Школа перешла на новые стандарты и их необходимо использовать в своей работе.В своей работе я предлагаю рассмотреть некоторые моменты ,зафиксированные в Стандарте.Во-первых, Стандарт направлен на обеспечение качественных условий развития учащихся,во-вторых,основным методом Стандарта является системно-деятельностный подход,который обеспечит формирование готовности учащихся к саморазвитию , но при этом необходима помощь со стороны родителей, педагогов, общества.Презентация «Новые государственные стандарты как средство развития учащихся»
Выступлене на ШМО : «
Новые государственные стандарты как средство развития
учащихся» (Судакова С.Н.)
Очень скоро мы с вами перейдем на новые образовательные стандарты. Гдето это может
произойти на следующий год, гдето, через год или два и мы должны изучать их как ближайшую
перспективу для работы.По общему пониманию Стандарт фиксирует некую планку, которую
нужно достигнуть, завершив процесс образования на определенном этапе. Но новый стандарт,
наряду с этим дает и другие возможности.Рассмотрим только некоторые моменты,
зафиксированные в Стандарте.
…Стандарт направлен на обеспечение условий развития учащихся, посредством личностно
значимой деятельности!!Об этой деятельности мы и поговорим. Выявим личностнозначимые
мотивы этой деятельности. Это достаточно трудно в 5 – 6 классах, так как существует общая не
сформированность мотивов и целей образования. На первый план выходит деятельность
практическая, занимательная, экспериментальная. Картина изменяется с переходом в 7 – 8
классы. На первый план начинает выступать умственная деятельность. Все чаще учителя
обращаются к классу: «С какой целью мы решаем эту задачу? Прежде, чем решать эту проблему,
нужно подумать... Хорошо ли ты подумал?».В таких условиях деятельностный принцип,
ограниченный в начальных классах в основном практической деятельностью, постепенно переходит
в личностно ориентированный, более отвечающий среднему звену. Начинает работать связь:
сознание + деятельность + личность.
Следующий момент: Методологией Стандарта определен системнодеятельностный подход.
Это означает, что деятельностный подход не только способ и средство реализации методик, не
только способ организации и построения научнопрактической деятельности, но он и сам базисный
принцип, то есть, включен в систему понятий! Ведь именно это сказано в стандарте словами
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ! Обозначенный как цель, деятельностный подход тут же
становится инструментом работы учителя, то есть выступает как средство достижения этой цели.
«…Деятельностный подход обеспечивает формирование готовности обучающихся к саморазвитию
и непрерывному образованию»Сам по себе ни стандарт, ни деятельностный подход ничего не
обеспечат. Обеспечивают учителя, родители, общество, директор, методисты,
чиновники.Готовность к саморазвитию – заложена у ребенка с рождения, и если на какомто этапе
эта готовность угасла, просто разбудите ее. (Приложив талант учителя). И мы получим эту
готовность к саморазвитию и стремление к непрерывному образованию. В
деятельностном подходе учитель просто не сможет не … «проектировать и конструировать
развивающую образовательную среду».Где она рождается – эта развивающая среда? На уроке! На
том уроке, который мы с вами проводим! В той форме деятельности, которую выбрали мы с вами,
и будет ли эта деятельность учебнопознавательной и формирующей развивающую среду, тоже, в
конечном счете, зависит от нас с вами, от нашей деятельности, которая и есть методологическая
основа Стандарта.
Перейдем к основе Стандарта, к метапредметным результатам освоения программы с точки
зрения деятельности. Прежде чем ученик научится самостоятельно определять цели и составлять
планы они ему десятки раз должны быть поставлены учителем, а он их должен осмыслить,
выделить из наводящих ситуаций и вопросов, проговорить, осуществить, проверить!!! Да не просто
цели, а креативные, познавательные, инновационные. А еще лучше, если цели формулирует ученик,
втянутый всей предварительной совместной деятельностью в круговорот познания.
Теперь о результатах. Знания проверить легко, умения и способности намного
труднее.«Результаты должны отражать владение навыками познавательной, учебно
исследовательской и проектной деятельности, способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания». Только вдеятельностном подходе возможно решать и, может быть, решить эти условия. Если с
познавательной деятельностью все относительно просто, ею мы занимались и занимаемся давно и
продуктивно, а вот учебноисследовательской и проектной деятельности …нужно учить и
учиться ее проводить. Учебноисследовательская деятельность предполагает кропотливый
долговременный путь, работу в компактной группе увлеченных людей, где каждый владеет
вопросом в совершенстве. Элементы учебноисследовательской деятельности можно смело
вставлять хоть на каждый урок – переборщить здесь невозможно. Но следующие шаги будут
даваться с большим трудом. Почему? Способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, не дается от природы. Дайте ученику 2 3 десятка таких
практических задач и хотя бы несколько методов их решений. Тогда ждите, что 23 человека в
классе займутся этим уже самостоятельно. А затем этот увлекательный процесс, возможно,
захватит других. Только найдите время на эти задания.
Плавно перетекаем к источникам информации для проектов, исследований. Должна быть
«готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности,
включая умение ориентироваться в различных источниках информации». Сколько раз за
время обучения в школе ученик должен быть мотивирован учителем к обращению за информацией,
чтобы такая готовность стала результатом работы. Использование различных источников
информации становится насущной идеей. Значит, срочно требуются формы занятий, где просто
необходимо добывать информацию для решения проблем. Примеры:
1) давать для познания необъяснённую учителем тему,понятие;2)
оборудование, для работы практической работы - без инструкций;3)
задание с избыточным оборудованием, (выбирай сам!);4) задание с
самостоятельным выбором пути решения;5) задачу с неизвестными
константами (найди сам);6) задачу с неполными данными;7) задание с
нереальным, фантастическим результатом.Хорошо бы в систему образования добавить
систему оценок, когда оцениванию подлежит не достигнутый результат, а деятельность по его
достижению.
Положения Стандарта о Рефлексии. Результат стандарта должен отражать «...владение
навыками познавательной рефлексии, как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов, границ своего знания и незнания, новых
познавательных задач и средств их достижения».
При прежних стандартах, когда во главу угла ставились четко определенные знания, умения,
навыки, когда процесс контролировался в основном учителем и в целом школой, рефлексия была
дополнительным приемом самоконтроля для отдельных, весьма продвинувшихся в обучении детей.
Цель ставилась с помощью учителя, путь движения задавался алгоритмом, средства достижения
заданы и весьма ограничены, необходимая информация собрана в учебнике, оборудование уже
перечислено и даже необходимый вывод уже записан в виде вопроса. Рефлексия становится
познавательной, только когда хотя бы один элемент цепочки познания выбирается учеником или
учителем самостоятельно, и, непредсказуемо. И хорошо, когда выбор ученика «мучительный», т.е.
трудный. Вот тогда рефлексия может либо обрадовать либо огорчить.Закончим предметом
аттестации. Овладение метапредметными и предметными результатами, которые
предполагает стандарт и есть предмет аттестации.Гуманным является тот факт, что «…
достижение личностных результатов итоговой аттестации не подлежит». И поскольку аттестация
будет проходить в форме ЕГЭ содержание КИМов для сдачи ЕГЭ претерпит весьма глобальные
преобразования, так как сам процесс сдачи ЕГЭ должен выявить все те метапредметные результаты
освоения Основной программы образовательного учреждения, в деятельностном подходе, о
которых мы говорили выше. Как и сам деятельностный подход.Вот еще одно видение ролиНовых образовательных стандартов именно в процессе образования, одновременно
служащими инструментом этого образования.