Доклад на МК на тему:"Метапредметный подход в преподавании русского языка"

  • Лекции
  • docx
  • 11.02.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данная статья посвящена теме: "Метапредметный подход в преподавании русского языка". Доклад раскрывает понятие метапредметности и метапредметного подхода, актуальность его на данном этапе развития образования в соответствии с требованиями ФГОС СПО. В материале представлены разнообразные подходы к реализации данной темы, расматриваются особенности метапредметного урока.
Иконка файла материала МК доклад по русскому.docx
Тезисы выступления на тему Метапредметный подход в преподавании русского языка Пещерова О.В.. преподаватель ГАПОУ ГГК Приходит ученик к Учителю и говорит: ­ Учитель,  у меня такая тяжелая  жизнь,  такие проблемы, я все  время плыву против течения, у меня нет больше сил… что мне делать?  Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В одну емкость бросил морковь, в другую – положил яйцо, а в третью – насыпал молотые зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе.      ­Что изменилось? – спросил он ученика. ­ Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде. – ответил ученик. ­ Нет, – сказал Учитель, – Это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри – твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств – кипятка.      Так и люди… Сильные внешне – могут расклеиться и стать слабаками там, где хрупкие и нежные – лишь затвердеют и окрепнут.      ­А кофе? – спросил ученик.­ О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились  в новой враждебной среде и  изменили  её – превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Мораль   притчи:   есть   особые   люди,   которые   не   изменяются   в   силу обстоятельств – они изменяют сами обстоятельства, превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации и той среды, в которой они   находятся»! Учитель   сегодня   должен   стать   конструктом   новых педагогических ситуаций, новых заданий. В   последнее   время   актуальным   стало   использование   метапредметного подхода. Метапредмет — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный   тип   интеграции   учебного   материала   и   принципрефлексивного   отношения   к   базисным   организованностям   мышления — «знание», «знак», «проблема», «задача». Например,   в   рамках метапредмета   «Знак» у   обучающихся формируется способность   схематизации.   Они   учатся   выражать   с помощью   схем   то,   что   понимают,   то,   что   хотят   сказать,   то,   что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать. В   рамках   другого метапредмета —   «Знание» —   формируется   свой блок  способностей.   К  их  числу   можно  отнести,  например, способность работать   с   понятиями,   систематизирующую   способность (т.   е. способность работать с системами знаний). Изучая метапредмет   «Проблема»,   обучающиеся   учатся   обсуждать вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем.   На   метапредмете   «Проблема»   обучающиеся   получают соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают техники   позиционного   анализа,   умение   организовывать   и   вести полипозиционный   диалог,   у   них   развиваются   способности проблематизации, целеполагания, самоопределения и др. На   метапредмете «Задача» обучающиеся   получают   знание   о   разных типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача» формируются   способности   понимания   и   схематизации   условий, моделирования   объекта   задачи,   конструирования   способов   решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели.  Преподавание   русского   языка   и   литературы   –   это   неисчерпаемый источник   формирования   и   использования   метапредметных   связей. Несомненно, на вооружении учителя остаются фундаментальные технологии. Однако   требования   времени   предполагают   включение   в   работу   новых образовательных   технологий: проблемного обучения, развития критического мышления, ИКТ­технологии.   технологии   проектной   деятельности,№ пп 1 2 3 4 5 6. 7. Признаки метапредметного урока Признаки, позволяющие назвать урок метапредметным   эвристическая,   проектная,  перевод   теоретических   представлений   в   плоскость   личностных Самостоятельная  (экспериментальная,   поисковая   и   т.д.)  учебная   деятельность обучающихся. Рефлексия, рассуждений и выводов. Активизация   интереса   и   мотивации   обучения   учащихся   путём   привлечения   к предмету   урока   других   областей   знаний  и   опоры   на   личный   практический   опыт каждого ученика. Использование образовательных технологий: ­технология совместного обучения; ­технология исследовательской деятельности; ­проектная деятельность; ­проблемно­диалогическая технология; ­игровая технология. Организация внеурочной деятельности школьников: ­разработка и реализация надпредметных проектов; ­участие в исследовательской работе. Ключевые   понятия,   проблемы,   задачи   урока   рассматриваются   в   качестве деятельностных     единиц   .   Способы   деятельности   на   уроке   являются универсальными, то есть, применимыми к различным предметным областям. Целеполагание как обязательный элемент урока. Исследовательская,   коммуникативно­диалоговая, дискуссионная, игровая деятельность, суть которой заключается в том, что усвоение любого   материала   происходит   в   процессе   решения   практической   или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. Передача учащимся не знаний, а способов работы со знаниями.  Развитие базовых способностей   мышления,   воображения,   работа   с   взаимосвязями.   Формирование УУД,   умений   структурировать   знания.   