Доклад на ему «Новые государственные стандарты как средство развития учащихся»

  • Лекции
  • docx
  • 29.10.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Школа перешла на новые стандарты и их необходимо использовать в своей работе.В своей работе я предлагаю рассмотреть некоторые моменты ,зафиксированные в Стандарте.Во-первых, Стандарт направлен на обеспечение качественных условий развития учащихся,во-вторых,основным методом Стандарта является системно-деятельностный подход,который обеспечит формирование готовности учащихся к саморазвитию , но при этом необходима помощь со стороны родителей, педагогов, общества.Презентация «Новые государственные стандарты как средство развития учащихся»
Иконка файла материала Новые государственные стандарты как средство развития учащихся.docx
Выступлене на ШМО : «  Новые государственные стандарты как средство развития учащихся» (Судакова С.Н.)     Очень скоро мы с вами  перейдем на новые  образовательные стандарты. Где­то это может  произойти на следующий год, где­то,  через год или два и мы должны изучать их как ближайшую  перспективу для работы.По общему пониманию Стандарт фиксирует некую планку, которую  нужно достигнуть,  завершив процесс образования на определенном этапе. Но новый стандарт,  наряду с этим дает и другие возможности.Рассмотрим только некоторые моменты,  зафиксированные в Стандарте. …Стандарт направлен на обеспечение условий развития учащихся, посредством   личностно  значимой деятельности!!Об этой деятельности мы и поговорим. Выявим личностно­значимые  мотивы этой деятельности. Это достаточно трудно в 5 – 6 классах, так как существует общая не  сформированность мотивов и целей образования.  На первый план выходит деятельность  практическая, занимательная, экспериментальная.  Картина изменяется  с переходом в 7 – 8   классы. На первый план начинает выступать умственная деятельность. Все чаще учителя  обращаются к классу: «С какой целью мы решаем эту задачу? Прежде, чем решать эту проблему,   нужно подумать... Хорошо ли ты подумал?».В таких условиях деятельностный принцип,  ограниченный в начальных классах в основном практической деятельностью, постепенно переходит в личностно ориентированный, более отвечающий среднему звену. Начинает работать связь:   сознание + деятельность + личность. Следующий момент: Методологией Стандарта определен системно­деятельностный  подход.  Это означает, что деятельностный  подход не только способ и средство реализации методик, не  только способ организации и построения научно­практической деятельности, но он и сам базисный  принцип, то есть, включен в систему понятий!  Ведь именно это сказано в стандарте словами  МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ! Обозначенный как цель,  деятельностный подход тут же  становится инструментом работы учителя, то есть выступает как средство достижения этой цели.  «…Деятельностный подход обеспечивает формирование готовности обучающихся к саморазвитию  и непрерывному  образованию»Сам по себе  ни стандарт,  ни деятельностный подход ничего не  обеспечат. Обеспечивают учителя, родители, общество, директор, методисты,  чиновники.Готовность к саморазвитию – заложена у ребенка с рождения, и если на каком­то этапе  эта готовность угасла, просто разбудите ее. (Приложив талант учителя).  И мы получим  эту  готовность к саморазвитию и  стремление к непрерывному образованию.                              В  деятельностном подходе учитель просто не сможет не … «проектировать  и конструировать  развивающую образовательную среду».Где она рождается – эта развивающая среда? На уроке! На  том уроке, который мы с вами проводим! В той форме деятельности, которую выбрали мы с вами,  и будет ли эта деятельность учебно­познавательной и формирующей развивающую среду, ­ тоже, в  конечном счете, зависит от нас с вами, от нашей деятельности,  которая и есть методологическая  основа Стандарта.  Перейдем к основе Стандарта,  к метапредметным результатам освоения программы  с точки зрения деятельности. Прежде чем ученик научится самостоятельно определять цели и составлять  планы    они ему десятки раз должны быть поставлены учителем, а он их должен осмыслить,  выделить из наводящих ситуаций и вопросов, проговорить, осуществить, проверить!!! Да не просто  цели, а креативные, познавательные,  инновационные. А еще лучше, если цели формулирует ученик, втянутый всей предварительной совместной деятельностью в круговорот познания. Теперь о результатах.  