Доклад Музыкальное искусство как основа духовно-нравственного развития творческой личности
Оценка 4.8

Доклад Музыкальное искусство как основа духовно-нравственного развития творческой личности

Оценка 4.8
Лекции
docx
музыка +1
Взрослым
28.08.2019
Доклад Музыкальное искусство   как основа духовно-нравственного развития творческой личности
Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из сложных и противоречивых задач как идейно-политического, так и научно-педагогического содержания, от решения которой зависит психосоциальное и духовное здоровье детей. Кому же, как ни нам, людям искусства, найти заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть мир Любви и Добра. Это нужно не только им, но и нам, учителям. Ведь учитель - это, прежде всего духовный и нравственный наставник, праведник и гуманист, - без этих добродетелей мы не можем взывать к их сознанию, не имеем на то морального права.
Доклад Музыкальное искусство как основа духовно-нравственного развития творческой личности x.docx
Н.А.Куландина г. Ульяновск,                                     МБОУ СШ № 75 преподаватель    музыки                           Музыкальное искусство как основа духовно­нравственного развития творческой личности Жизнь на сегодняшний день ставит новые проблемы перед музыкальным образованием. Они порождены новой социально­культурной ситуацией: с 1993 года   ученые   констатируют   обесценивание   знаний:   над   умами   властвует примитивное   материальное   богатство.   Фундаментальные   сдвиги   в   системе ценностных   ориентаций   связаны   с   экономическими   кризисами.   Экологические катастрофы, в том числе чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое ­ все это сказывается на духовном развитии школьников и на их психическом здоровье. В этом кроются причины духовной деградации. Очевидна   потребность   в   совершенствовании   и   обновлении   практики духовно­нравственного   воспитания   школьников,   в   поиске   новых   подходов   к воспитательной деятельности школы. Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов, психологов по вопросам нравственного   воспитания.   Одна   из   важнейших   задач   художественного образования ­ это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности,   воздействие   на   процесс   становления   его   нравственных   качеств, нравственных   идеалов.  Найти  основу   духовно  ­  нравственного  развития  детей можно на уроках в музыкальной школе. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, ­ научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное»   отношение   к   произведениям   искусства,   развивать   пристальное внимание. Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становится   более   отзывчивым   на   различные   эмоции­смыслы,   и   этот   тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы.           Искусство желает быть услышанным, оно требует особого внимания, ему необходима   встреча:   и   не   все   равно,   какая   «встреча»,   не   «какая­нибудь»,   а художественная. Поэтому нравственное воспитание на уроке музыки состоит в том,   чтобы   привить   умение   сопереживать   музыке   и   чужому   человеку   через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Мир бережно сохраняет вечные ценности: любовь, красоту, добро, силу духа, истину, ценность   жизни.   Музыка   ­   носитель   ценности,   объект   познания,   а   учитель   и ученик ­ коллективный субъект, постигающий мир музыкально­педагогических ценностей. Хочется сказать, что на уроках музыки  мы нередко сталкиваемся с детской пассивностью,   их   неумением   раскрывать   свои возможности.   Поэтому   преподавателю   необходимо   создать   благоприятный психологический климат, способствующий раскрепощению ребёнка.   закомплексованностью, Для   того,   чтобы   деятельность   детей   была   продуктивной,   определяются ближние и дальние цели, на занятиях создаются ситуации творческого поиска и мотивов их деятельности, что является своеобразным толчком, который выводит ребенка   из   состояния   «инертного   покоя»   и   способствует   творческому осуществлению   выполняемой   деятельности.   