Примерами групповых игр могут
быть
1)настольная игра «Лексический конструктор» по П.А. Степичеву
2) Игра "Crosses and Noughts",
3) Игра «Морской бой».
5. Работа с газетными материалами
Одной из целей преподавания английского языка является приближение
образовательного уровня учащихся к европейскому стандарту. Владение
иностранным языком невозможно в отрыве от культуры и реалий
англоговорящих стран, при этом газета вызывает естественный интерес
учащихся, являясь источником новейшей информации, к тому же являясь
частью культуры страны изучаемого языка. Вопервых, газетная лексика
является актуальной и современной. Вовторых, информация, содержащаяся в
газетных публикациях, помогает школьникам понять современные тенденции в
обществе, повысить их культурологическую компетенцию.
Втретьих, газетные материалы содержат дискуссионные вопросы, которые
помогают организовать обсуждение и тем самым развивают навыки успешного
общения.
На своих уроках я пользуюсь детским периодическим изданием журнала
«Миша», где печатаются диалоги на английском языке. В процессе работы
учащиеся знакомятся с лексикой, с грамматическими структурами , развивают
диалогическую речь, навыки общения.
6. Переписка учеников с их американскими сверстниками
Переписка учеников с их американскими сверстниками — ненавязчивый,
опосредованный вариант, который реально работает на многих школьниках.
Помимо интересной информации о культуре, истории, образе жизни, которую
учащиеся получают из первых рук, у них появляется возможность практики
английского с носителями языка. Перевод письма, написанного грамотным
американским школьником, представляет немалую сложность для наших
школьников, а это мотивирует их на изучение какихто конкретных тем.
Нередко одного письма им бывает достаточно, чтобы запомнить какоето клише
или конструкцию, на что в обычных условиях уходит занятие или два. Переписка расширяет запас лексики. Причем они получают наиболее
актуальную для них лексику от своих сверстников, которая обычно
характеризуется высокой частотностью.
7. Встречи и дискуссии с носителями языка
Встречи и дискуссии с носителями языка — еще один стимул, который
повышает интерес учащихся к изучению английского. Дискуссии, как правило
проходят на заданную тему, обычно подбирается тема, волнующая данную
возрастную категорию учащихся, либо разговор идет в режиме «вопрос —
ответ», где можно задать вопрос на любую тему. Во время данных дискуссий у
школьников есть возможность попрактиковаться в устной речи с носителями
языка и развивать навыки аудирования, а также реально оценить свой уровень
английского, что подстегивает многих к углублению своих знаний английского
языка.
8. Музыка
Музыка это — один из наиболее мощных способов воздействия на чувства и
эмоции учащихся. Музыка и песня могут оказать неоценимую помощь в
изучении английского языка. Песня вызывает большой прилив энтузиазма и
представляет собой приятный и, в то же время, стимулирующий подход в
изучении культуры иноязычных стран. Хорошие песни не забываются.
• Песни являются средством более прочного усвоения и расширения
лексического запаса, т. к. включают новые слова и выражения.
• В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции
• Песни способствуют совершенствованию навыков произношения
• Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению
коллектива. Песни дают возможность расслабиться, сделать небольшой перерыв
в рутинной учебной деятельности на уроке.
В своей работе я часто применяю этот способ мотивации во время урочной и
внеурочной деятельности. При изучении дней недели, месяцев, количественных
числительных, цветов и т.д. разучиваем с обучающимися песни. Ежегодно в
школе провожу фестиваль английской песни, отбирая лучшие номера на
районный фестиваль иностранной культуры «Шоу талантов»
9. Дистанционные олимпиады Участие в дистанционных олимпиадах является эффективным способом
обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников.
Дистанционные олимпиады мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на
самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого
потенциала. Участие в дистанционных олимпиадах ведет к углубленному
изучению школьных предметов, развивает их творческие способности, а также
выявляет школьников, интересующихся английским языком и желающих
продолжить интенсивное изучение иностранного языка в старших классах.
10. Игра
Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который
удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и
разнообразии выполняемых упражнений.
Игровая деятельность используется в следующих случаях:
• в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы;
• как элемент более обширной технологии;
• в качестве урока или его участия;
• как технология внеклассной работы.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов
игры и учения во многом зависит от понимания учителем функций и
классификации педагогических игр.
В первую очередь, следует разделить игры по виду деятельности на физические
(двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и
психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
• обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
• познавательные, воспитательные, развивающие;
• репродуктивные, продуктивные, творческие;
• коммуникативные, диагностические, профориентационные. Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Укажу
лишь важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые,
деловые, имитационные.
Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками
реальной и практической деятельности, создает условия реального общения.
Она эффективна как на младшем этапе обучения, так и на среднем.
