Данная статья посвящена теме: "Метапредметный подход в преподавании русского языка". Доклад раскрывает понятие метапредметности и метапредметного подхода, актуальность его на данном этапе развития образования в соответствии с требованиями ФГОС СПО. В материале представлены разнообразные подходы к реализации данной темы, расматриваются особенности метапредметного урока.
Тезисы выступления на тему
Метапредметный подход в преподавании русского языка
Пещерова О.В.. преподаватель ГАПОУ ГГК
Приходит ученик к Учителю и говорит:
Учитель, у меня такая тяжелая жизнь, такие проблемы, я все время плыву
против течения, у меня нет больше сил… что мне делать?
Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В
одну емкость бросил морковь, в другую – положил яйцо, а в третью – насыпал
молотые зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и
налил в чашку кофе.
Что изменилось? – спросил он ученика.
Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде. – ответил ученик.
Нет, – сказал Учитель, – Это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри –
твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое
яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру
под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств – кипятка.
Так и люди… Сильные внешне – могут расклеиться и стать слабаками там, где
хрупкие и нежные – лишь затвердеют и окрепнут.
А кофе? – спросил ученик. О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью
растворились в новой враждебной среде и изменили её – превратили кипяток в
великолепный ароматный напиток.
Мораль притчи: есть особые люди, которые не изменяются в силу
обстоятельств – они изменяют сами обстоятельства, превращают их в нечто
новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации и той среды, в которой
они находятся»! Учитель сегодня должен стать конструктом новых
педагогических ситуаций, новых заданий.
В последнее время актуальным стало использование метапредметного
подхода.
Метапредмет — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит
мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принципрефлексивного отношения к базисным организованностям мышления —
«знание», «знак», «проблема», «задача».
Например,
в рамках метапредмета «Знак» у обучающихся
формируется способность схематизации. Они учатся выражать с
помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что
пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.
В рамках другого метапредмета — «Знание» — формируется свой
блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность
работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е.
способность работать с системами знаний).
Изучая метапредмет «Проблема», обучающиеся учатся обсуждать
вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых
проблем. На метапредмете «Проблема» обучающиеся получают
соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают
техники позиционного анализа, умение организовывать и вести
полипозиционный диалог,
у них развиваются способности
проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.
На метапредмете «Задача» обучающиеся получают знание о разных
типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача»
формируются способности понимания и схематизации условий,
моделирования объекта задачи, конструирования способов решения,
выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
Преподавание русского языка и литературы – это неисчерпаемый
источник формирования и использования метапредметных связей.
Несомненно, на вооружении учителя остаются фундаментальные технологии.
Однако требования времени предполагают включение в работу новых
образовательных технологий:
проблемного обучения, развития критического мышления, ИКТтехнологии.
технологии проектной деятельности,№
пп
1
2
3
4
5
6.
7.
Признаки метапредметного урока
Признаки, позволяющие назвать урок метапредметным
эвристическая,
проектная,
перевод теоретических представлений в плоскость личностных
Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность
обучающихся.
Рефлексия,
рассуждений и выводов.
Активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к
предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт
каждого ученика.
Использование образовательных технологий:
технология совместного обучения;
технология исследовательской деятельности;
проектная деятельность;
проблемнодиалогическая технология;
игровая технология.
Организация внеурочной деятельности школьников:
разработка и реализация надпредметных проектов;
участие в исследовательской работе.
Ключевые понятия, проблемы, задачи урока рассматриваются в качестве
деятельностных
единиц . Способы деятельности на уроке являются
универсальными, то есть, применимыми к различным предметным областям.
Целеполагание как обязательный элемент урока.
Исследовательская,
коммуникативнодиалоговая,
дискуссионная, игровая деятельность, суть которой заключается в том, что усвоение
любого материала происходит в процессе решения практической или
исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.
Передача учащимся не знаний, а способов работы со знаниями. Развитие базовых
способностей мышления, воображения, работа с взаимосвязями. Формирование
УУД, умений структурировать знания. Рефлексия способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Наличие основополагающего, проблемных и учебных вопросов, которые
способствуют развитию познавательной активности школьников и формированию
метапредметных и универсальных учебных действий.