В   этом   случае   работают   такие стороны духовного мира ребенка, как воля, общее интеллектуальное развитие, мировоззренческие, нравственные и патриотические убеждения. Искусство   должно   выступать   не   столько   как   объект   изучения,   сколько   как субъект   диалога,   когда   ученик   пытается   понять   позицию   автора,   его   мысли, чувства, настроения. При этом ученик должен «заглянуть» в себя, сравнить свои чувства   и   переживания   с   переживаниями,   заложенными   в   музыкальном произведении, понять, может ли он пережить чужую боль и страдание.                В России духовно­нравственное воспитание традиционно содействовало духовно­нравственному становлению человека на основе православной культуры во   всех   формах   ее   проявления   (религиозной,   идеологической,   научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку возможность более полного и объемного восприятия мира, своего места в нём. Особая   роль   в   духовно   ­   нравственном   развитии   ребенка   принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду ­ а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения ­ не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.           Проблема духовно ­ нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из сложных и противоречивых задач как идейно­политического, так   и   научно­педагогического   содержания,   от   решения   которой   зависит психосоциальное   и   духовное   здоровье   детей.   Кому   же,   как   ни   нам,   людям искусства, найти заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть мир Любви и Добра. Это нужно не только им, но и нам, учителям. Ведь учитель ­ это, прежде всего   духовный   и   нравственный   наставник,   праведник   и   гуманист,   ­   без   этих добродетелей мы не можем взывать к их сознанию, не имеем на то морального права. Подавляющее большинство детей, несмотря на усилия школы, вырастает в оторванности от истинных шедевров музыки, не помнит ни одного музыкального сочинения   серьезного   искусства,   которое   бы   нравилось.   Как   видно,   система духовно­нравственного  воспитания функционально неполна:  в  образовательной школе   отсутствует   базовый   по   отношению   ко   всей   системе   воспитания   курс духовно   ­   нравственной   культуры;   далеко   не   в   полной   мере   используются особенности поликультурных традиций. Считаю,   что   показать   учащимся   красоту   музыки,   разнообразие музыкальных произведений и образов, приобщить их к музыкальному творчеству, развить духовно­нравственное чувство ­ главная задача преподавателя. Отсюда музыкальная   школа   является   сферой  активнейшего  влияния  на   духовный  мир ребенка,   что   ставит   учителя   перед   необходимостью   систематически   и целенаправленно   заниматься   вопросами   духовно­нравственного   развития   на каждом уроке. Однако   целенаправленность   формирования   духовного   мира   личности школьника   средствами   музыки   не   должна   стать   синонимом   насильственности. Современная   педагогика   и   психология   утверждают,   что   всякая   личность самоценна и имеет свою индивидуальность, неповторимость. Учитывая сказанное, школа   должна   формировать   личность   не   только   как   носителя   духовно­ нравственной   культуры,   но   и   как   активного   ее   преобразователя.   Вот   в   этот момент приходит понимание того, как важно то, чему мы учим наших детей. Либо   это   современные   песенки,   исполняемые   под   фонограмму,   порой   не имеющие   никакого   смысла,  либо   это   культурный   пласт,   накопленный   нашими предками, ­ музыка, проверенная временем.         На уроках убеждаешься, как эмоциональны и чувствительны дети, насколько тонко они воспринимают музыку. Задача учителя не погасить искру творчества, а соединить   обучение   с   естественными   для   детского   возраста   интересами   и переживаниями   –необходимо   учить радости.   Через   радость   ребенок   должен познавать окружающий мир. Как поется в одной детской песне: «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!» С радостью он должен идти на урок. Профессия   педагога   особая,   связанная   со   сложным,   хрупким   миром ребенка. И задача учителя ­ не сводить проблемы музыкального воспитания и образования к информации, а средствами искусства учить мыслить, чувствовать, сопереживать, чтобы у школьников развивался не только интеллект, но и душа. Учитель должен учить школьников ориентироваться в мире музыки, привить им вкус   и   приобщать   к   высшим   духовным   ценностям,   научить   познавать   мир   и формировать образ мира средствами искусства, в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире. Духовно­нравственные понятия, которые несет высокое искусство, должны прорасти в житейские и стать личным для каждого школьника. Сегодняшний   школьник   современного   бурно   меняющегося   мира   совсем иной,   чем   был   раньше.   