Ролевая игра мотивирует речевую деятельность. Школьники убеждаются в том,
что язык можно использовать как средство общения. Игра активизирует
стремление ребят к контакту друг с другом и учителем, создает условия
равенства в речевом партнерстве, разрушает барьер между учителем и
учеником.
11. Использование креативной методики «Шесть шляп мышления»
Шесть шляп мышления или «Six thinking hats» — метод, позволяющий помогать
ученикам обсуждать проблемы, выражая разные точки зрения. Это важная и
мощная технология. Она позволяет взглянуть на решение проблемы с позиций
многочисленных важных перспектив. Эта технология была создана Эвардом де
Боно.
Данная технология улучшает коммуникацию и способность принятия решений
внутри группы. Она помогает структурировать мышление и делает его более
эффективным. Предложения, суждения, критика, информация и эмоции
смешиваются вместе. Каждая «Шляпа мышления» имеет отличный от других
стиль мышления.
12. Применение новых информационных технологий
Использование новых информационных технологий в преподавании английского
языка позволяет разнообразить формы работы и сделать урок интересным и
запоминающимся для учащихся.
Современный учитель должен эффективно применять информационные и
коммуникационные технологии в учебном процессе. Некоторые технологии
используются почти всеми учителями.
Например:
а) широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны
и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать
картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение. б) широко популярным становится компьютерное тестирование.
с) эффективным способом повышения интереса учащихся к изучению
иностранного языка является использование на уроках электронных учебников.
13. Внеурочная деятельность
Данный вид деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и
самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои
возможности и способности. Внеурочная работа помогает демонстрировать
школьникам те способности, которые зачастую остаются невостребованными на
уроках. Все это положительно влияет на учебную деятельность.
Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках
иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся,
обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической
мотивации. Подготовка спектакля творческая работа, которая способствует
выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных
творческих способностей.
Такой вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность
учащихся, развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению
культуры страны изучаемого языка, а также углубляет знание языка, поскольку
при этом происходит процесс запоминания лексики. Наряду с формированием
активного словаря школьников формируется так называемый пассивно
потенциальный словарь. И немаловажно, что учащиеся получают
удовлетворение от такого вида работы.
14. Метод проектов
Одной из технологий, обеспечивающей личностноориентированное обучение,
является метод проектов, как способ развития творчества, познавательной
деятельности, самостоятельности.
Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру
общения, умения кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относиться
к мнению партнёров по общению, развивать умение добывать информацию из
разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных
технологий, создает языковую среду, способствующую возникновению
естественной потребности в общении на иностранном языке. Проектная форма работы является одной из актуальных технологий,
позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся
расширяют свой кругозор, границы владения языком, получая опыт от
практического его использования, учатся слушать иноязычную речь и слышать,
понимать друг друга при защите проектов. Дети работают со справочной
литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность
прямого контакта с аутентичным языком, чего не даёт изучение языка только с
помощью учебника на уроке в классе.
Работа над проектом – процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под
руководством учителя занимается поиском решения какойто проблемы, для
этого требуется не только знание языка, но и владение большим объёмом
предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и
интеллектуальными умениями. В курсе иностранных языков метод проектов
может использоваться в рамках программного материала практически по любой
теме. Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое
мышление, самостоятельность и другие личностные качества.
Первые проекты начинаются во втором классе. Для начала проектной
деятельности лучше всего подходят такие темы, как «The ABC», «My pet,
«About me»и др. Первые проекты представляют собой небольшие работы,
содержащие минимум текста на английском языке и требующие от ребенка в
основном работы с иллюстрациями. Для создания этих проектов используются
готовые книжные шаблоны.
В средней школе (56 класс) темы проектов усложняются и касаются разных
аспектов жизни Великобритании. В связи с отсутствием у детей достаточного
словарного запаса на данном этапе проекты пишутся на русском языке и
направлены на расширение знаний по страноведению. Так, в первом проекте
пятого класса учащимся предлагается написать об одной из английских королев
по их выбору.
Начиная с седьмого класса, все проекты снова выполняются на английском
языке.
Разговор о мотивации мне хотелось бы завершить следующим изречением:
« Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, вовлеки меня – и я
научусь!».
Доклад: "Мотивация учебной деятельности на уроках английского языка"
Доклад: "Мотивация учебной деятельности на уроках английского языка"
Доклад: "Мотивация учебной деятельности на уроках английского языка"
Доклад: "Мотивация учебной деятельности на уроках английского языка"
Доклад: "Мотивация учебной деятельности на уроках английского языка"
Доклад: "Мотивация учебной деятельности на уроках английского языка"
Доклад: "Мотивация учебной деятельности на уроках английского языка"
Доклад: "Мотивация учебной деятельности на уроках английского языка"
Доклад: "Мотивация учебной деятельности на уроках английского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.