Доклад на МК на тему:"Метапредметный подход в преподавании русского языка"
Оценка 5
Лекции
docx
русский язык
Взрослым
11.02.2019
Данная статья посвящена теме: "Метапредметный подход в преподавании русского языка". Доклад раскрывает понятие метапредметности и метапредметного подхода, актуальность его на данном этапе развития образования в соответствии с требованиями ФГОС СПО. В материале представлены разнообразные подходы к реализации данной темы, расматриваются особенности метапредметного урока.
МК доклад по русскому.docx
Тезисы выступления на тему
Метапредметный подход в преподавании русского языка
Пещерова О.В.. преподаватель ГАПОУ ГГК
Приходит ученик к Учителю и говорит:
Учитель, у меня такая тяжелая жизнь, такие проблемы, я все время плыву
против течения, у меня нет больше сил… что мне делать?
Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В
одну емкость бросил морковь, в другую – положил яйцо, а в третью – насыпал
молотые зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и
налил в чашку кофе.
Что изменилось? – спросил он ученика.
Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде. – ответил ученик.
Нет, – сказал Учитель, – Это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри –
твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое
яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру
под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств – кипятка.
Так и люди… Сильные внешне – могут расклеиться и стать слабаками там, где
хрупкие и нежные – лишь затвердеют и окрепнут.
А кофе? – спросил ученик. О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью
растворились в новой враждебной среде и изменили её – превратили кипяток в
великолепный ароматный напиток.
Мораль притчи: есть особые люди, которые не изменяются в силу
обстоятельств – они изменяют сами обстоятельства, превращают их в нечто
новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации и той среды, в которой
они находятся»! Учитель сегодня должен стать конструктом новых
педагогических ситуаций, новых заданий.
В последнее время актуальным стало использование метапредметного
подхода.
Метапредмет — учебный предмет нового типа, в основе которого лежит
мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления —
«знание», «знак», «проблема», «задача».
Например,
в рамках метапредмета «Знак» у обучающихся
формируется способность схематизации. Они учатся выражать с
помощью схем то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что
пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.
В рамках другого метапредмета — «Знание» — формируется свой
блок способностей. К их числу можно отнести, например, способность
работать с понятиями, систематизирующую способность (т. е.
способность работать с системами знаний).
Изучая метапредмет «Проблема», обучающиеся учатся обсуждать
вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых
проблем. На метапредмете «Проблема» обучающиеся получают
соответствующее оснащение для работы с проблемами: они осваивают
техники позиционного анализа, умение организовывать и вести
полипозиционный диалог,
у них развиваются способности
проблематизации, целеполагания, самоопределения и др.
На метапредмете «Задача» обучающиеся получают знание о разных
типах задач и способах их решения. При изучении метапредмета «Задача»
формируются способности понимания и схематизации условий,
моделирования объекта задачи, конструирования способов решения,
выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
Преподавание русского языка и литературы – это неисчерпаемый
источник формирования и использования метапредметных связей.
Несомненно, на вооружении учителя остаются фундаментальные технологии.
Однако требования времени предполагают включение в работу новых
образовательных технологий:
проблемного обучения, развития критического мышления, ИКТтехнологии.
технологии проектной деятельности, №
пп
1
2
3
4
5
6.
7.
Признаки метапредметного урока
Признаки, позволяющие назвать урок метапредметным
эвристическая,
проектная,
перевод теоретических представлений в плоскость личностных
Самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность
обучающихся.
Рефлексия,
рассуждений и выводов.
Активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к
предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт
каждого ученика.
Использование образовательных технологий:
технология совместного обучения;
технология исследовательской деятельности;
проектная деятельность;
проблемнодиалогическая технология;
игровая технология.
Организация внеурочной деятельности школьников:
разработка и реализация надпредметных проектов;
участие в исследовательской работе.
Ключевые понятия, проблемы, задачи урока рассматриваются в качестве
деятельностных
единиц . Способы деятельности на уроке являются
универсальными, то есть, применимыми к различным предметным областям.
Целеполагание как обязательный элемент урока.
Исследовательская,
коммуникативнодиалоговая,
дискуссионная, игровая деятельность, суть которой заключается в том, что усвоение
любого материала происходит в процессе решения практической или
исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.
Передача учащимся не знаний, а способов работы со знаниями. Развитие базовых
способностей мышления, воображения, работа с взаимосвязями. Формирование
УУД, умений структурировать знания. Рефлексия способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Наличие основополагающего, проблемных и учебных вопросов, которые
способствуют развитию познавательной активности школьников и формированию
метапредметных и универсальных учебных действий.
Метапредметный урок выстраивается вокруг мыследеятельностной
организованности, например, знание, проблема, задача, смысл, категория и т.д. Все
они имеют деятельностный, и потому универсальный (метапредметный) характер.