Метапредметный урок выстраивается вокруг мыследеятельностной
организованности, например, знание, проблема, задача, смысл, категория и т.д. Все
они имеют деятельностный, и потому универсальный (метапредметный) характер.
Очень хорошее знание материала традиционных учебных предметов, что позволяет
грамотно переорганизовывать учебный материал вокруг деятельностных единиц
содержания.
Ориентация на развитие у учащихся базовых компетенций.
Многообразие методических форм и приемов, позволяющих интенсифицировать
работу на уроке.
Исследовательская и поисковая работа учащихся, деятельностный подход в
обучении, рефлексия, связь теории с практикой.
формирование целостности картины мира;
проблемный и исследовательский подход, познание в сравнении;
развитие монологической речи, коммуникативных навыков;
"поучение" на примере, работа по алгоритму; моделирование;
умение черпать информацию из всего.
учащийся осмысляет во время урока использование содержания материала в жизни
на уроке видимы взаимоотношения наук созданы проблемные ситуации, требующие
личностного самоуправления, учитель создает условия, в которых дети могут
самостоятельно, но под руководством учителя, найти решения тех или иных
поставленных задач
взаимосвязь и взаимообусловленность теории и практики
"присвоение" открытия в процессе познания
мировоззренческая составляющая(знание "встраивается" в опыт)
Востребованна в настоящее время интегративная технология
как путь формирования метапредметных знаний и умений.
Интегрированным мы называем урок, в ходе которого реализуется
взаимосвязь смежных учебных дисциплин, в результате чего образуется
неразрывное целое, обусловленное разумным взаимодополнением знаний по
В филологическом образовании можно выделить
разным предметам.
следующие типы интегрированных уроков русского языка и литературы:
1) интегрированный урок на уровне межпредметных связей (реализует
минимальное содержательное интегративное взаимодействие
родственных филологических дисциплин; на таком уроке параллельно
используются лингвистические и литературоведческие понятия,
определения);
2) интегрированный урок развития связной речи на основе работы с
художественным текстом (реализует средний интегративный уровень –
уровень дидактического синтеза русского языка и литературы).
3) урок словесности (реализует максимальную интеграцию содержания
филологических дисциплин – уровень целостности).
В процессе интеграции гуманитарных наук формируются метапредметные
умения: аналитические, учебноинформационные, коммуникативноречевые.
На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся
активно познают действительность, находят причинноследственные связи,
происходит формирование следующих умений: сопоставлять явления ифакты, выделять главное, составлять из отдельных элементов целую картину,
делать философские, экономические, политические и нравственные выводы.
Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся,
побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому
очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно
информационные умения: извлекать информацию из различных источников,
составлять план, отбирать материал по заданной теме, составлять письменные
тезисы, подбирать цитаты, составлять таблицы, схемы, графики.
На таких уроках формируются необходимые коммуникативноречевые
метапредметные умения: составлять связное устное высказывание; соблюдать
орфоэпические и грамматические нормы, сохранять определённый стиль речи
в сообщениях и докладах, использовать различные средства наглядности,
выражать своё мнение и отстаивать его, пересказывать текст (подробно,
выборочно, сжато), оформлять научноисследовательскую работу, умение
вести дискуссию.
Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно
широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимопомощи,
о существовании многообразного мира материальной и художественной
культуры. Такие уроки предполагают обязательное развитие творческой
активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных
предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры,
искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
В качестве результата метапредметного обучения повышается уровень
развития базовых способностей обучающихся: мышления, понимания,
коммуникации, рефлексии, действия. Используя на уроках русского языка
метапредметной технологии, мы формируем мировоззрение учащихся,
помогаем понять, что такое свобода выбора, совесть, настоящая любовь,
ответственность, т.е. формируем общекультурную и гражданскую личность,
что и является задачей сегодняшней школы.Так как в настоящее время сложились условия, когда востребованность
специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной
степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения
правильно общаться, от знания приёмов речевого воздействия, убеждения,
актуален выбор эффективных технологий, способствующих развитию
лингвистической познавательной активности учащихся. Метапредметные
технологии помогают создавать условия для достижения успешности всеми
обучающимися.