Он   опережает   своих   предшественников   в   физическом развитии, но, увы, отстает в духовно ­ нравственном. К тому же новые условия современной жизни не способствуют духовному здоровью детей. Новые проблемы стоят   перед   массовым   музыкальным   воспитанием.  Другая   кричащая   проблема связана   с   ранней   компьютеризацией:   ученые   констатируют;   что   школьники   в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и творческие способности.   Отсюда   возникает   острая   потребность   сделать   массовое образование творческим, акцентировать в нём духовно ­ нравственное начало и ориентировать на современные проблемы выживания человечества. Как помочь детям избежать этих и других сетей самоистребления, которые засасывают человека физически и духовно? Во все времена это проповедовало высокое   искусство.   В   аспекте   вышеизложенных   проблем   очевидна   значимость учителя музыки как учителя, ведущего своих учеников к жизни, добру, истине, красоте. Главная цель учителя не в воспитании отдельных талантов, а в том, чтобы все ученики любили музыку, чтобы для всех она стала духовной потребностью. То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом   возрасте.   Это   правило   касается   всех   сфер   духовной   жизни   ребенка   и особенно   эстетического   воспитания.   Чуткость,   восприимчивость   к   красоте   в детские   годы   несравненно   глубже,   чем   в   более   поздние   периоды   развития личности. Один из путей интенсификации музыкального образования ­ это насыщение содержания   музыкального   образования   новыми   пластами   музыкального искусства:   музыкальным   фольклором,   духовной   музыкой,   современной академической музыкой, джазом, авторской песней  и т.п.  Ведь музыка  всегда являлась   самым   чудодейственным   тонким   средством   привлечения   к   добру, красоте,   человечности.   В   наше   время,   когда   с   особой   остротой   стоит   задача духовного   возрождения   общества,   музыкальное   искусство   решает   задачи гуманизации образования школьников. Поэтому в современной школе духовно­ нравственное воспитание должно стать приоритетным направлением становления личности. Список источников: 1. 2. 3. Алиев   Ю.Б.   Настольная   книга   школьного   учителя­музыканта.   –   М.: ВЛАДОС, 2000. Абдуллин   Э.Б.,   Николаева   Е.В.Теория   музыкального   образования. Учеб.длястуд.высш.пед.учеб.заведений. – М.Академия,2004. Кашапова,   Л.   М.   Региональные   музыкальные   традиции   в   формировании этноличности школьника [Текст] / Л. М. Кашапова // Искусство и образование. – 2005. – № 4 (36). – C. 84–92. 4. Явгильдина, З. М. Детский фольклор на уроках музыки [Текст] / З. М. Явгильдина // Искусство и образование. – 2006. – № 3. – C. 74–80. 5. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. ­ М.: Просвещение, 1989. 6. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. – М., 1973. 7.   Музыка.   Программа   для   ООУ.   Начальные   классы   /   Е.Д.   Критская,   Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2005, 2006.

Доклад Музыкальное искусство как основа духовно-нравственного развития творческой личности

Доклад Музыкальное искусство   как основа духовно-нравственного развития творческой личности

Доклад Музыкальное искусство как основа духовно-нравственного развития творческой личности

Доклад Музыкальное искусство   как основа духовно-нравственного развития творческой личности

Доклад Музыкальное искусство как основа духовно-нравственного развития творческой личности

Доклад Музыкальное искусство   как основа духовно-нравственного развития творческой личности

Доклад Музыкальное искусство как основа духовно-нравственного развития творческой личности

Доклад Музыкальное искусство   как основа духовно-нравственного развития творческой личности

Доклад Музыкальное искусство как основа духовно-нравственного развития творческой личности

Доклад Музыкальное искусство   как основа духовно-нравственного развития творческой личности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.08.2019