Очень хорошее знание материала традиционных учебных предметов, что позволяет
грамотно переорганизовывать учебный материал вокруг деятельностных единиц
содержания.
Ориентация на развитие у учащихся базовых компетенций.
Многообразие методических форм и приемов, позволяющих интенсифицировать
работу на уроке.
Исследовательская и поисковая работа учащихся, деятельностный подход в
обучении, рефлексия, связь теории с практикой.
формирование целостности картины мира;
проблемный и исследовательский подход, познание в сравнении;
развитие монологической речи, коммуникативных навыков;
"поучение" на примере, работа по алгоритму; моделирование;
умение черпать информацию из всего.
учащийся осмысляет во время урока использование содержания материала в жизни
на уроке видимы взаимоотношения наук созданы проблемные ситуации, требующие
личностного самоуправления, учитель создает условия, в которых дети могут
самостоятельно, но под руководством учителя, найти решения тех или иных
поставленных задач
взаимосвязь и взаимообусловленность теории и практики
"присвоение" открытия в процессе познания
мировоззренческая составляющая(знание "встраивается" в опыт)
Востребованна в настоящее время интегративная технология
как путь формирования метапредметных знаний и умений.
Интегрированным мы называем урок, в ходе которого реализуется
взаимосвязь смежных учебных дисциплин, в результате чего образуется
неразрывное целое, обусловленное разумным взаимодополнением знаний по
В филологическом образовании можно выделить
разным предметам.
следующие типы интегрированных уроков русского языка и литературы:
1) интегрированный урок на уровне межпредметных связей (реализует
минимальное содержательное интегративное взаимодействие
родственных филологических дисциплин; на таком уроке параллельно
используются лингвистические и литературоведческие понятия,
определения);
2) интегрированный урок развития связной речи на основе работы с
художественным текстом (реализует средний интегративный уровень –
уровень дидактического синтеза русского языка и литературы).
3) урок словесности (реализует максимальную интеграцию содержания
филологических дисциплин – уровень целостности).
В процессе интеграции гуманитарных наук формируются метапредметные
умения: аналитические, учебноинформационные, коммуникативноречевые.
На интегрированных уроках, анализируя факты и явления, учащиеся
активно познают действительность, находят причинноследственные связи,
происходит формирование следующих умений: сопоставлять явления и факты, выделять главное, составлять из отдельных элементов целую картину,
делать философские, экономические, политические и нравственные выводы.
Интегрированные уроки развивают познавательный интерес учащихся,
побуждают к активному познанию окружающей действительности, поэтому
очень важно сформировать у учащихся метапредметные учебно
информационные умения: извлекать информацию из различных источников,
составлять план, отбирать материал по заданной теме, составлять письменные
тезисы, подбирать цитаты, составлять таблицы, схемы, графики.
На таких уроках формируются необходимые коммуникативноречевые
метапредметные умения: составлять связное устное высказывание; соблюдать
орфоэпические и грамматические нормы, сохранять определённый стиль речи
в сообщениях и докладах, использовать различные средства наглядности,
выражать своё мнение и отстаивать его, пересказывать текст (подробно,
выборочно, сжато), оформлять научноисследовательскую работу, умение
вести дискуссию.
Таким образом, интегрированные уроки дают ученику достаточно
широкое и яркое представление о мире, в котором он живёт, о взаимопомощи,
о существовании многообразного мира материальной и художественной
культуры. Такие уроки предполагают обязательное развитие творческой
активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных
предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры,
искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.
В качестве результата метапредметного обучения повышается уровень
развития базовых способностей обучающихся: мышления, понимания,
коммуникации, рефлексии, действия. Используя на уроках русского языка
метапредметной технологии, мы формируем мировоззрение учащихся,
помогаем понять, что такое свобода выбора, совесть, настоящая любовь,
ответственность, т.е. формируем общекультурную и гражданскую личность,
что и является задачей сегодняшней школы. Так как в настоящее время сложились условия, когда востребованность
специалиста на рынке труда, его конкурентоспособность в значительной
степени зависят от наличия грамотной речи (устной и письменной), умения
правильно общаться, от знания приёмов речевого воздействия, убеждения,
актуален выбор эффективных технологий, способствующих развитию
лингвистической познавательной активности учащихся. Метапредметные
технологии помогают создавать условия для достижения успешности всеми
обучающимися.
Доклад на МК на тему:"Метапредметный подход в преподавании русского языка"
Доклад на МК на тему:"Метапредметный подход в преподавании русского языка"
Доклад на МК на тему:"Метапредметный подход в преподавании русского языка"
Доклад на МК на тему:"Метапредметный подход в преподавании русского языка"
Доклад на МК на тему:"Метапредметный подход в преподавании русского языка"
Доклад на МК на тему:"Метапредметный подход в преподавании русского языка"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.