Рефлексия   способов   и   условий   действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Наличие   основополагающего,   проблемных   и   учебных   вопросов,   которые способствуют развитию   познавательной активности школьников и формированию метапредметных и универсальных учебных действий. ­   Метапредметный   урок   выстраивается   вокруг   мысле­деятельностной организованности, например, знание, проблема, задача, смысл, категория и т.д. Все они имеют деятельностный, и потому универсальный (метапредметный) характер. ­ Очень хорошее знание материала традиционных учебных предметов, что позволяет грамотно   переорганизовывать   учебный   материал   вокруг   деятельностных   единиц содержания. ­ Ориентация на развитие у учащихся базовых компетенций. ­ Многообразие методических форм и приемов, позволяющих интенсифицировать работу на уроке. Исследовательская   и   поисковая   работа   учащихся,   деятельностный   подход   в обучении, рефлексия,  связь теории с практикой. ­ формирование целостности картины мира; ­ проблемный и исследовательский подход, познание в сравнении; ­ развитие монологической речи, коммуникативных навыков; ­ "поучение" на примере, работа по алгоритму;­ моделирование; ­ умение черпать информацию из всего. учащийся осмысляет во время урока использование содержания материала в жизни на уроке видимы взаимоотношения наук созданы проблемные ситуации, требующие личностного   самоуправления,   учитель   создает   условия,   в   которых   дети   могут самостоятельно,   но   под   руководством   учителя,   найти   решения   тех   или   иных поставленных задач ­взаимосвязь и взаимообусловленность теории и практики  ­"присвоение" открытия в процессе познания  ­мировоззренческая составляющая(знание "встраивается" в опыт) Востребованна   в   настоящее   время   интегративная   технология как путь формирования метапредметных знаний и умений. Интегрированным   мы   называем   урок,   в   ходе   которого   реализуется взаимосвязь   смежных   учебных   дисциплин,   в   результате   чего   образуется неразрывное   целое,   обусловленное   разумным   взаимодополнением   знаний   по   В   филологическом   образовании   можно   выделить разным   предметам.   следующие типы интегрированных уроков русского языка и литературы: 1) интегрированный   урок   на   уровне   межпредметных   связей  (реализует минимальное   содержательное   интегративное   взаимодействие родственных филологических дисциплин; на таком уроке  параллельно используются   лингвистические   и   литературоведческие   понятия, определения); 2) интегрированный   урок   развития   связной   речи   на   основе   работы   с художественным текстом (реализует средний интегративный уровень – уровень дидактического синтеза русского языка и литературы).  3) урок   словесности  (реализует   максимальную   интеграцию   содержания филологических дисциплин – уровень целостности). В процессе интеграции гуманитарных наук формируются метапредметные умения: аналитические, учебно­информационные,  коммуникативно­речевые. На   интегрированных   уроках,  анализируя   факты   и  явления,  учащиеся активно   познают   действительность,   находят   причинно­следственные   связи, происходит   формирование   следующих   умений:     сопоставлять   явления   ифакты, выделять главное, составлять из отдельных элементов целую картину, делать философские, экономические, политические и нравственные выводы. Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому очень   важно   сформировать   у   учащихся   метапредметные   учебно­ информационные умения: извлекать информацию из различных источников, составлять план, отбирать материал по заданной теме, составлять письменные тезисы, подбирать цитаты,  составлять таблицы, схемы, графики. На таких уроках формируются необходимые коммуникативно­речевые метапредметные умения: составлять связное устное высказывание; соблюдать орфоэпические и грамматические нормы, сохранять определённый стиль речи в   сообщениях   и   докладах,   использовать   различные   средства   наглядности, выражать   своё   мнение   и   отстаивать   его,   пересказывать   текст   (подробно, выборочно,   сжато),   оформлять   научно­исследовательскую   работу,     умение вести дискуссию. Таким   образом,   интегрированные   уроки   дают   ученику   достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимопомощи, о   существовании   многообразного   мира   материальной   и   художественной культуры.   Такие   уроки   предполагают   обязательное   развитие   творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов,   привлекать   сведения   из   различных   областей   науки,   культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни. В качестве результата   метапредметного обучения повышается уровень развития   базовых   способностей   обучающихся:   мышления,   понимания, коммуникации,  рефлексии,  действия.  Используя   на  уроках   русского   языка метапредметной   технологии,   мы   формируем   мировоззрение   учащихся, помогаем   понять,   что   такое   свобода   выбора,   совесть,   настоящая   любовь, ответственность, т.е. формируем общекультурную и гражданскую личность, что и является задачей сегодняшней школы.Так как в настоящее время сложились условия, когда востребованность специалиста   на   рынке   труда,   его   конкурентоспособность   в   значительной степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения правильно   общаться,  от   знания   приёмов   речевого   воздействия,  убеждения, актуален   выбор   эффективных   технологий,   способствующих   развитию лингвистической   познавательной   активности   учащихся.   Метапредметные технологии помогают создавать условия для достижения успешности всеми обучающимися.