Знания проверить легко, умения и способности намного  труднее.«Результаты должны отражать владение навыками познавательной, учебно­ исследовательской и проектной деятельности, способность и готовность к самостоятельному  поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания». Только вдеятельностном подходе возможно решать и, может быть, решить эти условия.  Если с  познавательной деятельностью все относительно  просто, ею мы занимались и занимаемся давно и  продуктивно, а вот учебно­исследовательской и проектной деятельности …нужно учить и  учиться ее проводить. Учебно­исследовательская деятельность предполагает кропотливый  долговременный путь, работу в компактной группе увлеченных людей, где каждый владеет  вопросом в совершенстве. Элементы  учебно­исследовательской   деятельности   можно смело  вставлять хоть на каждый урок – переборщить здесь невозможно. Но следующие шаги будут  даваться с большим трудом. Почему?   Способность и готовность к самостоятельному поиску  методов решения практических задач, не дается от природы. Дайте ученику 2 ­3 десятка таких  практических задач и хотя бы несколько  методов их решений. Тогда ждите,  что 2­3 человека в  классе  займутся этим уже самостоятельно. А затем этот увлекательный процесс, возможно,   захватит других. Только найдите время на эти задания. Плавно перетекаем к источникам информации для проектов,  исследований. Должна быть  «готовность и способность к самостоятельной информационно­познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации».  Сколько раз за  время обучения в школе ученик должен быть мотивирован учителем  к обращению за информацией, чтобы такая готовность стала результатом работы. Использование различных источников  информации становится насущной идеей. Значит, срочно требуются формы занятий, где просто  необходимо добывать информацию для решения проблем. Примеры: 1) давать для познания необъяснённую учителем тему,понятие;2) оборудование, для работы практической работы - без инструкций;3) задание с избыточным оборудованием, (выбирай сам!);4) задание с самостоятельным выбором пути решения;5) задачу с неизвестными константами (найди сам);6) задачу с неполными данными;7) задание с нереальным, фантастическим результатом.Хорошо бы в систему образования добавить  систему оценок, когда оцениванию подлежит не достигнутый результат, а деятельность по его  достижению. Положения Стандарта  о Рефлексии. Результат стандарта должен отражать  «...владение навыками познавательной рефлексии, как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения».  При прежних стандартах, когда во главу угла ставились  четко определенные знания, умения,  навыки, когда процесс контролировался в основном учителем и в целом школой, рефлексия была  дополнительным приемом самоконтроля для отдельных, весьма продвинувшихся в обучении детей.  Цель ставилась с помощью учителя, путь движения задавался алгоритмом, средства достижения  заданы и весьма ограничены, необходимая информация собрана в учебнике, оборудование уже  перечислено и даже необходимый вывод уже записан в виде вопроса.  Рефлексия становится  познавательной, только когда хотя бы один элемент цепочки познания выбирается учеником или  учителем самостоятельно, и, непредсказуемо. И хорошо, когда выбор ученика «мучительный», т.е.  трудный. Вот тогда рефлексия может либо обрадовать либо огорчить.Закончим предметом  аттестации. Овладение метапредметными  и предметными результатами, которые  предполагает стандарт и есть предмет аттестации.Гуманным является  тот факт, что «… достижение личностных результатов итоговой аттестации не подлежит».  И поскольку аттестация  будет проходить в форме ЕГЭ содержание КИМов для сдачи ЕГЭ претерпит весьма глобальные  преобразования, так как сам процесс сдачи ЕГЭ должен выявить все те метапредметные результаты освоения Основной программы образовательного учреждения, в деятельностном подходе,  о  которых мы говорили выше. Как и сам деятельностный подход.Вот еще одно видение  ролиНовых образовательных стандартов именно в процессе образования, одновременно  служащими инструментом этого образования.